Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Закиров Н. И.
аспирант Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань),
ведущий специалист Государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан»


Стратегическое развитие традиционно-инновационных кластеров в экономике Республики Татарстан
В статье рассматриваются формы и способы обеспечения развития инновационной деятельности Республики Татарстан. Раскрывается роль и взаимодействие государства, бизнеса и науки в традиционно-инновационном развитии экономики региона. Обосновывается эффективность применения кластерного подхода для развития инновационной сферы и инновационной инфраструктуры, выявляются тенденции их дальнейшего развития в современных условиях
Ключевые слова: традиционно-инновационное развитие, инновационная деятельность, инновационный потенциал, особая экономическая зона, нефтегазохимический кластер, машиностроительный кластер, энергетический кластер, IT-кластер, инновационная инфраструктура, государственная инновационная политика

Идея устойчивого традиционно-инновационного развития содержится в стратегиях большинства российских регионов. Однако факторы, способствующие их реализации, складываются лишь в отдельных субъектах федерации. Наиболее адекватным стратегическим выбором для большинства регионов является либо стратегия капитализации, либо стратегия формирования конкурентоспособных региональных кластеров.
Правительство республики использует стратегию традиционно-инновационного развития экономики региона с формированием новой структуры экономики территорий в соответствии с реальными потребностями производства и развитием предпринимательства, здоровой конкуренции и сбалансированного регионального рынка.
Развитию инновационной сферы способствует высокий инновационный потенциал предприятий Республики Татарстан, финансовая поддержка их со стороны государства, а также формирование четкой законодательной базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность. Активные научные разработки, доказывающие, что государственные инвестиции в инновационное развитие — это лишь частное решение проблем роста экономики за счет инноваций. Необходима активная инновационная деятельность предприятий, для чего должны быть сформулированы и задействованы экономические мотивы инновационного развития хозяйствующих субъектов [1, 2].
Создание конкурентной среды в сфере инноваций — наиболее подходящая платформа инновационного процесса. Только конкуренция может мобилизовать творческие способности человека, инициировать его новаторскую деятельность. Следовательно, для развития этого процесса необходимо создать рыночную модель национальной инновационной системы и, прежде всего, рынка новых технологий и рынка специалистов-новаторов.
Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах.
Новая логика производства в республике — гибкая специализация, основанная на применении в традиционных видах производств инноваций, способствующая динамичному развитию региона.
Татарстан сегодня — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации. Промышленный, научный, сырьевой потенциал республики обеспечивает дальнейший экономический рост существующих и зарождающихся кластеров в нефтегазохимической области, автомобилестроении, энергетике, информационной и мультимедийной области, авиастроении, образовании, лесопромышленной и агрономической отраслях и многих других развивающихся областях экономики республики, повышая конкурентоспособность производства, качества и уровня жизни населения.
Мировой финансово-экономический кризис выявил уязвимость ряда традиционных отраслей экономики региона и в то же время показал эффективность инноваций, которые требуют широкого взаимодействия и кооперации науки и производства, различных регионов и государственно-властных структур. При взаимодействии традиционного и инновационного процесса развития экономики региона можно создать основу национальной конкурентоспособности.
Республика Татарстан располагает мощным интеллектуальным потенциалом. В республике действуют Академия наук, свыше 35 высших учебных заведений, технопарки и инновационно-технологические центры, крупные отраслевые НИИ и КБ и другие объекты инновационной инфраструктуры [3].
Рассматривая конкурентоспособность региона как место субъекта в национальной экономике относительно других, определяемое наличием на его территории конкурентоспособных отраслей, предлагается определять региональную конкурентоспособность как положение региона, обусловленное существованием и развитием на его территории различных видов традиционно-инновационных кластеров [4].
К числу приоритетных отраслей развития экономики Татарстана относятся химия и нефтехимия, машиностроение, информатизация, электроэнергетика, авиастроение, связь и другие высокотехнологичные отрасли.
Республика Татарстан динамично развивается особенно в последние 10 лет, о чем свидетельствуют темпы роста по основным макроэкономическим параметрам. Экономический рост республики во многом определяется состоянием промышленности, на развитие которой используется почти третья часть инвестиций, вкладываемых в экономику. В общем объеме промышленного производства в целом за 2008 г. по Российской Федерации Республика Татарстан составляет 3,4% (7 место среди регионов России) и 5,5% по инновационной продукции (5 место среди регионов России)[5].
По объему инвестиций в основной капитал Республика Татарстан находится на 1-ом месте среди субъектов Приволжского Федерального округа и на 6-ом месте среди регионов Российской Федерации.
Приоритетами государственной инвестиционной политики определены направления вложения инвестиций на модернизацию производства и его структурную перестройку, повышение конкурентоспособности промышленности и ускоренное инвестиционное развитие важнейших секторов экономики, прежде всего, создание инновационных производств.
Массовое производство предыдущего столетия, которое базируется на вертикальной интеграции, использовании преимущественно машинного оборудования и правил работы, предусматривающих жесткую иерархию и детальное разделение труда, достигло своего критического уровня. Рынки стандартных товаров уже насыщены. Теперь потребителей привлекают товары более высокого качества и узкой специализации. Чтобы лучше отвечать постоянно меняющимся требованиям рынков, многие компании начали применять новые пути организации промышленной деятельности, предусматривающие распределение (аутсорсинг) производства в соответствии с диверсифицированными межфирменными связями с поставщиками, субподрядчиками и конечными потребителями.
Подобные технологии организации сотрудничества начали широко использовать малые и средние компании, которые активно поддерживаются властью, бизнесом и обществом Республики Татарстан, что позволяет фирмам вырабатывать широкий спектр продукции. Такой подход основывается на создании промышленных кластеров, формирующихся на территории Республики Татарстан [6] из числа предприятий и компаний, результатом которых является конечный конкурентоспособный продукт, созданный усилиями всех участников процесса — от науки и подготовки кадров до технологов, транспортников, дилеров, адвокатов, финансистов и др.. Данный кластер необходимо рассматривать как традиционно-инновационный, основанный на существующих и развивающихся промышленных площадках региона с активным применением инноваций. Важность традиционно-инновационных промышленных кластеров заключается в их способности интегрировать творческий потенциал отдельной местности в добровольное партнерское объединение с целью получения совокупной экономической прибыли на основе комплексного удовлетворения потребностей как потребителей, так и производителей. Кроме того, кластер выступает как форум, в рамках которого проводится диалог между деловыми, государственными, научными и общественными кругами относительно путей развития конкурентных преимуществ отдельных территорий региона. Таким образом, происходит трансформация корпоративной организации производственного процесса. С целью развития новых технологий происходит размывание организационных границ с большим акцентом на работу с субподрядчиками и на создание общих предприятий и холдингов с бывшими конкурентами.
Традиционно-инновационными кластерами, формирующимися в регионе с существующей высокой концентрацией взаимосвязанных отраслей, являются особые экономические зоны (ОЭЗ) — это ключевая идея инновационной правительственной программы государства. В связи с этим в республике была создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа ОЭЗ «Алабуга». ОЭЗ «Алабуга» создана с целью формирования максимально благоприятного правового, инвестиционного и налогового режимов. Инвестиционный климат особой экономической зоны «Алабуга» пользуется вниманием и активно изучается зарубежными партнерами. Приход иностранных компаний в особую экономическую зону, конечно, очень желателен, так как вместе с ними в республику придут новые технологии, которые будут способствовать развитию инновационной направленности экономики республики.
Выполнение основных параметров социально-экономического развития республики призваны обеспечивать два активно развивающихся кластера — нефтегазохимический и машиностроительный. Татарстан традиционно ассоциируется с развитой нефтедобычей, нефтехимией и автомобилестроением. Флагманы этих отраслей — ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «КамАЗ». В республике ежегодно добывается около 15% российской нефти (2008 год), производится 64% стирола, около 40% этилена и полиэтилена, а также каждая третья автомобильная шина и около половины дизельных грузовых автомобилей. Именно комплексное машиностроение и нефтехимия определены в качестве точек роста экономики региона на ближайшую перспективу. Они взаимосвязаны, так как на основе нефтяного сырья производится нефтехимическая продукция, которая в дальнейшем может перерабатываться в автокомпоненты. Через модернизацию машиностроения, развитие нефтехимических производств с высокой степенью добавленной стоимости республика стремится решить основную экономическую задачу — перейти от сырьевой модели экономики к инновационной.
Реформирование нефтегазохимического сектора Республики Татарстан изначально проходило по кластерному принципу — все его отрасли рассматриваются как единый, целостный и взаимосвязанный комплекс.
Нефтегазохимический кластер Татарстана динамично развивается. По итогам 2008 г. в республике добыто 32,3 млн. тонн нефти — максимальный уровень добычи за последние 13 лет. Производство продукции химии и нефтехимии выросло на 6,8%, нефтепереработки — на 21%. Осваивались новые и модернизированные мощности по выпуску полипропилена, полистирола, экструдированного пенополистирола, полиэтилена, новых видов каучуков, шин, резинотехнических изделий, моющих средств, дизельного и автомобильного топлива. В результате ускоренного развития химии и нефтехимии объемы реализации продукции этой отрасли выросли с 1999 г. по настоящее время в 5,7 раза, объемы производства — в 1,8 раза.
Нефтехимический комплекс один из самых инвестиционно-инновационных сегментов республиканской экономики. Сегодня данная отрасль обеспечивает порядка 18% республиканского промышленного производства, используя при этом на реализацию важнейших инвестиционных проектов около 7% инвестиций от их общего объема, вкладываемого в экономику республики. Крупнейшие химические и нефтехимические предприятия Татарстана, среди которых ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Казаньоргсинтез», производят широкую гамму продукции, часть которой (каучук синтетический, углеводороды циклические, шины, полиэтилен и др.) экспортируется за рубеж. Для разработки новых видов продукции этих предприятий на их основе могут быть сформированы технопарки. В инновационную структуру нефтегазохимического кластера также входят Нижнекамский промышленный округ, где нефтехимическим переделом занимается малый бизнес, и технополис «Химград» в Казани.
В составе технополиса «Химграда» планируется создать индустриальный парк с необходимой для переработки нефтехимической продукции инфраструктурой, корпоративный университет, собственный грузовой терминал. Здесь будут работать бизнесинкубатор, центры коллективного пользования пилотными нефтехимическими установками, исследовательские лаборатории в сфере нефтехимии. Последовательно нарастает инновационный потенциал сектора и малого бизнеса в традиционно-инновационных кластерах, представленных переработчиками различных видов продукции, производимых крупными компаниями комплекса, — полиэтилена, лапролов, синтетических каучуков, альфа-олефинов, малотоннажной химической продукции.
Нефтегазохимический кластер Республики Татарстан является базовым сектором татарстанской промышленности — это 52% общего объема выпуска, 86% прибыли, порядка 28% численности занятых. Кластер играет определяющую роль во внешней торговле, обеспечивая до 91% всего объема экспорта Республики Татарстан. Нефтегазохимический кластер Республики Татарстан представляет собой достаточно зрелую, с точки зрения социально-экономического, научно-технического и технологического потенциала, часть региональной экономики, которая способствует обеспечению устойчивого регионального развития с применением инновационных методов добычи, переработки и производства.
Помимо нефтегазохимического кластера в республике активно развивается машиностроительный традиционно-инновационный кластер, в связи с тем, что республика имеет крупные производительные мощности и привлекает внимание комплектаторов автомобильного и машиностроительного производства. В отрасли машиностроения и приборостроения на значительное повышение результатов своей деятельности сориентированы наши крупные предприятия — Камский автомобильный завод (ОАО «КамАЗ»), ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО), ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» (КАПО), ОАО «Казанькомпрессормаш» и ряд других. В основе их традиционно-инновационного развития находят применение инновационные технологии и создается конкурентоспособная продукция, а также расширяются рынки сбыта.
Важное значение в формировании современной структуры экономики Татарстана имеет электроэнергетический традиционно-инновационный кластер, который производит 23,6 млрд кВт. час электроэнергии и 30,1 млн. Гкал теплоэнергии, полностью обеспечивая потребности республики. В соответствии с концепцией реформирования электроэнергетики России, произведено разделение ОАО «Татэнерго» по видам деятельности. Идет формирование полноценных бизнес-единиц с полным контуром управления соответствующими видами деятельности.
В Татарстане ведется активная работа по созданию традиционно-инновационного IT-кластера из числа компаний, способных работать не только на республиканском, но и на федеральном уровне. В связи с этим, в Министерстве информатизации и связи РТ готовится проект создания на территории республики IT-кластера для производства IT-компонентов. В кластер планируют войти наиболее крупные 3–4 компании. Одна из них — ICL КПО ВС, вторая создана на базе ОАО «Татэнерго», третья — на базе ОАО «Татнефть». Эти компании на сегодняшний день имеют наибольший потенциал, потому что имеют собственные разработки и большой опыт деятельности на внутреннем рынке, которые помогут им выйти на внешний рынок. Главной задачей власти, бизнеса и общества республики является развитие рынка и создание условий для здоровой конкурентной борьбы.
Создаваемый IT-кластер в республике станет системным интегратором в развитии и продвижении инфокоммуникационных технологий во все сферы деятельности, обслуживающий не только бизнес, власть и население республики, но в будущем и соседние регионы. Ядром информационного кластера должны стать сформированные на основе людских, интеллектуальных и организационных активов IT-подразделения крупных предприятий республики путем выведения данных подразделений из состава предприятий. Задачей кластера будет являться аутсорсинг IT-услуг крупных предприятий республики, организаций и учреждений госсектора.
В соответствии с этим реализация инновационных проектов все в большей мере зависит от степени взаимодействия органов власти, науки и бизнеса как механизма отношений нового типа между различными секторами экономики, науки и техники. В рамках государственно-частного партнерства движущие силы общества направлены на единую цель. При этом задача науки — новые разработки, государства — создание комфортных условий, а бизнеса — материализация разработок.
В условиях финансово-экономического кризиса российской экономики в Татарстане реализуется региональная кластерная политика, направленная на сохранение производственно-технологического и кадрового потенциала всех отраслей экономики. Развитие этой политики предусматривает создание условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности отраслей экономики, формирование и развитие высоких инновационных и инвестиционных возможностей с тем, чтобы впоследствии это объективно привело к позитивным структурным сдвигам во всех сферах региональной экономики. В рамках кластерной политики в республике реализуется комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, активизации инвестиционной и инновационной деятельности в целях подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных задач. Все эти факторы способствуют эффективной реализации кластерной политики в интересах развития экономики Республики Татарстан.


Литература
1. Куликов М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики //Проблемы теории и практики управления. — 2009. — №5. — С.15.
2. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации. — Казань: Казанский государственный университет, 2006.
3. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 года № 121 «Об утверждении Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы».
4. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.
5. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб. / Под ред. В.Л. Соколина. — М.: Росстат, 2008. — С. 618.
6. Республиканская программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (утв. постановлением КМ РТ от 22 октября 2008 г. № 763).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия