Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Коробейникова Е. В.
доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли
Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Системная оценка эффективности деятельности потребительской кооперации
В статье обобщена классификация видов эффективности и предложена методика оценки системной эффективности потребительской кооперации. Приведены результаты оценки эффективности деятельности предприятий потребительской кооперации Кемеровской области
Ключевые слова: потребительская кооперация, эффективность, виды эффективности, методика оценки эффективности, рентабельность

Современные тенденции развития экономики России привели к необходимости усиления социальной ориентации экономической политики и повышения социальной ответственности бизнеса. Особенно остро эти вопросы стоят в условиях финансово-экономического кризиса. Важное место в развитии социальной направленности экономики занимает такая система как потребительская кооперация.
Потребительская кооперация — это некоммерческая организация, созданная для удовлетворения потребностей своих пайщиков [7]. По содержанию своей деятельности она представляет собой многоотраслевую систему, включающую производство, заготовительную деятельность, торговлю и общественное питание, а также оказание бытовых и прочих услуг населению. Вместе с тем, она является неотъемлемы элементом аграрно-промышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность в основном в сельской местности и тесно сотрудничающим с сельхозпроизводителями и сельскохозяйственными кооперативами.
В 2007 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось более 50 тыс. магазинов, из них 20 тыс. закупают сельхозпродукцию у населения; почти 7 тыс. предприятий общественного питания. Кроме того, в ее составе осуществляют деятельность: более 8,4 тыс. цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой); 6,7 тысяч приемно-заготовительных пунктов и других объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции; около 30 тыс. пунктов по оказанию населению различных бытовых услуг. В состав потребительской кооперации входили более 3 тыс. потребительских обществ с численностью пайщиков около 7 млн чел. Организации потребительской кооперации обеспечивали работой около 300 тыс. чел. Совокупный объем деятельности за 2007 г. составил 173 млрд руб., за 2008 г. — 203,3 млрд руб. [5]
Особенности потребительской кооперации заключаются в том, что она во-первых, удовлетворяет потребности не только своих пайщиков, но и всего населения, проживающего на территории обслуживаемой организациями системы (в основном — это малообеспеченные слои населения). Во-вторых, активно помогает в борьбе с безработицей на селе, обеспечивая трудоустройство, в том числе на временную и сезонную работу. В-третьих, предоставляет возможности профессионального и карьерного роста своих работников. В-четвертых, способствует развитию личных подсобных хозяйств, осуществляя прием излишек сельскохозяйственной продукции у населения, тем самым, повышая самозанятость. В-пятых, решает вопросы социально-экономического обустройства сельских территорий, организуя детские игровые площадки, художественную самодеятельность, спортивные секции и др. В-шестых, с помощью производства и реализации собственных продуктов питания из качественного и экологически чистого сырья повышается экономическая безопасность сельских территорий.
Степень и качество реализации социально-экономических функций потребительской кооперации, конкурентная позиция на рынке, возможности и перспективы развития напрямую зависят от эффективности функционирования системы. Вопросы эффективности потребительской кооперации и оценки ее деятельности актуальны и требуют более глубокого рассмотрения.
Анализ литературных источников последних лет показал, что наблюдается усиление внимания к системе потребительской кооперации. Значительный вклад в изучение социально-экономической природы потребительской кооперации, в том числе вопросов, связанных с обеспечением эффективного функционирования, внесли такие ученые как А.Р. Бернвальд, К.И. Вахитов, Г.М. Ефремова, З.А. Капелюк, Л.П. Наговицина, Л.А. Сипко, А.О. Темирбулатов, В.И. Теплов, А.М. Фридман, М.В. Хайруллина, Т.Г. Храмцова и др.
При рассмотрении эффективности деятельности потребительской кооперации преобладает оценка только экономической эффективности, основанная на ресурсном или затратном подходах, что не полностью учитывает социально-экономическую природу данной системы и уровень ее развития в настоящее время. Назрела необходимость в применении системного подхода при характеристике эффективности потребительской кооперации, классификации видов эффективности и разработке методики оценки эффективности.
Эффективность потребительской кооперации — это многоуровневая, комплексная категория, что делает возможным интерпретировать данное понятие как системную эффективность. В связи с этим предлагается следующая трактовка системной эффективности потребительской кооперации. Системная эффективность потребительской кооперации — это совокупность результативных показателей, характеризующих степень удовлетворенности внешних и внутренних потребностей (интересов), учитывающих экономические, социальные, интеграционные, диверсификационные, бюджетные и др. относительные эффекты.
Эффективность потребительской кооперации можно классифицировать по следующим признакам:
1. По направленности: внешняя эффективность; внутренняя эффективность.
2. В зависимости от субъекта: для государственных органов исполнительной власти; для населения; для других субъектов рынка; для работников; для пайщиков.
3. По уровням: уровень предприятия (эффективность потребительского общества); уровень района (эффективность районного потребительского общества (районного потребительского союза); уровень региона (эффективность областного потребительского союза); макро уровень (эффективность центрального союза потребительских обществ).
4. По видам деятельности: экономическая эффективность; социальная эффективность; интеграционно-диверсификационная эффективность.
5. По значению показателя: высокое; среднее; низкое; отрицательное.
Экономическую эффективность можно разделить на следующие виды:
1. По отраслям деятельности (эффективность заготовительной деятельности, производства, торговли, услуг).
2. По блокам управления (эффективность управления активами, управления персоналом, управления затратами, эффективность маркетинга и т.д.).
3. По отдельным бизнес-процессам на предприятиях потребительской кооперации (например, в торговле можно выделить следующие бизнес-процессы: выбор поставщиков и закупка товаров; транспортировка, приемка и складирование товаров; организация хранения, предпродажная подготовка; выкладка товаров и организация процесса их реализации и т.д.).
4. По видам продукции (услуг) потребительской кооперации (эффективность каждого вида производимой продукции, оказываемой услуги.).
Обобщенная классификация видов эффективности потребительской кооперации представлена на рис.1.
Рис.1. Классификация видов эффективности потребительской кооперации

В настоящее время в экономической литературе существуют различные методики оценки эффективности деятельности организаций, в том числе потребительской кооперации, анализирующие как отдельные стороны управления, бизнес-процессы, направления деятельности и т.д., так и в целом организацию [1–4, 6, 9, 10]. Методы оценки эффективности деятельности можно разделить на две группы: без расчета интегрального показателя и с расчетом интегрального показателя.
При использовании методов оценки эффективности без расчета интегрального показателя анализируются абсолютное и относительное изменения различных показателей по сравнению с планом и (или) предшествующим годом. В итоге определяется положительная или отрицательная динамика развития предприятия, но общая количественная оценка эффективности не достигается.
При расчете интегрального показателя оценки эффективности могут применяться различные подходы. Известны аддитивные (получаемые путем сложения) и мультипликативные (получаемые путем умножения) индексы. Оценка эффективности строится на использовании разнообразных статистических и экономико-математических методов, в основе которых может быть: рейтинговая оценка, балльная оценка, анализ темпов прироста показателей, анализ соотношения темпов прироста показателей, факторный анализ и т.д.; с ранжированием, так и без ранжирования.
Оценка системной эффективности потребительской кооперации предполагает всесторонний учет всех обстоятельств и условий функционирования данной системы. Важнейшим условием обоснованности оценки эффективности деятельности потребительской кооперации является использование для этого целой системы социально-экономических показателей, методика расчета которых представлена в табл.1.
Таблица 1
Система показателей эффективности деятельности и методика расчета

Этапы оценки системной эффективности деятельности потребительской кооперации:
1. Предложенные показатели представляются в виде матрицы (таблицы) в программе «Microsoft Excel».
2. По каждому показателю находятся максимальное, среднее, минимальное значения, а также определяется методом экспертных оценок рекомендуемое (эталонное) значение. Определяется диапазон изменения показателей.
3. Составляется балльная шкала, в соответствии с которой каждому показателю присваивается балл эффективности, в зависимости от попадания значения показателя в заданный интервал (табл. 2).
Таблица 2
Шкала баллов

1. По каждому виду эффективности рассчитывается итоговый балл (Бэ), путем суммирования «взвешенных» баллов.

где Бэ — итоговый балл эффективности;
Бi — балл эффективности i-го показателя;
Кзнi — коэффициент значимости i-го показателя;
n — количество показателей;
Рi — рейтинг i-го показателя.
2. Определяется интегральный балл эффективности (Биэ).

где Бээ — итоговый балл экономической эффективности;
Бсэ — итоговый балл социальной эффективности;
Бидэ — итоговый балл интеграционно-диверсификационной эффективности.
3. Входящие в систему потребительской кооперации элементы (потребительские общества, союзы) ранжируются, выявляются лидеры и аутсайдеры.
В ходе апробации методики оценки системной эффективности на примере деятельности Кемеровского облпотребсоюза [8] были получены следующие результаты:
Таблица 3
Оценка системной эффективности предприятий потребительской кооперации

Методику расчета и результаты такой системной оценки эффективности деятельности потребительской кооперации целесообразно использовать для обобщения и внедрения передового опыта работы предприятий-лидеров, выявления факторов и резервов роста, что позволит повысить эффективность деятельности всей системы в целом.


Литература
1. Бернвальд А.Р., Наговицина Л.П. Новые тенденции в социально-экономическом развитии потребительской кооперации // Регион: экономика и социалогия. — 2007. — №3. — С. 121–131.
2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. — 2-е изд. — М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2008. — 400 с.
3. Ковалев, В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Проспект, 2005. — 421 с.
4. Методические рекомендации по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности районной кооперативной организации / Авт. колл. под рук. З.А. Капелюк. — Новосибирск: Сиб УПК, 2000. — 212 с.
5. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2008 г. — М., 2009.
6. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер: Пер. с англ. А.О. Корсунский. — М.: ООО «Вершина», 2004. — 272 с.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Кемеровской области за 2007 год. — Кемерово, 2008.
9. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник. — М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2008. — 628 с.
10. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 333 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия