Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Демьянова О. В.
доцент кафедры производственного менеджмента Казанского государственного финансово-экономического института,
кандидат экономических наук


Добавленная стоимость как элемент эффективности региональной экономической системы
В статье систематизированы подходы, рассматривающие основы и источники создания добавленной стоимости. Представлена оценка эффективности региональной экономической системы, показывающая способность реализации конкурентных преимуществ за счет построения совокупности отраслевых цепочек добавленной стоимости
Ключевые слова: эффективность экономической системы, конкурентное преимущество, добавленная стоимость, сверхприбыль, взаимоотношения

Эффективность функционирования региональной экономики является одной из фундаментальных и одновременно практически значимых категорий современной экономики.
Основу эффективности экономической системы региона составляют функционирование и взаимосвязь региональных рынков товаров, труда, капитала инноваций, инвестиций, отраслевые цепочки создания и распределения добавленной стоимости, экономический потенциал региона, институты собственности, судебной защиты, гражданского общего, внешние возможности региона. Однако, факторами, влияющими на величину и динамику эффективности экономической системы региона, являются степень и качество использования региональных конкурентных преимуществ, формирование экономической основы, обеспечение условий для интенсификации экономического развития.
Для понимания природы эффективности региональной экономической системы необходимо выделить ряд факторов, влияющих на величину и динамику последней (рис. 1).
Рис. 1. Факторы и совокупность подходов к эффективности региональной экономической системы
Одним из факторов, закладывающих основу экономической эффективности, является формирование и развитие региональных цепочек создания стоимости. Результатом этого является величина полученной добавленной стоимости от продажи товаров и услуг, созданных в организованных определенным способом цепочках создания добавленной стоимости или занимаемого места в них, удовлетворяющих требованиям мирового (регионального) рынка и повышающих благосостояние региона и работников отрасли.
Для определения источников конкурентных преимуществ, возникающих в процессе создания стоимости, рассмотрим существующие экономические теории, описывающие данные процессы:
подход, рассматривающий вопросы создания стоимости как материальную составляющую цены, выражающуюся как сумма затрат для производства продукта;
подход, рассматривающий вопросы создания стоимости как ценности, т.е. личностное (субъективно-психологическое) отношение к полезности блага, на основе которого формируется представление о необходимости его приобретения, выражаемое как величина затрат, которые может потратить потребитель товара (услуги).
Экономическая теория о прибавочной (добавленной) стоимости берет свое начало от классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, которые провозгласили основным фактором создания добавленной стоимости труд наемных работников. А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал: «Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая — на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы»[1]. Д. Рикардо сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратной пропорциональной зависимости [7].
Марксистская политическая экономия развивала теорию А. Смита и Д. Рикардо, в основе которой лежала теория прибавочной стоимости и принцип планомерного развития экономики. Основателем школы является Карл Маркс, работы которого получили развитие у последователей — Ф. Энгельса, К. Каутского, Р.Люксембург, Г.Плеханова, В.Ульянова.
В теории предельной производительности Жан Батиста Сея труд, капитал и природа равноправно участвуют в процессе создания стоимости, однако, вклад в производство новой стоимости каждого из факторов имеет определенные границы своего производительного эффекта.
Идею о равноправии факторов, создающих новую стоимость, развил Джон Бейтс Кларк [2]. Дж. Б. Кларк разъяснял, что участие труда, капитала и земли в образовании стоимости товара определяется их предельной производительностью — величиной создаваемого каждым фактором предельного продукта. Образование новой стоимости (и соответствующего дохода, приходящегося на фактор) происходит в соответствии с законом убывающей производительности последовательных затрат.
Интересным является энергетический подход при раскрытии понятия стоимости и ценности (Подолинский С.А., Батюшков Н.Д., Геринг С., Трофимов А.И., Штокман Д., Орлов А.В.). Прибавочный продукт представлен как результат превышения потенциальной энергии, заключенной в продуктах добывающих отраслей, относительно количества кинетической энергии, израсходованной на его получение. Образование новой стоимости предполагает существование связи между добычей (получением) энергосодержащих продуктов и их расходованием для изготовления готовых конечных продуктов [4].
Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность, трактуется как «маржиналистская революция». Маржинализм в противовес с рикардианской трудовой теории стоимости рассматривал теорию полезности, где величина меновой стоимости выводится не из необходимых трудовых затрат, а из интенсивности потребления.
Существовавшая ранее теория полезности (Э. Кондильяк и Ф. Галиани), была усовершенствована маржиналистами на основе применения метода предельного анализа, который и дал название новой экономической школе.
Основателем австрийской школы считается К. Менгер, который сформулировал главные положения теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и попытался вскрыть зависимость полезности от редкости предметов потребления. Обозначив в качестве исходного пункта анализа человеческие потребности, он утверждал, что предельная полезность некоего блага определяется двумя факторами: интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью конкретного блага.
Ф. Визер развил идеи Менгера, используя принцип предельной полезности для оценки стоимости издержек производства. Самым видным представителем австрийской школы признан Е. Бем-Баверк, который дал наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской концепцией процента. Процент выступает как результат «ожидания» капиталиста, хотя ни время, ни «ожидание» не могут сами по себе быть источником стоимости. Бем-Баверк стал различать субъективную и объективную стоимости.
При разработке теории предельной полезности австрийцы использовали уже имевшиеся в научном обороте определения стоимости через полезность вещи (определения потребительской стоимости). В частности, эти законы сформулированы в середине XIX в Г. Госсеном, который утверждал, что по мере удовлетворения данной потребности падает наслаждение от потребления каждой последующей единицы потребляемых благ, а, следовательно, и ее полезность.
Игнорируя при разработке теории предельной полезности анализ процесса производства и труда, представители австрийской школы вынуждены были все-таки исследовать издержки производства, которые учитываются каждым предпринимателем в реальной жизни. Поэтому возникла теория производительных благ; в основном она представлена работами Ф. Визера. В них предпринята попытка психологизировать издержки производства, объясняя их с позиций своеобразной полезности. Визер утверждал, что все блага можно разделить на потребительские, т.е. удовлетворяющие личные потребности, и на производственные, к каковым он относил средства производства и труд.
Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя данное понятие, Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обуславливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (закон Визера).
Теория кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Центральное место в творчестве Маршалла и его школы занимает рыночный механизм формирования цен. Исходным пунктом теории Маршалла стал постулат: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос уравновешивается предложением. Цена же спроса определяется полезностью товара, которая представляет собой максимальную цену, что покупатель готов платить за товар. Движение спроса определяется убывающим характером роли спроса и др. причинами.
Однако, отмечал Маршалл, данная идеальная модель рыночного взаимодействия цены, спроса и предложения меняется в зависимости от продолжительности исследуемых временных периодов. Когда изучается кратковременный период, то выявляются одни закономерности, в длительной же перспективе — иные. Равноправие факторов исчезает, и в результате то спрос, то предложение берут на себя роль ведущего ценообразующего фактора. В краткосрочном периоде приоритет получает спрос, потому что предложение в большей степени инерционно и не поспевает за колебаниями спроса, поскольку для изменения предложения требуются новые условия производства, точнее создание дополнительных или новых производственных мощностей. В данном временном отрезке любое повышение спроса ведет к росту цены.
Предприниматель при данных условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту, по определению Маршалла), который представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара, издержками его производства и нормальной прибылью. Созданные новые условия производства увеличивают размеры предложения, понижая цену и аннулируя квазиренту. Наступает долгосрочный период, где роль основного новообразующего фактора берет на себя предложение и связанные с ним издержки производства. Он предложил три возможных модели динамики издержек.
Существуют отрасли, утверждал Маршалл, где предельные издержки, следовательно, и цена предложения, не зависят от объема выпускаемой продукции (закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности).
Но есть отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются (закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности).
Наконец, к третьей категории относятся производства, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения (закон падающей отдачи или закон падающей производительности).
Во 2-м и 3-м случае цена предложения предпринимателем связана с объемом произведенной продукции и определяется через предельные издержки производства. Таким образом, Маршалл в теорию цены включил важное положение о зависимости цены предложения от производства.
Устанавливая связь между ценообразованием и длительностью временного периода, он сделал вывод о резком увеличении воздействия предложения и издержек производства на механизм ценообразования. В связи с этим Маршалл различал три периода времени: короткий, в течение которого производственные мощности не меняются; длительный, когда можно изменить объем продукции путем вовлечения новых производственных мощностей; и, наконец, весьма длительный, когда могут произойти изменения в численности населения, технике производства и капитале. Нормальная цена (или цена равновесия), определяемая издержками производства, по мнению Маршалла, устанавливается во втором периоде, потому что игра спроса и предложения в течение длительного периода приводит цены к издержкам и возникает устойчивое равновесие.
В конце XIX века возникла американская маржиналистская школа, основателем которой был профессор Джон Бейтс Кларк. В основу своей теории цены Кларк положил закон предельной производительности (своеобразный вариант закона предельной полезности австрийской школы). Однако в отличие от маржиналистов Австрии и Англии он утверждал, что оценки благу (товару) дают не индивидуумы, а группы покупателей. Кларк выделяет группы покупателей, которые оценивают ту или иную полезность, заключенную в данном товаре, и на основе этого показывает наличие многообразия полезностей у каждого товара. Следуя логике Кларка, можно утверждать, что если в товаре содержится, к примеру, три полезности, то каждая из них будет предельной для покупателей лишь определенной группы, оценивающей одну из трех полезностей. На рынке, где происходит процесс определения ценности, суммируются предельные оценки (в данном случае трех групп покупателей), что и создает общественную ценность товара.
Опираясь на теорию услуг Ж.-Б. Сэя, Кларк выделяет четыре фактора производства: капитал в денежной форме, капитальные блага (средства производства и земля), деятельность предпринимателя и труд рабочих. Каждый из этих факторов, согласно Кларку, характеризуется специфической производительностью и создает доход. Таким образом, каждый владелец получает свою долю дохода, созданную принадлежащим ему фактором. Эта модель характерна для статического состояния, где предпринимательской прибыли не существует. В динамическом состоянии предпринимательская прибыль возникает, т.к. предприниматель выступает уже не в роли организатора производства (за что получает плату в статическом состоянии), а в роли новатора, проводника технического прогресса. В условиях динамики предприниматель добивается снижения затрат на своем предприятии ниже средних издержек, что и составляет его дополнительных доход, или предпринимательскую прибыль. Динамическое состояние, как известно, стремится к новому статическому этапу, когда исчезает предпринимательская прибыль. Более того, при достижении равновесия прибыль становится достоянием всего общества.
Но Кларк не остановился на теории факторов производства. Опираясь на свои теоретические построения, он поставил проблему определения оптимальной пропорции между затратами факторов производства, которая поддерживает основное состояние равновесия. На микроэкономическом уровне сформулированная им теория «предельной производительности» имела большое прикладное значение. При этом Кларк использовал закон немецкого экономиста И. фон Тюнена об «убывающей производительности труда», который, в свою очередь, был производным от идеи Томаса Роберта Мальтуса «об убывающем плодородии почвы».
Согласно Кларку, при неизменном размере капитала каждый вновь принятый рабочий производит меньше продукции, нежели принятый ранее. Производительность труда последнего принятого рабочего и объявляется им «предельной производительностью». Отсюда предельная производительность становится ниже, чем более принимается рабочих, а заработная плата всех рабочих, следовательно, должна определяться по «предельной производительности» труда, складывающейся под воздействием объективных, естественных причин. Аналогично выведен и «закон убывающей производительности капитала». Если при неизменном количестве рабочих добавляется новая доза капитала, то она приносит меньший доход по сравнению с предшествующей.
Метод предельного анализа Кларк попытался перенести и на макроэкономическую среду, введя в научный оборот такие понятия, как социальный труд (общее количество занятых в народном хозяйстве), социальный капитал (совокупность капиталов, используемых в общественном производстве), зоны безразличия. Под последними понимаются предельные единицы социального труда и социального капитала или рабочие и средства производства, которые приносят наименьшие предельные продукты. Макроэкономическое равновесие устанавливается, по Кларку, благодаря оптимальной пропорции между затратами социальных факторов производства, а продукт, созданный в зоне безразличия социальным трудом, должен быть равен общему фонду заработной платы (цене социального труда); продукт, созданный в зоне безразличия социальным капиталом, равняется тогда объему процентных платежей (цене социального капитала).
Таким образом, систематизация различных подходов и теорий создания добавленной стоимости позволяет сделать следующие выводы:
расширяются источники добавленной стоимости, которые включают в себя не только труд наемных работников (А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс), природу, капитал (Ж.Б. Сей, Е.Бем-Баверк), деятельность предпринимателя (А.Маршалл, Ф.Эджуорт, А.Пигу), интенсивность потребления (Э.Кондильяк, Ф.Галиани, К.Менгер, Ф.Визер, Г.Госсен), но и инновации (Дж.Кларк);
изменяется интенсивность влияния каждого из источников добавленной стоимости: от равноправного участия каждого фактора, определяемого его предельной производительностью (Ж.Сей, Дж.Кларк) до изменяющегося участия каждого фактора в роли основного новообразующего, в зависимости от временных периодов (этапов цепочки добавленной стоимости) (А.Маршалл);
расширяется влияние на формирование цены и, как следствие, получения добавленного продукта (прибыли) от индивидов, индивидуальных актов обмена (К.Менгер) до группы покупателей (Дж. Кларк);
расширяются границы распределения добавленной стоимости — от собственников предприятия до каждого владельца фактора производства, участвующего в цепочке добавленной стоимости.
Современные динамичные рыночные условия вскрывают узость рассмотренных экономических теорий, в которых игнорируется взаимосвязь и взаимозависимость каждого из факторов в процессе создания ценности.
Современные теории создания добавленной стоимости (М.Портер, А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Р.Каплински, Дж. Джереффи, Моррис) рассматривают цепочку добавленной стоимости как инструмент управления бизнесом, основанный на описании полного ассортимента деятельности.
В современных теориях добавленной стоимости расширяются границы цепочки накопления стоимости отдельной отрасли. Она рассматривается и как аналитический инструмент и как способ систематизации видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения продуктом или услугой полного цикла с момента их создания, через промежуточные стадии производства (включая сочетание физических преобразований и вклада различных служб производителя), до доставки конечному потребителю и утилизации после использования.
Особенностью современных теорий добавленной стоимости является системность факторов создания последней. Так, вся деятельность по созданию добавленной стоимости разделяется на основную (материально-техническое обеспечение, изготовление, доставка товара, продажи и маркетинг, обслуживание) и вспомогательную (НИОКР, управление людскими ресурсами, общее управление). При этом, ряд ученых рассматривает цепочку ценностей исключительно только внутри компании (А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд), а ряд выходит за пределы компании, акцентируя особенности формирования цепочек на уровне отраслей и регионов (М.Портер, Р.Каплински, Дж. Джереффи, Моррис).
Анализ цепочки добавленной стоимости расширяет свое применение, рассматривая не только производственный процесс формирования материальной добавленной стоимости, но и оценку отношений между всеми действующими лицами внутри цепочки, а также понимание экономических, социальных выгод и затрат при этих отношениях. Анализ цепочки добавленной стоимости определяет, где формируется самая большая добавленная стоимость, и относительную важность различных действующих лиц.
По мнению Р.Каплински существуют три важных элемента цепочек накопления стоимости, которые, по нашему мнению, являются источниками конкурентных преимуществ отрасли:
цепочки накопления стоимости являются хранилищами ренты, и эта рента имеет динамичный характер;
эффективно функционирующие цепочки накопления стоимости требуют определенного качества «управления»;
эффективные цепочки накопления стоимости основаны на эффективности системы, а не на отдельных ее составляющих.
Рассмотрим их более подробно применительно к отрасли.
Конкурентное преимуществ отрасли, которое выражается в величине получаемой ренты (сверхприбыли), возникает благодаря созданию и воплощению предпринимательских идей, в основе которых лежит новая комбинация «стандартных» ресурсов. Это позволяет получить доход, размеры которого превышают уровень, необходимый для компенсации затрат на нововведение. В каждой отрасли промышленности равновесие определяется «средней» нормой прибыли. После внедрения «новой комбинации» предприниматель получает «прибыль» — которую мы можем назвать рентой производителя. После того как новая комбинация повторяется — процесс распространения — рента производителя снижается до нуля, цены падают, а нововведение переходит в прибыль потребителя. Однако все это приводит к возобновлению поиска «новой комбинации» тем же самым или другим предпринимателем в постоянном стремлении получить прибыль. Источником таких новых комбинаций может служить отраслевая инновационная система, которая формирует соответствующую инновационную среду и должна учитывать следующее:
экономическая рента возникает в случае дифференцированной продуктивности факторов (включая предпринимательство) и наличия барьеров на входе в цепочку накопления стоимости (то есть дефицита);
экономическая рента может возникать не только вследствие щедрости природы, но и в виде прибылей производителя, создаваемых путем целенаправленных действий;
в большинстве случаев экономическая рента имеет динамичный характер, определяемый условиями конкуренции. Рента производителя в процессе конкуренции переходит в прибыль потребителя;
процесс конкуренции — поиск «новых комбинаций», позволяющих предпринимателям избежать обычной нормы прибыли, и последующее устранение этой прибыли конкурентами — приводит к осуществлению процесса нововведений.
В связи с тем, что все большее количество стран развиваются в промышленном отношении, барьеры на пути к началу производства убираются, а конкурентная борьба усиливается.
Конкурентное преимущество отрасли, которое выражается в качестве управления цепочками создания добавленной стоимости, возникает благодаря более выгодным условиям участия в цепочках создания добавленной стоимости.
Рис. 2. Асинхронность темпов развития базовых стадий цепочки добавленной стоимости отраслей российской экономики
Развивая концепцию Джереффи на основании принципов управления, можно определить три необходимых формы эффективного управления:
«законодательное управление» — установление основных правил, определяющие условия участия в отраслевой цепочке накопления стоимости;
«контролирующее управление» — проверка выполнения деятельности и ее соответствия этим правилам;
«исполнительное управление» — форма активного управления, которая обеспечит поддержку участников цепочки накопления стоимости в отношении выполнения этих правил.
Организация каждой формы управления в отрасли будет зависеть от ее ориентации на конечный рынок (потребительский или производственный). Так, ориентированные на покупателя цепочки являются характерными для трудоемких отраслей промышленности, таких, как обувное, мебельное производство, а также производство одежды и игрушек. Второй вид включает в себя цепочки, в которых основные производители, обладающие необходимыми технологиями, играют роль координаторов различных элементов управляемых производителями цепей. Здесь производители берут на себя ответственность за поддержку эффективной деятельности и поставщиков, и потребителей. Управляемые производителями цепи чаще характеризуются прямыми иностранными инвестициями, чем цепочки, ориентированные на покупателя.
Конкурентное преимущество отрасли, которое выражается в системности цепочек накопления стоимости, основано на эффективности функционирования всей цепочки, а не на отдельных ее составляющих. Следует заметить, что существует тенденция разъединения цепочек накопления стоимости и все более жесткого разделения труда, что является неизбежным процессом в условиях усиления роли знаний в процессе производства.
Особенностью организации мировой хозяйственной системы является то, что формирование конкурентных преимуществ происходит не только в производственном процессе, но и на других этапах воспроизводственного процесса, таких как проектирование, финансирование, логистика, маркетинг, продвижение.
Однако, в российской действительности наблюдается асинхронность развития стадий создания добавленной стоимости по сравнению с мировыми экономическими трендами (рис. 2).
Развитие конкурентных преимуществ отрасли в разрезе стадий цепочек добавленной стоимости в России тормозится за счет асинхронного развития процессов проектирования, финансирования, производства, обращения, потребления, а также низким уровнем качества регулирования. Современные тенденции развития промышленного производства меняют форму организации самой промышленности — от комплекса технологически связанных и взаимодополняющих отраслей производств к новому комплексу процессов (проектирование, финансирование, обращение, потребление, регулирование), в которые вплетено промышленное производство. Причем если ранее они играли исключительно обслуживающую (инфраструктурную) в отношении производства роль, а само производство доминировало в национальной экономике, то в конце XX века производство стало производной от них.
Создание и развитие конкурентных преимуществ отрасли видится в следующем:
1. На этапе проектирования — это создание отраслевых инновационных систем за счет модернизации базовых отраслей региона, расширения поддерживающих отраслей и обновления базовой инфраструктуры. Отраслевые инновационные системы должны соответствовать специфике отрасли, построению защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, и достройке специфических инфраструктур (различные виды технологических парков).
Развитие промышленного дизайна, оформление и упаковка продукции напрямую связаны с конкурентоспособностью страны. Интересен в этом отношении опыт Финляндии. В 2002 г. там стартовала программа «Технология промышленного дизайна», цель которой поднять уровень дизайнерских исследований, внедрение экспертизы дизайна в процесс разработки продукции корпорациями, сделать ее элементом корпоративной бизнес-стратегии, развить сектор услуг, оказываемых дизайнерскими фирмами.
Этот пример подтверждает выявленную еще в 1962 г. Д.Беллом закономерность, который обратил внимание на то, что большая часть добавленной стоимости в современном мире создается за счет инновационного процесса — от научного открытия и производства новых знаний до создания технологии и внедрения.
2. На этапе финансирования — это использование новых финансовых инструментов, позволяющих соединять по-разному локализованные производственные факторы в единые технологические цепочки. Формирование единого финансового рынка в мире помогло снять барьеры для движения товаров, услуг, информации, позволило развернуть гигантские торговые сети, добравшиеся даже до тех рынков, которые ранее в силу их малых размеров существовали как замкнуто-локальные.
Глобализация обращения и финансов создала для промышленных предприятий почти шоковую ситуацию конкуренции с производителями всего мира по цене и обновлению продукции. Предприятия в данных условиях были вынуждены либо усилить эксплуатацию доступных им факторов производства — рабочей силы и природных ресурсов, либо перейти к инновационному развитию.
3. На этапе производства — внедрение современных форматов организации производства, основанных на минимизации издержек производства. Примерами таких форматов являются модульное производство, концепция «рассредоточенного производства», место выпуска комплектующих для производства в которых во многом потеряло свое значение.
В новом формате производства цепочка добавленной стоимости разбивается на несколько этапов: начальный (проектирование, инжиниринг, планирование производства); конечный (контроль качества, тестирование, логистика); стадия низкодоходных промежуточных этапов. При этом за управляющей компанией остается установление хозяйственных связей с поставщиками сырья и комплектующих, а также управление производством.
Модульная система состоит из компонентов, или модулей, которые разрабатываются независимо, но функционируют как единое целое. Модульность достигается за счет разделения информации о продукте на видимые (внешние, открытые) правила его функционирования и скрытые параметры разработки. При этом модульность в отрасли приносит пользу только в том случае, если это разделение точно, однозначно и полно. Внешние правила проектирования — это решения, которые обуславливают принятие последующих конструкторских решений. В идеале они формируются в самом начале процесса проектирования и широко сообщаются всем участникам. Внешние правила могут быть трех типов:
архитектура продукта — определяет, из каких частей (модулей) будет состоять система в целом, а также каковы будут их функции;
интерфейс — детально описывает, как будут взаимодействовать модули;
стандарты функционирования — позволяют проверить соответствие модулей правилам проектирования и измерить производительность разных моделей.
Скрытые параметры проектирования — это решения, которые затрагивают только процесс проектирования локального модуля. Скрытые элементы могут определяться не сразу, изменяться в процессе проектирования.
Производство, а точнее, отдельные предприятия и отрасли промышленности большинства индустриальных стран гораздо медленнее торговли и финансов адаптируются к открытию рынков. Возможно, это связано с более высокой фондовооруженностью данных предприятий, поскольку смена фондов всегда предполагает длительные процессы разработки, проектирования и создания новых технологических комплексов. К тому же освоение новых технологий обычно требует работников, обладающих новыми ключевыми квалификациями. По мере усложнения технологий увеличиваются затраты на подготовку таких работников, а также сроки их обучения. Модернизация производства в современных условиях превращается из чисто инженерно-технологической задачи в проблему гуманитарных технологий и культурной политики.
Поэтому сформировавшаяся в условиях относительно замкнутой экономики индустрия не может быстро и без потерь интегрироваться в глобальный рынок. Она должна перестроиться и технологически, и корпоративно, достигнув сомасштабности данному рынку.
4. На этапе обращения — это использование современных форматов торговли и перестройки корпоративной организации бизнеса в отрасли. Использование в отраслевом управлении концепции «продается товар, покупается бренд». Необходимо понимание того, что товар — это не только технологическое изделие, но еще и продукт его продвижения на рынок. А для этого необходима интеграция с торговыми сетями, вкладывание средств в рекламу.
Обращение за счет развития современных форматов торговли и технологического роста дистрибуции смогло по-новому соединить факторы производства. Главное в этом соединении заключается в том, что отпало одно из ключевых условий первичной индустриализации — соединение данных факторов в одном месте, на одной промышленной площадке.
Рост международной торговли поменял в целом всю организацию экономики отдельных стран. Обращение добилось приоритета над производством. Вместо конкуренции производителей на рынке появилась даже не конкуренция продавцов, а конкуренция так называемых цепочек проведения товара от производителя до магазинной полки.
5. На этапе потребления — это использование технологий обновления спроса на продукцию за счет повышения инновационности и «капиталоемкости». Это также и институционализация потребления, выраженная в создании правовых условий для защиты прав потребителя, выделение последнего в качестве субъекта, доминирующего на рынке и определяющего основные параметры производства. Критическая для старой индустрии ситуация усугубляется еще и тем, что локальных рынков в мире становится все меньше и меньше не только благодаря беспрецедентному росту масштабов и оперативности дистрибуции, но и из-за общемировой универсализации потребления.
6. На этапе регулирования — это обеспечение синхронизации экономических процессов, влияющих на состояние отрасли. Это может достигаться за счет осуществления правовых реформ (гражданского права, финансового права, таможенного законодательства, реформа трудового права), гармонизации российского и международного права, создания судебной реформы, работающей в этих условиях, тарифного регулирования, включая концессионные соглашения, таможенного регулирования.
Таким образом, новые подходы развития региональной экономической системы, формирования и реализации ее конкурентных преимуществ могут осуществляться за счет построения показанной нами совокупности отраслевых цепочек добавленной стоимости.


Литература
1. Антология экономической классики / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. — М., 1993.
2. Кларк Дж. Б. Распределение богатства / Пер. с англ. — М., 1992.
3. Княгинин В., Щедровицкий П. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. — М.: «Европа», 2005.
4. Кулишер И.М. Эволюция прибыли с капитала. Т. 2. — СПб., 1908.
5. Построение цепочки создания стоимости: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
6. Реферат учебника П. Самуэльсона и В. Нордхауса «Экономикс». // Экономические науки. — 1990. — № 8.
7. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. Т.1. — М., 1955.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия