Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Хазиахметов Б. З.
научный сотрудник отдела макроисследований и экономики роста государственного учреждения "Центр перспективных экономических исследований" Академии наук Республики Татарстан
Хазиахметов А. З.
ассистент кафедры инженерного менеджмента Казанского государственного энергетического университета

Сравнительный анализ определений понятия "конкуренция"
Статья посвящена изучению отечественных и зарубежных подходов к определению понятия конкуренция. Представлена авторская трактовка данного понятия, раскрыты некоторые противоречия в подходах к определению конкуренции, исследованы основные факторы формирования данной экономической категории
Ключевые слова: конкуренция, конкурентные отношения, конкурентное преимущество, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика.
В научной литературе существует немало различных определений конкуренции, которые отражают отдельные признаки этой сложной категории.
Первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкуренции появились в середине XVIII в. в классическом направлении экономической мысли.
Конкуренция трактовалась в концепциях того времени как сила, ограничивающая стихийную борьбу хозяйствующих индивидов и способствующая активизации экономической жизни общества. Ранние представители классической политической экономии и, прежде всего, Уильям Петти, Пьер Л. де Буагильбер с функционированием и развитием конкурентных отношений связывали реализацию принципа социальной справедливости, обосновывая в этой связи понимание капиталистического строя как вечного и естественного.
Теория же классической конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» [1], где он впервые доказал, что конкуренция приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономический эффект, и в этом смысле А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — автоматическим равновесным механизмом. На примере ценовой конкуренции он доказал ряд существенных положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей».
А. Смитом были заложены основы теории международных конкурентных преимуществ, разработана теория абсолютных преимуществ, которая обосновывала выгодность международной торговли для всех вовлеченных в данный процесс экономических субъектов. Однако теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос, будет ли выгодной торговля двух стран, если одна более развитая страна может производить оба вида продукции с меньшими издержками.
Другим наиболее ярким представителем классической политэкономии является Давид Рикардо, который рассматривал конкуренцию как необходимое условие рыночного ценообразования.
В своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» [2] Д. Рикардо построил теоретическую модель совершенной конкуренции. Основное внимание было сконцентрировано на том, как данная система функционирует в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от деталей, связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения. Для условий, рассматриваемых Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Таким образом, им были обоснованы долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, сформулированы теории ценности и распределения на основе предельной производительности.
В рамках структурной концепции конкуренции в современной экономической науке конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную. Последняя, в свою очередь, включает три модели: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Анализ развития конкурентных отношений целесообразно вести в рамках синтеза понятий — монополии и конкуренции. Если при их рассмотрении двигаться от области совершенной конкуренции к области абсолютной монополии, то обнаруживается, что увеличиваются трудности, связанные с вхождением в отрасль, и количество предприятий будет сокращаться.
Определенный вклад в обоснование и развитие новых концепций «монополистической» и «несовершенной» конкуренции внесли Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и другие представители классической экономической теории.
Одно из основных теоретических положений Э. Чемберлина состоит в том, что сутью монополистической конкуренции является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости конкурирующих товаров, т.е. «дифференциацией продукта» [3]. Он впервые не только реально проанализировал синтез конкурентных и монопольных начал, но и указал на перспективы развития экономической системы с перенесением внимания с производителя на потребителя.
Значительный вклад в совершенствование теории конкуренции внесла английский экономист Дж. Робинсон, последовательно обосновывающая теорию несовершенной конкуренции. По мнению Дж. Робинсон: «Всякий отдельный производитель обладает монополией на свою продукцию — это в достаточной мере очевидно, и если большое их число выступает с продажами на совершенном рынке, то возникает положение, которое мы привыкли описывать как совершенную конкуренцию» [4].
Следует отметить, что работы «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсона и «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина [5] подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Эти работы были обусловлены необходимостью переосмыслить действие рыночного механизма с учетом роли таких факторов, как ограниченное количество продавцов, дифференциация продукта, издержки сбыта, с учетом значения взаимодействия продавцов на рынке неценовых форм конкуренции.
Говоря о совершенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен за счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации» [6]. В своих трудах Й. Шумпетер особое внимание уделяет инновационной деятельности в условиях развития конкуренции. Автор оправдывает любую степень монополизации рыночной системы, если она служит ускорению научно-технического прогресса.
Н.П. Гибало [7] в связи с этим отмечает, что в нововведениях заключены все причины изменений в круговом потоке. В широком общественном процессе внедрения нововведений принимает участие большое число субъектов экономических отношений, в результате чего изменяются решающие факторы экономики.
С позиций экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Джон Стюарт Миль, продолжая традиции классической школы экономической мысли полагал, что: «Принимая во внимание то, что конкуренция является единственным регулировщиком цен, заработной платы, ренты, она сама по себе является законом, который устанавливает правила этого регулирования» [8].
Неоклассическая школа, расцвет которой приходиться на конец XIX — первую треть XX века, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему, конкретизировав экономический анализ, связывала конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.
Так значительными можно признать концепции Альфред Маршалла. Им были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке позволили создать основы теории новой модели конкуренции — монополистической. Развивая основные положения классиков, А. Маршалл более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности.
Одним из представителей математической школы, исследовавшим данную проблему, является А. Курно. Им были заложены основы теории чистой монополии и теории дуополии. Кроме того, А. Курно также сформулировал идею о том, что совершенная конкуренция есть предельный случай из целого спектра рыночных структур, определенных в терминах количества продавцов.
Конкуренция в своем развитии идет от простейшего случайного конкурентного отношения продавца и покупателя через развернутое соперничество ограниченного круга субъектов рынка к свободной конкуренции. Именно здесь, по нашему мнению, кроется основное противоречие формирования понятия конкуренции как экономической категории. Соперничество продавца и покупателя регулируется частными, внутренними мотивами их деятельности и взаимным принуждением их сталкивающихся интересов. Каждый борется за полную реализацию своего частного интереса, за установление своей монополии и устранение негативного воздействия конкурента. Поэтому, конкуренция способствует адаптации деятельности экономических субъектов к постоянно меняющимся условиям конкурентной среды, а также потребительских предпочтений, в целях достижения желаемых результатов.
Дж. Мейнард Кейнс в своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» [9], в условиях развития конкуренции, обосновывает необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. Анализ содержания организационных форм конкурентных отношений показывает, что их развитие и совершенствование представлено как технико-технологическими условиями, так и формированием общественных регуляторов, в том числе и в виде государственных институтов.
Конкуренция как экономическая многомерная категория может рассматриваться в разных аспектах. В узком понимании конкуренцию можно охарактеризовать как борьбу независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Как способ хозяйствования конкуренция представляет собой систему действий экономических субъектов на рынке, борьбы между ними в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
По мнению Н.П. Гибало [10], конкуренция является конкретной формой функционирования отношений рыночного соперничества.
Австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек [11] рассматривает конкуренцию не только как соперничество за более прибыльное приложение капитала, но и как процедуру открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.
В этой связи интересна противоположная точка зрения П. Хейне о том, что конкуренция является следствием редкости. «Редкость — это отношение между наличием и желательностью, или между спросом и предложением. Редкие блага приходится тем или иным образом распределять. Распределение предопределяет использование критериев отбора, определяющих, кому сколько достанется. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам» [12].
Фрэнк Хайнеман Найт в свою очередь, определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много, и они независимы [13]. Представленные им концепции не исключают, а дополняют друг друга, отражают не столько эволюцию, сколько многоаспектность понятия «конкуренция».
Вообще ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Так, Р. Макконнелл и Л. Брю считают, что обязательными условиями конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их» [14].
В теории конкуренции Дж. Дебре [15] дается анализ Вальрасова общего равновесия и определение поведения хозяйственных субъектов. Он определил, при каких условиях, касающихся вкусов, наделенности ресурсами и технологиями, существует конкурентное равновесие.
Марксизм продолжил научную традицию А. Смита и Д. Рикардо, которые первыми обозначили, хотя и непоследовательно, грань между внутренними законами капитализма и внешними конкурентными механизмами их действия. Модель совершенной конкуренции была дополнена Марксом в работе «Капитал», но уже с позиции закона стоимости.
Значительным вкладом в теорию общего равновесия при несовершенной конкуренции была модель Т. Негиши [16]. Равновесие представляет собой множество выборов для каждого участника несовершенной конкуренции, которое максимизирует оцениваемую им прибыль при данном поведении других участников рынка. Данная теория явно незавершена, прежде всего, потому, что не дается объяснения, почему некоторые экономические агенты должны воспринимать цены как данность, в то время как другие аналогичные им, ведут себя как участники несовершенной конкуренции.
Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем, профессором Гарвардской школы бизнеса, М. Портером: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, — неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, — суть конкуренции выражается пятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей» [17]. Параметры каждой из указанных сил и их взаимодействие оказывают влияние на конкуренцию в любой производственной системе.
Предложенный М. Портером подход к конкуренции применим одинаково и для отраслей, имеющих отношение к производству товаров, и для отраслей, предоставляющих услуги. Основные принципы справедливы для всех видов бизнеса, включая банковскую сферу. М. Портер объединил все виды деятельности в так называемые цепочку ценностей, иными словами, каждый вид деятельности фирмы вносит свой вклад в формирование конечной ценности продукта.
Таким образом, конкуренция трактуется в экономической теории как механизм регулирования общественного производства, как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и как процесс продвижения вперед.
В современной отечественной экономической науке вопросам изучения конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики уделялось большое внимание. В этом направлении работали многие российские ученые, например М. Гельвановский, А. Юданов, Р. Фатхутдинов, А. Хасанова, Г. Азоев, Е. Горбашко, А. Кутейников, Л. Сафиуллин, Д. Кузина и др.
Так М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова подчеркивают, что конкуренция представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и особенно, с его уровнем.
Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг [18] определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Р.А. Фатхутдинов [19] в свою очередь рассматривает конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
У таких авторов как К.Ю. Тотьев, А.Н. Варламова, Р.Н. Салиева предметом анализа понятия конкуренция становятся правовые особенности регулирования конкурентных отношений в российской экономике.
Таким образом, одни под конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов, заинтересованных в достижении поставленной цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Другие понимают конкуренцию как соперничество, или борьбу, часто между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурентами.
Несмотря на указанные подходы, в научной литературе отмечается различие мнений относительно понимания конкуренции как таковой. Так, А.А. Амбарцумов и Ф.Ф. Стерликов определяют ее как «соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров» [20].
И.А. Спиридонов определяет конкуренцию как «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получение наибольшей прибыли» [21].
В определении Хасановой А.Ш. конкуренция как экономическая категория, выражает отношения между субъектами рыночной системы по поводу экономического соперничества за получение дополнительного дохода. В данном определении подчеркнута сущностная черта конкуренции, а именно, что она представляет собой экономическое соперничество.
Определения конкуренции, данные разными авторами, как правило, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В то же время каждое из них, взятое в отдельности, невозможно признать достаточным. Это выражается в том, что многими экономистами упускается из виду общетеоретический аспект проблемы — суть присущих ей экономических отношений. В связи с этим конкуренцию целесообразно рассматривать с позиций следующих определяющих ее признаков: она является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение в товарах и услугах и пр.); служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции; проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания, потребления.
Таким образом, под конкуренцией понимается экономический процесс соперничества экономических субъектов за более выгодные условия существования на рынке.
Осуществленный нами анализ позволяет утверждать, что конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом для активизации инновационных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. При данном подходе понятие конкуренция рассматривается в первую очередь как динамический процесс. Она проявляется в совершенствовании продуктов и технологий, формировании новых рынков, новых источников сырья или новых типов организации, что, как правило, требует инвестиций. В свою очередь, стимулом для осуществления инвестиций выступает возможность получения положительной экономической прибыли до тех пор, пока ценовая конкуренция не приведет к снижению цены до уровня долгосрочного равновесия.


Литература
1. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. — М.: Наука, 1993.
2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. — М., 1935.
3. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости. — М.: Экономика. — 1996. — С. 393.
4. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс. — 1986. — C.65–84.
5. Chamberlin E. The Theory of Monopolistic Competition. Cambridge (Mass.). — 1993.
6. Joseph A. Schumpeter. Capitalism, Socialism, and Democracy. — New York: Harper & Row, 1962.
7. Гибало Н.П. Экономическая мысль в ретроспективе. В 3-х т. Т.1. — Тамбов, М., СПб., Баку, Вена: Нобелистика, 2004. — С. 149.
8. Милль Дж. Основы политической экономии. Т.1. — М.: Прогресс. — 1980. — С.394.
9. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: «ЭКСМО», 2007.
10. Гибало Н.П. Конкуренция как перманентная движущая сила рыночной экономики // Вестн. Костромского госуд. педагогического ун-та. — 1999. — № 4. — С. 15.
11. Hayek F.A. New Studies in Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideas. L. — 1978. — P.180.
12. Хейне П. Экономический образ мышления. — М., 1992. — С. 122.
13. Градова А.П. Экономическая стратегия фирмы. — СПб.: Специальная литература., 1995. — С.45.
14. Макконнел К.Р., Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблема и политика. В 2-х т.; Пер. с англ. Т1. — М.: Республика. — 1993.-С.52.
15. Debreu G. The Theory of Value. — New York.: John Wiley and Sons, 1959.
16. Negishi T. Monopolistic competition and general equilibrium // Review of Economic Studies 28, 1961. р.196–201
17. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения. — 1993. — С. 52–53
18. Маркетинг / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг. — М.: ОАО «НПО “Экономика”», 2000.
19. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М., 2000.
20. Амбарцумов А., Стерликов Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. — М.: Социально-политический журнал. -1996. — С. 192.
21. Спиридонов И. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. — М.: ИНФРА-М., 1998. — С.15.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия