Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЯМ УСТАВНЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Недостаточная теоретическая обоснованность решений по вопросам развития экономической интеграции стран СНГ заставляет обратиться к Вам с рядом соображений и предложений, в том числе и в связи с созданием Организации региональной интеграции Беларуси, Казахстана, России и Украины.
Во-первых, существующие в СНГ концептуальные подходы к определению стратегии интеграционных процессов неоправданно ориентируют на первоочередное решение вопросов в сфере торгового обмена. Необходима новая концепция. Межгосударственная экономическая интеграция реально осуществима только при иных теоретических и стратегических императивах - только при создании системы постоянно действующих совместных производственных и научно-производственных структур (как производственная и научно-техническая интеграция). Это теоретическая аксиома, которая становится особенно очевидной в условиях экономической глобализации. Интересы участников интеграции без производственной интеграционной основы согласовать в сфере торговли фактически невозможно. Не случайно все попытки создать в СНГ зоны свободной торговли не реализованы до сих пор.
Во-вторых, несостоятельны в этой связи и попытки ориентироваться на интеграционный опыт развитых стран, в которых лишь формально интеграция начинается с решений о создании общих рынков. Таким решениям предшествовала долговременная практика интернационализации производства и капитала, функционирования совместных предприятий и фирм, предварившая и обусловившая решения об интеграции в сфере торговых отношений.
В-третьих, ссылки на то обстоятельство, что интеграция в СССР уже существовала, поскольку все нынешние страны СНГ имели тесные производственные и научно-технические связи в "советский" период развития их экономики, также теоретически несостоятельны. Производственные отношения бывших республик СССР не были интеграционными. В Советском Союзе существовало единое народное хозяйство (функционировал единый хозяйственный комплекс одной страны). К тому же оно было ориентировано совсем не на рыночные отношения и законы.
Прежние взаимные производственные и научно-технические связи стран СНГ могут и должны быть восстановлены. Это, действительно, первоочередная задача. Но они могут и должны быть восстановлены только на основе производственной интеграции, учитывающей законы рыночной экономики, только при реальном ускорении процесса организации совместных предприятий, НИИ, финансово-промышленных групп и ТНК.
Наши предложения (основанные на многолетнем изучении проблем международной интеграции и постановке соответствующих вопросов на страницах Евразийского международного научно-аналитического журнала "Проблемы современной экономики") сводятся к следующему.
1.Безотлагательно необходимо создавать иной, чем ныне существующий, механизм интеграции, отказываясь от громоздкой и неэффективной структуры управления ею, сформированной в СНГ. 56 межгосударственных и межправительственных комитетов, комиссий и других организационных структур не дают реальной отдачи, не способствуют развитию интеграционных процессов в нашем регионе мировой экономики.
В этой связи целесообразно использовать опыт не столько ЕС, сколько АТЭС - организации, объединяющей развитые и развивающиеся страны, и иметь, наряду с уставными органами СНГ и советами по гуманитарным вопросам и вопросам безопасности, Комитет по производственному сотрудничеству и инвестициям (на базе Межгосударственного экономического комитета СНГ), Комитет по научно-техническому сотрудничеству, Постоянно действующее совещание отраслевых министров, их заместителей и руководителей департаментов (последние в АТЭС собираются ежеквартально), Энергетический исследовательский центр (на базе Электроэнергетического совета СНГ), Информационную сеть по рынку труда, Центр по подготовке и переподготовке кадров по новым и новейшим специальностям, Комитет по торговым отношениям и приграничному сотрудничеству и Межгосударственный банк реконструкции и развития.
Принципиально важно также разработать единую Программу и конкретный План действий по вопросам стратегического инвестирования в период до 2020 года (подобный МАПА - плану в АТЭС).
2.Поскольку Евразийское экономическое сообщество пяти стран СНГ (наблюдателями при котором являются в настоящее время Украина, Молдова и Армения) создано для ускорения и углубления реальной экономической интеграции в Содружестве Независимых Государств, предлагаемые органы управления экономической интеграцией имеет прямой смысл включить в систему органов ЕврАзЭС.
Одновременно для создания правовой базы реальной экономической интеграции - Основ законодательства членов ЕврАзЭС как актов прямого действия - должны быть существенно улучшены структура и условия деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества.
3.Формирование Организации региональной интеграции четырех государств СНГ (Беларуси, Казахстана, России, Украины), трое из которых являются членами ЕврАзЭС, не требует, на наш взгляд, создания специальных органов управления сотрудничеством в рамках "четверки". Достаточно, вероятно, иметь в Киеве Координационно-консультативный орган для принятия согласованных решений.
На наш взгляд, реорганизация системы управления межгосударственной интеграцией предполагает уже в ближайшее время постановку вопроса о предлагаемых и иных возможных ее изменениях на специальном расширенном заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.

С уважением

доктор экономических наук, профессор,
академик Академии гуманитарных наук,
главный редактор Евразийского международного
журнала "Проблемы современной экономики"
Н.Ф.Газизуллин
доктор экономических наук, профессор,
академик Международной академии информатизации ООН и
Международной академии наук высшей школы,
главный специалист Секретариата Бюро МПА ЕврАзЭС
Н.А.Черкасов

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия