Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Городнова Н. В.
доцент кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости Уральского государственного технического университета — УПИ имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук

Чернов С. С.
заведующий кафедрой систем управления и экономики энергетики, заместитель декана факультета энергетики Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


К вопросу о влиянии корпоративной этики на стоимость компании

Современный бизнес представляет собой сложную динамическую систему с множеством внешних и внутренних факторов, влияющих на его конечный финансовый результат. Поскольку к приоритетным целям функционирования бизнеса можно отнести устойчивое положение компании на рынке, повышение ее инвестиционной привлекательности и эффективности корпоративного управления, повышение стоимости компании становится важной компонентой, оказывающей непосредственное влияние на финансовую устойчивость и развитие корпоративной единицы.
В настоящее время вопрос влияния корпоративной культуры на стоимость корпоративной структуры в специальной и научной литературе исследован недостаточно. Мы предлагаем собственный взгляд на взаимосвязь между процессом формирования принципов корпоративной этики и ростом стоимости компании.
Под стоимостью компании следует понимать сумму всех чистых денежных потоков, которые будут созданы за все время ее функционирования в прогнозный и постпрогнозный периоды, дисконтированных к текущему (нулевому) моменту времени, с учетом реально существующих рисков отклонения фактических денежных потоков от ожидаемой величины. Чистый денежный поток представляет собой сальдо денежных наличностей, которые остаются в распоряжении компании после вычета всех необходимых платежей, расходов и осуществленных инвестиций. При этом на рост стоимости компании, как правило, оказывают влияния такие факторы, как повышение доходов компании, внедрение мероприятий по снижению издержек, уменьшение рисков, либо совокупным влиянием всех перечисленных факторов. [1]
Стоимость компании является также продуктом создания сотрудниками данной компании материальных и нематериальных ценностей. Процесс создания стоимости включает бизнес-планирование, корпоративное законодательство, систему материальной и нематериальной компенсации, а также корпоративную культуру (поведение и этику), свойственную конкретной компании.
Основанная на этических принципах системная стратегия развития любого бизнеса позволяет обеспечить компании прочную положительную репутацию (гуд-вилл), занятие определенной доли рынка, повышение конкурентоспособности и повышение инвестиционной привлекательности.
Реализация этических корпоративных ценностей в компании осуществляется на двух уровнях: корпоративном и общественном. Корпоративный уровень подразумевает повышение эффективности корпоративного управления компании в целом, что связано с вопросами информационной прозрачности и открытости корпоративной структуры, отношений с акционерами и другими заинтересованными сторонами (кредиторами, партнерами, клиентами, поставщиками, персоналом компании, региональными властями и т.д.).
Общественный уровень заключает в себе инициативы собственника по увеличению социальной значимости компании, способствует определению ее места в социуме, взаимодействию с общественными организациями, СМИ и народонаселением страны.
Корпоративная культура любой компании уникальна и определяется множеством параметров (например, личностными качествами собственников бизнеса, структурой и динамикой соответствующего рынка, географическим месторасположением), и содержит в себе два основных аспекта: корпоративные ценности и корпоративные процедуры.
Корпоративные ценности являются этическими параметрами, качествами, которые являются высшими нравственными категориями для сотрудников компании. Корпоративные процедуры — это зафиксированные официально и «неписанные» правила поведения, основанные на указанных ценностях, нормы делового этикета.
При изучении корпоративной культуры компании в первую очередь оцениваются внешние организационные характеристики: производимая компанией продукция, ее качество, а также технологии ее изготовления, оказываемые услуги или выполненные работы, управленческая иерархическая архитектура компании, корпоративное поведение сотрудников, взаимодействие, общение, корпоративный стиль деловой одежды, слоганы и т.д.
Второй, более глубокий аспект корпоративной культуры представлен ценностями и принципами, разделяемыми сотрудниками компании (моральные эталоны и этические нормы), определяющие поведение персонала компании. Нормы корпоративного поведения могут быть закреплены рамками корпоративной культуры в форме инструкций или стандартов поведения.
Известно, что стержень корпоративной этики формируется собственниками бизнеса и непосредственно связан с их жизненным опытом и мировоззрением, поэтому личностные качества собственников начинают воплощаться, реализовываться и проецироваться на создаваемые ими корпоративные структуры. Предприниматель создает свой бизнес для достижения своей определенной цели, в первую очередь, для роста стоимости компании. При этом каждый сотрудник корпоративной структуры обладает индивидуальными способностями и возможностями, поэтому компания в целом — это своеобразный симбиоз интеллектуальных потенциалов ее работников. Как следствие, на ведущую позицию выходит задача создания такого внутрикорпоративного кодекса поведения и этики, которые будут способствовать достижению общей цели — увеличению стоимости компании. Для этого первыми лицами компании культивируются те символы и ценности, которые являются универсальными нравственными требованиями и нормами поведения, реализуемыми в профессиональной деятельности, и используются как средство, которое будет способствовать динамичному развитию компании. Поэтому процедуры корпоративной этики должны быть направлены на оптимизацию взаимоотношений на всех уровнях иерархии бизнес-процессов, как по горизонтали, так и по вертикали корпоративной структуры.
Управление компанией, которое основывается на стратегических целях акционеров и использует миссию компании как средство достижения обозначенных целей, должно быть этически корректным на всех его этапах. Необходимо сформировать такую систему ценностей и этических норм и процедур, которая могла бы обеспечить генерацию и сохранение интегральных и стабильных ценностей, принципов, правил поведения и принятия управленческих решений в компании. Обоснованная система норм должна быть устойчивой, но, одновременно, она должна иметь возможность своевременно и адекватно реагировать на быстрые изменения внешних и внутренних факторов функционирования компании, для сохранения стабильности компании и обеспечения конкурентоспособности в занимаемом ею сегменте рынка.
В процессе создания рыночной стоимости собственники компании преследуют достижение следующих целей:
— финансовых (направленных на максимизацию стоимости) которыми руководствуются менеджеры высшего звена;
— нефинансовых, предназначенных для мотивации деятельности всех остальных сотрудников (удовлетворение запросов потребителей, диверсификация производства, разработка новых видов продуктов, создание удовлетворительных условий труда работников и т.д.).
При этом эффективность корпоративного управления зависит от того, насколько четко руководитель (собственник) представляет задачи компании и, соответственно, формулирует свои требования к персоналу всех уровней иерархии. Корпоративная этика позволяет унифицировать цели и стремления всех работников компании на всех уровнях, обеспечить четкую постановку задачи и определить условия ее решения.
Для создания и увеличения стоимости компании необходимо формировать и развивать «стоимостное мышление» у всех без исключения сотрудников корпоративной структуры. Ориентированность на создание стоимости дает видение общей цели, позволяет отдельным субъектам бизнес-единицы общаться на универсальном языке. Это, в свою очередь, позволяет значительно повысить эффективность совместной работы при снижении различного рода рисков и издержек. Кроме того, стоимостной подход к управлению компанией позволяет получить максимальный объем своевременной и достоверной информации о деятельности компании, значительно повышает качество и эффективность принимаемых управленческих решений [1].
Правила корпоративной этики определяют как нормы поведения сотрудников конкретной компании, принципы взаимодействия между функциональными подразделениями корпоративной структуры, так и этические принципы взаимоотношений с внешней средой бизнеса. Отношения внутри и во вне компании должны строиться по принципу справедливости, открытости, доброжелательности, взаимопомощи, уважительного отношения ко всем участникам бизнес-процессов и конкурентам, с соблюдением принципов демократизма, оперативности и законности функционирования бизнеса. Приветствуется также научный поход при формировании корпоративной этики [3]. Именно система этических правил и норм компании позволяет команде работать как единое целое на всех уровнях организации, что способствует достижению основной цели бизнеса.
Рассмотрим зависимость стоимости компании от степени реализации в ее функционировании принципов корпоративной этики.
На этапе формирования компания (корпоративная структура), как правило, не имеет слаженной, систематизированной структуры, «сработавшейся» команды. Чаще всего основой формирования корпоративной структуры является уже накопленный опыт ранее созданных успешных компаний. Несмотря на то, что сотрудники компании объединены общими целями, потребностями и задачами, которые необходимо оперативно и эффективно решать, еще нет окончательно сформированной этической системы компании. Бизнес реализуется, основываясь на общечеловеческих этических принципах. На том этапе каждый сотрудник не нацелен на создание рыночной стоимости компании, а стремится защитить собственные интересы и реализовать собственные амбиции. С течением времени в процессе взаимодействия построения общего бизнеса и создания компании сотрудники начинают стремиться к развитию и укреплению создаваемой внутренней структуры. И на этом новом этапе становится закономерным возникновение потребности унификации норм и правил ведения бизнеса, межличностного взаимодействия. Происходит корректировка групповых целей, совмещение их с личными интересами, таким образом, формируется уникальная внутренняя структура компании.
На этапе становления компании в связи с увеличением объемов реализации продукта и ростом бизнеса соответственно увеличивается и количество контактов между заинтересованными лицами. Необходимость быстро и эффективно принимать управленческие решения формирует потребность объединения личных целей [3]. Понимание того, что на данном этапе «один в поле — не воин», того, что важнейшей целью всех сотрудников всех подразделений является увеличение стоимости компании, приводит к необходимости формирования общих, корпоративных, этических правил ведения бизнеса. Для эффективного ведения бизнеса участники бизнеса объединяются в команду, понимая все преимущества данного способа взаимодействия. Образовавшаяся структура, ориентируясь на достижение общих целей, одной из которых является максимизация стоимости компании, должна выработать систему единых внутрикорпоративных ценностей и правил поведения, единых принципов и правил принятия решений в компании, единых правил взаимодействия с внешним окружением и контрагентами бизнеса.
Единые правила корпоративной этики позволяют каждому сотруднику наиболее полно реализовать имеющиеся знания, способности, навыки и имеющийся опыт, дают возможность самосовершенствования, постоянного развития профессиональных качеств и карьерного роста. Объединенные едиными этическими принципами сотрудники компании ощущают себя неотъемлемой частью бизнес-процессов, а, следовательно, и создателями определенных конечных продуктов, чем, в итоге, и увеличивают ее стоимость. Все вышеперечисленное является мощными мотивирующими факторами, дающими возможность всем участникам корпоративной структуры, задействованным в создании стоимости своей компании почувствовать свою необходимость и значимость в общем деле, демонстрирует заинтересованность в них. Реализация принципа «один — за всех и все за одного» способствует сплочению команды, развитию внутрикорпоративного доверия при наличии солидарной финансовой ответственности за результаты своей работы. Чувство поддержки и доверия формирует особые взаимоотношения между сотрудниками внутри конкретной компании и определенного бизнес-процесса, как по горизонтали (между бизнес-процессами) и по вертикали, которая представляет иерархию бизнес-процессов.
По мере развития бизнеса развивается и компания. Становление в ней этики деловых отношений способствует ее росту и развитию. Кроме того, вклад каждого сотрудника в развитие компании, т.е. оптимальное применение им имеющихся знаний, умение создавать и реализовывать идеи, направленные на количественное и качественное повышение эффективности, прибыльности и конкурентоспособности компании, имеет выражение в соответствующем денежном эквиваленте. Это, так же, является сильнейшим мотивирующим фактором, направленным на увеличение стоимости компании. Сотрудник, получая заработную плату, которая имеет прямую зависимость «результат — денежное выражение», заинтересован в развитии бизнеса, в повышении стоимости компании, поскольку это напрямую затрагивает и его личные интересы. Поэтому мы считаем, что, во-первых, сотрудник должен быть заинтересован в повышении своей индивидуальной «стоимости», так как это позволяет ему претендовать на более высокую материальную компенсацию адекватно его вклада в общее дело. Во-вторых, реализуя стоимостной подход в собственной деятельности, работник начинает рассматривать себя не просто как наемного работника, а как равноправного участника бизнеса, что позволяет развивать внутреннее предпринимательство.
Общие правила корпоративной этики, по нашему мнению, снимают и психологические проблемы настроя сотрудников компании, так как достаточно жестко регламентируют процедуры внутрикорпоративного взаимодействия при наличии единой цели и определяют внешнюю политику ведения бизнеса. Ориентация на максимизацию стоимости компании, когда каждый сотрудник является членом команды определенного бизнес-процесса, а взаимодействие команд различных бизнес-процессов осуществляется на основе внутреннего контракта, позволяет создать здоровые и прочные взаимосвязи между структурными подразделениями компании основой которых является сотрудничество на всех этапах создания стоимости фирмы.
Работа на общий результат позволяет воспринимать коллег по бизнесу как носителей знаний, необходимых для успеха компании в целом, вызывает необходимость делиться этими знаниями, что позволяет создать единую локальную информационную базу, доступную для всех сотрудников компании. Такое использование интеллектуального капитала компании дает ей возможность более успешно продвигать свои продукты или услуги на рынке, получая, соответственно, более высокую прибыль, занимая большую долю рынка. Повышая свою стоимость, компания становится более привлекательной для всех заинтересованных лиц.
Этические ценности в компании на данном этапе ее развития должны быть реализованы в полном объеме. Между акционерами и работающими по найму сотрудниками компании сформированы доверительные отношения, которые позволяют, с одной стороны, осуществлять эффективное руководство компанией, с другой — реализовать свои цели в рамках общей стратегии. Как мотивационный фактор начинает выступать престижность работы в данной компании. На текущий момент времени фирма достигла наивысшего положения в существующем качестве своего развития. Принятые ранее правила корпоративной этики на данном этапе, как ни парадоксально, начинают тормозить развитие компании, так как для новых качественных изменений необходимо изменение сложившейся структуры, а это процесс длительный и достаточно болезненный, требующий переориентации на новый продукт или освоение нового рынка сбыта.
Наиболее эффективные действия, которые могут предотвратить спад — качественное изменение существующей системы, что возможно, как отмечают эксперты, только при проведении реорганизации компании. Для проведения реинжиниринга сложившейся структуры необходимо понимание и признание ее акционерами (собственником) того, что сформированная структура не является незыблемой, что новая конкурентная среда и новые технологии требуют принципиально иных подходов и поведения, а не просто достижения поставленных задач быстрее и качественнее.
Сотрудники должны понимать необходимость предстоящих изменений, для этого необходимо сформулировать и изложить короткие, яркие, понятные для них и убедительные аргументы, указывающие на абсолютную необходимость действительно структурных и иных преобразований. Процесс реформации будет поддержан сотрудниками только в том случае, если он будет восприниматься ими как справедливый и тогда будет создана новая по своей сути компания, так как реорганизация затронет всю цепочку создания продукта. Кроме того, радикальные преобразования претерпевает и процесс взаимодействия с внешней средой.
Осуществление вышеобозначенных преобразований и нововведений требует изменения, прежде всего, системы этических ценностей и процедур компании. Должны быть изменены взгляды и ценности сотрудников, их модели поведения в коллективе. Необходимо провести аттестацию сотрудников и экспертизу их способностей к обеспечению роста производительности, инновационной деятельности и т.п. На основании указанных процедур в компании внедряются новые модели поведения и этики деловых отношений.
Функциональные изменения, затрагивающие управление компанией в целом, (управление рисками, организационной структурой и т.п.) должны исходить от руководства компании, а изменения методов, технологий и должностных обязанностей — от сотрудников подразделений компании. Поощрение инициативы, идущей снизу, дает сотрудникам возможность сделать свою работу более эффективной и производительной на основе их собственного представления о ней. При достаточной мотивации сотрудники компании с готовностью выходят за рамки своих должностных обязанностей, стремясь способствовать осуществлению преобразований, решению возникших проблем.
В результате преобразований должна быть создана и новая структура этических отношений на всех этапах бизнеса, которая будет соответствовать сложившейся ситуации и способствовать дальнейшему развитию и эффективному функционированию компании, а, следовательно, и увеличению ее рыночной стоимости.


Литература
1. Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 540 с.
2. Городнова Н.В. Корпоративное управление российскими компаниями: проблемы эффективности. — М.: ИД «Финансы и кредит», 2009. — 198 с.
3. Городнова Н.В., Платонов А.М., Рабцевич И.И. Управление крупными корпоративными структурами в строительства. — Екатеринбург: УГТУ–УПИ; Изд-во АМБ, 2007. — 240 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия