Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Зенченко И. В.
старший преподаватель кафедры менеджмента Орского гуманитарно-технологического института, филиала Оренбургского государственного университета

Экономические процессы развития машиностроительного комплекса в кризисный период

Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие показатели эффективности народно–хозяйственного комплекса страны, материалоемкость, энергоемкость, ВВП, производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что оно объединяет около 7,5 тыс. крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тыс. мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около 4 млн человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.
Машиностроительный комплекс является важнейшей доминантой в развитии основных отраслей экономики. Определяется это тем, что модернизация производственных мощностей во всех отраслях национальной экономики тесно связана с перспективами его развития. Машиностроение, являясь одной из базовых отраслей российской экономики, наиболее тяжело пережило экономический кризис 90-х годов ХХ века. В период спада экономики объем производства машиностроительной продукции снизился в несколько раз, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился до 16%. Наибольший спад произошел в самых передовых отраслях машиностроительного комплекса, таких как станко-, авиа- и приборостроении, электронной и электротехнической промышленности и др.
По мнению ряда исследователей, причины кризиса машиностроения во многом схожи с причинами кризиса в других отраслях народного хозяйства. Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена. Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ. В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая к кризису в августе 1998 года1.
Некоторая стабилизация объемов производства в отрасли наметилась с 1999 года и была связана в основном с изменением паритета покупательной способности национальной валюты, вызванным экономическим кризисом 1998 года.
Финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., в неменьшей степени повлиял на отрасль машиностроения как России в целом, так и в отдельных регионах.
Промышленность России имеет географическую концентрацию: предприятия добывающих отраслей (нефтяная, газовая, угольная, лесная) в основном размещены на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока, машиностроительный комплекс расположен преимущественно в Европейской части.
Приволжский федеральный округ насчитывает около 1000 крупных и средних предприятий машиностроения, из них более половины располагаются на территории Оренбургской области. Крупнейшими предприятиями являются ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ», входящий в группу компаний «Металл Инвест», ОАО «Орский машиностроительный завод», ОАО «ПО Стрела» и ОАО «Гидропресс».
Анализ отраслевой структуры промышленности Приволжского федерального округа и Оренбургской области позволил сделать вывод о том, что удельный вес машиностроительного комплекса региона в общем объеме произведенной продукции не уступает аналогичному показателю по стране. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ и его Территориального органа по Оренбургской области Приволжский округ занимает второе место в России по показателю «обрабатывающие производства» и третье место по показателю «экспорт» (табл. 1). Особенностью является то, что около 70% обрабатывающих производств и 60% экспорта продукции приходится на долю машиностроительных предприятий. Вместе с тем остро стоит проблема инвестирования в машиностроительный комплекс.
Таблица 1
Доля обрабатывающих производств Приволжского федерального округа в общероссийских показателях в 2008 г., %
Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области; Областной статистический ежегодник: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. — Оренбург. — 2008.

Табл. 2 показывает, что к концу 2008 г. индекс производства по виду экономической деятельности «производство машин и оборудования» в целом по России имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить резким падением спроса не столько на продукцию отрасли машиностроения, сколько снижением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства.
Таблица 2
Динамика производства машин и оборудования в РФ за 2006–2008 гг. (в % к предыдущему году)
Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.
Таблица 3
Динамика коэффициента обновления основных фондов в машиностроительном комплексе в России за 2006–2008 гг. (в % к предыдущему году)
Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

В Приволжском федеральном округе, в частности в Оренбургской области, несмотря на ухудшение показателей деятельности промышленного производства, наблюдается рост индекса. Это связано с тем, что большинство машиностроительных предприятий работают по кратко и среднесрочным заказам, а индекс является сводным показателем за год.
Одним из показателей, свидетельствующих об эффективности функционирования промышленного производства, является коэффициент обновления и степень износа основных фондов (табл. 3, 4).
Таблица 4
Динамика износа основных фондов в машиностроительном комплексе России за 2006–2008 гг., %
Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

В Оренбургской области в последние годы наметилась негативная тенденция роста степени износа основных фондов темпами, опережающими их среднее значение по стране, что свидетельствует о возможном ухудшении ситуации в машиностроении Оренбургской области уже в краткосрочной перспективе. Поскольку большая часть произведенной продукции экспортируется, имеет место острая необходимость модернизации и внедрения новейшей техники и технологий, что позволит полноценно конкурировать с производителями аналогичной продукции как в России, так и за рубежом. Усугубляет положение финансовый кризис 2008 года.
Машиностроение как базовая отрасль экономики страны не только обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей, но и напрямую зависит от них. Рассмотрим изменение финансовых результатов деятельности машиностроительных предприятий за 2006–2008 гг. (табл.5).
Таблица 5
Финансовые результаты деятельности машиностроительного комплекса РФ в 2006–2008 гг. в % к общему объему прибыли/убытка по России (в % к предыдущему году)
Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

По данным Госкомстата РФ показатель прибыли машиностроительного комплекса России в целом имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем увеличивается доля убыточных предприятий. Вследствие снижения объемов производства снижается платежеспособность предприятий-потребителей продукции машиностроения. Возрастает дебиторская и кредиторская задолженность (табл. 6). Все это свидетельствует о новом кризисе в машиностроении.
Таблица 6
Задолженность крупных и средних машиностроительных организаций на 1 декабря текущего года, в % к общей задолженности по России
Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

Как показывает исследование, основными причинами кризиса в машиностроении в конце 2008 г. являются:
1) низкая конкурентоспособность продукции, что является следствием высокой степени износа оборудования;
2) концентрическая диверсификация предприятий, что не позволяет в период кризиса перейти на выпуск другой продукции;
3) финансовый кризис, следствием чего является снижение платежеспособности потребителей;
4) отсутствие четко разработанной государственной программы по поддержке комплекса машиностроения в период кризиса.
Окончательные причины и последствия кризиса конца
2008 г. можно будет оценить через 3–4 года, поскольку кризис конца 2008 г. имеет мировые масштабы.
Ввиду того, что в Оренбургской области 70% обрабатывающих производств и 60% экспорта продукции приходится на долю машиностроительных предприятий, можно предположить, что одной из возможностей выхода машиностроительных предприятий из кризиса — это наращивание объемов экспорта, т.к. мировой рынок стабилизируется быстрее, чем внутренний. Для этого считаем необходимым: 1) обновление оборудования и применяемых в машиностроении технологий производства; 2) внедрение процессного подхода в управление, которое в наибольшей степени соответствует позаказному методу производства оренбургских машиностроительных предприятий; 3) упрощение громоздкой структуры управления предприятиями, путем объединения дублирующих подразделений; 4) разработать систему эффективного взаимодействия как внутри предприятия, так и с заказчиками.
Машиностроение остро нуждается в инновациях в управлении, организации производства, технологии. Это должно стать фундаментом возрождения машиностроительного комплекса.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия