Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Хасанова А. Ш.
заведующий кафедрой теории экономических и правовых дисциплин,
проректор Казанского государственного
технического университета им. А.Н.Туполева (КАИ),
профессор, доктор экономических наук


КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(теоретико-методологический аспект)
Анализ теоретических и методологических основ развития конкурентных отношений имеет особое значение для стран, в которых происходят коренные изменения экономической системы. Важнейшая стратегическая задача для них - создание правовых и экономических условий для формирования конкурентной среды, наличие или отсутствие которой означает, в конечном счете, наличие или отсутствие рыночной системы.

Взаимосвязанными сторонами обмена деятельностью в экономике являются отношения соперничества и сотрудничества производителей. Товарный обмен отчуждает соперничество от сотрудничества, индивидуальную сторону взаимодействия от общественной. Конкуренция - это особый исторический тип отношений, в рамках которых взаимодействие хозяйствующих субъектов проявляется непосредственно в качестве личного частного соперничества и опосредованно - в виде общественной зависимости, характеризующей сотрудничество.
Рыночная экономика исторически сформировалась в целостную систему лишь в результате возникновения общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов и обеспечивающих и воспроизводящих гарантии свободы экономической деятельности каждому из субъектов рынка. Конкуренция и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения являются генетическими признаками системы и до тех пор, пока в экономике воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей формы и методы экономического регулирования, рыночная система может функционировать и развиваться. С исчезновением конкурентных начал перестает существовать и целостная рыночная экономика.
Современный этап развития конкурентных отношений в России и других странах СНГ обусловлен рядом существенных факторов. Среди них:
- усложнение взаимной связи субъектов рынка;
- возрастание роли государственных регуляторов рыночной системы;
- монополизация и олигополизация в сфере конкурентных отношений;
- изменение соперничества предпринимателей в связи со значительным ростом издержек, не связанных непосредственно с производством товаров и услуг ("трансакционных" издержек);
- совершенствование ресурсно-факторной структуры производства;
- информатизация в различных секторах общественного производства и т.д.
В настоящее время в мире формируется и развивается рыночная система, основанная на органическом соединении традиционных механизмов рыночного регулирования и научно обоснованного управления из единого экономического центра. Последний начинает выполнять функции интеграции различных форм конкурентных отношений. Но в России при этом приходится преодолевать и сложившийся в течение десятилетий в нашей экономической науке стереотип, заключающийся в негативной трактовке конкурентных отношений и тенденций их развития только как негативных.
Конкурентные отношения, однако, регулируются объективным экономическим законом. Закон конкуренции является "координирующим" - обусловливает реализацию и взаимодействие других законов рыночной экономики, дает ей импульс к саморегулированию и дальнейшему развитию. Можно говорить о существовании общеэкономического закона конкуренции, хотя на каждой стадии общественно-экономического развития проявляется специфическим образом в зависимости от особенностей экономических условий. Закон конкуренции выражает сущностную связь между субъектами рынка по поводу получения основного и дополнительного дохода, соответствующего издержкам (производственным и трансакционным) и развитию индивидуальных и общественных потребностей. Противоположными сторонами в конкуренции выступают стихийные и организующие конкурентных отношений, противоречивое воздействие которых становится источником развития самих этих отношений.
Одной из основных функций конкуренции в современных условиях является содействие ускорению научно-технического прогресса. Речь идет о противоречивом взаимодействии основных регулирующих сил конкурентных отношений - конкуренции и монополизма, иначе говоря, стихийного саморегулирования рынка и организующего воздействия на рынок либо со стороны отдельных производителей, либо их объединений. В отдельных случаях оно может заменяться или дополняться регулирующим воздействием со стороны государства.
Конкуренция, однако, может вызвать и экономические, социальные, экологические и прочие кризисы с непредсказуемыми проблемами для научно-технического прогресса.
Монопольные силы способны ограничивать чрезмерное влияние стихийных сил конкуренции, и содействовать сбалансированному развитию рыночной системы. Но, значительная монополизация также сдерживает научно-технический прогресс и снижает уровень эффективности рыночной экономики.
Эффективной, таким образом, оказывается только такая система взаимодействия противоречивых сил конкурентных отношений, которая в максимальной степени ослабляет отрицательные последствия стихийных конкурентных и монопольных сил, рождает. уравновешивающую тенденцию. к сотрудничеству и партнерству рыночных соперников.
Чрезмерная идеологизация нашей науки не позволяла объективно осмысливать эту тенденцию.
Научно-технический прогресс и вызванные им изменения подталкивают фирмы к совместной разработке и реализации научно-технических проектов и программ, обмену информацией, в том числе с главными рыночными конкурентами.
Например, японские фирмы по производству бытовой электроники СОНИ, ТОШИБА, ПАНАСОНИК, АЙВА и др. используют для своих товаров одни те же торговые марки, каналы сбыта по всему миру, унифицированную общую технологию и систему совместных закупок(1).[i]
Вступление в информационную эпоху означает, что главным условием успеха предпринимателя становится всесторонняя информированность о новейших научных достижениях и их практической реализации, о наиболее эффективных способах организации производства, текущих и перспективных потребностях, о действиях конкурентов.
Столкновение экономических интересов рыночных соперников является следствием только ошибок, обусловленных неправильной информацией или неинформированностью предпринимателя. Австрийский экономист Ф.фон Хайек, утверждает, что конкуренция, распространяя информацию, ведет к согласованности и единству, служит способом сообщить людям, какие варианты их действий являются лучшими и наиболее дешевыми. А потому следует побеспокоиться о том, чтобы такая информация распространялась беспрепятственно.(2)[ii]
Научно-техническая революция в сочетании с новыми формами конкуренции позволяет повысить капиталоотдачу затрат на научные исследования, охватить более обширную их тематику. Например, компания "Дженерал Электрик" заключила с этой целью свыше 100 соглашений, вступив в отношения сотрудничества и с основным рыночным конкурентом - компанией "Вестингауз Электрик". Большим количеством аналогичных соглашений связаны фирмы "IBM", "XEROX", "Дженерал Моторз" и др(3).[iii]
Растет число таких соглашений между фирмами различных стран. Так, расширяются связи между транснациональными корпорациями в полупроводниковой промышленности охватывая более 35 фирм США, Франции, Японии, Нидерландов, Германии, Италии, Великобритании, Австрии и других стран. 20 из них связаны взаимным участием на правах собственников, 25 - субконтрактным лицензированием, 17 имеют соглашения об обмене технологиями. Среди них такие фирмы как "IBM", "Филлипс", "Симменс", "Тошиба", "Мицубиси", и др.
Разумеется, различные страны находятся на различных этапах эволюционного развития конкурентных отношений. Невозможно перешагнуть в более развитую рыночную среду, минуя опыт предыдущего этапа. Только конкурентное поведение, соответствующее эволюционному этапу, на котором находится данная страна, может привести к успеху на рынке. Одним из основополагающих факторов успеха при этом выступает именно всесторонняя информированность.
Интернационализация хозяйства и отношений конкуренции неизбежно приводит к изменениям как хозяйственной политики на национальном рынке, конкурентной стратегии на мировом рынке, так и государственного регулирования при реализации частных целей.


[i] Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. -М.: Дело, 2000.
[ii]См.: Хайек Ф. Дорога к рабству: Пер. с нем. - М.: Республика, 1992. - С..97-99.
[iii]Глазунов В. Технология идей // Наука в России. -2001. -N2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия