Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Коль О. Д.
докторант кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе
В статье рассматриваются концептуальные вопросы формирования туристского кластера по въездному туризму в крупном городе, сформулированы причины различных подходов к созданию туристских кластеров, приведен перечень и дана характеристика элементов туристского кластера
Ключевые слова: въездной туризм, конкурентоспособность, туризм, туристский кластер, элемент кластера

Переход современной цивилизации в постиндустриальную эпоху развития привел к значительному повышению роли сферы услуг в жизни общества. Это относится и к туризму, который в настоящее время является фундаментальной основой развития экономик многих стран и регионов мира. Значительно выросла роль туризма как источника валютных поступлений, в процессе расширения международных связей, в обеспеченности занятости населения, в его влиянии на ключевые отрасли экономики — транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство и пищевую промышленность, производство товаров народного потребления и т.д.
При этом туристский продукт в постиндустриальную эпоху претерпевает значительные изменения — он трансформируется в сферу духовного переживания потребителя, в сферу восприятия туристом культуры, быта и природы региона посещения. Поэтому необходима разработка новых подходов к формированию и продвижению туристского продукта территории со стороны всех туристских предпринимательских структур (ТПС) в целях создания наиболее сильных и благоприятных впечатлений у туристов. В связи с этим должны быть значительно усилены их взаимосвязи на основе использования принципов кооперации и координации деятельности по формированию, продвижению и реализации соответствующего туристского продукта. Также следует еще учитывать тот факт, что каким бы уникальным и качественным не был бы предлагаемый турпродукт, если территория не имеет высокоразвитой инфраструктуры (дорог, телекоммуникационных каналов связи, бытового обслуживания и т.д.), то степень удовлетворения путешествием может быть крайне неудовлетворительной. И, как следствие — падение потоков туристов и снижение уровня конкурентоспособности территории на внутреннем и мировом туристских рынках. В связи с этим необходима разработка новых подходов в организации туризма на различных территориальных уровнях (страны, области, города). Одним из таких методов в настоящее время является кластерный подход.
В настоящее время для отечественного туризма проблема формирования кластеров с целью повышения конкурентоспособности соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной. Это связано со следующими причинами. Во-первых, мировой экономический кризис привел к значительному повышению уровня конкуренции как между непосредственно туристскими предпринимательскими структурами, так и туристскими дестинациями. Это проявляется, прежде всего, в падении потоков въездного туризма практически во все страны и крупные города мира. Так, например, по статистическим данным Российского Союза туриндустрии (РСТ) за первые полгода 2009 г. произошло снижение въездного туристского потока в Турцию — на 10,9%, Грецию — на 8%, в Италию — на 11,5%, в Испанию — на 11,4 %, в Чехию — на 20%. В то же время произошло некоторое увеличение турпотока за этот же период в Афины — на 7,6%, Сербию — на 4% и ОАЭ — на 5%.[5] При этом, как отмечает РСТ, поток в эти и другие страны (например, в Финляндию) российских туристов также претерпел значительное снижение. В связи с этим отечественные туристские дестинации встали перед проблемой необходимости разработки новой стратегии привлечения зарубежных туристов, а также в переносе центра тяжести на привлечение внутренних туристов. Во-вторых, действующая в настоящее время система регулирования туристской деятельности путем внесения ТПС в единый федеральный реестр, привела к тому, что количество российских туроператоров значительно сократилось — происходят процессы концентрации туристского рынка, в результате которого на нем остаются только наиболее крупные компании. При этом туристские фирмы, отказавшиеся от продления финансовых гарантий, и приобретя тем самым статус турагентства, осуществляют поиск путей сохранения наработанных ими за многие годы связей и контактов с российскими и зарубежными партнерами (например, гостиницами). В-третьих, по-прежнему одной из основных проблем, сдерживающих развитие как въездного, так и внутреннего туризма остается слабое развитие инфраструктуры (дорожной, инженерной, гостиничной и т.д.), которая требует привлечения дополнительных, причем значительных, инвестиций. В-четвертых, в рамках кластера может быть решена проблема кадрового обеспечения ТПС, прежде всего, в отношении специально подготовленного, квалифицированного обслуживающего персонала (администраторов, горничных, официантов, тарификаторов и т.д.).
В связи с этим в настоящее время формированию туристских кластеров стало уделяться значительно внимание. Например, в последние годы было принято решение о необходимости создания туристских кластеров, как в ряде субъектов РФ, так и межрайонных туристских кластеров (см. табл. 1).
Таблица 1
Туристские кластеры Российской Федерации
Как видно из табл. 1, на практике существуют различные подходы к формированию туристских кластеров в нашей стране. Причины этого заключаются, по нашему мнению, 1) в большом разнообразии природных, культурно-исторических ресурсов страны; 2) в значительных различиях субъектов федерации не только с точки зрения административно-территориального деления (статуса, площади и т.д.), а и с точки зрения наличия на их территории туристских ресурсов; 3) в низком уровне развития базовой инфраструктуры территорий (инженерных коммуникаций, транспорта, дорожной сети, телекоммуникационной) и специальной инфраструктуры (гостиничной, ресторанной, продвижения); 4) в недостаточном уровне теоретических и методологических исследований в отечественной научной литературе по этой проблеме.
Так, например, практически отсутствуют разработки относительно сущности, содержания, особенностей и типологии туристских кластеров, принципов их формирования, организационных моделей их выявления, создания и функционирования и т.д.
По нашему мнению, это связано еще и с тем, что первоначально теория кластеров создавалась, начиная с основоположника этой теории — А. Маршалла, применительно к сфере производства. Однако переход к постиндустриальной фазе экономического развития общества требует создания целостной теории формирования кластеров именно применительно к сфере услуг, в том числе и в туризме, как «локомотиву структурных изменений» [3, С.9]. Как показывает анализ зарубежного опыта формирования кластеров, в настоящее время кластеры созданы и функционируют лишь в сфере здравоохранения (Финляндия), и в сфере досуга и развлечений (например, на о. Хоккайдо в Японии). Что касается туристских кластеров, то здесь наиболее известными являются: кластер в Австралии на основе уникальных природных ресурсов Большого Барьерного рифа (Tropical North Queensland) и Napa Valley, сформированный на базе винного кластера в Сан-Франциско (США). Следовательно, можно утверждать, что в отличие от промышленных, инновационных кластеров, теория туристских кластеров еще только находится в стадии становления как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим остановимся на изучении таких вопросов как сущность понятия «туристский кластер» и его структура (на примере крупного города).
В немногочисленных отечественных исследованиях, несущих в основном прикладной характер, имеются различные трактовки понятия «туристский кластер». Например, туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) определяется как «сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом». [9] В рамках исследования «Анализ условий, способствующих или препятствующих развитию индустрии туризма и оценка перспективности развития туризма в Республике Карелия» авторы рассматривают кластер как «совокупность сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства» [2].Потапова И.И. и Видищева Е.В., рассматривая вопросы развития туризма в Астраханской области и указывая на преимущества кластерного подхода, определяют «кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц» [7, С.60], который может иметь потенциал, превышающий сумму потенциалов отдельных составляющих.
Рис. 1. Концептуальная схема туристского кластера крупного города для въездного туризма
Классическое определение понятия «кластер», сформулированное М. Портером и приводимое в настоящее время во всех учебниках и научных исследованиях о конкурентоспособности отрасли, региона, страны, определяет его как «географическую концентрацию взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, сервисных компаний, фирм из близких отраслей и ассоциированных институтов (таких как университеты, организации по стандартизации и торговые ассоциации), относящихся к определенной области» [6, С.153].
В процессе определения сущности понятия «туристский кластер» необходимо, по нашему мнению, учитывать следующие обстоятельства. Главная причина необходимости формирования кластера на любом территориальном уровне состоит в повышении конкурентоспособности на всех иерархических уровнях — страны, региона, города, отрасли, предпринимательской структуры. Следовательно, представляется, что при определении сущности понятия «туристский кластер» необходимо учитывать данное обстоятельство. Кроме того, следует иметь в виду, что уровень конкурентоспособности в туризме зависит от степени удовлетворенности потребителя — туриста. При этом турпродукт постиндустриальной эпохи представляет собой не просто набор туристских услуг (размещение, транспортировку, экскурсии, питание), а реализацию со стороны потребителя духовных, эмоциональных потребностей, опыта пребывания в необычных условиях путем созерцания непривычной для туриста окружающей среды. Кроме того, в отличие от производства товара в производственной сфере (применительно к которой было сформулировано вышеприведенное определение кластера М.Портера), процесс формирования туристского продукта представляет собой процесс взаимодействия предпринимательских структур различных отраслей экономики. Поэтому многие ученые определяют туризм как сложный межотраслевой комплекс, включающий в себя — туристские фирмы, транспортные организации, музеи, коллективные и индивидуальнее средства размещения, предприятия ресторанного бизнеса и т.д. Причем, применительно к крупному городу практически все предпринимательские структуры, участвующие в формировании, продвижении и реализации туристского продукта, изначально географически сосредоточены на его территории. Территориальная разобщенность здесь может наблюдаться относительно обслуживающих предпринимательских структур — поставщиков мебели и другого инвентаря для гостиниц, продуктов и оборудования для ресторанов, различной техники и комплектующих для транспортных предприятий и т.д., а также некоторых организаций, отвечающих за реализацию и продвижение тупродукта (например, реализация тура через зарубежные турагентсва, реклама города и туров зарубежными СМИ). Поэтому, можно утверждать, что туристская отрасль в крупном городе изначально представляет собой инициативный кластер.
Таким образом, туристский кластер — это комплекс территориально локализованных и взаимосвязанных предпринимательских структур различных отраслей хозяйства крупного города, деятельность которых направлена на создание условий для духовных и эмоциональных переживаний потребителя туристских услуг, и повышение конкурентоспособности города на отечественном и международном туристских рынках.
Закономерным является вопрос о том, что в себя включают «необходимые условия» для духовных и эмоциональных переживаний туриста? Философский энциклопедический словарь выделяет необходимые и достаточные условия. При этом достаточные условия представляют собой «то, от чего зависти нечто другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [11, С. 707]. Необходимые условия представляют собой набор общих условий, из набора которых нельзя ни исключить, ни добавить ни одного компонента, не нарушив при этом обусловленности данного явления. Совокупность конкретных условий протекания явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Представляется, что в качестве достаточных условий выступают те объекты привлекательности — различные природные объекты (скалы, каньоны, водопады, пещеры), моря, различные фестивали и праздники (например, праздник селедки в Голландии), спортивные мероприятия, музеи и выставки, выставки и ярмарки, казино и т.д. — аттракторы, которыми располагает территория, в том числе и крупный город. Именно они выступают основной движущей силой в процессе мотивации потребителей для посещения той или иной туристкой дестинации; именно на их основе туроператоры формируют различные виды туров; причем, чем разнообразнее аттракторы — тем разнообразнее перечень предложений как с их стороны, так и со стороны туристской дестинации (крупного города) в целом.
Аттракторы, выступая фактором привлекательности туристов, влияют тем самым на развитие не только инфраструктуры туризма, но и базовой инфраструктуры (жилищно-коммунальной, дорожной, транспортной, телекоммуникационной) крупного города. При этом инфраструктура выступает, по нашему мнению, необходимым условием для приобретения соответствующего опыта и впечатлений у туристов от посещения туристской дестинации. Так, например, в настоящее время наличие высокоразвитой специальной инфраструктуры туризма в городе — средств размещения (причем международных гостиничных сетей), разнообразной кухни в ресторанах города, доступного и недорогого транспортного обслуживания и т.д. — является обязательным условием для признания крупного города туристской дестинацией. Недостаточный уровень развития той или иной составляющей данной инфраструктуры может негативно отразиться на общем впечатлении от посещения города. Городская инфраструктура также может иметь решающее значение в процессе получения туристом эмоциональных впечатлений. Так, например, социологический опрос туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2008 г., показал, что самые негативные впечатлений от посещения города — это наличие пробок на городских магистралях, грязь на улицах города, высокий уровень шума и отсутствие туалетов. Следовательно, можно утверждать, что отсутствие или недостаточный уровень развития того или иного компонента городской инфраструктуры представляет собой необходимое условие процесса получения эмоциональных впечатлений туриста от посещения крупного города. Кроме того, в условиях постиндустриальной экономики уровень развития всех видов инфраструктуры в крупном городе является одним из основных факторов его конкурентоспособности и, соответственно, привлекательности как туристской дестинации на мировом туристском рынке.
Следующий вопрос теоретического характера, который в настоящее время является достаточно дискуссионным и не находит своего однозначного решения — это структура туристского кластера. Рассмотрим его более подробно применительно к въездному туризму крупного города.
Цель формирования туристского кластера в крупном городе состоит, по нашему мнению, в повышении конкурентоспособности туристских предпринимательских структур на отечественном и международном рынках туризма на основе создания и предложения брэндового городского туристского продукта высокого уровня качества, способного удовлетворять разнообразные потребности туристов в процессе их путешествия, а также увеличения вклада ТПС в экономику города.
Крупные города обладают большим разнообразием аттракторов — от источников минеральных вод (например, в Будапеште) до специально построенных современных торговых, развлекательных и бизнес комплексов. Кроме того, практически все города в мире имеют различные культурно-исторические аттракторы (музеи, театры), которые являются одним из обязательных элементов любого туристского продукта, предлагаемых местными туроператорами (например, Колизей в Риме, театр Ла Скала в Милане, Лувр в Париже и т.д.). При этом, как показывает практика, подавляющее большинство музеев, концертных залов и театров, центров православной культуры и т.д. в процессе своей деятельности взаимодействуют не с одним, а со многими (иногда даже с десятками) местными туроператорами. При этом, в свою очередь, на их основе туроператоры формируют различные туры для различных групп клиентов. Следовательно, по нашему мнению, ядром туристского кластера по въездному туризму в крупном городе должны выступать именно аттракторы, расположенные на его территории и представляющие интерес практически для всех сегментов рынка. Так, например, для крупного города — это могут быть памятники архитектуры, фестивали, конгрессы и конференции, концерты мировых звезд шоу-бизнеса, крупные спортивные мероприятия и т.д. Поэтому, по нашему мнению, количественно туристских кластеров в крупном городе может быть столько, сколько имеется в городе аттракторов: то есть, число туристских кластеров может и должно соответствовать всем формирующимся на их основе видам туризма (а в итоге — турам).
Учитывая вышеизложенное, концептуальную схему туристского кластера въездного туризма крупного города можно представить в соответствии с рис. 1. Важнейшими элементами туристского кластера выступают:
● Ядро (корень) кластера — аттракторы, обеспечивающие высокий уровень конкурентоспособности крупного города как туристской дестинации. Это могут как предпринимательские структуры, так и государственные и негосударственные учреждения и предприятия (например, музеи, театры, аквапарки, центры различных концессий, торговые и торгово-развлекательные центры, конгресс-центры и т.д.);
● Поставщики туристских услуг — ТПС, предоставляющие услуги соответствующего уровня качества (коллективные и индивидуальные средства размещения, предприятия общественного питания, экскурсионные бюро и т.д.);
● Бизнес-среда — представляет собой совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность ТПС и обеспечивающих уровень конкурентоспособности на отечественном и зарубежном туристских рынках. Включает в себя две группы факторов: общие факторы, характеризующие уровень развития бизнес-среды крупного города в целом, и специальные факторы, определяющие уровень развития институциональной среды туристского бизнеса в крупном городе, образовательной инфраструктуры и инфраструктуры продвижения туристского продукта города, научных и исследовательских центров и институтов, занимающихся проблемами развития туризма и т.д.
Также следует отметить, что кластер ТПС по въездному туризму в крупном городе должен учитывать не только внутреннюю среду города, а и внешнюю среду. Это связано с тем, что туризм представляет собой открытую систему, и поэтому влияние внешних факторов оказывает на него определенное воздействие. В данном случае к внешним факторам следует отнести — потребителей, компании, являющиеся партнерами местных туроператоров, территориально разобщенные с ними и осуществляющие свою деятельность не только в других городах РФ, а и в других государствах, и реализующих местный турпродукт (т.е. турагентов).
Вышеизложенная концептуальная схема туристского кластера крупного города и возможность существования в городе нескольких кластеров закономерно вызывают вопрос о необходимости координации их деятельности. Здесь важнейшая координирующая роль должна принадлежать местным органам власти. Именно степенью участия государственных органов управления будет определяться успех функционирования туристских кластеров, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности города как туристской дестинации на отечественном и мировом рынках туризма. При этом местные органы власти могут делегировать координирующие функции деятельности туристских кластеров как специально созданным для этого организациям (например, общественной организации, созданной на основе государственно-частного партнерства), так и уже существующим в некоторых субъектах Российской Федерации маркетинговым центрам (или на первом этапе это могут быть туристско-информационные центры), отвечающим за продвижение соответствующей территории на туристских рынках.
Представленная концептуальная схема формирования туристского кластера въездного туризма в крупном городе представляет собой только теоретическую основу для дальнейших методологических и методических разработок. В процессе осуществления научно-практических работ по созданию (или выделению) туристского кластера формы его организации могут быть различны. Кроме того, по нашему мнению, для крупного города как генератора больших туристских потоков необходимо формирование туристских кластеров и для выездного туризма. Это должно обеспечить высокий уровень конкурентоспособности всего туристского бизнеса крупного города, а, следовательно, и его конкурентоспособность как туристской дестинации на отечественном и международном рынках туризма.


Литература
1. Агентство экономического развития Самарской области. [Электронный ресурс]: http://www.saminvest.ru/turist/ (Дата обращения 08.09.09).
2. Анализ условий, способствующих или препятствующих развитию индустрии туризма и оценка перспективности развития туризма в Республике Карелия. — Петрозаводск, 2007.
3. Ковалев Д.А. Мировой туризм в постиндустриальной экономике: Автореф. дисс. ... д.э.н. — М., 2005. — С. 44.
4. Определение объемов внутренних туристских потоков путем проведения опросов, исследований, независимых рейтингов с целью осуществления сбора информации, необходимой для принятия эффективных маркетинговых и стратегических решений, нацеленных на продвижение Санкт-Петербурга на международном рынке туристских услуг: Отчет НИР. Этап 2. — СПб, ИНЖЭКОН, 2008. — 26 с.
5. Показательная статистика направлений по всем российским туристам в 2009 году // http://www.rata.spb.ru/news/info/subj-360.asp (дата обращения 31.08.2009)
6. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? / М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара; Пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — С. 262.
7. Потапова И.И., Видищева Е.В. Создание туристского кластера как фактор устойчивого комплексного развития туризма в регионе // Вестн. Сочинского государственного ун-та туризма и курортного дела. — 2008. — № 3–4 (5–6). — С.52–65.
8. Самара и губерния //Туристско-рекреационный кластер Самарской области: возможности и перспективы развития. [Электронный ресурс]: http://www.sgubern.ru/journal/article.php?AID=2567&ID=2555 (дата обращения 08.09.09).
9. Сетевой проект развития туризма и формирование туристского кластера в регионе // www.forumstrategov.ru/upload/documents/kotkin.zip (Дата обращения 08.09.09)
10. Сайт «Русский мир. Национальный культурно-этнографический парк», [Электронный ресурс]: http://www.sergievposad.org/articles/pro14/ (Дата обращения 08.09.09)
11. Философский энциклопедический словарь / Под ред.: Л.Ф. Ильичева, П.Н.Федосеева, С.М.Ковалева, В.Г.Панова. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия