Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Чапраз Х.
преподаватель университета им. Сулеймана Демирала (Турция, Анкара),
кандидат исторических наук


Русско-турецкие торговые связи на рубеже XIX–XX веков
Относительная однотипность сельского хозяйства Османской империи и России сдерживали рост торговли между ними. Индустриальная неразвитость ограничивала экспорт России в Османскую империю. Однако в конце XIX — начале ХХ веков между Османской империей и Россией наблюдаются стабильные торговые отношения. С 1885 г. до 1913 г. увеличивается объем торговых операций
Ключевые слова: Османская империя, российская торговля, российский импорт, российский экспорт

С конца XIX в. до начала Первой мировой войны наблюдался рост торговли между Османской империей и Россией, хоть и с некоторыми спадами.
Активное развитие торговли между Османской империей и Россией началось с получения права на свободное плавание российских торговых кораблей в Черном море по трактату Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. Согласно трактату, российские торговцы получили права более привилегированных торговцев других государств *. Вследствие этого, в первой половине XIX в. объем русско-турецкой торговли достиг высокого уровня. В 1830–1832 гг. с долей 32%, Россия занимала первое место в импорте Османской империи. В эти же годы в общем экспорте Османской империи доля России составляла 12%, что было почти на уровне европейских индустриальных государств *. В 1830 г. объем торговых оборотов между Османской империей и Россией превышал 39 млн руб., а в 1835 г. составил 36,5 млн руб. *После Крымской войны (1853–1856 гг.) торговые операции заметно сократились, к концу XIX в. заново заметен рост.
Рост объема русско-турецкой торговли в конце XIX в. можно объяснить некоторыми изменениями в Российской политике. Во второй половине XIX в. министрами финансов были И.А. Вишноградский (1887–1892), затем С.Ю. Витте (1892–1903). Они провели реформы в области индустриализации страны. Необходимая финансовая поддержка реформам была обеспечена доходами от продажи пшеницы, которая занимала важное место среди российского экспорта *. Также в этот период была сделана попытка разработать новые принципы торгово-экономической политики на рынках разных стран мира, и в т.ч. на Ближнем Востоке. Рынки больших городов Османской империи стали весьма привлекательными для российских купцов. В увеличении объема торговых операций между двумя империями также играла роль бакинская нефть, которую Россия начала экспортировать через Черное море и проливы *.
В конце XIX — начале XX вв. активно развивались торговые связи Османской империи с западноевропейскими странами. В этот период экономика Османской империи была преимущественно аграрной и имела открытый характер *. Государство не могло осуществлять крупные инвестиции в промышленность, поскольку приоритетным для него оставались затраты на содержание армии и бюрократического аппарата. Значительная часть средств уходила на погошение внешнего государственного долга *. Поэтому импортировалось большое количество промышленных товаров, взаимен этого экспортировались сельскохозяйственная продукция и продовольствие, сырой и полуобработанный продукт.
С 1885 по 1913 гг. объем торговых операций Османской империи с Россией увеличился на 54% (см. табл.1). Однако следует отметить, что Россия была аграрной страной и не имела такую развитую промышленность как европейские государства, поэтому ее торговые отношения с Османской империей не были столь активны, т.к. до конца XIX в. сохранялись относительная однотипность сельского хозяйства обеих империй и жесткая конкуренция между ними.
Важным фактором недостаточной развитости торговли России с Османской империей, по сравнению с Европой, было то, что Европейские государства установили активные торговые связи гораздо раньше. В этом контексте можно отметить следующие исторические факторы развития торговых отношений Османской империи с европейскими государствами.
Торговля Османской империи с представителями немусульманских стран (армяне, евреи и греки) активизировалась в XVI в. Они служили посредниками между европейскими торговцами и производителями в Османской империи, а также связывали все сферы производства и потребления османского общества с главными мировыми центрами.
С XVI в. европейские государства, приобретая разные привелегии в правительстве, усиливали свои позиции на рынках Османской империи, постепенно овладевая транспортировкой между Стамбулом и Египтом *.
Другой фактор, который связывал Османскую империю с европейскими государствами — это ее внешние долги. С 1854 г. из-за финансовых трудностей Османское правительство начало брать в долг на парижской и лондонской фондовых биржах. В 1875 г. Османская империя объявила банкротство. В 1881 г. было создано Управление государственного долга, которое поставило экономику Османской империи под контроль кредиторов Европы. Большинство членов Управления — представители иностранных торговых фирм, которые действовали в Османской империи. Через Управление стало гораздо легче для европейцев вкладывать капитал в экономику империи. С 1854 г. по 1881 г. были учреждены 19 иностранных фирм, а с 1882 по 1907 — 63. В 1914 г. это число фирм достигло до 130 *.
Вхождение европейского капитала в экономику Османской империи стало другим важным фактором в развитии ее внешней торговли с европейскими государствами. Во 2-й пол. XIX в. сначала Англия, затем Франция начали вкладывать деньги в ее внутреннюю экономику. С 1850 г. открываются банки (первым стал Османский банк). В конце XIX в. немецкие инвестиции увеличиваются с 1% до 27% *. Влияние немцев больше всего отражалось в сфере транспорта *. Немецкий Deutsche Bank, обеспечивая финансовую поддержку в строительстве анатольской-багдадской железной дороги, создал новый рынок для продукции немецкой сталелитейной индустрии. Немецкие банки способствовали открытию новых рынков и приобретанию источников сырья, обеспечивали кредитами импорт османского правительства из Германии *. По этим причинам транспортная сфера попала под иностранный (европейский) контроль. За период 1856–1915 гг. были построены 6107 км дорог, из которых 4037 км были построены и использовались иностранными фирмами *.
Чтобы развивать торговые операции с Османской империей, европейские государства старались облегчить торговлю своим представителям. В 1897 г. в Стамбуле были учреждены английская, итальянская, греческая и французская торговые палаты, которые занимались обеспечением кредита купцам, свидетельствованием торговых документов и выдачей удостоверений *.
Как мы видим, к концу XIX в. европейские государства были достаточно активны в таких важных экономических сферах Османской империи, как торговля, транспорт и банковская система. Несмотря на это, доля России во внешней торговле Османской империи за период с конца XIX в. до начала Первой мировой войны не уменьшилась (см. табл. 1).
Согласно взглядам министра финансов С.Ю.Витте (1890–1901), Россия должна была уравновешивать импорт промышленного оборудования и капиталов с Запада за счет расширения экспорта своих товаров в странах Дальнего и Ближнего Востока *. Таким образом, в Османской империи российская внешнеэкономическая политика на рубеже двух столетий стала развиваться по стратегическим взглядам С.Ю. Витте и его предшественников *.
Бюро русского торгового комитета в Стамбуле сообщало Петербургскому обществу заводчиков и фабрикантов о том, что рынки Османской империи представляют большой интерес для тех стран, которые заинтересованы в сбыте своих товаров, так как местной промышленности почти не существует *.
В конце 1909 г. русское правительство приняло решение об отправке одного парохода с товарами российского производства в главные портовые города Османской империи. МВД Османской империи обещало создать благоприятные условия для российского парохода. По плану пароход был отправлен с порта Ходжабея (в Крыму) в Стамбул, затем в Измир, Мерсин, Траблусшам, Бейрут, Хайфу, Яфу, Салонники и обратно в Стамбул и далее в Самсун, Гиресун, Трабзон и наконец в порт Ходжабей *.
В 1910 г. в докладе стамбульского генерального консула при собрании индустриально-торгового конгресса Южной России в Одессе, в докладах российских консулов в Эрзуруме и Конии, в исследовании П. Шейнова «Торговля между Россией и Турцией» (Киев, 1913), и в работах С.М. Иванова по русско-турецким отношениям * отмечались следующие сложности торговых отношений России и Османской империи:
1. Российские товары качественные, но дорогие, поэтому из-за низкой покупательной способности населения европейские товары были более привлекательными;
2. Российские купцы остерегались продавать товары в рассрочку (за некоторыми исключениями), а европейские купцы продавали товары в рассрочку до 5–6 месяцев;
3. Российские компании не изучали местные потребности и интересы, в отличие от европейцев, агентства которых в главных центрах Османской империи собирали информацию и готовили доклады о торговом потенциале региона, интересах и нуждах народа;
4. Российские торговцы, в отличие от европейских, не выполяли заказ в назначенный срок по причине, в частности, того, что скорость российских кораблей была меньше; другая причина — владельцы кораблей несли затраты, связанные с неудовлетворительным состоянием российских портов; торговцы просили у правительства углубить Керченский пролив и модернизовать порт Мариапол, откуда природные ресурсы вывозились на рынки Османской империи;
5. Открытие торговых палат европейскими государствами в больших городах Османской империи, с целью, в т.ч., сбора информации о торговле и индустриальном развитии региона. Что касается России, то эта работа выполнялась консульскими учреждениями, которые не могли выделить для этого достаточно времени. Российские торговцы хотели, чтобы торговая палата открылась в Стамбуле, но посол Н.В. Чарыков отказал по причине недостаточного развития торговли двух государств. Вместо торговой палаты учреждены были торговые комитеты при консульствах Стамбула и Измира;
6. В начале XX в. Россия не могла оказать существенную поддержку своим кампаниям, тогда как европейские страны ее оказывали: Франция на 25 млн руб., Англия на 11,3 млн руб., Италия на 9 млн руб., Австро-Венгрия на 7 млн руб., Россия на 3,5 млн руб.;
7. Большинство российских товаров (около 90%) перевозилось иностранными кораблями.
Несмотря на это российские купцы старались закрепиться на рынках Османской империи. По их мнению, успех в торговых отношениях положительно влиял бы на дипломатические отношения двух стран. Даже в начале XX в. у некоторых представителей российского общества формировалось мнение, что «основой русской внешней политики должно быть экономическое господство России в бассейне Черного моря». Пропагандируя эту идею П.В. Струве подчеркивал, что «из такого господства само собой вытечет политическое и культурное преобладание на всем Ближнем востоке» *.
Для осуществления политики России на Ближнем Востоке был учрежден Российско-турецкий банк в Петербурге, который содействовал развитию торговли. Предполагалось открытие филиалов этого банка на территории Османской империи (в Стамбуле, Измире, Салонниках, Яфе, Бейруте и Александрии) и Российской империи (в Москве, Одессе, Варшаве, Киеве и Баку) *. В 1910 г. учреждено Русско-сирийское торговое товарищество *, цель которого — развивать торговые отношения с восточными берегами Средиземного моря.
В 1912 г. Министерство торговли России приняло решение отправить пароход с комиссией из 15 человек с целью посетить порты восточного берега Средиземного моря.
В эти же годы для развития торговли Османская империя и Россия пытались подписать новый торговый договор, соответствующий современным условиям. Предыдущий договор был подписан в 1862 г. В 1913 г. был подготовлен проект нового договора, по которому Россия дала согласие на повышение таможенного тарифа импортного товара в Османскую империю с 11% до 15%, при условии, что на это пойдут и европейские государства. За это Россия рассчитывала на новые привлегии у османского правительства *. Однако стороны не смогли прийти к согласию, а через год началась Первая мировая война, в которой страны оказались во враждующих лагерях.
Охарактеризуем импорт Османской империи из России. На Ближнем Востоке спросом пользовались металлические, бумажные, шерстяные, льняные и пеньковые изделия, керосин и минеральные масла, лес, сахар, спирт, хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Объем русского экспорта на Ближний Восток был незначительным. Но у России были возможности увеличения своего экспорта в Османскую империю *. (см. табл.1)
Таблица 1
Объем турецко-русской торговли (в рублях)
Обзор внешней торговли России за 1895, 1900, 1905, 1913, 1915
С конца XIX века главными импортными товарами Османской империи из России являлись нефтепродукты, зерно, мука, сахар, алкольные напитки. Кроме этого, хоть и незначительно, но импортировались баранье сало, кедровое масло, копченая рыба, шелк, лен, древесина, цемент, стеклянная и фарфоровая продукция, хлопчатобумажные нитки, кожа, резиновая обувь и другие товары *.
В конце XIX — нач. XX вв. в импорте нефтепродуктов на рынки Османской империи Росиия занимала первое место. Нефтепроводы, которые были построены в конце XIX в., нефтесклады и танкеры для транспортировки нефти служили для перевозки нефти на рынок Ближнинго Востока. Танкер, загруженный нефтепродуктами в порту Батуми, перевозил грузы в портовые города Османской империи. На этих рынках главными соперниками России по сбыту нефти были США и Румыния *. В 1911 г. на долю России нефтепродуктов приходилось на рынках Салонников 80%, Алеппы 60%, в 1912 г. на рынке в области Конии 50% *.
Сахар также занимал значительное место в импорте Османской империи из России. На этом рынке Россия занимала второе место после Австро-Венгрии *. Например, в 1905 г. общий импорт сахара в Османскую империю составлял 16,13 млн руб. *На долю Австро-Венгрии приходилось 12,6 млн руб., России — 2,2 млн руб., Франции — 1,3 млн руб. и Румынии — 197 тыс. руб. Несмотря на то, что российский сахар был более качественным, чем австро-венгерский, он был дорогостоящим и в плохой упаковке. Однако на некоторых рынках Османской империи Россия занимала 1 место. Одну треть импортируемого сахара на рынок города Ван поставляла Россия. Тогда как в 1911 г. доля российского сахара в этом городе составляла 135 тыс. руб., общая стоимость австрийского и французского сахара была только 30600 руб. *По донесению российского консула в Алеппо, Россия занимала первое место, поставляя 1000–1500 тонн сахара. А экспорт Австро-Венгрии на этот же рынок составлял около 800–1000 тонн *. Кроме этих городов, Россия (из порта Одессы) экспортировала сахар в такие города Османской империи, как Измир, Александрия, Триполи, Бейрут и Яфа *. В начале XX в. Османская империя и Финляндия были основными импортерами сахара из России *.
Одним из главных товаров, импортируемых из России в Османскую империю, была пшеничная мука. Большая часть импортируемой муки употреблялась в Стамбуле, а незначительная часть отправлялась в другие города. Главные конкуренты России на рынках Стамбула, городов черноморского побережья и Алеппо были Болгария и Румыния *, на других рынках — Франция. Исключая стамбульский рынок, российская мука перевозилась еврейскими переселенцами на другие рынки империи *.
Спирт был другим важным товаром, который импортировался в Османскую империю из России. Россия занимала первое место по импорту этой продукции (80%) *. С начала XX в. наблюдалось регулярное увеличение импорта спирта. В сбыте этого товара главными конкурентами России были Австро-Венгрия и Италия *. В 1910 гг. Австро-Венгрия перегнала Россию на рынках, расположенных ближе к ее границам. На рынках в Салониках Австрия занимала 1 место. Одной из главных причин этого стало существование железной дороги до внутренных мест Македонии и возможности транпортировать спирт в специальных вагонах по этой дороге на Балканы. Другой причиной была льготная цена, которая предоставлялась австрийским правительством на перевозку спирта по железной дороге. Таким оброзом, австрийские купцы избавлялись от больших затрат *. После 1908 г. наблюдалось снижение объемов ввоза спирта из Австрии, и рост ввоза из России, что было связано с бойкотом Османской империи на несколько месяцев австрийским товарам *.
На индустриальных и мануфактурных рынках Османской империи Россия намного уступала таким европейским государствам, как Англия, Германия, Италия и Франция в области импорта хлопчатобумажных, шельковых, шерстяных товаров и оброботанных фабричных производств.
В импорте хлочатобумажных товаров на рынки Османской империи основное место занимали Англия и Италия. В торговле с Италией значительную часть составляла хлопчатобумажная продукция и хлопчатобумажные нитки. Что касается России, то оттуда импортировались хлопчатобумажная продукция в 1894 г. на сумму 32 тыс. руб., в 1903 г. на сумму 332 тыс. руб. и в 1905 г. на сумму 952 тыс. руб. Несмотря на то, что в конце XIX — нач. XX вв. импорт хлопчатобумажных товаров из России увеличился, доля России в этом импорте была незначительна *.
В 1895 г. сумма импорта шерсти из России составляла 611 043 руб., а в 1900 г. — 518 561 руб. В 1905 г. она увеличилась до 627 тыс. руб. *В этом же году (1905) общий объем импорта Османской империей шерстяных товаров составлял 20 млн руб. Учитывая эти данные, доля России на рынке шерстяных товаров была так же мала, как и доля хлопчатобумажной продукции.
Россия уступала европейским государствам и в экспорте металла, занимая 5 место после Германии, Австро-Венгрии, Англии и Франции, импортируя продукции в 1905 г. из 10 млн только на 420 тыс. руб.
Доля России в импорте шелка — 93 тыс. руб. из 9 млн руб. На этом рынке первые места занимали Италия, Франция и Германия.
Кожа и мех импортировались Османской империей в основном из Франции. Объем экспорта из России в 1905 г. составил 39 тыс. из 5 млн руб.
Объем экспорта угля из Англии составил в 1905 г. 2,7 млн руб., из России — 35 тыс. руб. *, в 1910 г., экспорт России увеличился до 52 149 руб.
Таким образом, в нач. XX в. 30–40% импорта Османской империи из Италии и более половины из Англии составляли хлопчатобумажные товары, 1/3 импорта из Германии — металлопродукция, 1/2 импорта из Австрии — сахар, шерсть и хлопчатобумажная продукция.
Рассмотрим, какие товары вывозились из Османской империи в Россию. В основном это орехи, табак, хлопок-сырец, шелк и шелковичный кокон, цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны), оливковое масло, и кроме этого необработанный металл, скот, воск, черный перец, кофе, сало, кожа... *
Долгое время табак являлся главным экспортным товаром Османской империи на мировом рынке, в том числе и в Россию. Экспорт табака в Россию составил в 1895 г. 1 352 902 руб., в 1900 г. — 1 062 554 руб., в 1905 г. — 926 433 руб., в 1910 г. — 289 661 руб. *Около 20% производства табака в Османской империи обеспечивал район г. Самсун. В 1911–1912 гг. было экспортировано 5177 тонн табака, в том числе в Австро-Венгрию — 2590 т, в США — 1110 т, в Россию — только 50 т. При этом экспорт табака в Россию уменьшался, так как Россия сама начала выращивать табак на Кавказе *.
Аграрная продукция и продовольствие занимали значительное место в торговле между Османской империей и Россией, особенно цитрусовые, которые отправлялись с юга Анатолии (с порта Искендеруна) в Одессу, а оттуда развозились по всей России *. Сумма экспорта аграрных товаров в Россию в 1905 г. составила 2 626 554 руб., из них 11 252 852 руб. — из Германии, 9 562 433 руб. — из Англии.
В Англию из Османской империи поставлялись изюм, инжир, фрукты и овощи, зерновые; во Францию — шелк-сырец, кожа; в Германию — табак, изюм, инжир и фрукты; в Австрию — фрукты, табак и шерстяные товары; в Италию — в основном шелк-сырец *.
Таким образом, с нач. XIX в. до нач. Первой мировой войны Россия и Европа конкурировали за влияние на правительство Османской империи. Это соперничество имело экономический, идеологический и политический характер. По внешней торговле Оманской империи доминировали европейские страны, завершившие свою индустриализацию раньше, чем Россия. Поэтому экспорт России на рынки Османской империи составляли природные ресурсы, нефтепродукты, мука, сахар. С конца XIX в. объем торговли между двумя империями рос, в том числе и экспорт из России нефтепродуктов. При этом в отличие от XIX в., в XX в. для увеличения объема торговли Россия не прибегала к военной силе и дипломатическому давлению, а довольствовалась экономическими мерами, начала изучать рынки Османской империи. В целом, торговый оборот двух империй составлял в 1895 г. 20 343 948 руб., в 1900 г. 26 222 092 руб., в 1905 г. 22 593 369 руб. *, в 1910 г. 38 695 459 руб., в 1913 г. достигла 54 222 691 руб. (см. табл.1).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия