Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Сулейманова М. С.
ассистент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала)
Гаджиева Н. А.
доцент кафедры бухгалтерского учета Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук


Проблемы развития туризма в регионе
(на материалах Республики Дагестан)
В статье рассматриваются особенности развития туризма в Республике Дагестан. Эффективное управление туристской сферой определяется получением максимально возможного в количественном и качественном выражении социального эффекта. Государственное регулирование этой отрасли направлено на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев туристической отрасли
Ключевые слова: туризм, управление туризмом, государственное регулирование туризма, Республика Дагестан

Индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики. Она вносит значительный вклад в национальный доход во многих странах мира.
Роль туризма в современном хозяйственном комплексе России более чем скромная. Если доля туризма в ВНП большинства развитых стран мира составляет от 5 до 15% дохода, а в отдельных случаях до 40%, то в Российской Федерации этот показатель находится на уровне 0,01%. Ежегодно Россия теряет миллиарды рублей из-за неразвитости туристской отрасли.
Сегодня для современного состояния туристской отрасли в стране характерно резкое снижение объемов туристических услуг на внутреннем рынке и резкий рост объемов услуг, связанных с зарубежными турами российских и приездом в страну зарубежных туристов. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие внутреннего рынка и инфраструктуры туристской отрасли.
По прогнозу Всемирной туристической организации к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран, представляющих самые популярные направления туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. [6, С. 36].
Таблица 1
Основные показатели туристской деятельности в России за период 2005–2008 гг.
Источник: Данные Росстата 2005–2008 гг.
В табл. 1. показаны количественные характеристики въездного и выездного туризма и основные показатели туристической деятельности в России за период 2005–2008 гг.
Из табл.1 видно, что объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и другими средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 г 88,9 млрд руб., что превысило показатели 2005 г. на 47%.
По оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 г. в ВВП страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в индустрии туризма составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей — 5,7%. Инвестиции в основной капитал в туристическую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом их росте в 8,2% .
При более активном проведении государственной политики в сфере туризма, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год.
Для улучшения обслуживания туристов Дагоблтурсоветом приняты меры по созданию и укреплению материально-технической базы туризма. Так, за 1986–1987 гг. общая вместимость туристских баз увеличилась с 4459 до 5083 мест. В 1987 г. оказаны услуги на 11,8 млн руб. Были обслужены 92,3 тыс. туристов, 847 тыс. экскурсантов.
С 1990 г. туризм в Дагестане стал переживать серьезный кризис в связи обострением межнациональных отношений в Закавказье, Прибалтике, Чечено-Ингушетии и других регионах страны.
Монополия ДСТЭ в области туристических услуг в 1991 г. распалась. ДСТЭ разделился на самостоятельные предприятия. Появился свободный рынок туристических услуг.
В связи с общей криминогенной обстановкой в регионе резко сократилось количество приезжих туристов. Турбазы были законсервированы. Но постепенно число туристов начало расти, и в 2007 г. Республику Дагестан посетило 42089 иностранных туристов, из них 4697 иностранных граждан дальнего зарубежья. Развитие туризма в 2003–2007 гг. в Республике Дагестан показано в табл. 2.
Таблица 2
Развитие туризма и экскурсий в 2003–2007 гг. в Республике Дагестан
Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли.
По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300 занятых в сфере услуг, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока. Все это определяет объективную необходимость в смене возникшей сегодня в стране ситуации.
Процесс децентрализации управления туризмом должен быть дополнен совершенным механизмом регулирования и поддержки туристической деятельности со стороны правительства. Система регулирования определяет совокупность форм и методов государственного регулирования, которые реализуются через соответствующие системы и звенья управления сферой туризма региона.
Достижение подобного положения выдвигает необходимость отражения в практической деятельности государства не только экономических, политических, социальных, но и региональных аспектов развития сферы туризма. Этому отвечает, на наш взгляд, проведение региональной политики, направленной на использование благоприятных и ограничение действия негативных региональных факторов, как для достижения общих целей социально-экономического развития России, так и стабильного развития конкретного региона. В отраслевом разрезе роль сферы туризма в формировании экономики региона вполне соответствует материальной сфере: вклад сферы туристических услуг (13,6%) сравним с промышленностью (15,8%), услуг связанных с жильем (5,4%) — со строительством (4,5%). [11, С. 88].
Государственное регулирование туризма по своей сути направлено на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев туристской отрасли, что предполагает создание условий для оптимального сочетания организационно-распорядительных и экономических методов регулирования хозяйственной деятельности.
Эффективное управление и государственное регулирование туристской сферы определяется только получением максимально возможного в количественном и качественном выражении социального эффекта развития предприятий этой сферы.
В связи с этим необходима конкретная программа формирования и развития государственного регулирования экономики региона, как в целом, так и в отраслевом разрезе. Эффективное управление социальным развитием любых организационных структур необходимо, чтобы цели, задачи, функции объективно определялись потребностями в создании условий для их функционирования. При этом важным является обоснованность структурных элементов, которая должна определяться составом функций и объемами задач по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления развитием туристской сферы определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых туристских услуг. Обобщенная схема определения и формирования цели развития туристской сферы показана в табл. 3, из которой видно, что цель развития формируется с учетом особенностей функционирования предприятий и организаций сферы туризма.
Таблица 3
Формы государственного регулирования туристской отрасли
Таким образом, необходимо отметить, что для формирования и функционирования эффективного механизма управления сферой туризма сегодня особенно важным становится эффективное функционирование организационно-экономического механизма регулирования экономики и ее сфер на региональном и местном уровнях.


Литература
1. Постановление Правительства РФ за № 177 от 11.03.1996 г. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. № 954-р «О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года»
3. Итоги выборочных обследований иностранных туристов. — М.: Госкомстат РФ, 2003. — С. 74.
4. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 173 с.
5. Баразгов К.В., Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха Свердловской области // Вопросы статистики. — 2002. — № 10. — С. 59–67.
6. Бухтоярова И.В., Голик Л.В., Марчук В.И. Методология статистической оценки рынка туристских услуг // Рыночная трансформация экономики предпринимательства: состояние и перспективы. Сборник научных трудов. Вып. 2001 г. / Под ред. В.А. Романова. — Шахты, ЮРГУЭС, 2001. — С.112–117.
7. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес. — Ростов н/д.: Феникс, 2003. — 348 с.
8. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. — М.: ОСЬ-89, 2001. — 391 с.
9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. профиля. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 315 с.
10. Перерва В.И. Экологический туризм в современном мире // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России». — 1999. — № 3–4. — С. 120–125.
11. Туризм в цифрах. 2003. Госкомстат РФ. Российский союз туриндустрии. — М., 2004. — С. 88.
12. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов тур. профиля / И. Воломин, Н. Исаева, Е. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 327 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия