Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Савельев И. И.
аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета

Совершенствование механизма развития экспортного потенциала региона
В статье обосновывается необходимость разработки стратегии по развитию экспортного потенциала, объемов и номенклатуры экспорта продукции предприятий и организаций регионов России. Предлагается механизм развития экспортного потенциала региона (на примере Владимирской области)
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспортный потенциал, регион

Интеграция России и, соответственно, отечественных хозяйствующих субъектов, в мировую экономику требует их постоянного развития. Возрастает значимость внешнеторговой деятельности, как для всей экономики, так и для экономики отдельного региона и предприятия. Рост объемов внешнеторгового оборота обеспечивается в первую очередь за счет ускоренного роста объемов экспорта продукции предприятий. Экспортная деятельность приобрела большое значение для экономики, поскольку многие промышленные предприятия являются экспортоориентированными, а значительная часть федерального бюджета формируется за счет таможенных платежей от экспортной деятельности предприятий.
Однако отечественному экспорту присущи значительные негативные черты:
— увеличение объемов экспорта обеспечивается в первую очередь за счет поставок топливно-сырьевых ресурсов;
— в структуре экспорта преобладают энергоносители и сырьевые товары;
— доля продукции обрабатывающих отраслей снижается и составляет в среднем 7–8%.
В январе-мае 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года опережающими темпами продолжал расти экспорт топливно-энергетических товаров на 164%, что повлекло увеличение доли этих товаров в структуре экспорта — более 69% и снижение доли других групп товаров, несмотря на значительные темпы их роста (рис. 1, 2) [1].
Рис. 1. Товарная структура экспорта России (январь-май 2008 г.) (по данным таможенной статистики, с учетом данных Республики Беларусь)
Рис. 2. Изменение товарной структуры экспорта России
(по данным таможенной статистики, с учетом данных Республики Беларусь)
Доля поставок продукции предприятий в структуре отечественного экспорта, под воздействием различных факторов, снижается. На сегодняшний день экспорт имеет крайне неблагоприятную структуру, идущую в разрез с общемировой структурой экспорта, и тем более со структурой экспорта промышленно развитых стран.
В то же время, в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителями готовой продукции сегодня зачастую отсутствует системный подход, а экспортные сделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросе со стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и недостаточное внимание, оказываемое вопросам построения целостной стратегии экспорта, сказывается на потере огромных возможностей для роста компаний, связанных с участием в международных торговых отношениях.
Таким образом, очевидна необходимость качественного развития экспортной деятельности, по пути повышения в его структуре доли продукции высоких технологий, инновационной продукции. Это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент РФ, нашло свое отражение в ряде постановлений Правительства РФ.
Анализ экспортной деятельности регионов России за 2007 г. показал, что лишь в 12 субъектах РФ степень экспортной ориентированности выше среднего российского показателя. В их число входят: г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Красноярский край, Свердловская область, Ленинградская область, Сахалинская область, Челябинская область, Кемеровская область, Самарская область, Республика Башкортостан. На эту группу регионов приходится 79% общей стоимости экспорта России.
В силу диспропорций регионов страны по масштабам ресурсного и производственного потенциалов большинство субъектов РФ слабо интегрировано в мировую экономику, доля их экспорта незначительна.
Типологизация регионов России по степени экспортной ориентированности их экономик приведена в табл. 1.
Учитывая необходимость развития экспортной деятельности по пути повышения доли инновационной продукции, анализируя продукцию, производимую предприятиями Владимирской области на экспорт в настоящее время (7–8% от общего объема производства), а также то, что Владимирская область входит в группу регионов с низкой экспортной ориентированностью (табл. 1), необходима концепция совершенствования механизма развития экономического потенциала региона, на основе которой инновационные продукты в будущем составят основу загрузки производственных мощностей (70–80% от общего объема производства), и, соответственно, откроются новые рынки сбыта (рис.3).
Таблица 1
Группы субъектов РФ по степени экспортной ориентированности
Рис. 3. Схема развития экспортной составляющей в общем объеме производства
Данный подход, рассматривает возможность качественного изменения продукции предлагаемой предприятиями на экспорт, которое будет осуществляться на базе инновационных преобразований экспортируемых сегодня видов продукции. Поэтому необходима структура, которая сможет претворить в жизнь предлагаемый механизм совершенствования экспортного потенциала.
Оорганизационно-правовая форма (ОПФ) структуры представляется в виде некоммерческого партнерства (НП) или закрытого акционерного общества (ЗАО) на базе Владимирского государственного университета, т.к. это возможность использовать в работе огромный научный потенциал сотрудников, внедрение проведенных исследований непосредственно в учебный процесс, привлечение к работе студентов и т.д. (рис. 4).
Цель создаваемой на базе данной концепции организационной структуры — расширение рынков сбыта продукции предприятиями и организациями области, ориентированными на выпуск товаров на экспорт, а также формирование организационно-правовых и экономических механизмов по встраиванию народного хозяйства области в разрабатываемую федеральными органами новую эффективную модель участия России в международном разделении труда. Для этого необходимы:
выработка стратегии развития экспорта во Владимирской области; совершенствование структуры регионального экспорта; расширение ассортимента и улучшение качества производимой и экспортируемой продукции предприятиями региона; совершенствование географической структуры экспорта; формирование эффективного порядка инвестиционной поддержки инноваций.
Основными задачами структуры являются:
1. Анализ взаимодействия предприятий области по основным направлениям экспортируемой продукции с партнерами из стран СНГ: комплексный анализ развития экспортной деятельности Владимирской области; оценка потребностей стран СНГ в продукции владимирских предприятий и организаций; анализ конкурентных преимуществ Владимирской области; идентификация факторов, влияющих на развитие экспортной деятельности предприятий Владимирской области.
2. Исследование проблем качества производимой экспортной продукции предприятиями Владимирской области: оценка существующего уровня качества экспортируемой продукции, производимой в области и определение проблемного поля; анализ мировых производителей аналогичной продукции, покупателей и оценка их влияния на экспортные поставки Владимирской области в страны СНГ; определение заинтересованных в развитии экспортного потенциала региональных бизнес-структур, ассоциаций и консалтинговых компаний.
3. Разработка методических рекомендаций по увеличению экспорта продукции владимирских товаропроизводителей в страны СНГ в разрезе стран и товарной структуры: разработка методических рекомендаций по увеличению экспортного потенциала области в страны СНГ; выявление основных направлений и разработка механизмов стимулирования и поддержки промышленного экспорта предприятий; разработка рекомендаций по вовлечению региональных бизнес-структур в процессы активизации экспортной деятельности в области.
4. Создание Интернет-площадки для экспортеров.
5. Расширение и углубление международных контактов с промышленно-развитыми странами, взаимодействие и работа с международными организациями.
6. Восстановление и развитие связей с республиками СНГ.
7. Анализ перспективных вопросов развития внешнеэкономической деятельности, формирование основных мероприятий региона в рамках федеральной целевой программы развития экспорта.
8. Привлечение частных и иностранных инвесторов путем создания благоприятного инвестиционного климата и процедур, установление четкой технологии работы администрации с предприятиями и внешнеторговыми фирмами.
9. Проведение постоянного мониторинга экспортной деятельности предприятий Владимирской области для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством эффективного использования предоставляемой поддержки со стороны государства.
При этом интересы региона требуют развития делового сотрудничества в первую очередь путем установления прямых экономических связей с областями и регионами других стран. Выполнение основных мероприятий позволит обеспечить расширение номенклатуры и увеличение объемов экспорта продукции промышленных предприятий региона, что значительно пополнит областной бюджет. Главной же задачей предлагаемой структуры является реализация на территории Владимирской области регионального компонента государственной внешнеэкономической деятельности: формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта и повышения его эффективности, с использованием в рамках федеральных целевых программ механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи экспортерам с выработкой конкретных региональных мероприятий.
Функции организационной структуры:
1. Анализ и обобщение исходного состояния экономического потенциала области.
2. Разработка выставочной стратегии и конкретных мероприятий по участию в международных выставках предприятий и организаций Владимирской области, способных своими товарами и услугами сформировать торговую марку и престиж области.
3. Запрос и получение от предприятий фактической и возможной номенклатуры выпускаемой продукции (с указанием объемов).
4. Обработка полученных данных, составление справочников экспортного потенциала.
5. Методическое содействие в бизнес-планировании экспортных проектов.
6. Разработка предложений, с обоснованием финансирования научно-исследовательских работ по комплексному изучению экспортного потенциала Владимирских предприятий, выявлению приоритетных проектов с учетом внутренних возможностей и мировой конъюнктуры.
7. Расширение взаимодействия Владимирской области с международными финансовыми и экономическими организациями.
8. Оказание предприятиям Владимирской области организационной, информационной и других видов помощи о контрагентах, конъюнктуре рынка.
9. Проведение маркетинговых исследований по основным группам товаров и формирования маркетинговой стратегии развития промышленных предприятий.
10. Формирование инновационной и инвестиционной стратегий развития промышленных предприятий.
11. Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ниже представлен предполагаемый состав основных стейкхолдеров, их интересы и вклад в предлагаемую концепцию развития экспортного потенциала Владимирской области (табл. 2).
Таблица 2
Основные стейкхолдеры в концепции развития экспортного потенциала Владимирской области
Стейкхолдеры формируют совет директоров некоммерческого партнерства (НП), который, в свою очередь оказывает прямое влияние на проектный центр, формирующий цели качественных изменений структуры экспорта Владимирской области и т.д. Ведущую роль в общем представлении и реализации концепции будет играть университет, осуществляющий функции, показанные на рис. 4.
На рис. 5 представлен механизм взаимодействия некоммерческого партнерства с основными стейкхолдерами в реализации концепции развития экспортного потенциала Владимирской области. Базой создаваемой структуры выступает ведущий ВУЗ Владимирской области — Владимирский государственный университет.
Команда, которая формируется в нем под определенный проект (идею), берет на себя все управленческие обязанности (планирование, организацию, мотивацию и контроль) относительно порученной ей работы. Схема управления деятельностью создаваемого некоммерческого партнерства представлена на рис. 6.
Рис. 4. Функции Владимирского государственного университета в развитии экспортного потенциала Владимирской области
Рис. 5. Механизм взаимодействия некоммерческого партнерства на базе Владимирского государственного университета со стейкхолдерами в концепции развития экспортного потенциала Владимирской области
Рис. 6. Схема управления деятельностью создаваемого некоммерческого партнерства
Воплощение в жизнь данной концепции позволит создать правовые, экономические и организационные условия для улучшения финансово-экономического состояния предприятий и укрепления доходной базы бюджетов всех уровней, будет способствовать преодолению депрессивных тенденций в экспорте продукции, формированию нового структурно-экономического облика региона в соответствии с запросами российского и международного рынка, содействовать повышению жизненного уровня населения Владимирской области. Основными экономическими критериями эффективности будут следующие показатели: развитие экспортного потенциала области; снижение безработицы и рост занятости; увеличение объемов экспорта продукции; увеличение доли экспортной продукции в общем объеме производства; увеличение численности участников внешнеэкономической деятельности; увеличение поступлений в бюджет от экспортеров; изменение структуры экспортной продукции в сторону увеличения доли инновационной и т.д.


Литература
1. http://www.cisstat.com/rus/index.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия