Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гиниятуллов Д. Р.
директор ФГУП «Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви»
Фурсова Т. И.
доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук


Развитие технологического менеджмента в производстве ортопедической обуви с использованием медицинских и компъютерных инноваций
В статье рассматриваются проблемы технологических и управленческих инноваций в производстве ортопедической обуви. Идентифицированы основные производственные процессы, сформулированы предложения по их развитию с использованием новейших методов диагностики, измерений и передачи информации
Ключевые слова: технологический менеджмент, процесс производства, ортопедическая обувь, медицинские технологии, компьютерные технологии

Быстрые перемены во внешней среде, характеризующиеся высокой степенью использования инновационных технологий требуют соответствующих изменений внутрипроизводственных факторов, повышающих эффективность организационной и производственной деятельности предприятий любой сферы. Предприятия по производству ортопедической обуви не являются исключением, хотя наиболее трудно поддаются преобразованиям. Основные трудности заключаются в том, что они ориентированы на индивидуальный пошив обуви, которая предназначена для больных с деформацией и дефектами стоп различного характера и тяжести. Этим определяется сложность конструкции ортопедических изделии, соответствующих необходимым технологическим и медицинским требованиям. Выбор деталей, соответствующих патологии индивидуальных заказчиков и позволяющих достичь требуемого назначения, включение их в конструкцию ортопедической обуви, в свою очередь, определяют характер технологического процесса производства, который является преимущественно ручным и машинно-ручным.
В последние годы российскими специалистами на все виды патологий стопы разработаны специальные конструкции обуви и обувных изделий, унифицированы виды оснастки, что позволяет наряду с традиционным изготовлением, выпускать ортопедическую обувь и ортопедические изделия на подбор. Это значительно упрощает процесс производства, однако не снижает проблемы необходимости преобразований.
Понимание текущей ситуации, осмысление того, что является действительно существенным в совершенствовании деятельности такого рода предприятий, заставляет искать возможности использования современных технологий, организационных маркетинговых и других инноваций при производстве ортопедической обуви.
Экономической науке известно довольно много методов совершенствования деятельности, которые классифицируются по различным признакам. Наиболее часто в качестве классификационных признаков используют:
методы реорганизации, базирующиеся на перестройке организационных структур (эволюционная концепция, функциональный подход); [1, 2, 6]
методы реорганизации, базирующиеся на перестройке бизнес-процессов (революционная концепция, реинжиниринг); [4, 5, 7, 8]
методы интеграции процессного и функционального подходов к управлению деятельностью предприятий. [3]
Опыт преобразований, осуществляемых российскими предприятиями показывает, что радикальные изменения возможны в тех видах деятельности, которые обладают высоким запасом технологических инноваций, позволяющих подвергнуть пересмотру практически все операции бизнеса. Такие инновационные проекты под силу крупным корпоративным структурам. Средние и малые предприятия, не обладающие достаточным организационно — техническим потенциалом и финансовыми возможностями, предпочитают эволюционные формы совершенствования, К этой группе относятся и предприятия по производству ортопедической обуви. Сегодня как технологические, так и управленческие инновации являются необходимой основой развития, поэтому необходима их интеграция.
Первый шаг к любой деятельности по совершенствованию — диагностика текущего состояния, его технологических процессов, поиск объекта изменений. Для этого, как правило, составляется список всех процессов, которые имеют ключевое значение, затем документируется каждый из них, описывается качественно, выявляются взаимосвязи между участниками процесса. Считается, что стандартного перечня процессов не существует, тем не менее, теория выделяет следующие бизнес-процессы: процесс разработки новой продукции или услуги; процесс материального обеспечения; процесс создания продукции или оказания услуги; процесс сервисного обслуживания; процесс сбыта.
Существуют и другие классификации бизнес-процессов. Для выделения процессов производства ортопедической обуви использовалась классификация, в соответствии с которой процессы организации разделены на три основных типа по характеру деятельности и создаваемому продукту [5]:
основные процессы — процессы основной деятельности (назначение — создание основных продуктов или полуфабрикатов);
вспомогательные процессы (назначение — обеспечение деятельности основных процессов);
процессы управления (назначение процессов — управление деятельностью, результат — показатели деятельности предприятия).
Каждый из названных типов процессов производства имеет своих поставщиков ресурсов, исполнителей процессов и потребителей их результатов. Между участниками процессов существуют определенные взаимосвязи и взаимоотношения, характеризующие степень их влияния на удовлетворение предприятием конечных внешних потребностей. В свою очередь, формирование конечных внешних потребностей последовательно осуществляются в технологических структурах по всем стадиям производственного цикла, путем создания промежуточных (внутренних) потребностей.
Каждая стадия цикла имеет свои специфические особенности, но, прежде всего, они отличаются устойчиво различимыми свойствами промежуточного продукта (полуфабриката). Эти особенности отражаются в требованиях рассматриваемой стадии и предшествующей ей с точки зрения результатов в рамках полного цикла. Возможности улучшения характеристик элементов каждой стадии процесса выражается в увеличении ценности продукта (добавленной стоимости) для потребителя и роста синергетического эффекта деятельности предприятия.
Исходя из сказанного в табл.1 представлено укрупненное описание процессов производства ортопедической обуви и ортопедических изделий, в котором приняты следующие терминологические формулировки:
конечный внешний потребитель — индивидуальный заказчик ортопедической обуви;
внешний поставщик — организация, поставляющая материалы и комплектующие, используемые для изготовления обуви;
услуги маркетинговых посредников, налоговых служб, федеральных и муниципальных организаций, других контактных аудиторий, способствующих достижению предприятием конечных целей;
внутренний поставщик — структура ( технологическая, управленческая), участвующая в процессе производства ортопедической обуви и передающая результаты своего труда последующей стадии технологического цикла;
внутренний потребитель — структура, участвующая в процессе производства, получающая результаты труда предшествующей стадии для дальнейшей обработки.
Диагностика описанных в табл. 1. процессов производства ортопедической обуви позволяет выделить основные проблемы, существующие на предприятии и установить какие из них следует инициировать для первоочередного решения. Многообразие конструкций и способов сборки обуви, определяемое характером деформации и дефектами стоп, требует выделения частных проблем и более детального описания процессов, подлежащих совершенствованию.
Таблица 1
Укрупненное описание процессов производства ортопедической обуви и ортопедических изделий
Иерархический обзор основных процессов показывает, что первичным процессом, который во многом определяет соответствие изделия медицинским требованиям, реализуемым в процессе производства, является процесс «приема заказа», включающий правильную постановку диагноза и точность измерений при снятии мерок. Этим обуславливается выбор процесса « приема заказа» для детального рассмотрения.
Идентификация и оценка процесса принятия заказа показывает, что существует возможность ошибок, вызванных: традиционными способами диагностики; несовершенством методов измерения (снятия мерок); несовершенством методов документирования (передачи информации).
Указанные выше несовершенства процесса принятия заказа могут служить основанием для рассмотрения его как объекта преобразования. Детальное описание процессов производства ортопедической обуви, представленных в табл. 1, позволяет составить полный перечень процессов, нуждающихся в совершенствовании. В свою очередь, большую сложность представляет формирование набора идей и методов по совершенствованию деятельности.
Одним из эффективных методов совершенствования бизнес процессов является метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) — метод комплексного системного исследования функций объектов, направленный на обеспечение необходимых потребительских свойств и минимальных затрат на их проявление на всех этапах жизненного цикла.
Используя методику быстрого анализа решения (FAST), которая является одной из творческих приемов ФСА, а также методологию IDEF, позволяющую описывать не только бизнес-процессы, но и функциональные блоки, для совершенствования процессов «Прием пациента для заказа ортопедической обуви» было принято решение использовать в качестве инноваций оптическую систему сканирования и фотооптическую систему.
Оптическая система сканирования позволяет сделать 2-х мерный электронный оттиск стоп. Сканирование проводится в течение нескольких секунд. С помощью программного обеспечения определяются основные размеры стоп, генерируется линия обчерка стоп. Затем можно выбрать необходимые размеры на стопах и включить их в программу. Результаты измерений передаются в программу моделирования.
Преимущества оптической системы сканирования: получение цветного изображения стоп; определение основных и дополнительных размеров стоп; сохранение электронных оттисков стоп каждого пациента в архиве; представление на дисплее и вывод на печать в масштабе 1:1; передача данных измерений в программу моделирования.
С помощью фотооптической системы осуществляется фотографирование стоп максимум с 5-ти сторон (в зависимости от комплектации системы и версии программного обеспечения). Время фотографирования составляет доли секунды. Перед каждым фотографированием система осуществляет контроль в режиме on-line. На фотографиях определяются основные ортопедические размеры. Данные измерений могут быть переданы в программу моделирования колодок или программу моделирования стелек.
Преимущества фотооптической системы: цветные изображения стоп максимально с 5-ти сторон (в зависимости от комплектации системы и версии программного обеспечения); автоматическое определение основных размеров стоп; сохранение и архивирование измерений каждого клиента; вывод на дисплей и на печать в масштабе 1:1; передача результатов измерений в программу моделирования колодок или в программу моделирования стелек.
Внедрение предлагаемых новшеств в производство ортопедической обуви позволит создавать комфортную и удобную обувь для больных с деформациями и дефектами стоп различного характера, что значительно повысит качество их жизни.


Литература
1. Власова Л. От функциональной структуры к бизнес-процессам // http://www.ecolife.krsk.ru/arh/103/22.asp
2. Ивлев В.А., Попова Т.В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации — М.: Научтехлитиздат, 2000.
3. Миронов И.С., Киченко Л.П. Интеграция процессного и функционального подходов к управлению компанией как фактор роста ее конкурентоспособности / РИО Пермского университета. — Пермь, 2004.
4. Процессный подход // В сб.: Все о качестве. Зарубежный опыт / НТК «Трек». — М., 2000.
5. Репнин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов — М.: РИА Стандарты и качество, 2004.
6. Р.50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.
7. Харрингтон Д., Эсселинг К., Нимверген Х. Оптимизация бизнес-процессов: документирование, анализ, управление, оптимизация. — СПб: Азбука, 2002.
8. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем IDEF-технологии. — М.: Финансы и статистика, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия