Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Киселёв А. С.
главный специалист-эксперт Департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки России,
доцент кафедры философии биомедицинской этики и гуманитарных наук Московского государственного медико-стоматологического университета,
эксперт ЮНЕСКО, кандидат социологических наук


К вопросу инновационного управления энергосферой в интересах хозяйствующих субъектов территорий
Статья посвящена научному анализу проблем использования энергетических ресурсов в период мирового кризиса для инновационного развития различных субъектов экономической деятельности территорий
Ключевые слова: энергосфера, инновационное развитие, энергоэффективная хозяйственная деятельность

На значение энергосферы в обеспечении инновационных экономических преобразований указано в Обращении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева к Федеральному Собранию 2009 года, а также в его статье «Россия, вперед!»[1], в которых он поставил вопросы энергоэффективности, транспортировки и использования энергии на первое место в ряду пяти приоритетных направлений экономической модернизации страны (энергетические, ядерные, информационные, космические и биомедицинские технологии).
Исследование данной проблемы нашло отражение в работах Л.А. Гохберга [2], П.Н. Завлина [3], И.И. Клебанова [4], А.А. Румянцева [5], Б.Н. Пастухова [6], П.А. Кохно [7] А.С. Киселева [8] и в научных трудах других отечественных и зарубежных специалистов.
Инновационная активность субъектов экономической деятельности в контексте функционирования энергосферы характеризуется периодом развития концептуально-теоретических, методологических, рыночных подходов, которые видоизменяются с учетом воздействия на эти процессы различных, в том числе кризисных экономических явлений.
Удельный вес экономической составляющей в инновационном обществе измеряется реальным объемом производимого ВВП на основе внедрения процессных и товарных инноваций. Экономическая составляющая общества обладает собственными свойствами развития, поэтому каждый субъект инновационной экономической деятельности сохраняет способность успешного функционирования до тех пор, пока он вписывается в требования, предъявляемые ему современной экономической средой.
Отметим, что главной движущей силой в инновационной экономике становятся передовые высокие технологии, формируемые и внедряемые на основе определенной деятельности государства по модернизации и технологическому развитию. Их освоение значительно повышает сопротивляемость субъекта экономической деятельности к различным неблагоприятным проявлениям экономической среды.
Каждый экономический субъект сохраняет свое результативное функционирование до тех пор, пока не начинает испытывать на себе изменения экономической среды, принуждающие его к адаптации через инновационное развитие. Те экономические субъекты, которые не в состоянии адаптироваться, запускают, к примеру, процедуру банкротства (государство в данном случае может оказать содействие в адаптации, в том числе через процедуру банкротства, но только при определенных условиях). Представленный процесс носит волнообразный характер.
На основе вышеизложенного можно сформулировать основные условия инновационного развития экономики в условиях кризиса и посткризисный период, которые должны учитывать:
во-первых, генерацию новых знаний (новой прикладной информации в интересах развития экономики);
во-вторых, возможности ее адекватного восприятия субъектами экономической деятельности;
в-третьих, пути реализации новых технологий (созданных на базе новой научной информации) с определенным экономическим эффектом.
Сказанное касается, прежде всего, состояния и развития энергосферы, которая включает комплекс различных видов и форм энергии, имеющих сложные и структурированные пространственные связи, и образующих единую материальную систему, функционирующую в интересах развития социально-экономических субъектов различных территорий.
Развернутая характеристика энергосферы в контексте формирования возможных путей ее инновационного развития на современном этапе, должна содержать: базисный фактор влияния на экономику, обеспечивающий, главным образом, промышленное производство и определяющий перспективы его развития (или стагнации, коллапса при негативных тенденциях развития); наличие энергоэффективных субъектов экономической деятельности, оказывающих значительное влияние на динамику развития энергосферы; сильную международную составляющую; ярко выраженные технологические особенности и технические характеристики, которые определяют уровень ее устойчивости и обеспечивают надежность функционирования.
Следует также учитывать, что энергосфера составляет ядро стратегической триады: энергетика-экономика-экология; является потенциальным источником значительного увеличения ВВП за счет реализации энергоэффективной экономической политики.
Необходимость осуществления отмеченных преобразований требует: построения национального юридического сопровождения (с учетом Энергетической хартии, Киотского протокола, рамочной конвенции ООН по изменению климата, положений энергетического права Европейского союза и многих других международных соглашений) и выработки на его основе энергетической стратегии государства; осуществления предсказуемой энергетической политики на внешнем и внутреннем рынках; динамичного формирования основных целеполагающих критериев на базе обеспечения требуемых показателей энергоэффективного производства и потребления энергетических ресурсов страны; перманентного совершенствования ресурсного режима, связанного с освоением и использованием, прежде всего, углеводородного сырья на основе улучшения институциональной среды (с учетом критериев социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности);
более активного использования атомной энергии в общей энергетической структуре и разработки новых возобновляемых источников энергии;
соблюдения принципов охраны окружающей среды и обеспечения безопасности труда;
выработки приоритетной государственной экономической политики в области энергосбережения, включающей финансирование мероприятий по рациональному природопользованию с предоставлением налоговых льгот производителям энергосберегающего оборудования, установление повышенных норм амортизации для энергосберегающих основных фондов, нормирование энергопотребления и т.д.;
Особо отметим, что инновационное развитие энергосферы предполагает знание генезиса управления (основанного как на синергетических, так и на централизованных компонентах) в соответствии с классификацией: международного уровня, федерального уровня, регионального уровня, корпоративного уровня. При этом вся система управления энергосферой должна предусматривать:
сбалансированность управленческих мероприятий во всех звеньях государственной системы (для недопущения технических и технологических сбоев, способных привести к чрезвычайной ситуации в энергоснабжении);
необходимое профессиональное (кадровое) обеспечение объектов генерации и транспортировки энергоресурсов;
наличие системы краткосрочного и долгосрочного прогнозирования (планирования) по отношению к инфраструктурным элементам и коммерческим звеньям;
транспарентный контроль функционирования генерирующих объектов и способность к постоянному повышению их инвестиционной привлекательности.
Все эти вопросы приобретают особое значение в контексте строительства Союзного государства Россия — Белоруссия.
На наш взгляд, для научного анализа и прогноза развития социально-экономических процессов в регионах страны, которые в том числе задействованы в российско-белорусских экономических связях, требуется выработка стратегических показателей и индикаторов оптимального функционирования каждой подсистемы. Эти показатели и индикаторы должны обеспечивать связи между подсистемами и учитывать динамику этих связей.
Важнейшей составляющей современного этапа социально-экономического развития является управление знаниями. Прогноз в этом направлении может базироваться на оценке уровня создания и освоения фундаментальных знаний для последующего прикладного обеспечения и реализации на их основе главного конкурентного преимущества.
Прогноз также должен осуществляться и в интересах обеспечения надежности функционирования государственной системы, которая характеризуется вероятной способностью действовать в заданных условиях с целью достижения стратегических показателей и индикаторов. В условиях кризиса такая надежность определяется гибкой способностью государства выполнять основные функции по обеспечению главного конкурентного преимущества при наличии определенных социально-экономических деформаций.
Для унификации терминологии в этой прогнозной области возможно применение следующих определений.
Инновация в энергосфере — окончательный результат внедрения энергоэффективной технологии с целью совершенствования объекта управления и получения полезного экономического и социального эффекта.
Инновационная деятельность в энергосфере — комплекс системных мероприятий, нацеленный на практическое внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований на существующих или новых рынках энергоэффетивной продукции, услуг.
Прогнозируемые результаты инновационной деятельности в энергосфере могут включать:
замену устаревшего высокоэнергоемкого оборудования на предприятиях территорий;
расширение традиционных рынков сбыта энергоемкой продукции;
создание новых рынков сбыта этой продукции;
обеспечение соответствия современным правилам и стандартам ВТО (с учетом возможного вступления в ВТО России, Республики Беларусь и Казахстана в рамках Таможенного союза, предусмотренного уставом этой международной организации);
повышение темпов производства транспортных средств, работающих на компримированном природном газе;
рост производственных мощностей, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива;
снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.д.
Процесс оценки эффективности прогноза, определяющего результативность этой деятельности должен основываться на сравнительных индикаторах и показателях деятельности предприятий территорий, которые включают прибыльность предприятий, их деловую активность и эффективность управления, а также рыночную устойчивость.
Предлагаемые подходы позволяют комплексно оценить прогноз развития инновационной деятельности экономических субъектов территорий с учетом, как количественного анализа, так и функциональных принципов поиска необходимых ресурсов, учитывая при этом как внутренние, так и внешние факторы, а также наметить пути по совершенствованию энергоэффективности региональных предприятий.
Алгоритм предлагаемой комплексной оценки результатов и прогноза в этой сфере может предусматривать несколько этапов:
А. Порядок оценки контролируемых индикаторов и показателей;
Б. Расчет итогового показателя энергоэффективной хозяйственной деятельности предприятия;
В. Подготовка прогноза возможной энергоэффективной хозяйственной деятельности субъектов территорий;
Г. Выработка стратегии инновационного управляющего воздействия на энергосферу в интересах экономических субъектов территорий.
Процедура комплексной оценки и прогноза энергоэффективной экономической деятельности территориальных предприятий может базироваться на системе показателей с агрегированием результатов многофакторного количественного анализа. Для этого предлагается применить метод критического инновационного пути, на основе которого формируется матрица количественной оценки достигнутых результатов. Полученный таким образом интегральный показатель будет давать необходимую информацию для объективной оценки результатов энергоэффективной деятельности предприятий.
Принцип построения подобной матрицы заключается в суммировании итогового индекса при помощи экспертных оценок. Перечень этих индикаторов определяется целевыми функциями предприятий.
На основе проведенного нами эмпирического исследования (всего было обследовано 202 малых предприятия и 98 средних предприятий семи регионов России) был осуществлен выбор следующих наиболее важных индикаторов для контроля успешности хозяйственной деятельности экономических субъектов территорий. Исходные уровни контролируемых индикаторов с учетом научного потенциала регионов были рассчитаны экспериментально по результатам проведенного государственного мониторинга научных организаций Сибирского Федерального округа.
В результате проведенных исследований было выявлено, что оценка энергоэффективной деятельности территориальных предприятий может предусматривать определение четырех основных групп контролируемых индикаторов: 1) прибыльность хозяйственной деятельности; 2) деловую инновационную активность; 3) эффективность управления; 4) рыночную устойчивость и ликвидность.
В свою очередь индикаторы прибыльности энергоэффективной хозяйственной деятельности могут включать: общую рентабельность предприятий; рентабельность активов как показатель, характеризующий эффективность использования энергоресурсов для обеспечения работы комплексов оборудования предприятий.
Оценка индикаторов деловой инновационной активности в энергосфере может характеризоваться следующими показателями: оборачиваемостью ресурсов; реализацией энергоэффективной продукции на рубль затрат; реализацией энергоэффективной продукции на рубль активов; оборачиваемостью дебиторской задолженности.
Индикаторы эффективности управления, прежде всего, указывают на результативность использования трудовых и финансовых ресурсов.
Под индикаторами рыночной устойчивости и ликвидности понимаются следующие: показатель, характеризующий отношение текущих активов к текущим обязательствам; показатель степени финансовой независимости предприятий.
Следует отметить, что в настоящее время постепенно расширяется рынок компримированного природного газа. Лидерами продаж на региональных рынках компримированного природного газа в России являются: Ставропольский край (33 млн куб. м); Свердловская область (28 млн куб. м); Краснодарский край (23 млн куб. м); Челябинская область (19 млн куб. м); Ростовская область (16 млн куб. м); Республика Северная Осетия-Алания (14 млн куб. м); Республика Башкортостан (13 млн куб. м); Кабардино-Балкарская Республика (12 млн куб. м); Ульяновская область (12 млн куб. м) и Кемеровская область (11 млн куб. м). Основными проблемами на пути рынка компримированного природного газа в Российской Федерации являются: отсутствие эффективных мер стимулирования рынка; дефицит газобаллонных автомобилей заводского производства; недостаток необходимой нормативной базы для стимулирования рынка компримированного природного газа; отсутствие специализированных программ, организованных на основе долевого бюджетного финансирования НИОКР по созданию газобаллонной техники и модернизации нормативно-правовой базы в части производства и использования газовых видов моторного топлива и т.д.
В то же время процессу развития масштабов применения компримированного природного газа содействуют: перспективный потенциальный спрос регионов по применению компримированного природного газа на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте; близость источников природного газа к региональным потребителям и позитивная экономическая оценка логистики по его транспортировке; оптимистическая оценка стоимости создания новых модификаций автомобильной, железнодорожной техники, работающей на компримированном природном газе; реальные возможности привлечения инвестиций: государственное финансирование из федерального бюджета, государственное финансирование из региональных бюджетов, организация кредитных линий и т.д.
С учетом того, что на сегодняшний день наблюдается неустойчивость позитивной динамики рынка нефтепродуктов в России и Республике Беларусь, должна быть разработана Программа мер по поддержке работ по внедрению компримированного природного газа в качестве моторного топлива на транспорте. Она может предусматривать: разработку стратегии государственной закупки технических средств, выполнение строительно-монтажных работ для реализации программных мероприятий; проведение комплекса научных исследований фундаментального и прикладного характера по обеспечению отраслевой безопасности; подготовку требуемых кадров; медийное обеспечение деятельности с целью формирования позитивного имиджа достигнутых результатов.
Известно, что до последнего времени на рынке энергоресурсов работала, идея сбалансированной системы показателей, которая хорошо зарекомендовала себя на автозаправочных станциях в Северной Америке. Однако, в нашей стране нет опыта полномасштабной разработки стратегии управления в этой сфере в интересах экономических субъектов территорий. В этой связи подчеркнем, что структурный анализ докризисной деятельности самых крупных отечественных нефтегазовых компаний позволяет назвать основные направления стратегических подходов. К ним в частности относятся: стремление к росту эффективности существующих производственных активов; стремление к увеличению их доли в отечественном и зарубежном рынке энергоресурсов; выработка и реализация маркетинговой политики относительно своей продукции и т.д.
Вместе с тем с учетом кризисных явлений, а также уровня развития газовой и нефтяной промышленности и желания сохранить главное конкурентное преимущество России, оказывающее прямое влияние на масштабы и продуктивность деятельности Союзного государства Россия — Белоруссия, возникает необходимость сформировать основные положения концепции Стратегии управления энергосферой в интересах экономических субъектов территорий.
Финансово-экономическая сторона предлагаемой нами концепции такой Стратегии включает следующие составляющие: уровень приемлемой для собственников (в первую очередь, газовых бизнес-организаций) рентабельности; получение ими планируемой выручки от поставок продукции в интересах региональных хозяйствующих субъектов; максимальное использование собственных активов; снижение всех видов затрат и т.д.
Все это работает, прежде всего, на эффективность управления энергосферой, которая включает: уменьшение средних издержек на единицу реализуемой продукции в интересах экономических субъектов; рациональное применение активов энергетических компаний, их капитальных вложений и различных производственных расходов, связанных с инфраструктурой этих предприятий.
При этом рост газовой составляющей в структуре поставок продукции энергетических компаний основывается на увеличении как общего объема продаж этого вида топлива (в первую очередь, компримированного природного газа), так и росте сопутствующих этому товару работ и услуг (переоснащение АЗС под компримированный природный газ, заводская реконструкция транспортных средств и сельскохозяйственной техники под газовое моторное топливо и т.д.).
В целях обеспечения необходимой финансовой основы представляется целесообразным: увеличение общей доли рынка газомоторного топлива в регионах стран-участниц Союзного государства; обеспечение надежного роста продаж этого вида экологичного топлива опережающими темпами; формирование более высокой доли сопутствующих работ и услуг (особенно на начальном этапе перехода автомобильного и железнодорожного транспорта на компримированный природный газ).
Предлагается несколько основных слагаемых концепции Стратегии управления: активное привлечение потребителей на АЗС с газовыми колонками; создание системы маркетинга газобаллонного топлива; обеспечение мониторинга экономической среды в этой сфере. При этом качество внутренних бизнес-процессов является важнейшей составляющей предлагаемой концепции Стратегии управления, что возможно только при максимальном обеспечении снижения всех внутренних издержек организаций ТЭК. В данном контексте необходимо обеспечить:
темпы оптимизации производственной структуры;
формирование информационной системы на основе интеллектуальных технологий;
увеличение эффективности существующих капитальных вложений;
введение системы бюджетного контроля над издержками и ужесточение финансовой дисциплины;
тотальный контроль качества компримированного природного газа на всех этапах деятельности предприятий поставщиков и предприятий-потребителей.


Литература
1. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Известия. — 2009. — 11.сент. — С.2.
2. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. — 2003. — № 3. — С. 26–44.
3. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. — СПб.: Бизнес-пресса, 1998. –С.216
4. Клебанов И.И. Государственная политика при переходе к инновационной экономике // Наука и промышленность России. — 2002. — № 5. — С. 3–6.
5. Румянцев А.А., Гусаков М.А., Смирнова Г.П. Региональные проблемы научно-инновационной деятельности. — СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
6. Пастухов Б.Н. Актуальные проблемы становления Союзного государства: Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства». — М.: РИЦ Центра изучения соц.-полит. проблем создания Союзного гос-ва Беларусь-Россия. ИСПИ РАН, 2001.- С. 73–75.
7. Кохно П.А. Экономика Союзного государства // Общество и экономика. — 2001. — № 11–12. — С. 210.
8. Киселев А.С. Влияние приоритетов общественного развития на процессы социальной инноватики в сфере энергопотребления. — СПб: Изд-во ПИЯФ РАН, 2008. — С.42–48.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия