Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Давыдов И. П.
начальник организационно-аналитического
управления Секретариата Бюро МПА ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук

Мишальченко Ю. В.
советник-секретарь постоянной комиссии
Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС
по правовым вопросам, доктор экономических
наук, кандидат юридических наук, профессор

Белоусов С. Н.
секретарь Постоянной комиссии МПА
ЕврАзЭС по формированию
правовой базы таможенного союза,

Торопыгин А. В.
советник Секретариата Бюро Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС,
кандидат политических наук

Лобанова Е. В.
советник-секретарь Постоянной комиссии Межпарламентской
Ассамблеи государств-членов ЕврАзЭС по социальной политике,
кандидат юридических наук


О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТОЯННЫХ КОМИССИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В 2003 ГОДУ
(информационно-аналитический обзор)

Работа комиссий в 2003 году проходила по следующим основным направлениям: подготовка Основ законодательства и типовых проектов, проведение сравнительно - правового анализа в различных сферах правоотношений и разработка рекомендаций по гармонизации национальных законодательств.
Процесс подготовки Основ законодательства, как правило, предполагает три этапа: на первом осуществляется сравнительно-правовой анализ законодательства, на втором разрабатывается концепция Основ законодательства, определяющая принципы правового регулирования в данной сфере, на третьем подготавливается проект Основ с участием парламентов стран ЕврАзЭС и исполнительных органов Сообщества.
Подготовленный Постоянной комиссией по правовым вопросам проект Договора о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации представляет собой развитие положений статьи 7 Договора об учреждении ЕврАзЭС, регламентирующей компетенцию Межпарламентской Ассамблеи. Он рассмотрен Советом министров юстиции при Интеграционном Комитете, который уже внес в документ некоторые изменения и дополнения.
В частности, внесены изменения, улучшающие юридическую технику документа, конкретизировано содержание совместных организационно-правовых мероприятий, осуществляемых органами Сообщества и государственными органами государств - членов ЕврАзЭС в ходе законотворческой деятельности.
Большое внимание было уделено этой постоянной комиссией вопросам законодательного обеспечения Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на2003-2006 гг., в том числе разработанной Секретариатом Бюро МПА Программе деятельности Ассамблеи по реализации данных Приоритетных направлений.
Постоянными комиссиями МПА ЕврАзЭС по экономике и финансам, по формированию правовой базы таможенного союза, по социальным и гуманитарным вопросам проведен сравнительно-правовой анализ национальных законодательств государств-членов Сообщества в сфере энергетики, транспорта, в таможенной сфере и сфере образования и разработаны соответствующие концепции, одобренные Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС. Были также разработаны и приняты Межпарламентской Ассамблеей типовые проекты "Основные принципы инвестиционной деятельности", "О поддержке малого и среднего предпринимательства", "О борьбе с наркоманией" и разрабатываются типовые проекты законодательных актов "Об объединениях коммерческих организаций", "О транснациональных корпорациях", "Об основных принципах учета государственных закупок".
Так, типовой проект "Об объединениях коммерческих организаций" определяет признаки таких объединений, их видовую классификацию, особенности правового регулирования каждого вида объединений, права и обязанности их участников, меры по защите интересов как объединений и их участников, так и государства и третьих лиц, характер взаимодействия объединений коммерческих организаций и органов государственной власти. В нем учтены опыт применения действующего законодательства об объединениях коммерческих организаций, а также обнаружившиеся на практике недостатки правового регулирования их формирования и деятельности.
Ряд его положений направлены на защиту интересов государства как собственника государственного имущества и учредителя государственных предприятий при создании объединений с участием государственных организаций.
В проекте предусматривается возможность использования единой системы кассовых расчетов между участниками объединения, внутригруппового небанковского финансирования его деятельности и деятельности участников объединения, осуществления в нем консолидированного учета и отчетности. Проект определяет место и роль объединений коммерческих организаций в развитии внешнеэкономической деятельности, совершенствовании национальных и региональных рынков товаров, работ, услуг и т.д.
Целью разработки типового проекта "О транснациональных корпорациях" является формирование единых подходов к их правовому регулированию, определение условий создания и деятельности ТНК, порядка регулирования их взаимодействия с органами государственной власти.
Типовой проект законодательного акта "Об основных принципах учета государственных закупок" определяет правовые основы организации учета и использования сведений о закупках товаров и услуг, осуществляемых за счет средств бюджетов всех уровней, и направлен на обеспечение эффективного государственного и общественного контроля за расходованием бюджетных средств. В нем сформулированы принципы системы учета государственных закупок, регламентируется порядок ведения их реестров, состав документов, подлежащих учету и являющихся источником сведений, которые подлежат внесению в реестр, определены правовые нормы в системе учета государственных закупок и т.д.
К числу важных проблем, которыми также занималась Постоянная комиссия по экономике и финансам, относится проблема качественного обеспечения потребителей в государствах-членах ЕврАзЭС данными оперативного природно-ресурсного мониторинга на основе создания Евразийской системы космического мониторинга (ЕСКМ). Реализация проекта создания ЕСКМ может содействовать не только повышению эффективности использования данных из космоса для решения народнохозяйственных задач, но и ускорению формирования единого экономического пространства, эффективному использованию научного и производственного потенциалов стран Сообщества. Постоянной комиссией по экономике и финансам принято решение о создании рабочей группы для изучения реальных возможностей организации Евразийской системы космического мониторинга земной поверхности.
Постоянной комиссией по внешним связям, безопасности и региональному взаимодействию подготовлены рекомендации по совершенствованию законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере борьбы с терроризмом, по законодательному обеспечению развития электронной торговли, предложения по имплементации международных норм и принципов в сфере обеспечения иммунитета государства и его собственности в законодательствах членов Сообщества и типовой проект законодательного акта "Об основах информационной безопасности". Осуществлен сравнительно-правовой анализ законодательства об информационной безопасности и о границе и приграничном сотрудничестве.
Комиссия приняла активное участие в подготовке и проведении межпарламентских слушаний "Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе: состояние и перспективы". Ею были подготовлены проекты всех основных документов межпарламентских слушаний.
По итогам слушаний комиссией были разработаны проекты "Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества" и "Положение о межпарламентской группе МПА ЕврАзЭС по урегулированию вопросов конфликтного характера в сфере приграничных отношений государств-членов Сообщества".
При этом обобщен как положительный, так и негативный опыт приграничного взаимодействия и определены главные направления совершенствования законодательного обеспечения такого взаимодействия.
Постоянной комиссией по социальным и гуманитарным вопросам рассмотрены Рекомендации по имплементации международных принципов государственной политики в отношении пожилых людей в правовые системы государств - членов ЕврАзЭС, обобщающие международный опыт государственной политики в отношении пожилых людей, определяющей их положение в обществе, отношения между различными поколениями, взаимосвязи между развитием и старением населения.
Секретариатом Бюро МПА ЕврАзЭС был подготовлен также проект Рекомендаций по гармонизации национальных законодательных актов в сфере молодежной политики на общем рынке труда Евразийского экономического сообщества.
Специально рассматривался вопрос о законодательном регулировании миграционной политики государств - членов ЕврАзЭС (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений конвенций Международной организации труда). Постоянная комиссия по социальным и гуманитарным вопросам пришла к выводу, что, несмотря на ратификацию национальными парламентами Соглашения от 30 ноября 2000 года о взаимных безвизовых поездках, национальные законодательные и подзаконные акты в сфере миграционной политики зачастую не позволяют формировать единый рынок труда, их положения содержат нормы, затрудняющие проведение согласованной миграционной политики, не содержат унифицированных требований к организации регистрации иностранных граждан, а также процедуры миграционного контроля.
Было поддержано предложение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан о сотрудничестве в области миграции в рамках Евразийского экономического сообщества.
В соответствии с Программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи комиссия приступила к разработке Рекомендаций по гармонизации законодательств государств - членов
ЕврАзЭС в сфере социального страхования. Решено провести сравнительно-правовой анализ норм законодательств государств - членов ЕврАзЭС и международных документов, регулирующих социальное страхование, полномочия органов государственной власти в сфере социального страхования, правовой статус его субъектов, виды страхового обеспечения, права и обязанности застрахованных лиц и страховщика, управление системой социального страхования и ее финансирование.
Принимая во внимание отсутствие в действующем национальном законодательстве государств - членов ЕврАзЭС правового акта, который в полном объеме регламентировал бы основы пенсионной системы, Постоянной комиссией по социальным и гуманитарным вопросам принято решение провести сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов ЕврАзЭС и международных документов в области пенсионного обеспечения и подготовить Концепцию Основ пенсионного законодательства ЕврАзЭС, которая обосновывала бы общую схему пенсионного страхования с учетом поэтапного введения в ней накопительных элементов.
Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по формированию правовой базы Таможенного союза подготовлен типовой проект "О лицензировании экспорта и импорта товаров" с целью приведения национального законодательства в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. За основу разрабатываемого проекта был принят проект Федерального закона Российской Федерации, разработанный в соответствии со статьями ХХ и ХХI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-94) и Соглашением ВТО об импортном лицензировании.
В тесном взаимодействии с Международной ассоциацией бирж стран СНГ и Московской межбанковской валютной биржей подготовлен и рассмотрен на заседании комиссии проект Концепции создания интегрированного валютного рынка государств - членов ЕврАзЭС, предусматривающий развитие интегрированного валютного рынка на основе формирования единого биржевого пространства Евразийского экономического сообщества. Проект одобрен и направлен в парламенты государств-членов ЕврАзЭС, Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, центральные (национальные) банки.
После сравнительно-правового анализа в области применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров подготовлен типовой проект законодательного акта и рекомендации парламентам государств Сообщества по гармонизации законодательств в этой сфере. Проект определяет правовой режим и процедуры введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, необходимых для согласованного приведения внутреннего законодательства государств - членов ЕврАзЭС в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.
В частности, им регламентируется унифицированный порядок проведения специальных расследований для установления ситуации демпинга, определяется усовершенствованный механизм введения, применения, пересмотра и отмены специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Была рассмотрена также "Стратегическая инициатива развития Евразийской интеграции на 2003 - 2010 годы", подготовленная исследовательско-консультационным центром "Институт Счета" (Санкт -Петербург), которой предусматриваются создание Евразийского Банка Развития, Евразийского Бюджета развития и корпораций развития, Евразийского Валютного Союза.
К важным проектам, работа над которыми начата в 2003 году, можно отнести и типовой проект законодательного акта "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и особенно проект Основ таможенного законодательства ЕврАзЭС. При разработке проектов учитывались основные положения Генерального соглашения ВТО по тарифам и торговле, Генерального соглашения ВТО по торговле услугами, Соглашения ВТО по процедурам импортного лицензирования.
Одновременно с указанными документами Постоянной комиссией по формированию правовой базы Таможенного союза разрабатывался типовой проект законодательного акта "О таможенной оценке" с целью унификации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в отношении определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. За основу проекта взяты положения Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и положения Таможенного кодекса Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года. В нем рассматриваются действия участников правоотношений, связанные с таможенной оценкой товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу государств - членов ЕврАзЭС, их права и обязанности, устанавливаются методы определения таможенной стоимости и порядок их использования, порядок заявления, контроля и корректировки таможенной стоимости.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия