Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Абдыкаримов О. А.
Председатель Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
Председатель Сената Парламента Республики Казахстан


О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС предстоит сформировать действенную правовую базу, которая обеспечила бы успешную реализацию целей и задач Сообщества.
Ассамблеей уже принято более 50 нормативно-правовых актов (модельных законов и типовых проектов), способствующих решению задач по углублению интеграции. Положением о нормативных правовых актах Межпарламентской Ассамблеи в основном определен и механизм их реализации. Ряд парламентов уже использует положения данного документа в своей законопроектной деятельности. Так, Национальным собранием Республики Беларусь и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации уже внесены изменения в Регламенты, предусматривающие приоритетный порядок использования нормативных документов Межпарламентской Ассамблеи в законотворческом процессе. Соответствующие изменения в свой Регламент готовится внести и Государственная Дума России.
Вместе с тем, все национальные парламенты государств-членов ЕврАзЭС используют в своей деятельности принятые Межпарламентской Ассамблеей подходы к законотворчеству, разрабатываемые ею положения и нормы
По информации, поступающей из парламентов, наиболее востребованы такие модельные законы и типовые проекты МПА, как: "Об основах технического регулирования", "Об основах транспортной деятельности", "Об инновациях", "Об электронном документе", "Об образовании", "О борьбе с терроризмом", "О борьбе с коррупцией", "Об основах социальной политики", "О занятости населения", "О правовом регулировании организации охраны труда", "О миграции".
В последнее время Ассамблея делает особый акцент на правовом обеспечении развития реального сектора экономики. В 2003 году ею приняты, например, типовые проекты "О поддержке малого и среднего бизнеса" и "Основные принципы инвестиционной деятельности". Разрабатываются Основы транспортного законодательства и Основы законодательства об энергетике.
Межпарламентская Ассамблея имеет уже и опыт совершенствования механизма подготовки нормативно-правовых актов. Этой подготовке, как правило, предшествует сравнительно-правовой анализ национальных законов и международных соглашений. И только затем формируется и утверждается концепция нормативного документа и начинается процесс разработки правового акта. К этой работе все активнее подключаются научно-экспертные советы, образованные при МПА ЕврАзЭС.
Однако содержание некоторых правовых актов Ассамблеи еще отстает от быстро развивающихся в Сообществе экономических процессов. Предстоит еще немало серьезной работы по повышению их качества.
Необходимо ускорить также переход к разработке Основ законодательства как правовых актов прямого действия. Это требует серьезных усилий для создания механизмов, способствующих и обеспечивающих их разработку и реализацию. Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации еще в ноябре 2002 года был одобрен Межпарламентской Ассамблеей. Он направлен в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС и в установленном порядке должен быть представлен на рассмотрение Межгосударственного Совета. В первоначальный его проект был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе подготовленных Советом министров юстиции при Интеграционном Комитете. Соответственно несколько изменилась структура этого документа. Процедурные вопросы, связанные с разработкой, принятием и реализацией Основ, вынесены в отдельное приложение к Договору. Поэтому Комиссией постоянных представителей при ЕврАзЭС было принято решение просить Межпарламентскую Ассамблею повторно рассмотреть проект Договора.
Ассамблея решила эту задачу. Уточненный проект Договора рассмотрен и одобрен на заседании Бюро МПА 14 ноября 2003 года. Необходимо ускорить представление новой редакции Договора на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.
Начинающийся новый этап в деятельности Ассамблеи предполагает и ее активное участие в подготовке и экспертизе международных договоров и соглашений, заключаемых государствами - членами Сообщества. Это позволит улучшить качество таких документов и ускорить сроки их ратификации.
Вместе с тем, разрабатываемые Ассамблеей проекты законодательных актов, прежде всего, Основ законодательства, необходимо формировать совместно с Интеграционным Комитетом и при активном участии экспертов государственных органов стран ЕврАзЭС. Работа в этом направлении также уже началась. На заседании Постоянной комиссии МПА по вопросам формирования правовой базы Таможенного союза первая версия проекта Основ законодательства обсуждалась уже с участием представителей государственных таможенных органов всех государств-членов Сообщества. Такая практика должна стать регулярной.
Эффективность правотворческой деятельности в Сообществе во многом зависит от оперативной и качественной реализации принимаемых нами нормативных правовых документов. Поэтому необходимо более основательно совместно с Интеграционным Комитетом, правительствами и парламентами заняться вопросом мониторинга процесса реализации актов, принимаемых Межгосударственным Советом и Межпарламентской Ассамблеей, начав такую работу уже в 2004 году.
Необходимо также подготовить предложения, развивающие нормы Договора об учреждении ЕврАзЭС в отношении контроля за исполнением актов Сообщества (на национальном и международном уровнях) и определить критерии экономической ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств. Учитывая опыт Европейского союза, следует разработать соответствующие нормативы и внести изменения в статью 14 Договора "Исполнение решений органов ЕврАзЭС".
Должен быть основательно проработан и правовой механизм развития надгосударственных функций органов управления интеграцией - по наиболее приоритетным направлениям, а также вопрос о расширении функций и повышении статута органов Сообщества.
Повышению качества деятельности Межпарламентской Ассамблеи служит также практика периодического обмена информацией о наиболее важных направлениях деятельности Ассамблеи на расширенных парламентских слушаниях. В их рамках предполагается обсуждение результатов выполнения решений, принятых органами управления интеграцией, актуальных проблем Сообщества, основных направлений его развития, других вопросов, требующих такого обсуждения с участием представителей Межпарламентской Ассамблеи, комитетов и комиссий парламентов, органов исполнительной власти государств - членов Сообщества, органов ЕврАзЭС. По существу, это означает последовательное развитие новой формы межпарламентского сотрудничества, особенно по вопросам информационного взаимодействия, сближения и гармонизации национальных законодательств, что будет на деле способствовать формированию действенной правовой системы ЕврАзЭС. Успешно прошли уже два тура межпарламентских слушаний: 11 июня 2002 года, в Минске, по проблеме "Совершенствование и гармонизация законодательства в области социальной политики" и 5 марта 2003 года, в Москве, по проблеме "Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе: состояние, перспективы".
Важной формой межпарламентского сотрудничества могут стать и прямые обмены опытом законотворческой деятельности между национальными парламентами. Имеется в виду обмен не только планами работ, законодательными актами, но и участие депутатов и сотрудников аппаратов одного парламента в заседаниях палат другого парламента, его профильных комитетов. Это позволит развивать не только деловое, но и личное взаимодействие и внести новую свежую струю в их работу.
Не менее существенно более тесное взаимодействие между Постоянными комиссиями Межпарламентской Ассамблеи и соответствующими Советами Интеграционного Комитета, между Секретариатом Бюро МПА и Секретариатом Интеграционного Комитета. (Надо отдать должное: в последнее время это взаимодействие стало более заметным и эффективным).
На совместном заседании постоянных комиссий МПА подготовлена Программа деятельности Межпарламентской Ассамблеи в рамках Мероприятий по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 гг. Эта Программа после утверждения ее Межпарламентской Ассамблеей должна стать основным документом, определяющим деятельность Ассамблеи на ближайшие годы.
Необходимо вернуться и к изначальному вопросу интеграционного взаимодействия - к разработке Доктрины Евразийского экономического сообщества, чтобы определить основополагающие экономические и социальные параметры Сообщества на ближайшие 50-60 лет и уже исходя из этих параметров формировать правовую систему ЕврАзЭС на долгосрочную перспективу. Такая работа тоже уже начата. В частности, на страницах нашего журнала "Проблемы современной экономики" развертывается дискуссия по содержанию, структуре и основным параметрам Доктрины.
К этому исключительно важному документу мы должны подойти в высшей степени ответственно, использовав весь наш интеллектуальный потенциал (ученых, практиков, работников государственных учреждений наших стран), потенциал научно-экспертных советов, и к концу 2004 года подготовить Доктрину Евразийского экономического сообщества для рассмотрения на заседании Межгосударственного Совета на уровне глав государств.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия