Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сидорова О. В.
доцент кафедры экономической теории и экономической политики Башкирской Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан (г. Уфа),
кандидат экономических наук


Электронный бизнес в современной экономике
В статье дается понятие электронного бизнеса, определяется его функциональность и значение для современной экономики, рассматриваются основные вопросы динамично развивающейся электронной коммерции, а также выделяются ключевые моменты ее специфики. Автором раскрываются проблемы ведения Интернет-бизнеса в России, его формы и инструменты, анализируются функциональные модели основных секторов электронной торговли
Ключевые слова: сетевая экономика, электронная коммерция, электронная торговля, электронный бизнес, интернет-технологии, информационное взаимодействие, интернет-магазин, интерактивный бизнес, информационная экономика

Стремительное развитие в последние годы современных средств коммуникации ведет к возникновению всемирной информационной магистрали и закладывает основу для создания принципиально новой формы деятельности человека, называемой в настоящее время «цифровой культурой». Под влиянием этих процессов многие традиционные методы работы с информацией объективно претерпевают радикальные изменения. Начало третьего тысячелетия становится периодом осмысления огромных возможностей всемирной компьютерной сети для человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса. Одним словом, «мы стоим на пороге новой экономики, которую называют Интернет-экономикой или экономикой цифрового мира, эпохи электронного бизнеса» [1, 85].
Ежегодный бурный рост Интернет-аудитории во всем мире обусловливает объективные трудности анализа ее характеристик — численности пользователей, их национально-демографического состава, возраста, социального статуса. Основная сложность подобных исследований заключается в том, что статистика в Интернете ведется не по «человеческому фактору», а по IP-адресам компьютеров, включенных в Сеть, а точнее — по количеству, характеру и времени их соединений между собой. Поэтому в ряде публикаций соответствующей тематики встречаются расходящиеся и местами противоречивые данные, исходя из которых можно установить лишь общий тренд — число Интернет-пользователей неуклонно возрастает, и их состав становится разнообразнее. По данным последнего отчета компании Comscore о состоянии мировой Интернет-аудитории, количество пользователей Сети во всем мире в декабре 2008 г. достигло 1 млрд чел. Также в исследовании сообщается, что среди всех мировых стран наибольшее количество Интернет-пользователей приходится на долю Китая: 180 млн человек или 18% (почти пятая часть) от мировой аудитории глобальной сети. Второе место по этому показателю занимают США с долей в 16,2%, далее следуют Япония — 6%, Германия — 3,7% и Великобритания — 3,6% [2].
На встрече с депутатами Госдумы 14 апреля 2009 г. В.В. Путин озвучил количество российских Интернет-пользователей. Оно достигло 50 млн чел. По данным премьер-министра, в 2007 г. Интернетом пользовались около 35 млн чел. В. Путин не назвал организацию, на чью статистику опираются представленные им цифры. По материалам Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2006 г. пользовалось сетью около 25 млн россиян, в 2008 г. эта цифра увеличилась до 47 млн чел. — это на 34,3% больше, чем годом ранее. Фонд «Общественное мнение» оперирует другими статистическими данными. За шесть месяцев 2008 г. Интернетом пользовались 34,4 млн чел. при условии, что хотя бы раз за полугодие россияне посещали сеть. Однако в эти данные не включены дети, 75% которых использует Интернет. Исследование Министерства связи и массовых коммуникаций охватывает всех пользователей, включая детей, почту и школу. Аналитики считают, что рост базы пользователей Интернета в 2008 г. обусловлен такими факторами, как заинтересованность населения, высокий спрос на услугу со стороны пользователей и активное развитие рынка провайдеров [3].
Необходимо отметить, что за приведенными данными стоит большое географическое неравенство: в Москве выделенный доступ зарегистрирован более чем в половине домохозяйств, в большинстве регионов к сетям широкополосного доступа подключена лишь каждая восьмая семья. Важным является и тот фактор, что для большей части населения России широкополосный доступ в Интернет недоступен с технической точки зрения, во многих регионах невелика скорость передачи данных, да и так называемый «быстрый» Интернет-доступ относительно дорог.
Несмотря на объективные сложности технического и экономического характера сегодня Интернет в России, как и во всем мире, превращается в один из действенных инструментов ведения бизнеса. Хозяйствующие субъекты, использующие Сеть в коммерческих целях, получают дополнительные возможности и определенные преимущества по сравнению с производителями, избегающими участия в Интернет-коммерции. Такие выгоды и преимущества, основным из которых является сокращение издержек фирмы, возможны благодаря специфике новой деловой среды. Сегодня Интернет предлагает бизнесу: относительно недорогие коммуникации, оперативную информацию, возможность снижения в ряде случаев внутрифирменных технологических затрат, доступные и удобные средства для разработки фирменных информационных систем, с помощью которых формируется привлекательный деловой имидж фирмы и ее потенциала.
Быстрый рост информационной системы Интернет объясняется и ее децентрализованной природой. Ни один из хозяйствующих субъектов не является владельцем Интернета и не может контролировать его. Децентрализованное построение и финансирование телекоммуникационной инфраструктуры диверсифицирует ряд инвестиционных рисков и существенно отличается от традиционных централизованных систем телекоммуникационного бизнеса, которые принадлежат обычно крупным телефонным компаниям.
По сути, речь идет о появлении нового, виртуального, т.е. существующего только в электронном пространстве, мира. Уже сегодня очевидно, что Интернет становится прототипом глобальной информационной инфраструктуры нового типа. Такая инфраструктура оказывает значительное влияние на локальную бизнес-практику отдельных фирм. Собственно говоря, эти информационно-коммуникационные технологии влияют на четыре главных для деятельности любого предприятия процесса: инновации, производство, обмен и сервис.
Необходимо отметить, что сегодня среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие именно области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция». Ряд авторов отождествляет электронную коммерцию с совершением покупок через Интернет [4;5]. Однако эти термины, по сути, не являются синонимами. Электронная коммерция означает любую сделку, совершенную посредством сети связанных между собой компьютеров (не обязательно подключенных при этом к Интернету), по завершении которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой. Такие сделки существуют уже более 30 лет, а первые продажи через Интернет состоялись лишь в 1995 г. [1, 84].
В рамках Всемирной торговой организации термин «электронная торговля» трактуется как производство, маркетинг, логистика и непосредственная продажа товаров и услуг с помощью телекоммуникационных сетей. Международная экономическая организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) дает свой вариант значения данного термина: «электронная торговля» относится к коммерческим сделкам, в которые вовлечены как организации, так и физические лица, при условии, что эти сделки связаны с передачей и обработкой цифровой информации, включая текстовые, звуковые и визуальные данные, получаемые из открытых (например, Интернета) или закрытых сетей, которые имеют выход в открытые сети.
Одно из наиболее часто встречающихся определений электронной коммерции выглядит следующим образом: электронная коммерция представляет собой обмен товарами и услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации между партнерами по бизнесу. В данной статье использован именно этот термин, а понятия «электронного бизнеса» и «электронной торговли» считаются синонимичными.
Электронный бизнес, электронная коммерция и новые виды рыночного взаимодействия означают в настоящее время гораздо больше, чем просто автоматизацию бизнес-процессов и продажу товаров и услуг через Интернет. Это и появление огромного количества новых, недостижимых ранее возможностей, среди которых: оптимизация операций на основе принципов самоуправления и самоорганизации, построение функциональных отношений с бизнес-партнерами (отношений, сокращающих затраты и ускоряющих внедрение инноваций), повышение качества услуг, более полное удовлетворение потребителей и т.п. Невзирая на сложности технико-экономического плана, все большее число российских компаний включают Интернет-коммерцию в перечень используемых инструментов. Причем все большее число фирм применяет Интернет на всех этапах своей деятельности, «для многих компаний вопрос уже заключается не в том, стоит ли использовать Интернет, а в том, какой бюджет на это выделить и как его распределить» [6, 63].
Взрывной рост числа пользователей Интернет, в первую очередь, за рубежом, открыл новые возможности во взаимодействии с потенциальными клиентами и вывел интерактивный маркетинг на качественно новый уровень. С другой стороны, это привело к большому числу публикаций, в которых говорится о том, что скоро наступит время, когда Интернет и электронная коммерция полностью заменят СМИ как источник информации и магазины для совершения покупок [6, 63].
В настоящее время существует два основных направления использования Интернета в бизнесе: 1) как средства коммуникации, источника справочной информации, средства рекламы и маркетинга для ведения хозяйственной деятельности вне электронных сетей и 2) в качестве инструмента ведения электронного бизнеса, основанного на принципах сетевой экономики. Электронный бизнес развивается в разных секторах экономики и в разных странах с различной скоростью. Многие услуги, например финансовые, могут уже сегодня массово предоставляться в электронном виде, но перевод всего бизнеса на «электронные рельсы» сдерживается из-за сложности решения некоторых проблем, связанных, в частности, с признанием цифровых подписей, необходимых для обеспечения коммерческой тайны, а также ряда других.
Электронный бизнес имеет целью удовлетворение потребностей определенного типа предприятий в определенной экономической и инфраструктурной среде. Российская действительность на эту среду, к сожалению, пока не очень похожа. Прежде всего, для электронного бизнеса нужны электронные предприятия. Автоматизации бизнес-процессов западные предприятия посвятили все последнее десятилетие. Параллельно развивался Интернет. С какого-то момента он позволил связывать электронные системы компаний друг с другом.
На Западе принято условно выделять две различные системы электронного бизнеса: сектор «бизнес-бизнес» (business-to-business или В2В) и сектор «бизнес-клиент» (business-to-consumer или В2С) или попросту розничный сектор (retail sector). Виртуальные магазины — это лишь небольшая часть айсберга. Они наиболее близки и к нашей обыденной жизни и поэтому привлекают внимание потребителей в первую очередь. Реальный же бизнес лежит в сфере business-to-business. По данным исследования компаний Forrester Research, 85% оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения между компаниями, что, в общем, соответствует ситуации в обычном, невиртуальном мире, где на розничные продажи приходится не более 15% торгового оборота [1, 85]. Следует отметить, что далеко не все из многочисленных зарегистрированных Интернет-магазинов являются таковыми в полном смысле слова. Многие представляют собой лишь так называемые Интернет-витрины, информационные сайты, электронные каталоги товаров и прайс-листы. При этом часть из них обслуживает покупателей только на территории своего региона, а другая — вообще не работает, а просто регистрируется на будущее.
Электронный бизнес пользуется большой популярностью у розничных торговцев из-за относительно низких издержек (нет необходимости в торговых площадях, обслуживающем персонале, комиссионных распространителям и т.д.). Кроме того, Интернет позволяет персонализировать отношения с клиентом, который может теперь быстро найти нужные ему товара, узнать их характеристики, заказать технику, изготовленную по определенной конфигурации и отслеживать стадии выполнения заказа.
С точки зрения электронной коммерции в России довольно перспективны электронные платежи, торговля ценными бумагами, банковские услуги, страхование, создание программного обеспечения. Еще один вид бизнеса в Интернет — это так называемая IP-телефония. В этом быстрорастущем секторе уже работают 100 провайдеров. Применение этой технологии существенно снижает стоимость международных разговоров.
Некоторые авторы делают акцент на том, что «В2В формация стала следующим после волны business-to-consumer этапом эволюции электронной коммерции» [7, 45]. Сущность В2В-моделей ведения бизнеса заключается в том, что с развитием Интернет появилась возможность создания объединенных информационных, торговых, расчетных, коммуникационных и других сетей на уровне не только отдельных компаний, но и отдельных отраслей (вертикальная бизнес-модель) или группы однородных компаний (горизонтальная бизнес-модель). При этом наполнение В2В-систем может быть разнообразным — начиная от сайтов, предоставляющих информацию по определенной тематике и систем аукционных торгов, организующих торговлю и обмен сырьем, материалами, оборудованием, услугами и т. д., и заканчивая системами, объединяющими в единое целое промышленные корпорации с большим числом смежных предприятий.
Для успешного развития В2С-систем нужно иметь значительное число частных пользователей, формирующих к тому же достаточный потребительский спрос. Таким образом, требуется не просто широкое развитие соответствующей сети в России, но и наличие развитых платежных систем, служб доставки, законодательное регулирование данной сферы, а также доверие покупателей к этому виду коммерции и соответствующей покупательной способности. В случае же В2В-моделей обязательным условием является только подключение к Интернету ограниченного и заранее известного круга корпоративных пользователей, принимающих участие в реализации конкретного проекта. При этом зачастую не требуется создавать дополнительные расчетные и транспортно-логические системы. Целый ряд В2В-систем, как правило, создается по принципу глубокой специализации и четкого отбора потенциального круга клиентов, в итоге чего финансовый результат формируется в виде комиссионных от более четко просчитываемого оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли более достоверным.
Под розничным сектором Интернет-торговли понимаются взаимоотношения массовых пользователей Интернет, включая мелких предпринимателей и население. Непосредственно на данную аудиторию и ориентируется множество Интернет-магазинов, Интернет-рекламы и т.д. Компании, работающие в этом секторе, предлагают покупателям широкий выбор товаров, начиная от коттеджей и заканчивая канцелярскими принадлежностями. К сектору «бизнес-клиент», помимо розничной торговли через Интернет-магазины, следует также отнести такие виды деятельности, как home banking (осуществление банковских операций, не выходя из дома), страхование, брокерские услуги и т.п. В настоящее время розничный сектор является одной из наиболее развитых сфер в электронном бизнесе
В силу низких рыночных барьеров и широкой универсализации конкуренция в В2С-моделях, как правило, огромна, при этом вопросы формирования устойчивых брендов и удержания лояльных клиентов очень сложны, что ведет к высоким затратам на агрессивный маркетинг и рекламу, ценовым войнам и хотя и потенциально высоким, но далеко не блестящим реальным финансовым результатам.
В самом общем виде реализуемые в настоящее время бизнес-модели можно подразделить на следующие виды:
1) вертикальные;
2) горизонтальные;
3) смешанные;
4) инфраструктурные (включая программное обеспечение для В2В);
5) рекламные и маркетинговые;
6) прочие (продажа товаров корпоративным пользователям, услуги по подбору персонала, почтовые услуги, прочие направления) [7, 46].
Проблем и вопросов в отечественном секторе электронного бизнеса пока больше, чем ответов и готовых решений, работающих на практике. В России пока невелико число не только онлайновых покупателей, но и онлайновых продавцов. Аналитики Boston Consulting Groupa выделяют несколько барьеров на пути повсеместного внедрения системы электронных платежей через Интернет в секторе В2С:
— во-первых, это ограниченное использование кредитных карт — наиболее дешевого, привычного и практикуемого на Западе метода расчетов за покупки в сети;
— во-вторых, недоверие и торговцев, и населения к банковской системе, распространяющееся, в том числе, и на предлагаемые банками системы расчетов с использованием расчетных карточек [8, 3].
Торговля со своей стороны опасается отказов покупателей подтвердить платеж по карточке или отказ клиента принять товар, в то время как расходы на его доставку уже осуществлены. С другой стороны, коммерческим банкам и менеджерам электронных расчетных систем пока не удается изменить бытующее среди большинства пользователей мнение о том, что расчеты с применением карточек в Сети более опасны, нежели оплата карточкой покупок в традиционных торговых сетях.
Для российского электронного бизнеса характерен также пока невысокий уровень подготовленности к участию в экономических процессах, односторонние знания о них. Только сейчас в России стали появляться Интернет-компании в Западном понимании — с системой менеджмента, четкой структурой, бизнес-планом и маркетинговой политикой. Наиболее профессиональные игроки кооперируются в группы, которые владеют Интернет-ресурсами и активно привлекают новые.
Сроки окупаемости проектов, ориентированных на Интернет-коммерцию — прежде всего, на торговлю и маркетинг через Интернет, — достаточно длительны по ряду причин. В их числе неразвитость необходимой для электронной торговли инфраструктуры, недостаток доверия со стороны потенциальных покупателей. Сегодня в перспективах электронного бизнеса уже никто не сомневается, но невозможность быстрой окупаемости вложений стимулирует компании к привлечению доходов от рекламы. Серьезным вопросом, связанным с электронной коммерцией на российском рынке, стал некачественный сервис в Интернет-магазинах. Неспособность оказания качественных услуг во многом стала следствием ажиотажа. Сегодня бытует мнение, что в электронной экономике важнее быть первым, чем делать бизнес правильно. Ряд компаний стремится скорее занять рыночную нишу, не медлить, сделать хоть какой-то проект и хоть как-то его запустить. Компании тратят средства лишь на раскручивание Интернет-магазина, не занимаясь серьезными вложениями в соответствующую инфраструктуру.
К сожалению, подобная практика характера не только для России. Западные Интернет-компании уже пережили период кризиса и стремительного падения NASDAQb. Профессор Уортонского университета Джон Дэй, говоря о причинах кризиса западного сектора высоких технологий, отметил, что главная стратегическая ошибка Интернет-компаний состояла в том, что они полагали, будто работают на революционном рынке, тогда как на самом деле речь должна была идти о рынке реформирующемся. Рекомендации, сделанные в свое время профессором Д. Дэем вполне применимы и к деятельности большинства российских Интернет-компаний [9, 88].
Основная разница между названными видами рынков заключается в том, что рынок прорыва создается там и тогда, где и когда новые технологии создают новые товары или услуги, существование которых невозможно без этих технологий. В этом случае создаются новые отрасли экономики, что происходит довольно редко. Большая часть Интернет-компаний таких изобретений не делала, результатом их деятельности стало сокращение издержек или усовершенствование основных параметров функционирования действующих рынков, но не изменение их.
Использование В2В-модели как в чистом, так и в комбинированном виде у нас в стране было бы особенно актуально для компаний автомобиле-, судо- и авиастроения, энергетики, тяжелого машиностроения, а также других отраслей, имеющих значительное количество поставщиков. В случае организации модели с использованием электронных бирж, этот бизнес может быть использован в оптовой торговле продуктами питания, стройматериалами, одеждой и любыми другими, оборот которых трудно организовать в рамках узкоспециализированной торговой системы. По оценкам экспертов, наилучшие перспективы электронного бизнеса в России — в металлургии, фармацевтике и машиностроении [10, 94].
Применение подобных схем в России позволит значительно снизить издержки компаний по поиску торговых партнеров, облегчить управление дебиторской задолженностью. Участие в таких системах кредитных учреждений дает возможность повысить экономическую отдачу сделок за счет снижения уровень комиссионных расходов.
Частичная автоматизация бизнес-процессов, выполненная на многих крупных российских предприятиях, влечет за собой проблему координации данных процессов между собой. К сожалению, не всегда получается создать единое информационное поле внутри предприятия. Тем не менее, недостаточный пока уровень автоматизации далеко не основное препятствие развитию электронного бизнеса в России. В первую очередь, электронный бизнес интересен тем предприятиям, которым важна возможность выбирать поставщиков или расширять круг потенциальных покупателей своей продукции (работ, услуг), и у которых она есть. А в России поиск нового контрагента в ряде случаев невозможен в силу высокой монополизации производства. Если же рассматривать вопросы развития электронного бизнеса в относительно конкурентных условиях, то необходимо учесть, что большей эффективности можно достичь, работая на базе электронной торговой площадки, а не непосредственно с предприятиями, что сегодня происходит значительно чаще. Создание электронных торгово-закупочных или биржевых площадок требует, как минимум, объединения усилий конкурентов. В большинстве отраслей это пока невозможно, что определяет скептическое отношение к электронному бизнесу у руководителей ряда отечественных предприятий.
Все относительно крупные хозяйственные структуры в России вполне самодостаточны и выход во внешнюю среду, подразумевающий открытие, прозрачность, им вряд ли интересен. До тех пор, пока непрозрачность создает для компаний стоимость большую, чем прозрачность, развитие электронных площадок, как и вообще бирж, будет проблематичным. Ведь прозрачный рынок — это благо для экономики в целом, но не для отдельного участника.
Рассматривая электронный бизнес в качестве особого экономического явления, специалисты вынуждены регулярно обращаться к опыту других стран, анализировать достижения и рекомендации, разработанные за рубежом. Применительно к ситуации в России мы можем говорить пока, в основном, о перспективах развития электронного бизнеса, о том, каким он может стать в будущем, и о возможных «болезнях роста», которые сопровождают его развитие. При этом, вполне естественно, возникает вопрос, в какой мере логика развития рынков других стан и событий на них применимы к российским реалиям?
Нам следует развивать собственный сектор высоких технологий, тем более, что, как утверждают многие специалисты, развитие электронной коммерции в России идет более высокими темпами, чем в ряде западных стран: ведь наша страна в определенном смысле идет по проторенной дороге и, следовательно, имеет возможность не повторять чужих ошибок. Конечно, многочисленных проблем нам не избежать. В частности, хотя электронный бизнес и является скорее старым бизнесом в новых условиях, чем явлением, из ряда вон выходящим, тем не менее, он требует особого внимания и мер специального регулирования. Однако любые трудности с лихвой окупятся переходом экономики на качественно новый уровень.
Рассматривая основные проблемы динамично развивающегося электронного бизнеса, а также выделяя ключевые моменты его специфики, мы все больше убеждаемся в том, что эта сфера деятельности заслуживает к себе особого отношения и внимания, являясь уникальным явлением в национальной и мировой экономике. Сегодня с ней уже нельзя не считаться. Становится все более очевидным, что электронный бизнес, как и сам Интернет, уже стал неотъемлемой частью современного мира. Он не заменит обычный бизнес, так же как электронные документы не заменят традиционных бумажных, просто они будут сосуществовать.
Несомненно, у электронного бизнеса в России есть будущее. Более того, сегодня у бизнеса без активного использования Интернет будущего просто нет. И российские компании это понимают.


Литература
1. Паршенцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 3. — С. 85.
2. The СomScore 2008 Digital Year in Review. [Электронный ресурс]. — 2009 СomScore World Metrix, Inc. — Режим доступа: http://www.comscore.com/
3. Современные телекоммуникации //Отраслевой информационно-аналитический журнал. Экспертиза. Тенденции общества. — 2009 — 14 апреля.
4. Степаненко Е. Электронная коммерция в России. Основные вопросы // Хозяйство и право. — 2000. — № 12. — С. 23.
5. Нагапетьянц Н., Гуреев С. Internet-маркетинг // Маркетинг. — 1998. — № 5. — С. 104.
6. Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 2. — С.63.
7. Богданов С. Модель бизнеса для бизнеса // Финансист. — 2000. — № 2. — С.45.
8. Шпагина М. Иное измерение // Эксперт. — 2000. — № 24. — С. 2–3.
9. Аммосов Ю., Шпагина М. От революции к эволюции // Эксперт. — 2001. — № 14. — С. 88.
10. Аузан В. Хотят ли русские В2В // Эксперт. — 2001. — № 10. — С.94.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия