Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Аркин П. А.
проректор по экономике Санкт-Петербургского государственного
технологического института (технического университета),
доктор экономических наук, профессор

Соловейчик К. А.
Генеральный директор ОАО «Ленполиграфмаш»,
кандидат экономических наук


Направления интеграционных процессов хозяйственных образований
В статье предлагается дифференцированный подход к формированию корпорации как института, интерпретации понятия «корпорация», роли корпораций в национальном и мировом хозяйстве, даются характеристики основных концепций формирования и развития корпораций, их содержания на современном этапе на основе кластерного подхода
Ключевые слова: корпорация, предприятие, экономическое развитие, кластерный подход, интеграция

Развитие мировой экономики и глобализация экономической деятельности предполагают рост и развитие корпоративных систем в рамках взаимодействия социально-экономических систем различного уровня — предприятий, корпораций, отраслей, регионов и государств. Современная корпорация в широком смысле фигурирует одновременно как имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводитель и т.д., функционируя как в форме традиционного акционерного общества, так и в различных формах их объединения в системы более высокого порядка.
Рост масштабов и качественное изменение интеграционных процессов как следствие углубления и расширения взаимозависимости предприятий, отраслей, регионов и, наконец, экономик стран, взаимопроникновение и взаимозависимость крупных межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных объединений различных форм (финансовых, финансово-промышленных, промышленных и др.) требуют изменения подходов к организации и управлению подобными образованиями.
В рамках экономических исследований предполагается дифференцированный подход к формированию корпорации как института. Не вдаваясь в анализ терминологического аппарата и сущности корпорации (работ в этом направлении очень много — рассматриваются экономические, финансовые, юридические аспекты, отношения собственности), следует отметить противоречивость точек зрения на роль и место корпорации в современной постиндустриальной экономике и их зависимость как от переживаемого страной периода, так и сложившегося ранее отношения к этому вопросу. Так, ряд ученых считает, что корпорации — это основа существования экономики государства, полностью определяющая основные направления и пропорции его экономического развития. Противоположное мнение утверждает, что негативные последствия деятельности корпорации значительно превышают выгоды от их существования и функционирования.
Следует хотя бы кратко охарактеризовать основные концепции формирования и развития корпораций и их содержание, поскольку они, в конечном итоге, определяют межкорпоративные взаимоотношения и взаимодействия современного этапа формирования экономики на основе кластерного подхода: традиционные, современные и существующие в их рамках модели [1]. В современной научной литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы корпоративного управления, корпоративной культуры и др., и хотя существует много альтернативных формулировок и этих категорий, и понятия самой корпорации, тем не менее, их трактовки в рамках различных концепций в большинстве своем сходятся. Различие же, как отмечается в ряде работ [1, 5], состоит в основном в выделении совокупности и приоритетности реализации тех или иных функций корпорации.
Классический подход, учитывающий в определенной степени эволюцию теории и мировой практики корпоратизации, позволяет выделить ряд характеристик корпорации в традиционном ее понимании, а именно:
— детерминированность взаимных связей с внешней экономической средой;
— высокий уровень корреляции протекания процесса функционирования, и результатов деятельности с применением внутренних факторов;
— единую цель субъектов хозяйствования, формирующих корпорацию, (являющихся как независимыми субъектами, так и структурными ее составляющими);
— специфический набор ресурсов всех видов (материальных, трудовых, информационных, финансовых и др.) и, что приоритетно в современных условиях, способов их защиты от всех потенциальных опасностей;
— реализацию потенциального эффекта синергизма;
— оптимизацию состава элементов организации и межэлементных связей;
— иерархичность как форма вертикального разделения управленческого труда;
— горизонтальное разделение труда в рамках организаций и производственных подразделений;
— индивидуализм и определенную самостоятельность (организации производства, ценообразования, коммерческой свободы, выбора контрагентов);
— прагматизм (ориентацию на эффективность, прибыльность хозяйственной деятельности) [2].
В российской экономической науке и практике понятие корпорации традиционно связывалось (а нередко и отождествлялось) с понятием акционерного общества в его утилитарном понимании. Соответственно, данный подход наделял корпорацию следующими чертами акционерного общества как конкретной организационно-правовой формы [3]:
— доля в капитале фирмы определяет степень владения собственностью;
— акционеры обладают правом контроля деятельности фирмы; получают дивиденды; избирают совет директоров, имеют право голоса по ряду вопросов на общем собрании акционеров и т. п.
Современная корпорация, как говорилось выше, представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д., выступает как в форме отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, функционирует в форме акционерного общества или их объединения. Все это позволяет говорить о том, что было бы некорректно рассматривать корпорацию лишь с точки зрения законодательно закрепленной организационно-правовой формы, равно как и идентифицировать корпорацию как акционерное общество.
Корпорации, как и любому явлению (физическому, экономическому, техническому и пр.) естественно, присущи определенные характеристики, воспринимаемые как позитивные и негативные, хотя в конечном итоге (при оптимальных условиях функционирования) преимущества преобладают над недостатками.
Анализ подходов к определению понятия «корпорация», уточнение ее характеристик и экономической сущности позволяет сформулировать такое определение корпорации в современном понимании, которое в дальнейшем может быть использовано при реализации основных направлений нашего исследования. Корпорация — это саморегулируемая производственно-хозяйственная, социально-экономическая система, определяемая некой структурной автономией организации внутренних элементов, органично взаимодействующих на основе горизонтальных и (или) вертикальных иерархических связей в процессе реализации единой цели. Данная система функционально упорядочена и интегрирована с внешней средой. Можно сформулировать ряд принципов взаимодействия корпорации с внешними агентами, одновременно являющихся критериями рациональности формирования корпоративного образования:
— корпорация должна быть совместима в первую очередь с экономическими структурами макро- и мезоуровня, т.е. с федеральными и региональными органами управления, отраслевыми органами управления, другими корпорациями;
— направленность корпорации на реализацию стратегических целей. Это означает формирование цели первого порядка на период до 15-20 лет и реализацию ее территориально в рамках субъекта федерации, страны или глобально;
— адекватность системы корпоративного управления состоянию внешней экономической среды на мезо- и макроуровне;
— способность сохранять качества, функции при несистемных изменениях формы и структуры хозяйственного механизма системы более высокого порядка, например, социально-экономической системы государства;
— соответствие воспроизводственных процессов корпорации как хозяйственной системы текущим и перспективным потребностям и ограничениям экономической системы;
— наличие определенного потенциала самоорганизации и саморазвития, что предполагает стабильное развитие в отсутствие возмущающих воздействий со стороны внешней экономической системы.
Изучение условий функционирования мировой экономики, глобализация, международная экономическая интеграция — все это обусловило стремление корпораций к укрупнению и транснационализации масштабов деятельности. Рост концентрации и централизации капитала на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях естественно стимулировал расширение межфирменных связей. Соответственно, одной из важнейших тенденций развития крупных промышленных предприятий конца XX в. стала активная интеграция их деятельности — объединение для достижения общей стратегической цели, повышения конкурентоспособности и эффективности [4]. Именно изменение внешней экономической среды вызвало к жизни разнообразные институциональные формы реализации объединения корпораций.
Рассмотрим два основных направления интеграционных процессов с детализацией их до подвидов. Под приобретением мы будем понимать процесс приобретения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке и в рамках существующих организационных форм. Если же речь идет об интеграции на базе вновь создаваемых компаний, можно говорить о слиянии или поглощении.
При полном приобретении происходит принятие единственным участником уставного капитала, прав полного контроля над участником с сохранением его юридической самостоятельности. Количество юридических лиц в момент и после завершения процесса не меняется.
Частичное приобретение характеризуется принятием прав на участие в уставном капитале, частичного контроля через участие в составе органов управления. Количество участников процесса в результате не меняется. Формы частичного приобретения могут реализовываться как независимо друг от друга, так и служить промежуточным звеном для осуществления процессов более высокого порядка (например, с точки зрения размера приобретаемых прав контроля). Так, первоначально участники проводят интеграцию в виде участия, а через определенное время достигается договоренность о покупке, однако форма, с учетом уже реализованного процесса участия, возможна только при условии проведения промежуточного процесса консолидации. То есть процесс интеграции рассматривается как комплексный, состоящий из двух процессов (участие и консолидация), либо как единый (покупка), где под термином «консолидация» понимается принятие прав на дополнительное участие в уставном капитале, приобретение корпоративного контроля более высокой степени. Количество участников при этом не меняется.
Осуществление процессов слияния приводит к появлению нового участника, но в отличие от процесса объединения активов, процесс слияния регламентируется законодательно.
Процесс объединения активов характерен осуществлением процесса на базе вновь учрежденной компании с передачей, как один из возможных вариантов, собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставный капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних.
Выделяются следующие виды (процессы) корпоративной трансформации: создание, соединение (слияние, присоединение), объединение, преобразование, деление (разделение, выделение), разъединение, ликвидация [6].
Создание предприятий — возникновение нового юридического лица с наделением его определенными правами и обязанностями.
Соединение предприятий объединяет два юридически различных процесса: слияние и присоединение предприятий.
Слияние предприятий — прекращение двумя (или более) предприятиями своей деятельности с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемому предприятию. Состав юридических лиц при этом полностью обновляется.
Присоединение предприятий — прекращение двумя (или более) предприятиями своей деятельности с передачей всех прав и обязанностей существующему предприятию. Состав юридических лиц в этом случае сокращается.
Объединение предприятий происходит, когда объединяющиеся предприятия не изменяют своего юридического статуса, их права и обязанности остаются без изменения. Состав юридических лиц увеличивается на единицу.
Рекомбинация предприятий — создание совместных предприятий и франчайзинг.
Преобразование предприятия — прекращение предприятием своей деятельности с передачей всех прав и обязанностей вновь создавшемуся предприятию. Состав юридических лиц полностью изменяется.
Деление предприятий объединяет два юридически различных процесса: разделение предприятия и выделение части предприятия.
Разделение предприятия — прекращение предприятием своей деятельности с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым предприятиям. Состав юридических лиц полностью изменяется.
Выделение части предприятия — передача предприятием части своих прав и обязанностей вновь создаваемому предприятию без прекращения своей деятельности. Состав юридических лиц частично изменяется.
Разъединение предприятий — выход из объединения предприятий без изменения своего юридического статуса, при этом их права и обязанности остаются без изменений. Состав юридических лиц уменьшается на единицу.
Ликвидация предприятий — ликвидация соответствующего юридического лица, т. е. прекращение действия его прав и обязанностей без перехода к другим лицам.
Типы трансформаций можно классифицировать в следующие группы:
● интеграционные трансформации;
● интеграционно-дезинтеграционные;
● дезинтеграционные.
К интеграционным трансформациям относятся создание, соединение (слияние, присоединение) и объединение. При этом наиболее распространенными являются следующие варианты слияний:
— слияние или присоединение предприятия аналогичного им другого профиля. Цель покупки — горизонтальная, вертикальная интеграция или диверсификация производства;
— покупка отделения, филиала, филиальной сети, сбытовой сети;
— покупка пакета акций, вплоть до контрольного пакета, с тем, чтобы получить частичный или полный контроль над предприятием.
Различают дружественные (два предприятия договариваются о совместном существовании и работают на договорной основе) и недружественные слияния.
Присоединение (приобретение) также может быть как дружественным, так и недружественным. В первом случае предприниматель покупает фирму, отделение, филиал с согласия владельцев, крупный пакет акций — тоже с согласия или при непротивлении владельцев предприятия.
Встречаются и случаи враждебных присоединений (поглощений), цель которых подобна дружественным (получение перспективного бизнеса, ликвидация или контроль конкурента, получение высоких дивидендов), однако такие присоединения сопровождаются несогласием или даже сопротивлением старых владельцев предприятия.
Российскими формами финансирования враждебных поглощений чаще всего являются [7]: оплата наличными; привлечение инвестиционных и кредитных ресурсов для приобретения контроля; финансирование сделок по приобретению за счет собственных акционеров; оплата прав требований к компании — цели за счет иных ценных бумаг.
Различают три варианта объединения предприятий, относящихся к интеграционным трансформациям. Во-первых, объединение независимых предприятий, т.е. предприятий, полностью сохраняющих свою независимость и права. Структура объединения симметрична, так как все его члены имеют одинаковые права и обязанности. К объединениям подобного рода относятся ассоциации (союзы), картель, консорциум и сетевая организация.
Во-вторых, объединения частично зависимых предприятий. Члены объединения зависят друг от друга, координируют всю или часть деятельности, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и в этом случае симметрична. К таким объединениям относятся синдикат и промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа.
В-третьих, объединение независимых предприятий, в котором часть членов объединения передает отдельные функции управления другим, частично теряя самостоятельность. Структура ассиметрична, с разными правами и обязанностями у членов объединения. К таким объединениям относятся концерны и финансово-промышленные группы (ФПГ).
К интеграционно-дезинтеграционным трансформациям относятся создание совместных предприятий, франчайзинг, а также преобразование предприятий. Создание совместных предприятий имеет дезинтеграционную составляющую — выделение части бизнеса (производственных мощностей, финансовых ресурсов, персонала, технологии, ноу-хау) и интеграция в новой структуре. Два или более уже существующих предприятий объединяют усилия и учреждают новое.
Франчайзинг — соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продуктов или услуг, защищенных торговой маркой, передает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции независимым розничным торговцам в обмен на получение платежей от реализации продукции («роялти») и обязательств по соблюдению технологии производственных операций.
Преобразование предприятий, т. е. изменение его организационно-правовой формы — единственная трансформация, не носящая ни интеграционного, ни дезинтеграционного характера. Наиболее распространенный вариант — акционирование. В практике предпринимательства встречаются три варианта акционирования:
● продажа акций с целью получения средств для дальнейшего развития собственного бизнеса;
● продажа акций венчурным инвесторам с целью возврата средств и получения прибыли;
● продажа акций с целью получения средств для покупки другой фирмы. В этом случае обычно продаются акции успешно работающей фирмы (по высокой цене), а покупаются акции убыточной (по низкой цене).
К дезинтеграционным трансформациям относятся деление (продажа, разделение, выделение), разъединение и ликвидация. Дезинтеграционная стратегии реализуется в следующих целях:
— сохранение динамики роста и степени управляемости в быстрорастущем и диверсифицирующемся бизнесе, для чего отдельные бизнес-единицы выделяются в самостоятельные компании;
— продажа непрофильных активов;
— разделение неудачно слившихся компаний (чаще всего конгломератного типа) на самостоятельные.
Наиболее распространен вариант, когда в рамках одного предприятия существует несколько направлений бизнеса, которые по мере развития начинают мешать друг другу; т. е. когда бизнес трудно управляем, целесообразно его разделение на независимые или полузависимые предприятия с соответствующим разделением организационных структур. Как правило, подобные стратегии реализуются на стадии спада.
Выделение организационно сводится к образованию дочерних или зависимых предприятий, а также филиалов или представительств. Причинами их образования может явиться:
— диверсификация операций предприятия. При расширении масштабов коммерческих операций происходит расширение номенклатуры продукции и услуг. В этих условиях целесообразно перегруппировать ресурсы предприятия и выделить наиболее перспективные направления в специализированные дочерние предприятия;
— обособление видов лицензионной деятельности. Последняя обычно высоко специализирована, поэтому легко может быть выделена в отдельное предприятие;
— оптимизация структуры управления. Создание дочерних предприятий может иметь целью рационализацию управления материнским предприятием, с персонала которого в этом случае снимается часть текущих рутинных операций по управлению бизнесом, что позволяет ему сосредоточиться на решении стратегических проблем;
— маневрирование материальными и финансовыми ресурсами.
Выделение дочерних предприятий эффективно при осуществлении совместной деятельности, раздела продукции, лизинга, франчайзинга, что позволяет сравнительно небольшими ресурсами обеспечить значительную область деятельности и оперативно сконцентрировать необходимые ресурсы в ключевых областях;
— улучшение системы финансовых потоков. Использование дочерних структур может улучшить схему трансфертных (внутрифирменных) финансовых потоков и снизить финансовые и налоговые потери;
— управление риском и повышение устойчивости бизнеса. Типовое решение состоит в переносе рискованных операций в дочерние предприятия, несущих ограниченную ответственность, не затрагивающую имущество материнского предприятия;
— конфиденциальность контроля. Ряд ограничений антимонопольного законодательства обходится путем рассредоточения контрольного пакета акций между аффилированными структурами, управляемыми из одного центра, что используется также при враждебных поглощениях и во всех случаях, когда важна конфиденциальность проводимых операций;
— предприятия, непосредственно работающие с клиентами (банки, торговые фирмы и т. д.), охватывают большинство потенциальных клиентов в зоне обслуживания и озабочены поисками новых. Территориальная экспансия путем создания филиалов или дочерних предприятий является одним из способов формирования нового контингента клиентов;
— особый случай выделения — создание дочерних/материнских компаний со специальными целями: оптимизации финансовых потоков, снижения налоговой нагрузки (предприятия в низконалоговых юрисдикциях), обеспечения конфиденциальности владения, а также защиты активов.
Разъединение — процесс, противоположный объединению. Варианты разъединения:
— выход отдельного предприятия (нескольких предприятий) из объединения;
— роспуск объединения в целом.
Осуществляются в случаях, когда затраты на нахождение предприятий в объединении начинают превышать выгоды от участия в них.
Ликвидация предприятия как трансформация относится к дезинтеграционным трансформациям, поскольку в этом случае происходит дезинтеграция существующей структуры (предприятия) в набор отдельных материальных, информационных и человеческих элементов. Ликвидация может происходить добровольно, по решению суда, а также в результате банкротства предприятия (конкурсное производство).
Если рассматривать интеграционные процессы в более широком плане, как нерыночные взаимоотношения субъектов рынка между собой, то можно выделить:
1) Интеграционные процессы:
● вертикальная интеграция;
● горизонтальная интеграция;
● диверсификация;
● партнерство.
2) Интеграционно — дезинтеграционные процессы:
● покупка — продажа части предприятия;
● создание совместных предприятий;
● акционирование;
● приватизация или национализация.
3) Дезинтеграционные процессы:
● реинтеграция;
● специализация бизнеса с разделением бизнес-единиц.
Наиболее широкое распространение в практике предприятий российской промышленности нашли три первых вида интеграционных процесса. Что касается партнерства, то оно означает взаимодействие с партнерами путем создания союзов или ассоциаций. Особых обоснований, кроме выявления общности интересов и взаимодополнения в производстве, сбыте и рекламе продукции, в этом случае не требуется.
Классификацию методов осуществления процессов интеграции предлагается построить с учетом форм согласованности процесса, а также путем выделения способов, уникальных для каждого метода.
В рамках предложения собственникам выделяют:
— предложение членам совета директоров (далее — СД), имеющее следующие варианты:
● частичное
● полное
● открытое
● закрытое
Отличительной особенностью является возможность переговоров как с частью членов СД (частичное), так и с полным составом;
— предложение миноритарным собственникам, которые подразделяются на сотрудников (текущих и бывших) и прочих собственников. Выделение в данной классификации сотрудников объясняется спецификой приватизации большинства российских предприятий, когда значительные пакеты акций оказались «распыленными» среди работников. Одним из необходимых условий рассмотрения данного варианта как самостоятельного является необходимость или возможность наличия у миноритарных собственников любого вида частичного корпоративного контроля, иначе такой вариант может рассматриваться как дополнение к остальным;
— публичное предложение всем собственникам. Оно заключается в публичном предложении об интеграции с единой ценой для всех собственников и необходимостью подавать заявки в определенные сроки. Вариант характеризуется открытым и демократичным подходом ко всем собственникам, а также сравнительно небольшим сроком осуществления и небольшими первоначальными затратами на рекламу в СМИ, услуги депозитария и др. [8].
Второй метод осуществления процессов интеграции предполагает иной, противоположный характер и включает: венчурный проект, предложение прав контроля собственникам, приватизацию.
Инициатором венчурного проекта может явиться владелец, как нематериального ресурса, так и финансовых ресурсов. Способ заключается в интеграции, с одной стороны, участников, владеющих нематериальным активом (идея бизнеса, ноу-хау и т.п.), а с другой, участников, обладающих свободными финансовыми ресурсами. Инициатива может исходить (наиболее частый вариант) от владельца нематериального ресурса с помощью прямого предложения участнику рынка, либо участия в венчурных выставках. Возможна инициатива и участника, желающего инвестировать свободные средства. Спецификой данного проекта является возможность высокой доходности и риск. Другая особенность проекта — наличие у собственника финансовых ресурсов.
Предложение прав контроля текущим собственникам выступает в открытой и закрытой форме. В определенный момент собственнику необходимо выйти из бизнеса и реализовать права контроля. Предложение может ориентироваться на конкретного участника (закрытое) либо на открытый рынок.
Приватизация — одна из разновидностей предыдущего варианта (государство рассматривается как один из собственников) — в силу характеристик собственника и некоторых отличительных особенностей способа рассматривается отдельно.
Третий метод опирается на различные виды задолженности:
— кредиторскую задолженность и ее обмен на права контроля;
— фактическую задолженность;
— преднамеренную задолженность.
При формированной кредиторской задолженности вхождение в состав кредиторов используется как способ приобретения корпоративного контроля, что реализуется в основном через выдачу займов и/или кредитов, а также с помощью выкупа с дисконтом или премией обязательств у существующих кредиторов. Фактическая задолженность предполагает, что кредитор в силу сложившихся экономических обстоятельств одним из путей решения принимает вариант приобретения корпоративного контроля над должником прямым обменом обязательств на долю в уставном капитале.
Процедура несостоятельности/банкротства включает:
— выход текущих собственников при мировом соглашении;
— действия в рамках наблюдения, внешнего управления, оздоровления;
— действия в рамках конкурсного производства.
В соответствии с российским законодательством, дело о признании юридического лица банкротом возбуждается в арбитражном суде, если оно в течение 3-х месяцев не исполнило обязательства в размере 100 000 руб., признание банкротом влечет за собой ликвидацию. Преимущество заключается в возможности получить активы необремененные обязательствами (как это происходит с покупкой акций) — инициатор при положительном исходе может выделить себе ценные активы. Этот способ используется при желании получить активы, а не бизнес.
Процедуры банкротства, как правило, разделяются на наблюдение (ведение реестра кредиторов и имущества, проведение финансового анализа и первого собрания кредиторов), финансовое оздоровление (восстановление платежеспособности, расчеты по обязательствам), внешнее управление (восстановление платежеспособности), конкурсное производство (соразмерное удовлетворение требований кредиторов в случае признания банкротом) и мировое соглашение на любой стадии.
Как было видно из сказанного, формирование интегрированных структур является одной из функций государства, реализующего его в форме государственного регулирования, что требует определенного изучения этого процесса в экономике России.


Литература
1. Коршунова Е.А. Корпорация и корпоративная солидарность: традиции, подходы, российская действительность // Экономическая социология: 3б. 2002. № 1.
2. Мескон М. Альберт, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: Дело,1992.
3. Гражданский Кодекс. Ч.П. — М.: 2007.
4. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — М. :ИНФРА-М, 2004.
5. Страхова Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 6.
6. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний. Стратегия и тактика трансформации бизнеса. — М.: Альпина поблимер, 2001. — 244 с.
7. Леонов Р. Враждебные поглощения в России: Опыт, техника проведения и отличие от международной практики // Рынок ценных бумаг. — 2000. — № 24. — С 35–39.
8. Мильнер Ю.Б., Торкановский Е.П. Первый публичный тендер в России. Уроки «Красного Октября». — М.: КитАрт., 1995. — 80 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия