Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
К РЕШЕНИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕврАзЭС
Мамбеталиев Н. Т.
Советник Секретариата
Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат технических наук


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЕврАзЭС

I. Становление новых национальных налоговых систем в государствах Сообщества
Все страны - члены ЕврАзЭС приступили к созданию новых сбалансированных систем налогообложения.
Налоговые кодексы приняты в Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан. Поэтапно вводится Налоговый кодекс в Российской Федерации. Завершается работа по его принятию в Республике Беларусь.
В настоящий период в большинстве стран ЕврАзЭС сложилась двухуровневая налоговая система, в Российской Федерации - трехуровневая.
Таблица 1. Состояние подготовки и введения в действие Налоговых кодексов
в государствах-членах ЕврАзЭС
Источник: по данным Интеграционного Комитета ЕврАзЭС
Таблица 2. Количество налогов и сборов в налоговых системах государств-членов ЕврАзЭС
Источник: по данным налоговых органов государств-членов ЕврАзЭС

В Республике Беларусь система налоговых органов состоит из Министерства по налогам и сборам и инспекций по областям, районам, городам и районам в городах. В Республике Казахстан она включает Налоговый комитет при Министерстве финансов и его территориальные подразделения по областям, районам, городам и районам в городах. В Кыргызской Республике налоговые органы представлены Комитетом по доходам при Министерстве финансов, инспекциями по областям, районам, городам и районам в городах. В состав Комитета по доходам входят также и таможенные органы. Налоговыми органами Российской Федерации являются Министерство по налогам и сборам и его территориальные подразделения по областям, районам, городам и районам в городах. В Республике Таджикистан налоговые органы представлены Министерством по государственным доходам и сборам и соответствующими структурными подразделениями по областям, районам, городам и районам в городах, а также инспекциями по крупным налогоплательщикам. В составе министерства функционируют подразделения таможенной службы и налоговой полиции.
2.Стратегия ЕврАзЭС в сфере налоговой политики
Стратегию ЕврАзЭС в сфере налоговой политики определяют четыре позиции:
- содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов (в т.ч. фирм и компаний) государств-членов ЕврАзЭС на мировых рынках;
- обеспечение налогового нейтралитета и недопущение диспропорций в результате тех или иных действий со стороны отдельных членов Сообщества;
- гармонизация национальных налоговых законодательств государств-членов ЕврАзЭС, обеспечение их открытости, простоты и стабильности;
- совершенствование налогового администрирования и усиление контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов (в т.ч. фирм и компаний) государств-членов ЕврАзЭС.
Основной целью взаимодействия стран ЕврАзЭС в налоговой сфере является исключение двойного обложения юридических и физических лиц прямыми и косвенными налогами.
Международное двойное налогообложение может быть охарактеризовано как взимание сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период. Оно негативно влияет на развитие экономических отношений между государствами. Устранение влияния таких негативных последствий на обмен товаров (услуг) и движение капитала требует заключения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения.
Правовой основой взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в области прямых налогов являются двусторонние соглашения и конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, заключенные в 1995 - 1999 гг. (см. таблицу 3).
Таблица 3. Двусторонние соглашения и конвенции об устранении двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал между
государствами-членами ЕврАзЭС (по состоянию на 1 ноября 2003г.)
Указанные соглашения основаны на Модельной конвенции ОЭСР "Об избежании двойного налогообложения по налогам на доход и капитал" и модели Конвенции ООН о двойном налогообложении в отношениях между развитыми и развивающимися странами.
Правовую основу взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в области косвенных налогов образуют межправительственное соглашение в рамках СНГ, двусторонние межправительственные соглашения государств- членов ЕврАзЭС, заключенные в 1998-2000 годах, а также отдельные законы и специальные нормы в Налоговых кодексах стран Сообщества (см. таблицу 4).
Указанные соглашения основаны на VI Директиве ЕС по НДС.
Таблица 4. Соглашения по взиманию косвенных налогов по принципу "страны назначения"
во взаимной торговле между государствами-членами ЕврАзЭС
(по состоянию на 1 ноября 2003 года)
Источник: табл. 3 и 4 - по данным налоговых органов стран ЕврАзЭС.

Основными целями согласованной налоговой политики в рамках ЕврАзЭС являются:
- создание гармонизированного налогового пространства;
- согласованное реформирование налоговых систем;
- создание равных условий для хозяйствующих субъектов при налогообложении их деятельности;
- упрощение системы налогообложения в странах Сообщества;
- устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между странами-партнерами;
- обеспечение более полной собираемости налогов и увеличение налоговых поступлений в бюджеты государств;
- эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений;
- решение проблемы межгосударственных неплатежей.
В этой связи оказывается необходимым решение целого комплекса задач:
- создание координирующего органа;
- гармонизация принципов налогового законодательства;
- гармонизация методов налогового администрирования;
- согласованное реформирование налоговых органов и оптимизация их структуры;
- снижение налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
- разработка эффективной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- согласование принципов применения налоговых конвенций об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал;
- формирование интегрированной базы данных о налогоплательщиках;
- согласование методов и форм налогового учета и отчетности и переход на международные их принципы;
- согласование принципов предоставления налоговых льгот;
- внедрение согласованной системы электронного мониторинга крупных налогоплательщиков;
- создание информационного центра для осуществления информационного обмена между налоговыми органами и согласование форм, методов и перечня обмениваемой информации;
- организация взаимодействия с таможенными органами и осуществление налогового и таможенного контроля за деятельностью предприятий-экспортеров и импортеров;
- разработка совместных мероприятий налоговых и таможенных органов, направленных на увеличение поступлений налогов, платежей и сборов, а также эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений;
- усиление совместного налогового и таможенного контроля за перемещением энергоносителей и подакцизной продукции;
- создание базы данных о взаимных неплатежах налогоплательщиков и разработка эффективных методов погашения взаимных долгов хозяйствующих субъектов;
- создание базового центра совместной подготовки и переподготовки налоговых кадров и разработка совместных учебных программ;
- организация выпуска совместного печатного издания налоговых органов стран Сообщества;
- организация совместных семинаров и конференций по обмену опытом.
По существу эти задачи можно сгруппировать по следующим основным направлениям: гармонизация налоговых законодательств; совершенствование принципов и методов налогового администрирования; развитие информационного обмена между налоговыми службами государств; организация взаимодействия между налоговыми и таможенными службами членов Сообщества; подготовка высокопрофессиональных кадров для налоговых служб в соответствии с международными стандартами и требованиями.
3. Принципы и этапы гармонизации налоговых законодательств в ЕврАзЭС
Гармонизация представляет собой разработку общего курса государств в данной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия. Она предполагает сближение позиций, согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и отдельных решений, обеспечение их взаимного соответствия, а также унификацию - введение общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
К принципам гармонизации следует отнести: согласованность правового регулирования; синхронность принятия гармонизированных актов; последовательность этапов гармонизации; приоритетность международных договоров по сравнению с национальным законодательством.
Можно выделить пять основных этапов гармонизации: 1)определение требующих гармонизации отраслей законодательства, сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов; 2) осуществление соответствующего сравнительно-правового анализа; 3)определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации; 4) синхронное принятие гармонизированных актов; 5) контроль за реализацией решений по вопросам гармонизации.
Гармонизация налоговых законодательств - это условие увеличения взаимного товарооборота стран ЕврАзЭС, перехода от общих разговоров к конструктивным шагам по формированию единого экономического пространства, к реальной интеграции стран Сообщества. Развитие налоговых законодательств должно осуществляться с учетом гармонизации, поскольку только в этих условиях возможно обеспечение свободного перемещения капитала, товаров, услуг, рабочей силы, а также равенства конкурентных условий.
К основным видам налогов, законодательство о которых должны быть гармонизировано, относятся косвенные налоги (НДС и акцизы), налог на прибыль (доходы) юридических лиц, налог на доходы физических лиц (подоходный налог), социальный налог (платежи во внебюджетные фонды), налог на имущество (недвижимость) юридических и физических лиц.
Ставки таких налогов в странах ЕврАзЭС заметно различаются (см. табл.5).
Таблица 5. Ставки косвенных и прямых налогов в государствах-членах ЕврАзЭС
Источник: по данным налоговых органов стран ЕврАзЭС.

Анализ этих основных налогов проводится по объекту налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду, налоговым льготам, налоговой ставке, порядку исчисления налога, порядку и срокам уплаты налога.
Прежде всего подлежат гармонизации системы взимания косвенных налогов, оказывающие наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование и имеющие наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений во всех государствах-членах ЕврАзЭС.
Особого внимания требует НДС - задача определения размера и сокращения количества его ставок. (Директивой ЕС рекомендуется его размер на уровне 15%). Необходимо последовательное снижение размера НДС и сведение к максимально возможному минимуму льгот по его уплате. Все страны
ЕврАзЭС перешли на принцип "страны назначения", который предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета по ресурсам, использованным на экспортируемые товары (исключение пока: Республика Беларусь и Российская Федерация).
В то же время в странах ЕврАзЭС установлены весьма различные по продолжительности сроки возврата НДС (от 3 до 9 месяцев). Различен перечень документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения налога (от 2 в Республике Беларусь до 6 - в Кыргызской Республике). Процедура возврата слишком усложнена, что приводит к несвоевременному возврату или невозврату сумм налога. Между тем такой несвоевременный возврат снижает экономическую активность предприятий, поскольку происходит отвлечение оборотных средств и, как следствие, снижаются объемы производства, приводит к повышению экспортных цен на сумму невозмещенного НДС, что, по сути, ведет и к скрытому двойному налогообложению, вследствие чего снижаются объемы реализации экспортной продукции.
Несмотря на использование во взаимной торговле принципа "страны назначения", в отношениях Российской Федерации с другими странами ЕврАзЭС сохранился ряд изъятия из такой практики. Например, природный газ, нефть, газовый конденсат облагаются НДС в стране происхождения.
По национальному законодательству Кыргызской Республики при экспорте золотых сплавов и аффинированного золота ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются (статья 150 НК КР). По национальному законодательству Республики Казахстан ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются (статья 222 НК РК) при экспорте лома цветных и черных металлов.
От таких изъятий необходимо отказываться.
В Соглашениях по косвенным налогам при экспорте работ и услуг установлена нулевая ставка НДС. Однако ни в этих соглашениях, ни в национальных законодательствах государств-членов ЕврАзЭС четко не определено понятие экспорта услуг и работ. В результате имеет место практика, при которой услуги или работы, реализуемые нерезидентам, облагаются и в стране происхождения, и в стране назначения. Поэтому необходимы согласованный перечень экспортируемых и импортируемых работ и услуг и унифицированный порядок их налогообложения.
Обеспечение недискриминационного режима в области косвенного налогообложения товаров подакцизной группы требует унификации ставок акцизов на производимую и импортируемую продукцию, согласования Базового перечня и минимальных ставок подакцизных товаров, унификации методологии исчисления и взимания акцизов.
На этих принципах и базируется концепция согласованной акцизной политики ЕврАзЭС, предусматривающая существенное сужение перечня подакцизных товаров и пересмотр уровня акцизных ставок с целью полной их унификации (по отношению к импортируемым и производимым в стране подакцизным товарам).
Прямые налоги в случае их различия влияют на уровень налоговой нагрузки и ведут к созданию ассиметричных условий для привлечения инвестиций в экономику.
Соответственно и в этой области должны быть: исключены двойное налогообложение (один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом каждого государства период налогообложения) и уклонение от уплаты налогов на доход, имущество и капитал; построены рациональные системы налогообложения, предусматривающие стимулирование эффективного экономического развития; снижено налоговое бремя товаропроизводителей; обеспечены поощрения инвестиций в производственный сектор экономики; сформирована согласованная система налогового администрирования; отменены нерыночные налоги; уменьшено количество налоговых льгот; упрощено налогообложение малого предпринимательства и проч.
При установлении налога на прибыль следует унифицировать методику формирования совокупного годового дохода (СГД), предусмотреть возможности его последующей корректировки, отнесение на вычеты расходов с дальнейшим определением налогооблагаемого дохода (вычеты по фиксированным активам, страховые премии, провизии по сомнительным безнадежным долгам и др.), право переноса убытков и конечное исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет. При определении СГД все доходы, подлежащие получению (полученные) налогоплательщиком, должны включаться в совокупный доход без каких-либо ограничений.
Что касается вычетов, то гармонизация должна быть осуществлена, во-первых, по фиксированным активам (основным средствам и нематериальным активам, используемым в целях получения СГД). Для этого необходимы: единое понимание основных средств; переход на исчисление амортизационных отчислений по принципу формирования стоимостных балансов подгрупп в соответствующей группе; общие принципы отнесения на вычеты расходов по ремонту основных средств. Во-вторых, требуется гармонизация по сомнительным и безнадежным требованиям (долгам), предполагающая определение периода (примерно 3 года), по истечении которого сомнительные требования будут относиться к вычетам, а сомнительные обязательства учитываться в доходах налогоплательщика. В-третьих, по проблеме вознаграждений должны быть сближены правила их отнесения на вычеты.
При гармонизации налога на имущество (недвижимость) необходима разработка мероприятий для реализации общих принципов применения конвенций, соглашений об избежании двойного налогообложения и уклонений от уплаты налога на доход, имущество и капитал. Должны быть согласованы общие принципы обложения налогом на имущество, капитал и доходы физических лиц, работающих за пределами страны, в других странах ЕврАзЭС, вопросы подтверждения налогового резидентства в целях применения указанных соглашений.
Гармонизация индивидуальных подоходных налогов требует определения общих принципов обложения указанным налогом, объектов налогообложения, перечня разрешенных социальных и имущественных вычетов.
На всех этапах гармонизации важнейшей проблемой является гармонизация процедур налогового администрирования на основе сближения законодательства, регулирующего такие процедуры, в том числе структуру налоговых органов, права (полномочия) должностных лиц налоговых органов, учет налогоплательщиков, способы взыскания неуплаченных платежей, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, ведомственный контроль в системе налоговых органов и т.д.
Определенные условия для этого созданы в связи с принятием "Основных принципов гармонизации налогового администрирования в государствах-членах ЕврАзЭС". В настоящее время Советом руководителей налоговых служб при Интеграционном Комитете готовятся предложения по практической реализации указанных принципов, которые будут отражены в Плане действий по дальнейшей гармонизации налогового администрирования государств-членов ЕврАзЭС на среднесрочную перспективу.
4. Основные направления взаимодействия налоговых,таможенных служб стран ЕврАзЭС, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета Сообщества в решении проблем налогообложения
Основой сотрудничества налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС является информационный обмен, прежде всего в сфере контроля за налогообложением физических лиц-нерезидентов, взиманием косвенных налогов по принципу "страны назначения", налогообложением юридических лиц, имеющих инвестиции в государствах-членах ЕврАзЭС.
В перспективе для перехода на единый носитель информации предполагается разработать мероприятия для стыковки информационных систем налоговых служб и применения единых средств защиты информации при ее передаче по электронным каналам связи. Соответственно должны быть развиты информационно-телекоммуникационные системы налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС.
В рамках ЕврАзЭС уже утвержден Стандарт обмена информацией между налоговыми службами с использованием расширенного языка разметки документов XML. А в сентябре 2003 года налоговыми службами Российской Федерации и Республики Казахстан проведен эксперимент по приему и передаче информации в формате XML, который подтвердил практическую возможность такого обмена. Деятельность в формате XML всеми налоговыми службами государств - членов ЕврАзЭС планируется завершить во 2 квартале 2004 года.
Совершенствование механизма налогового и таможенного контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг между таможенными территориями государств-членов Сообщества предполагает, в первую очередь: совершенствование форм и методов взаимодействия Советов руководителей налоговых и таможенных служб при Интеграционном Комитете; совершенствование организации информационного обмена между налоговыми и таможенными службами; повышение эффективности контроля за перемещением товаров; обеспечение своевременности поступления и полной собираемости налогов от экспортно-импортных операций.
Межправительственное Соглашение о таможенном и налоговом контроле за производством, оборотом и перемещением, в частности, этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции по территории государств-членов ЕврАзЭС уже способствует установлению единых правил и регламента информационного обмена, усилению контроля за перемещением указанных товаров, сокращению контрабанды и обеспечению полноты взимания налогов и таможенных платежей.
В дальнейшем взаимодействие налоговых и таможенных служб должно быть направлено на повышение эффективности налогового и таможенного контроля за перемещением товаров, работ и услуг между таможенными территориями государств-членов ЕврАзЭС, совершенствование информационного обмена и контроля по вопросам трансфертного ценообразования, унификацию перечня документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения НДС, выработку единого порядка возмещения из бюджета сумм уплаченных НДС, завершение перехода на принцип "страны назначения" по отношению ко всей номенклатуре товаров без каких-либо изъятий и исключений, унификацию механизма взимания НДС при экспорте и импорте работ и услуг.
Несколько слов о направлениях взаимодействия Секретариата Интеграционного Комитета и МПА ЕврАзЭС в налоговой сфере.
В настоящее время в рамках МПА СНГ разрабатывается Модельный налоговый кодекс для государств-участников СНГ, принята Общая часть и проводится последовательная работа над отдельными главами Специальной части. Поэтому, на наш взгляд, проведение аналогичной работы в рамках МПА ЕврАзЭС контрпродуктивно по следующим причинам: модельные законы носят лишь рекомендательный характер, последующая их инкорпорация в национальные нормы не может быть синхронной в государствах-членах ЕврАзЭС, их положения не содержат опережающих экономические процессы правовых, организационных и др. норм.
В рамках ЕврАзЭС первостепенное значение имеет подготовка Основ законодательства, позволяющих:
- "зафиксировать" совпадающие части национальных законодательств, с учетом норм международного права, на том уровне, на котором возможна их последующая гармонизация (сближение и унификация);
- закрепить основополагающие принципы правового регулирования по основным направлениям формирования ЕврАзЭС;
- приступить к созданию права ЕврАзЭС, имеющего приоритет над национальным правом государств-членов ЕврАзЭС.
МПА ЕврАзЭС и Секретариату Интеграционного Комитета необходимо решить проблему правовых признаков фискальных сборов и их правового регулирования в государствах-членах Сообщества. Такая необходимость обусловлена и тем, что в последнее время участились факты установления органами исполнительной власти различных сборов, имеющих налоговую природу, обострилась проблема разграничения фискальных и гражданско-правовых платежей, критерии разграничения которых остаются нечеткими, что приводит к ошибкам, имеющим серьезные экономические последствия.
Главной же задачей, прежде всего МПА ЕврАзЭС, становится разработка Основ налоговых законодательств государств-членов Сообщества, требующая и согласованных усилий по созданию базы налоговых законодательств для осуществления их сравнительно-правового анализа.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия