Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Саргсян М. Г.
соискатель Российского государственного университета туризма и сервиса (г. Москва)

Продвижение гостиничных и туристских услуг Республики Армения
В статье рассматриваются вопросы развития туристской отрасли Республики Армения. Обосновано, что развитие туристской отрасли в республике напрямую связано с формированием и представлением на международном туристическом рынке Армении, как страны благоприятной и привлекательной для туризма Предложены основные направления эффективного продвижения гостиничных и туристских услуг Армении
Ключевые слова: продвижение, туристские и гостиничные услуги, Республика Армения

Армения является привлекательной территорией для туристов с точки зрения экологической обстановки и культурно-исторического наследия. 15000 памятников истории и культуры расположены на территории Республики Армения и делают эту страну уникальным музеем под открытым небом. На одной из конференции меценатов «Возрождение посредством культуры», генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацура сказал: «Армения — маленькая страна, привлекающая своей богатой и древней культурой, прекрасной и разнообразной природой. Эта культура долгое время являлась ярким символом национального менталитета, но сейчас должна играть новую роль — способствовать развитию новых связей с зарубежными партнерами и становлению экономики». То есть сами по себе эти уникальные объекты страны еще не являются туристическим продуктом, такой продукт должен быть разработан. В основу продукта должна быть положена определенная маркетинговая идея, необходимо сформировать образ, имидж продукта, отрасли, региона и страны в целом.
Гостиничный и туристический бизнес, как и любой другой, имеет свою специфику формирования коммуникативной политики и применения тех или иных коммуникационных инструментов (рис.1.). Необходимо совместное использование инструментов маркетинговых коммуникаций: рекламы, связей с общественностью, стимулирования сбыта, выставок, прямой продажи и т.д., так как они дополняют друг друга, одно средство используется, чтобы продвинуть другое.
Для Республики Армения 2001 год был переломным для развития туризма, поводом чему оказались мероприятия по празднованию 1700-летия принятия христианства как государственной религии. Тогда в страну посетило свыше 123 тысяч туристов (для сравнения, число туристов в 2000 году составляло 50 тысяч).
Для формирования и представления на международном туристическом рынке Армении, как страны благоприятной и привлекательной для туризма, в том же 2001 г. было создано ЗАО «Армянское Агентство Развития Туризма» (ААРТ). Такие информационные центры были открыты и в регионах страны: в городах Дилиджан, Вайк, Гюмри, Севан. [2]
ААРТ, с целью предоставления информационных и консультационных услуг туристам в 2001 г. создал первый туристский информационный центр «Армения», в котором размещено множество рекламных материалов с необходимой туристам информацией о стране, достопримечательностях, мероприятиях и т.п.
Рис. 1. Основные инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций

В рамках осуществления маркетинговой политики ААРТ и государственной политики в сфере туризма были проведены следующие мероприятия:
1. Армянский турпродукт был представлен на следующих крупных международных туристских выставках и ярмарках: Vakantiebeurs (Голландия) 2006, 2007; BIT (Италия) 2005–2008; GLOBE (Италия) 2007; ITB (Германия) 2001-2008; CTF (Грузия) 2002, 2003, 2005–2008; JATA (Япония) 2002, 2004–2006; WTM (Великобритания) 2001–2008; GLOBE (Италия) 2007; GUL FOOD (ОАЭ) 2005; TOP REZA (Франция) 2007; FITUR (Испания) 2006; IPW (США) 2003; UITT (Украина) 2003.
2. С 2000 г. ереванским представительством Американского союза туроператоров (ASTA) ежегодно организовывается международная туристическая выставка «Страна говорящих камней» CTS при содействии министерства торговли и экономического развития Армении и программы «Конкурентоспособный частный сектор Армении» (USAID/CAPS) [3]. В 2005 г. в ней принимали участие 33 компании из Армении, Белоруссии и Ирана (2 авиакомпании, 7 гостиничных комплексов, 1 транспортная организация, 13 туристических агентств, 1 страховая компания, 5 общественных организаций, 3 издательства, 1 информационное агентство) [4]. А в 2008 г. — 64 компании из Финляндии, Румынии, Грузии, и Узбекистана, в частности 13 турагентств и операторов, одна авиакомпания, 17 гостиничных комплексов, 2 страховые компании. Число посетителей в первый день выставки «Страна говорящих камней — 2008» достигло более 5 тысяч человек. В 2009 г. ожидается участие Ирана, Турции, Сирии, Египта и Болгарии.
3. В целях проведения познавательных туров в 2005 г. в Армению были приглашены журналисты и туроператоры из Бельгии и Японии. Для них был организован тур по Армении с остановками в гостиницах армянской гостиничной сети «Туфенкян Госпиталити» в разных регионах республики. В 2006 г. рекламные туры были организованы для представителей из Франции, а в 2007 г. — из Италии. На сегодняшний день рекламные туры предлагают некоторые туроператоры Армении.
4. С сентября 2006 г. на международных телеканалах CNN, Euronews начали показ два рекламных ролика, посвященного отдыху в Армении и, в частности, в Цахкадзоре. С мая 2007 г. эти рекламные ролики были показаны 317 раза по CNN и 203 раза по Euronews. С мая 2007 г. эти рекламные ролики были показаны 317 раз по CNN и 203 раза по Euronews. С 2009 г. показ рекламных роликов был прекращен.
5. В 2009 году в Армении состоялась премьера одночасового фильма про Армению, выпущенного испанскими компаниями Buzz Business и Trance Globe. Испанская компания TVI уже купила фильм и собирается показать на всех континентах. Телеканалы Discovery и Ray Italia тоже заинтересованы в фильме. Документальный фильм был снят с целью пропаганды туризма в Армении и привлечения потоков туристов. Фильм представит историю, культуру и туристические возможности Армении.
6. С ноября 2008 г. выходит ежемесячный журнал «Discover Armenia». В журнале представлены разные сферы жизни Армении, в том числе есть рубрики об армянской культуре, истории, науке, духовной жизни, областях страны. Журнал имеет туристическое направление и предусмотрен для англоязычной аудитории. Журнал распространяется в гостиницах, посольствах и есть планы распространить его в самолетах.
7. В 1997 г. в Стамбуле на 12-ой Генеральной Ассамблее ВТО было принято решение о членстве Армении во Всемирной Туристской Организации (UN WTO). За годы членства Армения приняла участие в ассамблеях, симпозиумах и встречах, организованных UN WTO в Португалии, Сеуле, Ялте, Пекине, Сенегале и ряде других стран, представляя государственные интересы в сфере туризма на международном уровне. В результате активного сотрудничества Армения вовлечена во многие программы UN WTO, в частности, в коммерческую программу «Великий Шелковый Путь».
8. В декабре 2005 г. совместно с Всемирным Банком в городе Цахкадзор состоялся региональный форум в рамках программы «Транс-кавказская инициатива».
Таким образом, продвижение Армении на международный рынок осуществляется в основном участием на международных туристических выставках. Если в 2001–2003 гг. Армения участвовала только в 2–3 выставках, то за последние годы Армения участвует в 8–10 выставках ежегодно. В первые годы участия на выставках страну представлял ААРТ, который демонстрировал рекламные буклеты, карты и постеры с достопримечательностями и культурно-историческими памятниками Армении. На сегодняшний день помимо ААРТ в выставках ежегодно участвуют 6–12 туроператоров. Но нужно учитывать, что важно не только количество, но и качество: площадь стенда, его расположение, привлекательность, организация культурных мероприятий и т.п. Площадь стенда Армении на этих выставках составляет всего 30–60 м2, когда у соседней Грузии она составляет 90 м2. Да и по количеству та же Грузия опережает Армению, принимая участие на 15 выставках ежегодно.
Как уже сказано выше, для эффективного продвижения страны необходимо совместное использование инструментов маркетинговых коммуникаций. Но, кроме выставок, все остальные инструменты Армения использует очень слабо (таблица 1). Например, несмотря на рекламные ролики на телеканалах CNN, Euronews, у Армении очень маленький бюджет на рекламу и маркетинг. Для сравнения Армения ежегодно выделяет на эти цели около $40 тысяч, в то время как, например, Турция тратит $60 млн, Хорватия — $30 млн, Эстония — $4 млн. Нужно также отметить, что эти ролики представляют из себя массовую рекламу, и дают общее представление об Армении, показывающие основные ее достопримечательности. Но кроме этого необходимо делать целевую рекламу, направленную на выделенную целевую аудиторию.
Таблица 1
Информационные источники по рынкам (в %)

Особое место в продвижении туристических и гостиничных услуг занимают новейшие мультимедийные технологии, так как они способны привлекать большое количество пользователей, отличаются невысокой себестоимостью и высокой коммуникативностью. Уровень использования Интернета для продвижения Армении очень низок. Это, в первую очередь, из-за небольшого количества информации об Армении на главных международных туристических сайтах, регулярно используемых путешественниками (из всех иностранных туристов только в 2007 году только 0,9% покупали туристические услуги через Интернет). Одним из наиболее эффективных средств Интернет-пространства является создание информационного многоязычного портала. В этом направлении серьезную работу провел ААРТ, создав сайт www.armeniainfo.am, который во многом отвечает требованиям и рекомендациям ВТО в области формирования инструментария электронного маркетинга, в частности web-сайтов туристских администраций регионов, а именно:— привлекательный внешний вид сайта, высокая степень аттрактивности главной страницы: цветовая гамма, элементы государственной символики и фирменный стиля, мультимедийные элементы;
— логическая стройность и содержательность главной страницы;
— информативность (информация о стране, правилах въезда, национальные праздники, о гостиницах, турфирмах, ресторанах, достопримечательностях, новости и т.п.) и простота изложения информации;
— есть ссылки на сайты турфирм, гостиниц и других организаций, которые могут дать потребителю полезную дополнительную информацию;
— наличие разделов на каждой странице и ссылки на главную страницу;
— наличие интерактивного плана путешествия и возможности поиска по ключевому слову.
Но, к сожалению, сайт имеет свои недостатки, некоторые несоответствия этим требованиям:
— нет возможности быстрой загрузки данных и отмены загрузки графических файлов для пользователей так называемых «медленных компьютеров»;
— нет виртуальной брошюры, позволяющей сохранять в памяти компьютера нужные страницы;
— нет возможности забронировать билеты, места в гостиницах, в ресторанах и т.п. и совершать сделки в режиме реального времени;
— сайт только на английском языке.
На сайте есть блок отзывов, которые показывают, что все пользователи очень довольны сайтом, с помощью которого они смогли найти всю необходимую информацию. Но надо отметить, что основные пользователи это туристы из Европы и США. Нет ни одного отзыва от российских и грузинских туристов, в то время как на их долю приходится основная часть иностранных туристов (рис. 2.).
В первую очередь, это связано с тем, что сайт не многоязычный, а в частности нет версии на русском языке. Это касается не только этого портала, но и сайтов гостиниц. Если почти все сайты турфирм имеют версию на русском языке, то из гостиничных предприятий, имеющих web-сайты, помимо английского только у 60% есть версия на русском языке и у 10% — на армянском. Кстати из всех гостиничных предприятий Армении только 50 гостиниц или 36,5% имеют сайты (из них 28 гостиниц находятся в Ереване). Только половина из этих сайтов позволяет делать онлайн бронирование или отправить запрос на бронирование. Дела с продвижением гостиниц Армении обстоят хуже, чем продвижение туристических услуг. В целом, информация о гостиницах Армении представлена на сайте ААРТ www.armeniainfo.am и на сайтах туроператоров, турагентств. Но на этих сайтах тоже нельзя делать онлайн бронирование. Забронировать номер в гостинице можно на сайтах www.hotelsinarmenia.com или www.visitarm.com , но на этих порталах нет информации обо всех гостиницах Армении.
Рис.2. Распределение туристов, прибывших в Армению в 2007 г.

Таким образом, для более эффективного продвижения гостиничных и туристских услуг Армении необходимо:
1. Совершенствовать статистическую отчетность по всем видам туризма (туристские прибытия, сроки пребывания, поступления, изменения в мощности различных предприятий, уровень загрузки) с выделением индустрии гостеприимства в отдельный объект статистического учета и анализа;
2. Выпускать больше информационной, рекламной и справочной литературы: специализированных каталогов, путеводителей, карт туристских маршрутов, мультимедийных дисков и т.п.;
3. Периодически обновлять существующие информационные материалы, сайты, так как на сегодняшний день на основных туристических сайтах еще нет полной информации о проделанной работе в 2008 году, статистики на 2008 год;
4. Активизировать российский туристический рынок в направлении Армении, привлекая Россию на участие на выставке CTN и участие Армении на выставках MITT, MITF;
5. Организовать больше ознакомительных туров (например, Правительство Москвы в год принимает до 20 групп из разных стран, в то время как Армения каждый год принимает, как правило, одну группу из одной страны);
6. Создать каталог всех существующих гостиниц Армении;
7. Создать централизованную систему бронирования мест, на основеглобальных системы резервирования GDS (Global DistributionSystems — GDS): Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan, которым принадлежит более 90% рынка и их терминалы установлены в более чем 400 тыс. турагенств по всему миру.


Литература
1. В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. — Изд-во Советский спорт, 2008.
2. http://www.minted.am/ru/104/342.pdf (дата обращения: 12.09.2009)
3. http://www.cts.am (дата обращения: 10.09.2009)
4. http://www.travel.ru/news/2005/04/29/72893.html (дата обращения: 10.09.2009)
5. http://armeniainfo.am/index.php (дата обращения: 11.09.2009)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия