Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Могилевич М. В.
заведующий кафедрой маркетинга и предпринимательства Омского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор
Квасов И. Н.
начальник отдела сводного планирования Министерства имущественных отношений Омской области

Совершенствование системы государственного управления в регионе путем внедрения механизма государственно-частного партнерства
В статье приводится анализ взаимодействия властных и предпринимательских структур. Предлагается методика оценки рисков проектов, рассматриваемых для реализации на основе государственно-частного партнерства. На примере Омской области предлагается создание системы проектов с использованием государственно-частного партнерства, способной реализовать новые ресурсы для социально-экономического развития области
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, методика оценки рисков, управление рисками, предпринимательство, рынок труда

Законодательное закрепление термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) получил в 2007 г. в дополнении к Бюджетному кодексу РФ (ст. 199.2 «Об Инвестиционном фонде РФ»). Определенное отношение к развитию ГЧП имеет ряд федеральных законов: «О некоммерческих организациях», «О концессионных соглашениях», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «Об автономных учреждениях», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и др. В разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» одним из принципов отношений государства с бизнес-сообществом декларируется «развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры».
Несмотря на это единого и системного понимания явления на государственном уровне пока не просматривается, а также нет всестороннего и системного научного исследования данного явления.
Анализ существующих определений показывает различные понимания сути партнерства государства и бизнеса как процесса создающего новые экономические и социальные возможности для граждан, компаний и государства [1, 2, 3]. Во многом это объясняется отсутствием опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в России. Одним из последних — наиболее понятных и приемлемых — является определение государственно-частного партнерства как «системы сотрудничества частного сектора, предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач» [3].
За рубежом частно-государственное партнерство используется для привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. Для нашей страны эта модель может решать не только экономическую, политическую, но и социальную задачу.
Учитывая наши разработки в этой области [4, 5], особенности развития российской экономики и передовой западный опыт, можно представить следующее определение частно-государственного партнерства. Под государственно-частным партнерством предлагается понимать среднесрочный и долгосрочный альянс между государством и бизнесом, заключенный в виде государственного контракта, на основе разделения выгод и рисков между сторонами, с целью реализации общественно значимых проектов и программ.
В недалеком прошлом в условиях высокой цены на нефть экономика в России развивалась достаточно динамично, и многие компании уделяли риск-менеджменту достаточно мало внимания. Учитывая современную ситуацию, крупные российские компании начинают осознавать важность оценки рисков, тем самым заблаговременно страхуя себя от возможных неудач.
Успешная реализация проектов государственно-частного партнерства зависит от целого ряда факторов и условий, надежности участников, а также особенностей среды, в которой это сотрудничество развивается. В связи с этим особую актуальность приобретает оценка возможных рисков реализации проектов государственно-частного партнерства с целью повышения успешности их осуществления.
Только анализ рисков позволяет выработать оптимальную систему управления ими. Управление рисками — это система организационных, политических, экономических и социокультурных мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение, и контроль событий случайного и непредсказуемого характера. Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных явлений. Таким образом, алгоритм управления рисками представляет собой следующее:
во-первых, выявление и оценку сравнительных преимуществ местного сообщества. Сильные стороны сообщества — это те ценности или факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные преимущества, делают его привлекательным и придают устойчивость развитию территории (например, географическая близость к важнейшим интеллектуальным и финансовым центрам, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы и др.). Слабые стороны — это те факторы или тенденции, которые создают препятствия для устойчивого развития территории и могут стать источником рисков (ограниченный доступ к капиталу, неразветвленная инфраструктура, коррупция, высокая преступность и др.);
во-вторых, на основе оценки сильных и слабых сторон региона установление рискообразующих факторов. Среди них особую роль могут сыграть внешние, т.е. экзогенные факторы (например, неблагоприятные тенденции в политическом развитии региона или международной экономической конъюнктуре). На практике один и тот же внешний фактор может благоприятствовать одному сообществу, но представлять угрозу для другого. В качестве экзогенных факторов могут выступать демографические тенденции — процесс старения населения, инновации в области технологий и другие факторы.
Последовательность анализа риска включает, как правило, несколько этапов: 1) выявление совокупности объективных, субъективных, зависимых и независимых факторов, оказывающих влияние на уровень конкретного риска; 2) определение степени значимости этих показателей; 3) установка допустимого (предельного) уровня риска в зависимости от внешней конъюнктуры; 4) анализ рисковости отдельных традиционных и нетрадиционных решений, проводимых территориальным органом управления; 5) формирование предложений и мероприятий по оптимизации конкретного риска (или группы взаимосвязанных рисков) для конкретного проекта; 6) анализ потенциальной и реальной эффективности принимаемых мер по оптимизации уровня риска.
При реализации проектов и программ важно оценить риски государственно-частного партнерства, являющиеся важным элементом их выполнения. Предлагается это сделать исходя из принципа системности рисков и предположения, что реализация проектов частно-государственного партнерства в той или иной мере подвержена трем основным типам рисков: проектным, систематическим и форс-мажорным.
Для того чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение, как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта.
Анализ западного и российского опыта позволяет выявить условия успешного развития проектов государственно-частного партнерства в России, которые позволяют при организации такого партнерства учитывать наличие финансов, инфраструктуры, обеспечение гарантий сбыта, наличие технико-экономического обоснования и бизнес-плана, стадию готовности проекта, наличие всех правовых условий, особенности логистики, а также справедливое распределение проектных рисков между всеми участниками проекта.
Таким образом, предлагаемое нами развитие методики оценки рисков [6] строится, во-первых, на предложенном теоретическом подходе, основанном на сочетании проектного, систематического и форс-мажорного рисков в государственно-частном партнерстве, во-вторых, на системном сочетании методов качественного и количественного анализа инвестиционных рисков, с последующим выходом на расчет ставки дисконтирования.
Первым этапом анализа рисков конкретного проекта государственно-частного партнерства является проведение качественного анализа методом экспертных оценок проектного, систематического и форс-мажорного рисков.
Для проведения анализа формируется экспертная группа, состоящая из специалистов по инвестициям, строительству и финансам. Размер группы и требования к ней определяются инвестором, совместно с государственным органом, ответственным за данный проект государственно-частного партнерства. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень возможных оценок по всем видам риска, и предлагается оценить вес каждого.
Следующим этапом эксперты оценивают систематические риски. Систематический риск — это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансово-экономических и социально-политических переменных. Диапазон оценок систематического риска, от 10 баллов до 100 баллов.
Далее эксперты оценивают форс-мажорные риски. Тщательный анализ форс-мажорных событий является критическим в проектном финансировании, потому что такие события, если не будут определены, могут сильно исказить оценку рисков, от которых зависит финансирование. Диапазон оценок по форс-мажорным рискам от 10 баллов до 100 баллов.
Общий риск складывается из суммы проектного, систематического и форс-мажорного рисков. Оценки риска также представлены для ранжирования последовательностью от десяти до ста. Отметим, что оценки представляют собой рекомендацию, а не инструкции по поводу того, что необходимо осуществлять в той или иной ситуации.
Помимо качественного анализа необходимо использовать полученную оценку риска в экономических расчетах. Предлагается модернизировать расчет чистой приведенной стоимости проекта включением в показатель ставки дисконтирования коэффициента, учитывающего риски проекта.
Предлагаемая методика расчета рисков государственно-частного партнерства, которая сочетает в себе особенности качественных и количественных методов оценки рисков, учитывает положения инвестиционной теории об определяющей роли риска и доходности при принятии инвестиционных решений при достаточно простых расчетах с возможностью автоматизации, позволяет судить о том, может ли проект государственно-частного партнерства быть принят или нет с учетом желаемой доходности и характерного риска проекта.
Практическая апробация предложенной методики оценки рисков проводилась на трех реально реализуемых в Омской области проектах государственно-частного партнерства.
Проект «Строительство подстанции «Весенняя». Данный проект подразумевает строительство подстанции «Весенняя», которая является основным источником электроснабжения новых потребителей в левобережной части города Омска. В результате расчетов, получена ставка дисконтирования 14%, которая учитывает риски проекта.
Для расчета чистой приведенной стоимости других дисконтированных показателей использовалась компьютерная модель и данные по денежным потокам рассматриваемого проекта. Результаты оценок показывают, что с учетом рисков проекта, экономические результаты, хотя и ухудшаются, но, тем не менее, остаются привлекательными для участников государственно-частного партнерства, а это значит, что проект может быть принят к исполнению.
Аналогичным образом был определен риск, ставка дисконтирования и чистая приведенная стоимость по проекту «Производство ваты медицинской из короткого льноволокна», который предусматривает создание промышленного предприятия по производству высококачественной медицинской ваты на основе использования в качестве сырья короткого льняного волокна, производимого на территории Омской области. Была получена ставка дисконтирования 20,4%, чистая приведенная стоимость проекта при данной ставке составляет 15,2 млн. руб. Методика так же была использована при определении рисков проекта по строительству жилья, также осуществляющемуся по схеме государственно-частного партнерства. Проект «Строительство жилого комплекса «Ясная поляна» предусматривает строительство крупного жилого комплекса в Омском районе Омской области. Была получена ставка дисконтирования 15,8%, Чистая приведенная стоимость по этому проекту составила 456 млн. руб.
Проведенные расчеты свидетельствуют о практической применимости разработанной методики оценки рисков, исследованные проекты находятся в числе приоритетных, создают основу для ускорения экономического роста, решения проблемы занятости и создания благоприятного инвестиционного климата в регионе. Данная методика рассмотрена на координационном совете Областного Союза предпринимателей и рекомендована для внедрения в организациях — членах Союза.
Следует отметить, что в настоящее время в регионе продолжается интенсивная подготовка к проведению празднования 300-летия города Омска. С этой целью началась реализация мероприятий целевой программы Омской области «Подготовка и проведение празднования 300-летия основания города Омска» на 2008–2016 гг. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2040-р утвержден план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. 29 декабря 2008 г Председателем Правительства РФ В.В. Путиным подписано распоряжение Правительства РФ № 2040-р о плане основных мероприятий, реализация которых рассчитана по 2016 г. В указанный план включена реализация 43 мероприятий, в том числе такие принципиальные для развития региона объекты как: строительство международного аэропорта «Омск-Федоровка», строительство Омского метрополитена, строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, окружной дороги и ряда других.
Указанные проекты, безусловно, могут быть реализованы с использованием модели государственно-частного партнерства. Достигаемая в рамках государственно-частного партнерства экономия бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций к решению общественно важных задач имеют большое значение. Однако, не менее значимыми станут и другие возможные достижения — такие как привнесение в реальный сектор экономики и смежные с ним сферы предпринимательского опыта и традиций эффективного управления.
Развитие системы государственно-частного партнерства применительно к приоритетным мероприятиям приуроченным к 300-летию основания г. Омска может дать реальный эффект для снижения напряженности в сфере занятости населения Омской области, которая приобретает неблагоприятные для области масштабы.
Таким образом, наши исследования на примере Омской области показывают позитивные возможности развития государственно-частного партнерства в целом ряде крупных, средних и традиционных проектов, позволяющие реализовывать новые ресурсы для социально-экономического развития области.


Литература
1. Ястребов О.А. Концессионные формы партнерства между государством и частным бизнесом и перспективы их использования в России // Проблемы современной экономики. -2009. — №2. С. 171–174.
2. Кухаренко В.Б., Воронин В.В. Хозяйственное партнерство государства и частного бизнеса // Проблемы современной экономики. — 2009. — №3. С. 186–190.
3. Хаирова С.М., Стадникова Е.С. Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России // Проблемы современной экономики. — 2009. — №3. — С. 191–193.
4. Квасов И.Н. Модель государственно-частного партнерства в регионе // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: Матер. междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Потуданская В.Ф. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007.
5. Квасов И.Н. Модель государственно-частного партнерства: теоретический и эмпирический аспекты // Актуальные проблемы развития техники и экономики в условиях Крайнего Севера / Отв. ред. В.Е. Щерба. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007.
6. Квасов И.Н. Методика оценки рисков государственно-частного партнерства // Апрельские экономические чтения: Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия