Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Цыпышева Ю. Г.
аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета

Присоединение к ВТО: перспективы арабских государств
В статье характеризуется процесс присоединения арабских стран, имеющих статус наблюдателей, к Всемирной торговой организации. Представлены проблемы, которые возникают в ходе переговорного процесса, современный этап и особенности переговорных стратегий. Показаны меры, предпринимаемые правительствами для ускорения процесса присоединения и наиболее актуальные вопросы, препятствующие вступлению указанных стран к ВТО
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, присоединение к ВТО, арабские страны, тариф, либерализация торговли

При взгляде на карту мира, где выделены страны — члены Всемирной торговой организации (ВТО), обращаешь внимание на то, что за пределами этой глобальной организации остались, главным образом, представители двух регионов: СНГ и Ближнего Востока.
Торговля между ближневосточными странами характеризуется крайне низким уровнем, что во многом связано с недостаточной диверсификацией экономик и значительным разрывом в уровнях экономического развития внутри ближневосточного региона. Препятствием на пути увеличения как внутрирегиональной, так и межрегиональной торговли арабских государств являются также несовершенство торгового права и пробелы в национальных законодательствах.
В последние годы большинство арабских стран ощущает замедление темпов экономического роста и снижение притока иностранных инвестиций. При этом основной объем арабских инвестиций уходит за пределы ближневосточного региона. В этих условиях правительства ищут возможные пути для обеспечения стабильного экономического роста, привлечения иностранных инвестиций, решения внутренних социально-экономических проблем, увеличения объемов межрегиональной торговли и расширения торговых связей. Эти проблемы во многом определяют тот факт, что присоединение к ВТО уже в течение нескольких лет является одной из приоритетных задач для правительств арабских государств, имеющих статус наблюдателей при ВТО.
К началу 2009 г. 12 арабских государств являлись членами Всемирной торговой организации, среди них Бахрейн, Египет, Джибути, Иордания, Кувейт, Мавритания, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Тунис, ОАЭ. Еще 6 арабских государств имели статус наблюдателей при ВТО: это Алжир, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия и Судан.
Рассмотрим подробнее ситуацию с присоединением к ВТО каждой из этих стран.
Алжир подал заявление с просьбой о присоединении к ГАТТ еще 3 июня 1987 г. Поскольку Алжир не завершил процедуру присоединения к ГАТТ до 1995 г., с 1 января 1995 г. страна автоматически получила статус наблюдателя при ВТО. К настоящему времени состоялось 10 рабочих встреч, последняя из которых проводилась в январе 2008 г. Меморандум о внешнеторговом режиме был представлен алжирской стороной в августе 2005 г.
Система таможенных тарифов, применяемых в Алжире, достаточно дифференцированная. Средний уровень тарифов в 2006 г. составил 12%. С 2002 года Алжир применяет три базовые ставки на уровне 5% (на сырье и фармацевтические товары), 15% (на полуфабрикаты) и 30% (на готовую продукцию, продукты питания, напитки, табачные изделия). Специальный добавочный тариф применяется к импортируемым предметам роскоши и варьируется от 10 до 90%. В Алжире сохраняется запрет на импорт свинины, а также генетически модифицированных растений. В 2005 г. в рамках процесса присоединения к ВТО, правительство приняло резолюцию о снятии запрета на импорт вина.
Правительство Алжира уже предприняло ряд реформ, касающихся уменьшения размера заимствований, системы тарифов, налогового законодательства, защиты прав инвесторов.
Серьезных изменений требует банковский сектор. Правительство предполагает расширить долю коммерческих банков. Экономика страны чрезмерно зависима от мировых цен на углеводороды, поэтому делаются попытки диверсифицировать ее за счет перераспределения инвестиций в другие сферы производства.
В феврале 2009 г. правительство установило ряд ограничений для иностранных инвесторов. Предполагается, что доля иностранных инвесторов будет ограничена 49%. Правительство выступило с инициативой о введении 15% налога на прибыль для иностранных компаний, выводящих средства из страны.
К настоящему времени Алжир завершил переговорный процесс с Бразилией, Уругваем, Кубой, Венесуэлой и Швейцарией. ЕС, Канада, Малайзия, Турция, Корея, Эквадор, США, Норвегия, Австралия и Япония пока не подписали двусторонних соглашений с алжирской стороной. Среди вопросов, тормозящих присоединение страны к ВТО — регулирование цен на энергоресурсы на внутреннем рынке, поскольку цены на энергоресурсы на алжирском рынке практически в два раза ниже мировых, а также слабая либерализация банковского сектора и закрытость некоторых секторов национальной экономики для иностранных инвестиций.
Наиболее значимыми препятствиями для вступления Алжира в ВТО являются большой государственный сектор, экспортные субсидии и негибкое налогообложение. Процесс приватизации государственных предприятий протекает достаточно медленно и встречает недовольство со стороны населения, опасающегося роста безработицы. Часть проектов по приватизации была заморожена в 2008–09 гг. в связи с выборами президента в апреле 2009 г.
Еще одним наблюдателем при ВТО с 1994 г. является Судан. Основу экономики Судана составляет сельское хозяйство, ориентированное на выращивание хлопчатника. Сельское хозяйство обеспечивает до 40% ВВП и 50% занятости населения. С 1999 г. одной из самых перспективных отраслей в стране стал нефтяной сектор. Быстрое развитие нефтяного сектора в последние годы обеспечивало стабильные темпы экономического роста.
До последнего времени товарная структура внешней торговли Судана характеризовалась преобладанием сельскохозяйственного сырья в экспорте и промышленной продукции в импорте.
Рабочая группа по вопросу присоединения Судана к ВТО была создана 25 октября 1994 г. 26 января 1999 г. суданской стороной был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме. К настоящему времени состоялось два заседания Рабочей группы (последнее — 10 марта 2004 г.).
Долгий перерыв в переговорном процессе можно объяснить внутренней нестабильностью в стране. Попытки разрешения конфликта между правительством и повстанческими войсками приблизились к урегулированию лишь к началу 2005 г. Однако до настоящего времени конфликт окончательно не урегулирован.
В ходе проведения реформ, рекомендованных ВТО, было осуществлено снижение ввозных пошлин. Средний уровень тарифов по данным за 2007 г. составил для сельскохозяйственных товаров 30,6%, для несельскохозяйственных — 18,5%, для прочих товаров 20,1%, что наглядно показывает достаточно высокий уровень защиты местного рынка сельскохозяйственных товаров и медленную либерализацию данного сегмента. Суданские власти проводят курс либерализации национальной экономики, ликвидируя многие барьеры на пути поступления иностранного капитала и в сфере осуществления внешнеторговых сделок. Благодаря инициативам правительства валютный контроль сведен к минимальному уровню, также поощряется развитие частного сектора.
Правительство должно провести ряд мер для того, чтобы привести внутреннее законодательство в соответствие с требованиями ВТО. С другой стороны дестабилизирующим фактором продолжает оставаться сложная ситуация в Дарфуре. Незавершенность конфликта и недавнее решение Международного уголовного суда о преследовании суданского президента негативно сказываются на имидже государства перед мировыми кредитными организациями.
В июне 1998 г. заявку о присоединении к ВТО подал Ливан. 30 января 1999 г. Ливан получил статус наблюдателя при ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме был предоставлен в июне 2001. К настоящему времени состоялось 6 заседаний Рабочей группы, последнее из которых было проведено в феврале 2009 г.
Правительство Ливана планировало присоединение страны к ВТО в 2005 г., однако встретило сопротивление со стороны ряда стран, в том числе США, которые негативно оценили ливанский уровень защиты прав интеллектуальной собственности.
Ситуация также не складывалась в пользу Ливана в силу постоянной политической нестабильности в стране. Меры, проводимые правительством, не привели к значительному сокращению размера внешнего долга, который составляет 163,5% ВВП, т.е. приблизительно 72 млрд. долл.
Существующая тарифная структура в Ливане достаточно либеральна. Большинство тарифов варьируется в диапазоне от 0% до 5%, для промышленных товаров тарифы установлены в диапазоне 5–15%. Предложенный в 2004 году уровень связывания тарифов находился по большинству тарифных линий ниже 15%. На некоторые сельскохозяйственные товары, алкогольные напитки и табак, ввозимые в страну, налагаются 50% таможенные пошлины. Высокие уровень этих тарифов обусловлен защитой местных производителей и поддержанием должного уровня занятости населения. Запрету подлежит импорт транспортных средств старше восьми лет и машин для транспортировки старше пяти лет, отходов химических продуктов, способных нанести ущерб окружающей среде, а также некоторых разновидностей растений. В Ливане запрещены экспорт в Израиль и импорт израильских товаров.
Весьма неоднозначно мнение ливанских экспертов по поводу присоединения Ливана к ВТО, некоторые из них опасаются, что крупнейшие корпорации США, ЕС и Китая получат контроль над важнейшими рынками по причине более низкой конкурентоспособности. Среди наиболее уязвимых сфер называют фармацевтическую промышленность.
Многие эксперты отмечают, что темпы роста страны улучшились, но потенциал ливанской экономики все равно остается нереализованным. За прошедшие годы кризиса и гражданской войны постепенно был растрачен потенциал квалифицированных трудовых ресурсов. Политическая стабильность является основным и необходимым условием развития экономики Ливана.
Йемен подал заявку о членстве в ВТО 14 апреля 2000 г. Меморандум по режиму внешней торговли был представлен в ноябре 2002 г. К настоящему времени состоялось 5 встреч Рабочей группы. На последней встрече в октябре 2008 г. было заявлено о введении нового законодательства по защите прав интеллектуальной собственности и реформировании таможенного законодательства республики.
В соответствии с классификацией ООН, Йемен относится к числу наименее развитых стран мира (НРС). Доля Йеменской Республики в мировом экспорте равна 0,05%. В структуре экспорта доминирующую позицию занимает сырая нефть (88,4%), продукты нефтепереработки и сельскохозяйственные товары (4,2%). Доля Йемена в мировом экспорте сырой нефти составляет 0,7%.
Экспорт в Йемене свободен от каких-либо пошлин, но запрещенными являются экспортно-импортные операции с Израилем. Основными импортерами в Йемен являются ЕС, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Китай. Режим импорта товаров в Йемен достаточно либерален. Ставки таможенных пошлин Йемена варьируются от 5 до 30%, наиболее высокие ставки применяются к импорту кофе, алкоголя и табачной продукции и рыбы. За исключением некоторых все таможенные пошлины являются адвалорными. Йемен оставляет за собой право отказать во ввозе товара, который может навредить местной флоре и фауне, национальной безопасности, отказ также может быть мотивирован религиозными причинами.
В соответствии с принципами ВТО для Йемена, как НРС, предусмотрен более быстрый и упрощенный процесс присоединения. Также НРС могут рассчитывать на оказание технической помощи в процессе присоединения к ВТО.
Йемену необходимо диверсифицировать структуру своей экономики, снизив зависимость от нефти и нефтепродуктов, увеличив инвестиции в сферу сельского хозяйства. Необходимы значительные вложения в развитие инфраструктуры йеменских портов и побережья. Обеспечение безопасности судоходства позволило бы Йемену осуществлять морские внешнеторговые перевозки.
Сравнительно небольшим продолжает оставаться объем экспорта Йемена на рынки других арабских стран. По оценкам экспертов ВТО Йемен имеет все шансы увеличить эту долю за счет экспорта сельскохозяйственной продукции.
Йемен завершил двухсторонние переговоры с Китаем, продолжаются переговоры с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, республикой Кореей и США.
После двух десятилетий фактической изоляции происходит реинтеграция Ливии в мировое экономическое сообщество. Еще одним шагом Ливии на пути к выходу из международной изоляции стало согласие ВТО начать рассмотрение возможности вступления Ливии в эту организацию. В июле 2004 г. Генеральный совет согласился учредить Рабочую группу для рассмотрения заявки Ливийской республики. К настоящему времени ни одного заседания Рабочей группы еще не состоялось.
Первая попытка Ливии вступить в ВТО относится к декабрю 2001 г., но встретила сопротивление со стороны западных стран, особенно США.
Среди других арабских стран, чьи переговорные процессы могут затянуться на многие годы и Ирак. Заявка о присоединении была подана в Секретариат ВТО 30 сентября 2004 г. В декабре того же года была учреждена Рабочая группа. Меморандум о внешнеторговом режиме был представлен 16 сентября 2005 г. В процессе обсуждения — двухсторонние соглашения с Бразилией, Египтом, ОАЭ, США, Иорданией, Марокко, Оманом, Норвегией, ЕС и Вьетнамом. Современная ситуация не дает возможности говорить о присоединения страны к ВТО в ближайшее время.
Также пока еще рано говорить о возможном присоединения к ВТО Сирийской Арабской Республики и Палестинской Автономии.
Сирия являлась одной из стран-учредителей ГАТТ. Однако в 1951 г. вышла из Соглашения в знак протеста против участия в нем Израиля. Периодически в Сирии возникают дискуссии о целесообразности повторного присоединения. Министерство экономики и внешней торговли и МИД Сирии считают необходимым в ближайшем будущем подать заявку в Секретариат ВТО. Противоположную позицию занимает Центральный банк Сирии.
Что касается Палестинской Автономии, по моему мнению, пока рано строить предположения относительно возможных сроков подачи заявления ее правительством. Отсутствие четкой политической перспективы и экономической стабильности в стране не позволяют правительству делать шаги в этом направлении.
Процесс присоединения всех шести арабских государств, получивших статус наблюдателя в ВТО, находится на разных стадиях. Главным фактором, определяющим длительность процесса присоединения любого из этих государств к ВТО, стал фактор политической и экономической нестабильности. Затянувшийся процесс присоединения Алжира (с 1987 г.) и Судана (с 1994 г.) характеризовался постоянной нестабильностью внутри стран, которая сопровождалась военными действиями. Нежелание некоторых стран открывать для иностранных конкурентов ключевые отрасли экономики также определяют сроки получения членства в ВТО. В рамках Лиги арабских государств продолжает существовать запрет на импорт любых израильских товаров. Это условие является значительным препятствием на пути вступления арабских стран, имеющих статус наблюдателей, в ряды членов ВТО, при этом запрет на импорт израильских товаров не помешал присоединению к ВТО Саудовской Аравию. Практически в каждой стране нерешенной остается проблема с претензиями США о соблюдении прав интеллектуальной собственности.
Приоритет присоединения страны к ВТО неодинаков для всех рассмотренных стран, в силу разных уровней экономического развития. Алжир, Ирак, Йемен, Ливия и Судан, обладая значительными запасами углеводородного сырья, рассматривают свое участие в ВТО с точки зрения защиты своих национальных интересов в этой отрасли. Ливан же заинтересован в продвижении на мировой рынок услуг. Йемен и Ирак, возможно, подали свои заявки о желании присоединиться к соглашениям ВТО под давлением различных международных организаций.
Как показывает опыт этих государств, замкнутость и внутренняя ориентация экономик не обеспечивают должного экономического роста. При этом в условиях экономического кризиса можно предположить, что многие страны усилят вмешательство государства в национальную экономику и прибегнут к частичном отказу от либерализации, что негативно скажется на процессе присоединения к ВТО.


Литература
1. Ahmed Aghraut, Redha M. Bougherira, Algeria in Transition: Reforms and Development Prospects, Routledge, 2004. — P. 58–72.
2. Страны с переходной экономикой в системе ВТО / Под ред. С.Ф. Сутырина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
3. Мельянцев В. Арабо-исламский мир: характеристики в глобальном контексте // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — № 8. — С. 3–14.
4. Официальный сайт Всемирной торговой организации. — http://www.wto.org

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия