Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Евченко Н. Н.
старший научный сотрудник Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону),
кандидат экономических наук


Инновационная инфраструктура международного сотрудничества как институциональный элемент системы развития внешнеэкономического комплекса региона
В статье освещены проблемы инновационной активности предприятий и организаций региона (на примере Ростовской области). Предложены принципы, механизмы и меры формирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности региона. Определены основные блоки ее инновационной инфраструктуры
Ключевые слова: инновации, инфраструктура внешнеэкономической деятельности, институт, внешнеэкономический комплекс региона

Модернизация российской экономики предусматривает в короткие исторические сроки решить ряд принципиальных задач по приданию национальной экономической системе инновационного вектора развития. Необходимо преодолеть сырьевую доминанту и сложившуюся практику отторжения инноваций реальным сектором, последовательного упрощения технологических цепочек, перехода на более простые в производстве товары. Не менее необходимо создать институты и инструменты стимулирования новых знаний, реализуемых в основанных на них технологиях и образцах техники, обеспечить их не только финансовыми ресурсами, но и создать условия для последующей коммерциализации, в том числе и за рубежом. Решение задач модернизационного развития России невозможно без радикальных перемен в использовании инновационного механизма развития экономики России (создание, сохранение, использование и тиражирование). Он представляется одним из локомотивов послекризисного комплекса мер, и не являлся приоритетным в период благоприятной внешней ценовой конъюнктуры на ключевые товары российского экспорта (топливно-энергетические и сырьевые ресурсы с незначительной долей добавленной стоимости).
Развития не сырьевого экспорта целиком соотносится с инновационным сектором экономики, который на региональном уровне представляет систему взаимодействия субъектов предпринимательства и органов управления (разработчики инновационных товаров и продуктов интеллектуальной деятельности, их производители и потребители, управляющие и содействующие государственные и негосударственные структуры и др.) инновационной сферой.
Региональная инновационная инфраструктура — неотъемлемый элемент новой модели экономики, которая находится в фокусе внимании российских ученых. Относительно недавно она начала реализовываться на основе инновационно-технологических центров и технопарков *. Международный аспект инновационного процесса сегодня ассоциируется с использованием внешнего рынка, потребляющего инновационные продукты.
В отличие от приведенного выше подхода нами предложена и принята к реализации в Ростовской области концепция включения внешнеэкономических связей во всю цепочку инновационной активности. Она предусматривает включение процессов сотрудничества в широкий диапазон инновационной деятельности — от кооперации и разработки научных продуктов и идей до создания региональной инфраструктуры международного сотрудничества. Предотвращение «утечки научного капитала — ученых, практиков», является несравнимо более опасной для будущего России, чем вывод финансового капитала, возможно посредством создания условий для работы творческих личностей и реализации результатов их деятельности. Несомненно, культурологическая составляющая в форме знаний иностранных языков, практики и достижений зарубежного инновационного сектора, выступает важной составляющей парадигмы инновационного развития.
Инновационная инфраструктура международной деятельности предлагается и рассматривается нами в качестве неотъемлемой части регионального внешнеэкономического комплекса, который трансформировался за последние двадцатилетия в крупный административно-управленческий механизм, способный как содействовать прогрессивному развитию региона, так и тормозить его.
Внешнеэкономический комплекс — двухуровневая система организационно-экономического и финансово-надзорного взаимодействия уполномоченных государством органов и агентов — государственных, некоммерческих и частных (коммерческих) структур и компаний, обслуживающих внешнеторговые операции — с региональными субъектами международного торгового товарного оборота и нетоварного обмена, финансовых и инвестиционных операций, перемещения иностранной рабочей силы. Внешнеэкономический комплекс региона включает блоки: организационно-управленческий, таможенный, валютно-финансовый, транспортно-логистический, структуры обслуживающие международный бизнес (отели, консультационные компании, страховые организации) и др. Они взаимодействуют с некоторыми важнейшими субъектами — участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые выступают объектами целевого управления со стороны государственных органов. К ним относятся экспортеры, иностранные инвесторы и трудовые мигранты.
Региональная политика Ростовской области предусматривает разработку комплекса мер содействия расширению и углублению инновационной активности субъектов хозяйствования с учетом глобализационных процессов в целях расширения внешнеторговой деятельности предприятий и организаций — субъектов ВЭД региона.
Инновационная активность оценивается как одна из проблемных сфер российской экономики. Признано, что экономика скорее отторгает новшества, чем расширяет производство и услуги на основе инноваций.
В мире существует признанный учеными перечень отраслей, первая группа из которых относится к числу инновационных *:
высокотехнологичные: медицинская и фармацевтическая; офисное оборудование и компьютеры; радио, телевидение и коммуникации; оборудование для безмоторных транспортных средств; научные и фотографические приспособления;
среднетехнологичные: химические продукты, машиностроение, производство электрооборудования; моторные транспортные средства;
низкотехнологичные: производство материалов, обувь и одежда, другие производственные отрасли.
Учет экспорта инновационной продукции в РФ не выделен ни в раздел статистики, ни таможенного оформления. Тем не менее, по существующим экспертным оценкам российских ученых доля инновационной продукции в российском экспорте составляет 3–5%,а по оценкам специалистов Всемирного Банка и западных ученых — 0,5%.
Ростовская область, обладая значительным экспортным потенциалом, занимает лидирующие позиции во внешней торговле, опережая в объеме экспорта машиностроительной продукции другие субъекты РФ в пределах ЮФО: Краснодарский край в 2,5 раза (2007 г., Волгоградскую область — в 4,4 раза (2007 г.).
Экспорт инновационной продукции и услуг следует понимать как объем продукции, поставленной на экспорт хозяйствующими субъектами области, которые являются инновационно-активными и при производстве которой использованы инновационные технологии. Инновационное развитие предприятий и организаций Ростовской области в производстве, технологиях, маркетинге и финансировании находит воплощение в конкурентоспособных видах продукции (работах, услугах). Процессы глобализации объективно расширяют инновационную номенклатуру товаров и услуг, содействуют ужесточению конкуренции на внешних и внутренних рынках. Тестирование внешними рынками объема и качества товаров способствует росту заинтересованности предприятий и организаций в инновационной активности, эффективной организации внешнеторговой деятельности.
Проблемы становления международного направления инновационной активности предприятий и организаций Ростовской области обусловлены, в большей степени, ситуацией в стране, а не региональными проблемами и условиями, наиболее значимыми из которых являются:
● инновационные предприятия недостаточно ориентируются на международных рынках и не имеют знаний и опыта ведения внешнеторговых операций;
● стремление молодых ученых-исследователей работать в зарубежных фирмах и организациях вне России;
● недостаточно критический взгляд инновационных предприятий на уровень конкурентоспособности и объем затрат на продвижение экспортной продукции;
● отсутствие системной государственной поддержки производителей высокотехнологичной инновационной продукции.
Стратегической целью международного и внешнеторгового направления сотрудничества хозяйствующих субъектов области является формирование способности экспортеров отвечать на потребности мирового рынка в инновационных товарах (услугах).
Целями административного регионального содействия экспортерам — инновационным предприятиям Ростовской области являются:
привлечение зарубежного бизнеса и инвестиций в сферу инновационного предпринимательства и производства знаний, расширение экспортного потенциала региональных предприятий;
создание инфраструктуры, стимулирующей производство продукции (работ, услуг) на уровне, конкурентоспособном на мировых рынках;
реформирование системы дополнительного профессионального образования, включение курсов по внешнеторговым и финансовым операциям для инновационных товаров, технологий, продуктов интеллектуальной деятельности;
формирование инновационной региональной корпоративной культуры мирового уровня.
Предприятия экспортеры инновационной продукции области решают задачи внешнеторгового развития, которые предусматривают:
● обеспечение непрерывной модернизации производства и продукции в условиях привлечения иностранных технологий и оборудования;
● выход на конкурентные, сложные и рискованные зарубежные рынки;
● обострение конкуренции с иностранными фирмами и транснациональными корпорациями в России;
● необходимость защиты прав на интеллектуальную собственность за рубежом;
● эффективное использование форм и механизмов государственной федеральной и региональной поддержки экспортеров;
● преодоление недостатка финансовых ресурсов для инновационно-технологического обновления производства за счет зарубежных заимствований;
● получение опыта внешней торговли и международного сотрудничества.
Экспортно-импортные операции инновационных предприятий области (товары, услуги).
Внешнеторговая инновационная активность предприятий и организаций Ростовской области требует анализа по субъекту (инновационное предприятие) и по объекту (инновационный товар, услуга) отношений.
Государственная статистическая отчетность и порядок учета таможенных операций позволяют оперировать категорией «экспортная активность инновационных предприятий и организаций области» (статистика), опосредованным показателем международной инновационной деятельности в части продукции выступает группа товаров с высокой добавленной стоимостью — «машины и оборудование» (таможенная статистика).
ВЭД инновационно-активных предприятий.
Предприятия области нами разделены по группам, с учетом инновационности организации производства и опыта ведения ВЭД:
● с научно-технологическими подразделениями в составе;
● осуществившие технологические инновации продукции и поставщики/покупатели услуг по экспорту/импорту;
● приобретавшие оборудование для технологических инноваций.
Предприятия, имеющие в составе научно-технические подразделения, осуществляют затраты на научные исследования, воплощают их результаты в готовые продукты и/или технологические процессы. В Ростовской области число подобных предприятий незначительно, но имеет тенденцию к росту: 11 ед. — в 2005–2006 гг., 14 ед. — в 2007 г. Предприятия данной группы исключительно эффективны в области ВЭД. Их доля в объеме областного экспорта составляла 10,6% в 2007 г. (17,9% в 2006 г.), превышение экспорта над импортом составило 1,4 раза в 2007 г. (1,8 раза в 2006 г.), а оборудование занимает 19% в 2007 г. (31% в 2006 г.) в импортных поставках предприятия.
Вторая группа инновационных предприятий, имеющих технологические инновации и опыт работы по внешнеторговым услугам, имеет существенно меньшие результаты: долю в экспорте области: 7,6% и 8,9% за 2007 г. и 2006 г. соответственно, импорт преобладает над экспортом на 81% и 70% за 2007 г. и 2006 г.; доля группы предприятий в импорте оборудования Ростовской области составляет 38-39%. Оборудование занимает более половины совокупного импорта предприятий группы — 70%.
Третья группа предприятий обеспечивает около 1% экспорта и менее 1% импорта Ростовской области, оборудование в их импорте занимало 78% в 2007 г. и 46% в 2006 г.
Совокупные данные по всем трем группам инновационных предприятий показывают, что предприятия имели в 2007 г. 18% (в 2006 — 28%) объема экспортных поставок области и 42–45% импорта оборудования.
Таким образом, инновационные предприятия Ростовской области обеспечивают около четверти экспортных поставок продукции и почти половину импорта оборудования. С учетом численности данной группы предприятий (75 единиц), показательно, что инновационные предприятия Ростовской области значительно более активны во внешнеторговых операциях, экспорте и импорте оборудования, чем остальные предприятия и организации.
Экспорт услуг. Услуги предприятий и организаций Ростов­ской области в инновационных областях занимают незначительный объем — 0,2–0,5% совокупного объема оказанных экспортных услуг. В сфере научных разработок в 2005 г. предоставлено услуг на 300,0 тыс. долл., в 2006 г. — на 200,0 тыс. долл.; а в 2007 г. предоставлены услуги в сфере образования — на 500,0 тыс. долл. (для дальнего зарубежья).
Импорт услуг. Импорт услуг в сфере управленческих инноваций (право, налогообложение и конъюнктура рынка) в 2006 г. резко увеличился — к 2005 г. — в 16,8 раза — и составил 15,1 млн долл., из которых 14,7 млн долл. пришлось на страны дальнего зарубежья. В 2007 г. произошли существенные изменения в импорте услуг: вместе с ростом объема импорта инновационных услуг до 22,2 млн долл. расширилась их номенклатура и доля стран СНГ. Так, услуги в сфере права, налогообложения, конъюнктуры рынка импортированы на 6,7 млн долл. (6,6 млн долл. по дальнему зарубежью), по обслуживанию вычислительной техники — на 3,8 млн долл. (3,8 млн долл. по дальнему зарубежью), монтажу и ремонту оборудования — 5,0 млн долл. (1,2 млн долл. по дальнему зарубежью). Коммерческие услуги составили 6,2 млн долл. (2.2 млн долл. по дальнему зарубежью), а организация выставок — 0,5 млн долл. (0, 2 млн долл. по дальнему зарубежью).
Негативным показателем инновационной активности предприятий области является отсутствие международной торговли продуктами интеллектуальной деятельности. С 1999 по 2007 г. включительно предприятиями Ростовской области не экспортировались и за рубежом не закупались права на промышленную собственность с уплатой роялти и лицензионных платежей.
Таким образом, внешнеторговая деятельность предприятий и организаций области в сфере услуг инновационного характера существенно активизировалась в 2005–2006 гг., что связано с подавляющим объемом услуг, приобретаемых по импорту. Существенен дисбаланс между экспортом-импортом услуг: экспорт услуг инновационного характера с территории области составляет лишь 2,3% от объема импорта.
Инфраструктура, содействующая ВЭД инновационных предприятий и организаций Ростовской области: состояние и принципы создания.
Существуют два ключевых направления создания внешнеторговой инфраструктуры инновационных предприятий области: международная техническая помощь и распространение средств связи, развитие коммуникаций и коммуникационных технологий.
Международная техническая помощь областной системе инноваций в течение последнего десятилетия представлена проектами ЕС, ТАСИС, зарубежных стран. В Ростове-на-Дону размещался проект создания Южно-Российского Венчурного фонда, который завершен предоставлением технической помощи трем инновационным предприятиям области. Представительство Европейской комиссии в Российской Федерации утвердило перечень центров коммерциализации, которым оказана поддержка проектом EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий». Статус «пилотного центра проекта» получил Ростовский государственный университет (Ростовский центр трансфера технологий). В 2006–2008 гг. семь малых экспортоориентированных предприятий области участвуют в проекте технической помощи ЕС «Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий» *.
Коммуникационные технологии
Статистические обследования промышленных предприятий области показывают рост числа организаций, которые имеют собственные сайты. За 2002–2006 гг. число организаций, имеющих WEB-сайты, выросло в 1,6 раза; использующих специальные программные средства и доступ в Интернет — в 2,2 раза. К сожалению, сайты компаний на иностранных языках представлены в области незначительным числом предприятий, большинство из которых — региональные предприятия с иностранными инвестициями.
Основные направления развития ВЭД инновационных предприятий области
Развитие международного направления инновационного сотрудничества хозяйствующих субъектов Ростовской области должно содержать ряд ключевых направлений.
В целях получения информации о состоянии международной инновационной деятельности научных учреждений, предприятий и организаций необходима разработка и внедрение пилотной системы показателей статистического учета инновационной деятельности на уровне области.
Статистическая база для анализа международных связей в сфере инноваций на федеральном и региональном уровнях находится в процессе становления. Действующие формы статистической отчетности, а также принципы ведения таможенного учета пока не позволяют в полном объеме определять количественные показатели внешнеторговых операций (продукты, услуги) в сфере инноваций.
В России разрабатывается государственная система учета внешнеторгового сектора инновационной активности предприятий и организаций, кластеров, территорий. Принято решение о необходимости развития статистики инноваций в соответствии с международными стандартами: «выявление территорий, обладающих научно-техническим и инновационным потенциалом выхода на мировые рынки наукоемкой продукции; разработку методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции, включая экспорт» *. Следовательно, создание системы показателей международной инновационной активности предприятий и организаций; сферы образования, науки и научного обслуживания Ростовской области может стать примером для других регионов России.
Система статистического наблюдения явлений и процессов в сфере инноваций должна базироваться на международных принципах и стандартах международного учета, что позволит предложить ее результаты на федеральный уровень в качестве пилотного проекта.
Организационный механизм координации международной инновационной деятельности, создание областной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества предусматривает следующие направления:
Сопряжение областных целевых программ (поддержки экспорта, инвестиционной, развития малого и среднего бизнеса).
Для этого в Ростовской области выполняются программы, цели и задачи которых в отдельных положениях совпадают с программой инновационного развития: областная целевая программа поддержки экспорта и инвестиционная программа. По форме многие инновационные предприятия относятся к категории «малые», пользуясь содействием в рамках программы малого бизнеса.
Областная целевая программа поддержки экспорта. В целях координации усилий по активизации инновационной составляющей следует разработать и ежегодно утверждать совместный план мероприятий по оказанию помощи предприятиям — экспортерам инновационной сферы и товаров (работ, услуг).
Финансовая поддержка и стимулирование внешнеторговой активности инновационных предприятий организована в рамках утвержденного областного организационно-управленческого механизма поддержки экспортеров.
Управление финансовыми ресурсами по стимулированию инновационной экспортной деятельности предприятий осуществляет орган управления и координации областной программы поддержки экспорта в соответствии с установленным организационным механизмом.
Следует дополнить ежегодный конкурс экспортеров области номинацией «Лучшее предприятие — экспортер инновационной продукции (услуг) Дона».
На сайте Администрации Ростовской области www.donexport.ru целесообразно создать специализированный информационный раздел «Экспортерам инновационной и высокотехнологичной продукции».
Инвестиционная программа Ростовской области. Следует стимулировать размещение на территории Ростовской области производств, которые базируются на инновационных технологиях.
Международные инвестиционные проекты при условии получения положительного заключения областного Инновационного экспертного Совета приобретают статус приоритетного и используют налоговый режим, аналогичный положениям закона «О приоритетном развитии шахтерских территорий».
Программа развития малого и среднего бизнеса. В рамках реализации программных мероприятий инновационные предприятия могут пользоваться преференциями в конкурсах, тендерах и других отборочных мероприятий по разделам программы.
Создание Донского инновационно-информационного центра.
Задачами Донского инновационно-информационного центра, в сфере международных связей и внешней торговли являются:
● использование преимуществ международного разделения труда в развитии инновационной сферы (наука, производство товаров и услуг, инфраструктура);
● определение конечного перечня приоритетных технологий области (3-5 единиц), при разработке которых международное сотрудничество является обязательным условием их разработки и реализации;
● содействие созданию транснациональных и трансрегиональных международных сетевых структур в сфере инновационной активности и общения;
● обеспечение экспертной оценки уровня и степени инновационности технологий, продукции, услуг, крупных инвестиционных проектов;
● стимулирование увеличения числа инновационных предприятий-экспортеров;
● содействие росту объема экспорта инновационной продукции и услуг;
● организация дополнительного обучения и повышения квалификации персонала, консультационного обслуживания инновационных предприятий;
● координация и взаимодействие при выполнении мероприятий внешнеторговой направленности данной программы с областной целевой программой поддержки экспорта и инвестиционной программой;
● содействие развитию деловых связей региональных субъектов хозяйственной деятельности с зарубежными партнерами, обеспечение их информацией научно-технического, экономического и делового характера;
● привлечение материальных ресурсов российских и иностранных правительственных и частных организаций в целях развития международной и инновационной активности субъектов хозяйственной деятельности;
● содействие выполнению международных проектов технической помощи в инновационной сфере и выступление в роли уполномоченного партнера;
● выполнение роли государственной управляющей компании по реализации инновационных инвестиционных проектов;
● изучение потребностей и запросов инновационных предприятий области в продвижении товаров и услуг на мировые рынки;
● использование международных выставочных и информационных технологий для продвижения инновационной продукции областных производителей;
● функционирование в качестве центра информации о доступе к международным информационным сетям технологий и прав на интеллектуальную собственность и коллективного администратора пунктов обмена информации с зарубежными инновационными технологическими сетями;
● подготовка предложений и содействие созданию совместных научных и научно-технологических лабораторий с зарубежными научными организациям и компаниями.
Информационная и учебная деятельность
Информационное сопровождение. Значительное число локальных баз данных инновационных проектов в области, технологий (государственных, региональных, ассоциаций, компаний) порождает необходимость формирования «путеводителя-справочника» для эффективного поиска технологических решений, оборудования.
Особо важным следует признать поиск и размещение на областных сайтах информации о защите интеллектуальной собственности за рубежом, патентовании (российском и международном), международной системе стандартов и качества, законодательства и порядка допуска товаров и услуг на ключевые для региональных товаров рынки, порядка учреждения предприятий за рубежом.
Приоритетным на первые два года реализации программы следует считать создание коллективного центра доступа к международным технологическим сетям. Выбор условий доступа, оплата централизованного пункта пользования технологическими сетями производятся в рамках бюджета программы. Пунктом размещения может быть избран действующий в области бизнес-инкубатор.
Использование и распространение опыта проектов международной технической помощи для заинтересованных организаций области. В качестве одного из условий успешности проекты международной технической помощи включают компонент распространения результатов. Необходимо обеспечить как подготовку предприятий к участию в проектах, включая принятие условий работы с консультантами; так и прозрачность хода проектов, включая доведение результатов до заинтересованных предприятий и организаций путем публикации результатов на сайтах, электронных носителях, в учебных программах по инновационной деятельности области и освещения в областных электронных и печатных СМИ. Задачу создания региональной системы механизмов и инструментов стимулирования инновационной активности предприятия следует предпочесть индивидуальной работе квалифицированных консультантов, работой которых с предприятиями-участниками программы ограничиваются большинство доноров проектов технической помощи.
Образовательное (учебное) сопровождение. Формирование нового типа регионального инновационного предпринимателя, способного функционировать в условиях мировой конкурентной среды с использованием теории и практики международной торговли, финансовых операций и принципов кросскультурной коммуникации является важнейшей задачей программы.
В конкурсные условия на получение финансирования из бюджета области для образовательных мероприятий и программ обучения предпринимателей необходимо включить обязательное наличие раздела по международной и внешнеторговой практике. Важно изучение основ мировой торговли инновационными товарами и услугами в учебных программах подготовки управленческих кадров (Президентской и Губернаторской).
Значительным финансовым резервом в области остается экспорт образовательных услуг, спрос на которые постоянно растет. Важен учет и скоординированная маркетинговая политика на рынках стран СНГ и развивающихся государств учебных заведений, самостоятельно работающих в области.
1. Финансовое стимулирование экспортной инновационной деятельности.
Финансовая поддержка экспортеров инновационных товаров и услуг должна опираться на успешно действующую в области систему стимулирования экспортеров (в рамках программы поддержки экспорта).
Следует разработать порядок учета фактора «экспортный потенциал инвестиционного проекта» при выделении субсидий, включении проекта в инвестиционную программу области, в целях стимулирования инновационной активности предприятий и организаций.
Позитивным (и подтвержденным опытом двухлетней реализации программы поддержки экспорта Ростовской области) эффектом обладает возмещение субъектам инновационной деятельности за счет средств областного бюджета части расходов на участие в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках и других мероприятиях за рубежом и оплата до 1/2 затрат на сертификацию по международным стандартам (при объемах поставки не менее 100 тыс. долл. ежегодно).
Кооперационное международное сотрудничество в исследованиях, разработках и при производстве инновационных продуктов и услуг.
Опыт отечественных научных центров показал, что перспективной формой международного сотрудничества в получении новых знаний выступают региональные научные центры, созданные для исследований на кооперационных началах с партнерами из иностранных государств. Развитые страны проявляют заметную активность к работе с российскими учеными по проектам, например, Германия создает парные центры трансфера технологий: в России и в Германии.
Важно расширение объема выполнения совместных с иностранными организациями и компаниями научно-исследовательских проектов, получение коллективных и индивидуальных грантов международных межправительственных, государственных организаций, коллективных и частных фондов; рост числа рабочих визитов в зарубежные учебные заведения, включая стажировки и включенное обучение.
Для раздела «Международное сотрудничество» областной целевой программы Инновационного развития Ростовской области на 2010–2013 гг. нами были разработаны ежегодные целевые показатели эффективности раздела ВЭД, включающие:
● начало реализации инновационных инвестиционных проектов с участием иностранных компаний — 1–2 ед.;
● рост доли инновационно активных предприятий-экспортеров — 3%;
● проведение внешнеторговых операций с товарами интеллектуальной деятельности — 2–3 договора;
● субсидирование участия инновационных предприятий области в выставках за рубежом — до 10 предприятий.
Таким образом, анализ состояния инновационной активности предприятий и организаций Ростовской области и предложенные на его основе меры формирования инфраструктуры внешнеэкономической деятельности инновационного направления позволяют:
● стимулировать формирование условий реализации научного и производственного инновационного заделов Ростовской области, которые в настоящее время реализованы в незначительной степени в силу отсутствия, как достаточного числа субъектов инновационной активности, так и развитой инфраструктуры содействия им в выходе на высококонкурентные внешние рынки;
● определить ключевым направлением увеличения объемов и получения весомых результатов региональной инновационной деятельности — формирование среды новаторской активности, методика создания и улучшения которой могут быть изучены и применены, исходя из опыта экономически развитых стран;
● сохранить синергический эффект программных методов управления сложными социально-экономическими процессами в регионе путем координации и совместных программных действий по смежным областным целевым программам: инвестиционной, поддержки экспорта, поддержки малого и среднего бизнеса.
Практические результаты нашего исследования представлены в виде обоснования положений и предложений раздела «Международное сотрудничество в инновационной сфере», являющегося составной части Областной целевой «Программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2010–2013 годы».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия