Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Черкасов Н. А.
главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук


О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕврАзЭС в ХХI СТОЛЕТИИ

Интеграция стран СНГ развивается столь неуверенно потому, что отсутствуют научные обоснования ее конечных и промежуточных целей, имеет место стремление перескакивать через важнейшие ее этапы, действовать "методом проб", неизбежно вызывающим серьезные ошибки. Соответственно возникает и недоверие к самой идее интеграции и не реализуются или слишком медленно реализуются даже наиболее перспективные интеграционные решения.
Один из наглядных примеров - безуспешные попытки реализовать межправительственные соглашения о совместном производстве Россией и Украиной военно-транспортного самолета Ан-70, признанного в мире за его технико-экономические характеристики самолетом ХХI века.
Хотя обеими сторонами признается, что совместное осуществление этого проекта наиболее целесообразно, что в нем 72% российского и 28% украинского труда, но из-за сопротивления ведомств, политиков, да и бизнесменов и в России, и в Украине окончательное решение не принимается. Более того, парламентом Украины подготавливается законодательное обоснование самостоятельной реализации "общегосударственной программы создания военно-транспортного самолета Ан-70", независимо от России.
Происходит это вследствие одностороннего и даже неверного представления и об интеграции, и о конкуренции, при котором, по существу, игнорируется роль интеграционного взаимодействия в решении задач международной конкурентной борьбы, овладения теми или иными нишами мирового рынка. Фактически серьезно не учитывается мировая практика объединения крупных корпораций разных стран, значение международной экономической интеграции для стратегического "прорыва" в сферу высоких технологий, информационного производства, электронного бизнеса.
В складывающейся ситуации разработка научной доктрины развития интеграции тех стран СНГ, которые являются членами Евразийского экономического сообщества, становится одной из самых актуальных задач теории и практики международного сотрудничества.
I. К определению понятий
При разработке доктрины развития Евразийского экономического сообщества возникает проблема трактовки самого понятия "доктрина", а также понятий "концепция", "интеграция", "глобализация", поскольку в научной литературе и официальных документах однозначные их трактовки отсутствуют.
В данной статье делается попытка уточнить эти понятия.
Доктрина - политический документ, содержащий совокупность теоретически достоверных положений о той или иной проблеме, которые определяют политические подходы к ее разрешению (в данном случае к проблеме развития экономической интеграции в
ЕврАзЭС). Концепция - это научный документ, развернутое теоретическое обоснование положений доктрины. В данном случае она призвана выявлять связи и зависимости между реформами в отдельных странах, развитием международного сотрудничества, региональной интеграцией и ее правовым обеспечением. Концепция предполагает разработку соответствующих программ, но не является программой. В научной литературе и официальных документах, к сожалению, программы и концепции, как правило, отождествляются (под видом концепций предлагаются программы).
Что касается понятия "интеграция", то оно у нас трактуется настолько расширительно и неточно, что перестает восприниматься как категория науки. (Говорим об "интеграции России в Европу", "интеграции в мировую экономику", интеграции предприятий и т. п.). Между тем это понятие вошло в мировую политику и науку для характеристики совершенно определенного международного процесса, начатого принятием Римского договора об европейской интеграции. (Потом оно стало просто модным словом.) С позиций науки интеграция как международное явление не может быть ничем иным, кроме добровольного договорного объединения суверенных государств, соединяющих свои ресурсы для повышения эффективности функционирования национальной экономики и разрешения противоречий экономической глобализации.
Понятие "глобализации" также нуждается в теоретически более корректном определении, в котором необходимо отразить многоаспектность и противоречивость данного процесса, его соотношение с процессами интернационализации, транснационализации и региональной интеграции.
Все эти процессы взаимосвязаны и по своей природе главным образом (и даже исключительно) экономические. Интернационализация в экономике - фактически начальная стадия ("неразвитое начало") экономической глобализации, транснационализация - вторая ее стадия, на которой активно развиваются вненациональные и наднациональные экономические отношения. Высшая стадия - собственно глобализация в развитом виде - предполагает широкомасштабное международное производство продуктов и услуг.
Интернационализация в сфере хозяйственной жизни означает выход национального производства за рамки государственных границ: продукция, производимая в одних странах, регулярно потребляется в других. Возникает проблема формирования ее интернациональной стоимости и мировых цен. Интернационализация - объективный результат возникновения и развития международной торговли, приводящей к формированию мировых товарных рынков и рынков капитала. Транснационализация экономики - продолжение и качественное изменение процесса интернационализации, выражающееся в возникновении и развитии транснациональных корпораций, которые создают особый воспроизводственный сектор в мировой экономике и формируют (в своих рамках) международную собственность на средства производства и производимую ими продукцию. Другими проявлениями транснационализации становится организация совместных предприятий и банков, возникновение международного финансового капитала, международных монополий и таких организаций, как Международный валютный фонд, Мировой банк, Всемирная торговая организация, Международная организация по стандартизации и ряд других, принципиально изменяющих характер международных экономических отношений. Транснационализация - объективный результат и одно из условий развития международного разделения труда, экспорта капитала, процессов миграции финансовых и трудовых ресурсов.
Экономическая глобализация в ее развитом виде характеризуется появлением и развитием международных хозяйственных комплексов (в энергетике, на транспорте, в других сферах экономики), формированием международных пропорций в процессах воспроизводства, созданием системы внутриотраслевой специализации и кооперации во всемирном масштабе, на основе которой появляется производство глобальных продуктов (в частности, компьютеров и программного обеспечения). Глобализация означает прогрессирующие изменения в организации и управлении хозяйственной жизнью, создание глобальных информационных систем и всемирного информационного производства, существенное усиление влияния всемирных экономических и экологических организаций на развитие национальной и мировой экономики. Она - объективный результат предшествующего развития интернационализации и транснационализации, научно-технической революции, резкого обострения экологических проблем цивилизации.
Глобализация в экономике - это прогрессивный процесс преодоления разобщенности хозяйственной жизни, повышения степени единства мирового хозяйства, способствующий более рациональному использованию природных, экономических, человеческих ресурсов всех стран нашей планеты. В то же время ей присущи серьезные противоречия, обусловленные всем предшествующим развитием земной цивилизации и негативным влиянием на экономику политики отдельных государств и транснациональных корпораций.
Нарастающие противоречия и порождают объективную мировую тенденцию к региональной международной экономической интеграции.
Как свидетельствует опыт формирования и развития мирового хозяйства, политика вносит существенное коррективы в глобализационные процессы.
Уже на стадии интернационализации экономики возникают торговые войны и создаются первые колониальные империи. На стадии транснационализации развертывается борьба между империалистическими государствами за передел уже поделенного мира. Возникает первая и вторая мировые войны. Политические и идеологические организации отдельных государств избирают курс на достижение мирового господства. Наследие колониальных режимов и агрессивное проникновение ТНК в национальную экономику приводят к нарастанию противоречий между развитыми (богатыми) и бедными странами. Развитые страны и во всемирных экономических организациях пытаются организовать (и организуют) давление на бывшие колонии, на новые независимые государства. Следствием политики империализма (неоколониализма), игнорирования национальных особенностей и интересов, попыток идеологической глобализации становятся противостояние идеологий, раскол мира на противоположные системы, развитие международной террористической деятельности (использующей в целях достижения того же мирового господства и конфессиональные различия), движение антиглобалистов.
В этой связи вообще при подготовке любых доктрин развития в мировой экономике необходимо разграничивать, с одной стороны, глобализацию как объективный экономический процесс, исключающий межнациональное, межконфессионное противостояние, напротив, предполагающий многополюсность в сфере идеологии и культуры, определяемую различием национальных и культурных традиций, с другой - дискредитирующие глобализацию идеологические и политические акции, а также практику недобросовестной международной конкуренции, нарушающую общепризнанные нормы и правила всемирных организаций, в частности, ВТО.
Экономическая интеграция отдельных стран, развертывающаяся на договорной основе в различных регионах мирового хозяйства, является одним из важнейших средств разрешения противоречий глобализации именно потому, что представляет собой процесс организации общих рынков и единого экономического пространства, учитывающий суверенность и национальные интересы интегрирующихся стран. Только на такой основе и возможны в современных условиях разработка и реализация наиболее перспективных стратегий развития.
II. Основные положения доктрины, определяющие стратегию интеграции
Анализ показывает, что для разработки Доктрины "Развитие Евразийского экономического сообщества в ХХI веке" необходимо ориентироваться на следующие основные положения, совокупность которых позволяет иметь системную стратегию углубления экономической интеграции стран Сообщества.
1. В соответствии с выводами экономической науки, в том числе классической, интеграцию следует прогнозировать и развивать уже сейчас с позиции примата производства - как в первую очередь производственную и научно-техническую интеграцию - для стратегического прорыва в удовлетворении потребностей населения и производства в технологической модернизации промышленных и сельскохозяйственных предприятий, коммунального хозяйства, для решения проблем экологии, материально-технического обеспечения развития здравоохранения, образования и др.
Существующий в настоящее время подход к интеграции преимущественно с позиции развития товарного обращения, формирования зон свободной торговли противоречит теории и, как показал опыт последних 10 лет, не оправдал себя и на практике. Главной задачей экономической интеграции, в том числе в ЕврАзЭС, является формирование современной системы международной производственной специализации и кооперации. От решения этой задачи непосредственно зависит решение всех остальных задач углубления интеграции.
2. Необходим особый акцент на развитие производственного интеграционного взаимодействия в приграничных районах стран - участниц СНГ и
ЕврАзЭС, в которых существует прямая заинтересованность в ускорении интеграции и у населения, и у предпринимательских структур. К тому же развитие приграничных экономических связей способствует решению и социальных вопросов, в частности, по Программе "10 простых шагов навстречу простым людям".
3. В доктрине необходимы положения об ускорении развития в ЕврАзЭС (СНГ) легальной трудовой миграции и внесении соответствующих изменений в национальные законы о гражданстве. (Следует учитывать, что практически все страны с развитой рыночной экономикой - страны с узаконенной иммиграцией.) Это также и важнейшая социальная проблема, в том числе проблема занятости населения, особенно в странах с критической демографической ситуацией.
4. Концептуально должны быть разведены задачи по созданию общего и единого экономического пространства (в том числе общего и единого рынка ЕврАзЭС).
С теоретической точки зрения - это и задача определения обоснованных критериев для выделения последовательных этапов экономической интеграции. В научной литературе и официальных документах СНГ и ЕврАзЭС такая задача по существу не решается. Этапы интеграции декларируются, но не обосновываются. В то же время при перечислении этапов экономическая интеграция рассматривается прежде всего как процесс развития торгового обмена между странами.
К основным критериям периодизации, на наш взгляд, следует относить: а) степень повышения социально-экономической эффективности интеграционного взаимодействия (совместного использования экономических потенциалов); б) степень ограничения государственного суверенитета участников интеграции.
В соответствии с этими критериями первоначально может создаваться лишь общее экономическое пространство и только затем единое. Для первого этапа интеграции характерны лишь небольшие изъятия из государственного суверенитета, лишь координация самостоятельного развития экономики отдельных стран, для второго - весьма существенные, в связи с созданием надгосударственных органов управления.
Попытки начать решение проблем интеграции сразу с задач второго ее этапа, как показывает и опыт организации Союза Беларуси и России, оказываются и в политическом, и в экономическом отношении несостоятельными.
5. При определении задач по созданию общего, а затем единого рынка стран ЕврАзЭС необходим акцент не только на проблемы и задачи в области таможенной деятельности, налогообложения, валютные и ценовые проблемы, но и на комплекс задач по формированию электронной торговли и электронного бизнеса, активно развивающихся в передовых в этом отношении странах.
6. Должен быть определен комплекс мер по формированию в странах - членах ЕврАзЭС "третьего класса", по созданию максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и его сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества.
7. Особое значение в доктрине должны иметь положения о месте и роли транснациональных корпораций и совместных финансово-промышленных групп в экономике и системе управления Сообщества, а также о дальнейшем развитии функций международных союзов и ассоциаций предпринимателей и банков.
8. В связи с проблемами технологической модернизации производства и формирования информационной экономики в доктрине необходимы положения о методах и направлениях развития научно-технической интеграции, в том числе об организации международных исследовательских центров и совместной разработке и реализации наиболее перспективных проектов создания техники и технологий ХХI века.
9. Важнейшее место в доктрине должны занять положения о совместной подготовке специалистов по новым и новейшим специальностям (в том числе для решения проблем экологизации производства) и переподготовке кадров в ведущих национальных высших учебных заведениях и международных центрах повышения квалификации.
10. С учетом смещения "центра тяжести" в развитии мирового хозяйства в его азиатско-тихоокеанский регион, а также проблем Сибири и Дальнего Востока России, потенциальных возможностей сотрудничества с Китаем, Индией, Японией, западными штатами США в доктрине необходимо принципиальное положение о развитии связей не только с Европейским союзом, но (и прежде всего) с такими международными организациями, как АТЭС и АСЕАН.
Названные положения должны определять и структуру доктрины. При этом каждое из них необходимо дополнять перечнем правовых актов, разрабатываемых Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.
III. К систематизации правовой базы экономической интеграции стран ЕврАзЭС
Программу законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств Сообщества предстоит корректировать с учетом доктрины.
Прежде всего это касается разработки и принятия Основ законодательства и типовых актов (в целях сближения и унификации национальных законодательных систем государств - членов ЕврАзЭС), а также международных договоров и соглашений, ориентированных на применение правовых норм международных организаций, норм международного права, в том числе норм ВТО.
Для углубления экономической интеграции крайне необходимы Основы инвестиционного законодательства, законодательства о стандартизации и сертификации товаров и услуг, налогового и таможенного законодательства, законодательства о гражданских правоотношениях резидентов и нерезидентов и антимонопольного законодательства.
Из Основ законодательства по отраслевым и социальным проблемам следует назвать Основы законодательства об энергетике, связи, транспортного законодательства, законодательства об общем аграрном рынке и продовольственной безопасности, Основы законодательства об образовании, трудового и земельного законодательства.
Из типовых (модельных) правовых актов Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС особого внимания заслуживают акты об инновационной деятельности и лизинге, о поддержке малого и среднего бизнеса, об основах банковской деятельности и регулировании рынка ценных бумаг, о внешнеэкономической деятельности и экспортном контроле, об общем рынке капитала, общей платежной системе; из правовых рекомендаций - рекомендации о создании свободных зон высоких технологий, о формах электронной торговли, о соглашениях о разделе продукции, об общих принципах регулирования иностранных инвестиций, о приграничном сотрудничестве и ряд других.
Подготовка отмеченных правовых актов уже осуществляется в постоянных комиссиях Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Необходима лишь их систематизация в соответствии с основными положениями Доктрины "Развитие Евразийского экономического сообщества в ХХI веке" и уточнение очередности подготовки и принятия таких актов.
______________
Сложность задачи по разработке доктрины и обосновывающей ее положения научной концепции развития интеграции в ЕврАзЭС требует организации международного исследовательского коллектива с участием ученых и политических деятелей стран СНГ, Совета министров юстиции и Делового Совета ЕврАзЭС, специалистов третьих стран (возможно, в составе двух рабочих групп: по подготовке проекта доктрины и по подготовке концепции развития Сообщества).
На наш взгляд, Евразийский международный научно-аналитических журнал "Проблемы современной экономики" (имеющий свои представительства в 8-ми странах, в том числе в Китае и Японии, и уже занятый организацией дискуссии по проекту доктрины) мог бы стать организационным и информационным центром такого коллектива.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия