Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Навоева О. В.
и. о. заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики

Особенности организационно-экономического механизма управления инновационным развитием северо-восточного региона России
В статье обоснована необходимость эффективного использования инновационного пути развития, управления им, использования для этого современного научного инструментария, административных, экономических, организационных, правовых, социально-психологических и др. методов, которые представляют собой основу организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью
Ключевые слова: инновационная деятельность, государственное регулирование, организационно-экономический механизм управления, региональная инновационная политика

В современной российской экономике накоплено немало различных проблем, требующих безотлагательных решений. Одной из них является значительная активизация инновационной деятельности, которая позволила бы повысить эффективность всего общественного производства, сократить существенное отставание от более развитых в инновационном развитии стран мира, успешней решать социально-экономические вопросы, результативней справляться с проблемами, возникшими в условиях кризиса, повысить конкурентоспособность национальной экономики.
Так, по данным член-корреспондента РАН И.И Елисеевой. [1], Россия значительно уступает ведущим странам мира по таким инновационным показателям, как:
а) количеству патентов, выданных собственным гражданам (на 1 млн чел.): Япония — 852, США — 302, Республика Корея — 633, Швеция — 317, Германия — 374, Россия — 105;
б) экспорту высоких технологий (в % от экспорта промышленных товаров): Япония — 24, США — 32, Республика Корея — 33, Швеция — 22, Германия — 17, Россия — 9).
Одним из направлений, способствующих решению этой задачи, является дальнейшее повышение управляемости национальной инновационной системой, развитие ее материально-технической базы, инфраструктуры, обеспечение поддержки и регулирования инновационных процессов. Именно успешность развития различных экономических систем: национальной, региональной, отраслевой экономики, хозяйствующих субъектов во многом определяется их конкурентоспособностью, нацеленностью на максимальное удовлетворение социально-экономических потребностей общества. Решение этих задач предопределяет необходимость эффективного использования инновационного пути развития, управления им, применение для этого современного научного инструментария, административных, экономических, организационных, правовых, социально-психологических и др. методов, которые составляют основу организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью.
Организационно-экономический механизм представляет собой инструментарий управления, включающий нормативно-правовые акты, организационные структуры, побудительные мотивы, стимулы, методы, меры, силы и средства, с помощью которых субъект управления воздействует на объект в интересах достижения поставленных целей инновационного развития.
На современном этапе развития мировой экономики перспективы экономического развития той или иной страны будут в значительной степени зависеть от эффективной инновационной политики во всех сферах экономики. Интенсивность инновационной деятельности во многом отражается на уровне экономического развития: в условиях усиливающейся конкуренции на мировой арене выигрывают именно те регионы и страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности.
К сожалению, в нашей стране разработку и освоение инноваций осуществляют лишь около 10,6% промышленных организаций, а 49% вообще не ведут никакой инновационной деятельности [2, с. 5].
Различные государственные органы и институты призваны формировать цели и принципы инновационной политики и собственные приоритеты в этой области; регионы имеют свои цели и приоритеты. Цели научной и инновационной политики Северо-Востока России предусматривают: увеличение вклада науки и техники в развитие экономики региона и страны в целом; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности продукта на национальном и мировом рынках; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.
В соответствии с содержанием документов, входящих в «Основы политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» [3], определяющими мерами государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности являются:
— финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок;
— обеспечение ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу»;
— эффективное использование средств федерального и местного бюджетов, выделяемых на финансирование исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
— целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;
— поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования НИОКР;
— стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства;
— развитие венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержка на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов.
Приоритет перехода на инновационный путь развития отечественной экономики должен стать приоритетом и для региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих поддержку инновационной деятельности.
Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, основанную на ряде региональных законов, инновационная деятельность в регионах не соответствует современным потребностям. Сегодня необходимо всеми мерами государственного влияния добиться увеличения валового регионального продукта и благосостояния населения на основе роста производства и реализации конкурентоспособности высокотехнологической продукции с высокой долей добавленной стоимости, полученной за счет интеллектуальной составляющей.
Потенциал инновационного развития различных регионов России значительно отличается, и в целом в динамике его развития в последние годы существенных изменений не наблюдается, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1 [4, с. 605–606].
Таблица 1
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, по Федеральным округам
Значительное отставание в данном вопросе имеется в Северо-Восточном регионе, основные субъекты которого входят в ДВФО. Так, в 2007 г. научные организации распределились по субъектам ДВФО следующим образом: в Республике Саха (Якутия) имелось 24 организации; в Камчатском крае — 15; в Приморском крае — 53; в Хабаровском крае — 45; в Амурской области — 15; в Магаданской — 9; в Сахалинской области — 14; в Еврейской автономной области — 1; в Чукотском автономном округе — 2 научных организации [4, с. 606].
Исходя из такой ситуации существует несколько подходов к классификации регионов по уровню их экономического развития, в том числе, по инновационному потенциалу и инновационной активности. Минэкономразвития РФ и РАН выделяют 3 группы регионов [5, с.123]:
1) высокоразвитые (опорные) регионы со сложившимся инновационным потенциалом;
2) развивающиеся (формирующиеся) регионы, где инновационный потенциал — один из путей подъема региона;
3) слаборазвитые регионы — привлекают специалистов и используют опыт других.
В программах TACIS [См.: 6] по инвестиционной и инновационной активности регионы России делятся на 7 групп:
1) производственники-потребители — 9;
2) нефтяники-потребители — 7;
3) бедные потребители — 29;
4) богатые инвесторы — 5;
5) бедные инвесторы — 10;
6) шатающиеся — 8;
7) депрессивные — 9.
Все Северо-Восточные регионы по данному подходу относятся к 3 группе — бедные потребители.
В этих условиях необходимо разработать такую концепцию региональной инновационной политики, в результате реализации которой возможно существенно повысить удельный вес организаций, осуществляющих разработку и использование инноваций, долю инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, производительность труда, а также долю высокотехнологичных товаров в экспорте региона.
Механизмом инновационной политики могут служить экономические регуляторы и финансовые инструменты государственной поддержки. Полагаем, что именно региональное законодательство должно быть направлено на стимулирование инновационной деятельности. На первом этапе следует создать нормативную правовую базу региональной инновационной деятельности и, прежде всего, разработать и принять законы об инновационной деятельности в регионе. На втором этапе активизации инновационной политики следует предусмотреть создание условий, стимулирующих инновационную деятельность на Северо-Востоке: ввести льготную арендную плату за использование производственных площадей малыми и средними инновационными предприятиями; уменьшить ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, если выручка от реализации инновационной деятельности составляет более установленного процента от выручки предприятия, и др.
Подобные законы позволят решить ряд задач, связанных с инвестированием финансовых средств и улучшением механизма кредитования инновационных проектов, формированием инновационно-инвестиционного рынка для инвесторов и кредиторов, реализацией средних и крупных наукоемких проектов.
Особое внимание следует уделить инновационному малому предпринимательству, которое должно быть не только федеральным приоритетом, но и приоритетом для региональных и муниципальных органов власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика поддержки малого предпринимательства на Северо-Востоке России должна быть нацелена на создание благоприятных условий для его развития, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект, присущий инновационной экономике.
Основное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Большое значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурса в распределении бюджетных средств.
Механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Одной из главных целей Северо-Восточного региона является рост конкурентоспособности и поддержание высокого уровня жизни людей за счет применения эффективных технологий, инновационных механизмов, постоянного роста квалификации кадров и обеспечения лидирующих позиций на внутреннем и мировом рынках товаров и услуг.
Для определения наиболее существенных направлений регулирующих воздействий необходимо рассмотреть парадигмы функционирования государственных региональных структур, осуществляющих управление бюджетной политикой в стимулировании инноваций. Располагая ресурсами, регион может регулировать использование инвестиций, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов многоканального финансирования инновационной деятельности. Ориентиром для инвесторов должна служить долгосрочная стратегия инновационного пути развития, обеспечивающая получение конкурентоспособных преимуществ, особенно на Северо-Востоке, где климатические факторы, капитало-, энерго- и материалоемкость продукции, удаленность производственных объектов играют особо значимую роль.
В этом регионе России необходимо разработать стратегию сохранения и развития инновационного потенциала по следующим направлениям:
— совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала;
— разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс;
— образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам;
— формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование инновационных процессов и инновационной деятельности;
— разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности;
— разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования.
Составным системообразующим элементом региональной инновационной политики является региональная инновационная программа — комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития экономики региона. Отбор программ должен осуществляется исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики при существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальной новизне и взаимосвязанности проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
Инновационная политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять функции экономической реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала.
Реализация социально ориентированной инновационной политики предопределяет выделение главных приоритетов финансовой и экономической стабилизации, а также ведущие направления развития экономики на основе инновационной стратегии. При этом важно достичь стабильности и бесперебойности финансово-кредитной системы, ускорить ее реорганизацию.
Инвестиционная и бюджетная политики должны способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности. Перспективный финансовый план должен стать основой для формирования ежегодного регионального бюджета, отражающей финансовые последствия принимаемых решений.
Северо-Восточный регион, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, производит малый объем наукоемкой продукции. Число предприятий, осуществляющих инновации, не превышает 9%. Сложившаяся ситуация требует активных действий, направленных на активизацию инновационной деятельности в регионе. Разработка региональной стратегии инновационного развития является на сегодняшний день первоочередной задачей. Концепция инновационного развития региона должна основываться на внутреннем потенциале и поддерживаться на всех уровнях власти, и в первую очередь, посредством финансирования.
В условиях современного кризиса требуется не только повысить эффективность использования бюджетных средств, но и усилить роль других источников финансирования инновационного процесса: кредитных ресурсов коммерческих банков, страховых организаций, внебюджетных фондов, а также зарубежных кредитов и инвестиций. Осуществить это можно лишь при изменении практики хозяйствования. Так, чтобы привлечь коммерческие банки и страховые организации к кредитованию инноваций, целесообразно уменьшить ставки налога на прибыли, получаемые ими от реализации проектов, вдвое, а то и ниже. Кроме того, следует предоставлять льготную ставку рефинансирования в зависимости от доли средств коммерческих банков в финансировании инновационных проектов. Это позволит активизировать банки в кредитовании, заинтересует их в поиске путей кооперации для решения проблемы привлечения значительных сумм на сроки более года.
Определяющим условием финансовой стабильности инновационных предприятий является расширение внутреннего спроса на отечественные научно-технические разработки. Это возможно при увеличении объемов оборотных средств предприятиями, государственных заказов, долгосрочных кредитов коммерческих банков, использования научно-технического и производственного потенциала оборонного комплекса. И все это должно осуществляться при контроле государства и местных органов власти, включая ограничения на рост цен и тарифов при реализации новой продукции на первых этапах ее освоения, когда издержки производства особенно велики.
Механизм регионального регулирования инновационных процессов территорий России должен основываться преимущественно на экономических формах и методах, посредством которых органы регионального управления могут оказывать воздействия на хозяйственную среду и сочетать федеральный и региональный уровни государственного управления. Прямая и косвенная государственная поддержка развития инноваций — необходимый элемент постоянного прогресса регионов. Рациональное сочетание прямого и косвенного государственного стимулирования различных инновационных структур предстает как мощный системообразующий фактор в инновационной сфере. Главным фактором, определяющим возможность структурных изменений экономики региона и модернизации ее технологической базы, являются необходимые для этого значительные финансовые средства.
Региональная инновационная политика представляет собой открытую систему, подверженную как внешнему, так и внутреннему воздействию. К основным функциям внешнего воздействия можно отнести федеральную инновационную и научно-техническую политику и законодательство. Функциями внутреннего воздействия создания инноваций в регионе выступают приоритеты развития территорий, региональная инновационная политика и конкретные проекты.
Экономический механизм стимулирования является основным и тесно увязан с различными формами обеспечения регулируемого воздействия.
В рамках принимаемых мер по совершенствованию взаимоотношений между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, основанных на принципах межбюджетных отношений, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, для эффективной региональной политики в стимулировании инноваций необходимо решить следующие вопросы:
— законодательно расширить налоговые полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
— законодательно закрепить до 5% поступлений по налогу на добавленную стоимость за консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации для финансирования инновационных проектов и инновационной деятельности;
— ускорить рассмотрение новой главы Налогового кодекса Российской Федерации об экологическом налоге;
— ускорить разработку и принятие федеральных законов о рентных платежах за пользование природными ресурсами.
Успешная реализация обозначенных мер может создать дополнительные конкурентные преимущества Северо-Восточному региону России, способствовать его инновационному развитию.


Литература
1. Елисеева И.И. Инновационные процессы в Северо-Западном федеральном округе // Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России: Сб. докл. второй межрегион. науч.-практ. конф. / Под ред. Л.П. Совершаевой. — СПб.: Ин-т «Северо-Запад», 2008.
2. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. — 2009. — № 4.
3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Протокол совместного заседания Совета безопасности РФ, президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г. (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр 0 576).
4. Российский статистический ежегодник 2008. Официальное издание. — М., 2009.
5. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика: учебник. — М.: КНОРУС, 2009.
6. Программа сотрудничества ЕС и России (TACIS).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия