Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Демин М. Б.
доцент кафедры экономической теории Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева,
кандидат экономических наук


Становление и функционирование в РФ государственных антимонопольных органов
В статье исследуется становление и функционирование государственных антимонопольных органов в РФ в условиях глобализации, характеризуются их полномочия и тенденции развития, рассматривается их международная деятельность
Ключевые слова: государственный антимонопольный орган, антимонопольное регулирование, конкуренция, монополизм, антимонопольные отношения

Реализация антимонопольных отношений предполагает функционирование специфических государственных органов, осуществляющих меры антимонопольного регулирования. Политику антимонопольного регулирования проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, контролируя соблюдение законов и нормативных актов, относящихся к антимонопольному законодательству.
По мнению исследователей, в настоящее время в России сформирована целостная система федеральных и региональных антимонопольных органов [2]. Вместе с тем эта система явилась результатом длительного и сложного процесса становления. Так, в октябре 1990 г. впервые был создан первый антимонопольный орган — Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). Затем в 1995 г. в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Для реализации Федерального закона «О естественных монополиях» в 1996 г. были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.
Указом Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти существовавшие на тот момент антимонопольные органы (кроме ФЭК) были упразднены и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов (МАП России).
Наконец, в начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В связи с этим постановлением Правительства РФ были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы.
В то же время структура антимонопольных органов и на сегодняшний день представляется некоторым исследователям несовершенной, особенно в части регулирования деятельности естественных монополий. С сентября 1998 г Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральные службы по регулированию естественных монополий на транспорте и в области связи были ликвидированы. С этого времени регулирование деятельности естественных монополий на транспорте и в области связи, а также их государственный контроль, предусмотренный как Федеральным законом «О естественных монополиях», так и Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» осуществлял МАП РФ.
Однако ликвидации Федеральной Энергетической комиссии в тот момент не произошло, спустя три года ей были переданы полномочия по регулированию деятельности естественных монополий на транспорте. Последующая реорганизация федеральных органов по регулированию деятельности естественных монополий, осуществленная в ходе административной реформы 2004 г., привела к созданию двух органов, непосредственно занимающихся этими вопросами, — Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ России).
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФАС были переданы функции по контролю и надзору за деятельностью естественных монополий как упраздняемого МАП России, так и Федеральной энергетической комиссии РФ, преобразованной в Федеральную службу по тарифам. Последняя же наделялась функциями по установлению тарифов, которые ранее определялись МАП России и Минэкономразвития России [5].
Разделение полномочий по регулированию деятельности естественных монополий между двумя органами, возможно, приводит к снижению эффективности такого регулирования, в частности, к ограничению методов регулирования деятельности естественных монополий ценовыми [1]. Следует констатировать, что в процессе становления российских антимонопольных органов в целом произошло повышение их статуса, уточнение и расширение полномочий. В эволюции их концепции отразилось то обстоятельство, что на начальном этапе рыночной трансформации собственно меры антимонопольного регулирования сочетались с мерами по демонополизации экономики.
В настоящее время основным российским антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба. Данная служба выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также в сфере контроля размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд. Исключение составляют полномочия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также полномочия в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну [4].
Полномочия и функции антимонопольных органов определены Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 (в редакции следующих Постановлений Правительства РФ: № 628 от 27.10.2006; № 724 от 28.11.2006; № 83 от 08.02.2007; № 217 от 28.03.2008; № 786 от 27.10.2008; № 814 от 07.11.2008, с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от 30.07.2007).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие основные полномочия:
— вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
— самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
а) по форме представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий по государственному контролю экономической концентрации;
б) по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методики определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями;
в) о порядке проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением кредитной организации) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции и т. д.;
— осуществляет контроль:
соблюдения коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
— выдает (направляет):
а) заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;
б) заключения о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
в) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
г) предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и Центральный банк Российской Федерации о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
— осуществляет согласование:
а) создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;
б) сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;
в) предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственной или муниципальной помощи в случаях, установленных антимонопольным законодательством;
г) проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
д) решения заказчика о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
— ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестр недобросовестных поставщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля экономической концентрации;
— возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;
— вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;
— обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства и т. д.
Полномочия федеральной антимонопольной службы позволяют ей воздействовать на широкий круг экономических отношений, где могут проявиться негативные последствия монополизма. При этом происходит дальнейшая дифференциация, детализация полномочий антимонопольного органа. Представленные антимонопольной службе полномочия позволяют ей активно воздействовать на эти экономические отношения в целях антимонопольного регулирования, эффективно реализовывать свои функции. Важно отметить, что сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа: а) в федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ; в) органы местного самоуправления; г) иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации; д) в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности. При этом сведения, составляющие коммерческую или служебную и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом. За разглашение сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, а вред, нанесенный физическому или юридическому лицу в результате данных действий, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы, осуществляющие полномочия ФАС на региональном уровне.
Территориальные органы не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ и имеют централизованное подчинение Федеральной антимонопольной службе. Независимость антимонопольных органов от системы власти субъектов РФ необходима для эффективного исполнения ими своих полномочий, в частности в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления и их должностными лицами. Место территориальных органов в системе антимонопольных органов (АМО), их функции, полномочия и организация деятельности были определены в Приказе ФАС России № 324 от 15.12.2006, утвердившем Положение о территориальном органе федеральной антимонопольной службы (в редакции Приказов ФАС РФ № 194 от 27.06.2007, № 243 от 01.08.2007) [3].
Исследуя участие государственных органов в реализации антимонопольных отношений, необходимо подчеркнуть, что в качестве субъектов, реализующих антимонопольные отношения, выступают не только собственно государственные антимонопольные органы, но и органы прокуратуры, суда, с которыми взаимодействуют антимонопольные органы в процессе пресечении негативных последствий монополизма.
В условиях глобализации мировой экономики, характеризующейся ростом транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности, все большее значение приобретает международная деятельность ФАС.
Выдвигаются качественно новые задачи перед российской государственной экономической политикой в целом и перед конкурентной политикой, в частности. Перед конкурентным ведомством стоят задачи совершенствования российского антимонопольного законодательства с учетом международных норм, сближения его с законодательством развитых стран, обеспечения механизма взаимодействия конкурентных ведомств при рассмотрении случаев нарушения антимонопольного законодательства и контроля экономической концентрации, имеющих трансграничный эффект. В конечном итоге главной целью для российского антимонопольного ведомства является создание равных условий доступа российских компаний на внешние рынки.
В качестве направлений международного сотрудничества ФАС России следует указать такие, как:
— сотрудничество с международными и межгосударственными организациями, интеграционными группировками, государственными органами зарубежных стран по вопросам, входящим в компетенцию ведомства;
— реализацию международных программ и проектов;
— работу в составе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации.
Сотрудничество ФАС России с международными организациями и интеграционными группировками в области конкурентной политики и правоприменительной практики является средством реализации новых возможностей в рамках разработки стратегий правоприменения, гармонизации процедуры и основных стандартов, а также обмена передовой практикой. Сотрудничая с международными организациями, занимающимися вопросами международной конкуренции, ФАС России принимает непосредственное участие в решении возникающих коллизий в данной сфере, выработке подходов к реформированию конкурентного законодательства и правоприменительной практики в России на основе согласованных на многостороннем уровне норм. Это является необходимым условием для интенсификации международных торговых и инвестиционных отношений и оптимальной интеграции России в мировую экономическую систему.
Наиболее активное сотрудничество ФАС России имеет место с Европейским Союзом (ЕС). Оно происходит в рамках реализации:
— Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС);
— Сводного плана действий по реализации «Дорожных карт» по формированию Общеевропейского экономического пространства (ОЭП);
— программ технического содействия (ТАСИС и Twinning) в интересах ФАС России.
Главной целью сотрудничества с ЕС для российского конкурентного ведомства должно стать создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве Россия — ЕС, устранение барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничение конкуренции — как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В настоящее время в качестве основных целей сотрудничества можно указать:
— установление сопоставимых норм и правил регулирования конкурентных отношений путем дальнейшего сближения конкурентного законодательства России и ЕС и практических подходов по его реализации;
— обеспечение эффективного проведения конкурентной политики и взаимодействия между конкурентными органами России и ЕС по вопросам применения национального конкурентного законодательства;
— взаимный учет интересов при расследовании случаев ограничительной практики, имеющий трансграничный характер.


Литература
1.Даурова Т.Г. Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии // Законодательство и экономика. — 2006. — № 12.
2. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во «Омега — Л», 2007.
3. Положение о территориальном органе федеральной антимонопольной службы (в ред. Приказов ФАС РФ от 27.06.2007 № 194, от 01.08.2007 № 243), утв. Приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324.
4. Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2006 № 628; от 28.11.2006 № 724; от 08.02.2007 № 83; от 28.03.2008 № 21; от 27.10.2008 № 786; от 07.11.2008 № 814, с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от 30.07.2007).
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г., 15 февраля, 24 сентября 2007 г.)
6. Фомина И.М. История становления антимонопольных органов в России //Вестн. Мин-ва Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. — 2000. — № 3. — С. 21–30.
7. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их реализация в рыночной экономике: вопросы теории и методологии. — Казань, 1999.
8. Южанов И.А. Десять лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы // Матер. междунар. конф. «10 лет антимонопольным органам Российской Федерации. Итоги и перспективы». — М.: МАП России, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия