Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Крылова М. В.
аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета,
заместитель генерального директора по финансам корпорации «Пентакон»


Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития
В статье раскрывается значение малого и среднего предпринимательства (МСП) на современном этапе развития России. Акцентируется внимание на проблемах, возникающих при функционировании МСП. Рассмотрены меры по стимулированию и поддержанию данного сектора экономики. Приводится статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, малое и среднее предпринимательство (МСП), структура МСП, стимулирование МСП

Стратегической целью государственной политики, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является вхождение России в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, что означает, в том числе, и переход страны на новый инновационный путь экономического развития. В условиях усиления глобальной конкуренции и продолжающегося кризиса производства, сопровождаемого снижением цен на сырье и замедлением темпов роста, вопрос о переходе России на инновационный путь экономического развития становится проблематичным, но не снимается с повестки дня. В свою очередь инновационный путь экономического развития требует от государства создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Проблема развития малого и среднего бизнеса в период перехода от сырьевого к инновационному сценарию развития экономики приобретает особый интерес. Кроме того, в условиях финансового кризиса вопрос развития и поддержки малого и среднего предпринимательства приобретает особое значение, так как именно этот бизнес способен «смягчить» последствия кризиса, обеспечив дополнительную занятость и рост производства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства понимаются «внесенные в единый государственный реестр юридических лиц: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства». Основными критериями отнесения того или иного предприятия к малому и среднему бизнесу являются: во-первых — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале (для юридических лиц — не более 25%); во-вторых — средняя численность работников за предшествующий календарный год (от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий, до ста человек включительно для малых предприятий, кроме того, среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек); в-третьих — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год (микропредприятия — не более 60 млн рублей, малые предприятия — не более 400 млн рублей, средние предприятия — не более 1000 млн рублей).
Значение малого и среднего бизнеса обусловлено тем, что его полноценное развитие является основой по поддержанию здоровой конкуренции внутри страны, а также необходимым условием повышения конкурентоспособности производимых на ее территории товаров и услуг на мировой арене. В условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые и средние предприятия являются важнейшими составляющими конкуренции. Именно малый и средний бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш и новых потребностей. Кроме того, малый и средний бизнес во всех странах традиционно является важнейшей средой изобретения и дельнейшего внедрения инноваций, обеспечивая наряду с крупными компаниями успешное функционирование экономики страны. Особо важную роль субъекты малого и среднего предпринимательства играют в настоящее время, частично поглощая избыточную массу высвободившихся в результате мирового финансового кризиса трудовых ресурсов и обеспечивая дополнительную занятость населения.
Однако для того, чтобы малые и средние предприятия успешно выполняли вышеперечисленные функции, в стране должны быть созданы соответствующие условия. На практике же малый и средний бизнес в России развит слабо и работает неэффективно, о чем свидетельствует текущая структура МСП в стране. Так, в России в 2007 г. по оценке Минэкономразвития Российской Федерации доля малых предприятий в ВВП страны составила лишь 17%. Это в 2–4 раза ниже подобного показателя не только ведущих экономик мира, но и восточноевропейских стран, а также ряда бывших советских республик. (Для сравнения — в Европе малыми и средними предприятиями создается до 70% ВВП, в США — около 40%) [9]. При этом в российском малом бизнесе занято порядка 13% трудоспособного населения, в то время, как в странах Европы этот показатель в среднем составляет 50–70% [5].
Явно нерациональной выглядит и отраслевая структура малого бизнеса в России. На 1 января 2008 года около 71% оборота малого и среднего бизнеса приходилось на долю оптовой и розничной торговли, причем на обрабатывающие производства приходится только порядка 9%, на строительство — 8%, на операции с недвижимым имуществом — 6%, а на наукоемкие инновационные отрасли — лишь 2,5% [10, 7].
Аналогично и структура инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий по видам экономической деятельности. Так, в январе — марте 2009 г. более 3/5 совокупного объема инвестиций приходилось на оптовую и розничную торговлю, строительство и операции с недвижимым имуществом. Инвестиции в основной капитал МСП в промышленности составляли 18,0%, сельского хозяйства — 8,2%, в наукоемких областях — немногим более 1% [2].
Таблица 1
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в млрд руб.
Составлено по: данные Федеральной службы государственной стати­стики (http://www.gks.ru)
Приведенная выше статистика по доле и структуре малого и среднего предпринимательства в России свидетельствует об отсутствии эффективной системы поддержки МСБ в стране и о наличии множества нерешенных проблем, возникающих на пути его развития. Основное, с чем приходится сталкиваться игрокам малого и среднего бизнеса — это, в первую очередь, недостаточное и неэффективное правовое регулирование в сфере МСП, а также сложность и дороговизна получения банковских кредитов и недоступность альтернативных источников внешнего финансирования. Так, главным источником финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является собственная прибыль — 61%, средства учредителей составляют 23%, а кредиты банков — лишь 16% [9]. Здесь стоит отметить, что большинство кредитов малым и средним предприятиям предоставляются на короткие сроки (более 83% кредитов выданы на срок до 1 года). В свою очередь это ограничивает сферу применения денежных ресурсов отраслями с коротким сроком оборачиваемости и высокой нормой прибыли, которая будет являться достаточной для покрытия больших прямых и косвенных расходов субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, более 60% всех кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, приходится на предприятия, занимающиеся торговлей [9].
Согласно заявленному курсу инновационного развития страны правительство Российской Федерации уже начало осуществлять комплекс мер, направленных на поддержание малого и среднего предпринимательства и улучшения условий его функционирования с целью изменения отраслевой структуры и структуры финансирования МСП. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано осознанием значения предприятий малого и среднего бизнеса как одного из важнейших резервов роста национальной экономики, что является особенно актуальным в условиях мирового финансового кризиса.
Меры правительства РФ по улучшению положения предприятий микро-, малого и среднего бизнеса коснулись разных аспектов их деятельности и могут быть условно разделены на три блока: меры в области финансового и налогового стимулирования, меры имущественно-инфраструктурной поддержки и меры по снижению административного давления.
Одной из ключевых мер по поддержанию малого и среднего бизнеса в области финансового и налогового стимулирования явилось расширение порога для перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения с годового дохода в 30 млн руб. до 60 млн руб. (ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ). Данная мера позволит увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий. В этой связи субъектам Российской Федерации с 2009 г. было предоставлено право устанавливать пониженную ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне с 15 до 5% (ранее существовала единая ставка в 15%). Тем не менее, минимальная процентная ставка действует в настоящее время лишь в семи субъектах Российской Федерации (Кемеровской, Псковской, Липецкой, Смоленской, Ростовской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе), тогда как в других субъектах региональные власти пока активно не продвигают эту инициативу, не желая терять дополнительный доход.
С расширением порога перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения, начиная с 1 января 2010 г. единый социальный налог заменяется на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26%, 5,1%; в фонды обязательного медицинского страхования и 2,9%; в фонд социального страхования (на доходы работника, превышающие 415 тыс. руб. в год, взносы начисляться не будут). Таким образом, общий размер ставок страховых тарифов увеличивается с текущих 26% до 34% [11]. Это, в свою очередь, имеет своим прямым следствием увеличение налоговой нагрузки на предприятия в сфере малого и среднего бизнеса, что будет особенно чувствительно в контексте современных кризисных явлений в национальной экономике. Здесь стоит отметить, что в связи с таким увеличением налоговой нагрузки на МСП правительство РФ вводит переходный период в течение всего 2010 г. В течение 2010 г. страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ и фонды медицинского и социального страхования будут уплачиваться по действующим в настоящее время тарифам, а новые тарифы страховых взносов должны вступить в силу с 1 января 2011 г.
В конце июня принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»«. Согласно данному закону у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера поможет сократить расходы в первую очередь микро- и малых предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.
Что же касается мер по поддержанию малого и среднего бизнеса непосредственно в области финансового стимулирования, то здесь можно отметить следующее: увеличение объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд рублей и увеличение срока выдаваемых кредитов. Кроме того, дополнительно планируется финансировать различные бизнес-инкубаторы, деловые центры, образовательные учреждения и прочие организации, оказывающие малому и среднему бизнесу имущественную и другие виды поддержки.
Утверждено дополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд рублей, принято решение выделить еще 15 млрд рублей на эти цели [2]. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20–30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование МСБ протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса.
В части мер имущественно-инфраструктурной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно выделить следующие. Во-первых, упрощается доступ малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу: с 5% до 2% снижаются требования по обеспечению заявки на участие малых предприятий в конкурсах и аукционах, что позволит малому бизнесу сэкономить около 24 млрд руб. в год; открыты 3 электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов — при правительстве Москвы, правительстве Татарстана и Сбербанке РФ — с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5 — 7, что призвано обеспечить более прозрачный и открытый доступ предпринимателей к торгам [6]. Должна заработать обязательная квота на закупки для малого и среднего предпринимательства при проведении аукциона, которая распространяется теперь не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков.
Во-вторых, правительством Российской Федерации было подписано постановление о совершенствовании порядка подключения к электросетям, которое предусматривает установление упрощенной процедуры льготных тарифов за присоединение. Так, при подключении мощности до 100 кВт можно будет внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости услуги с правом выплаты оставшейся суммы с беспроцентной рассрочкой в течение 3 лет. При этом подключение должно быть осуществлено в течение полугода.
К мерам по снижению административного давления на малые и средние предприятия относится вступивший в силу с 1 июля 2009 года новый Федеральный закон (ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)»). В соответствии с ним закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности.
Несмотря на довольно внушительный список мер, осуществляемых правительством Российской Федерации по поддержание малого и среднего бизнеса, среди них отсутствуют наиболее востребованные и необходимые для инновационного пути развития России меры, направленные на содействие модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий. Это существенно замедляет заявленного в Концепции переходу страны на инновационный путь развития.
Современный мировой экономический кризис показал слабость экономической политики России, ограниченность и отсталость источников поступления денежных средств в бюджет страны. Несмотря на все заявленные в последние годы усилия, направленные на поддержание и стимулирование отечественного производства, российский бизнес за малым исключением до сих пор не изобретает и не создает необходимую конкурентоспособную продукцию и технологии. Громоздкие и неповоротливые государственные компании работают с крайне низкой производительностью и энергоэффективностью, без применения современных инновационных решений, что не позволяет увеличить свое влияние России на уровне глобальных экономических процессов. В сложившейся ситуации именно малые и средние предприятия обладают тем огромным потенциалом развития, который в условиях все накаляющейся конкуренции экономик мировых держав, жизненно важен РФ. МСП в России — это предприятия, работающие в основном на современной технике, с применением новых интеллектуальных систем и ресурсов, на новых информационных базах, способные стать локомотивом модернизации в стране. Малый и средний бизнес более гибок и быстрее реагирует на возникновение новых рыночных потребностей, изобретая новые универсальные знания или совершенствуя уже существующие. Однако для того, чтобы малые и средние предприятия заработали с полной силой, заняли значительное место в структуре российской экономике и вышли на качественно новый уровень, важно своевременно и полно планировать и реализовывать меры по их поддержанию.


Литература
1. Гайдар Е., Синельников-Мурылев С., Главацкая Н. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы // Институт экономики переходного периода. 2009 // http://www.iet.ru/ru/rossiiskaya-ekonomika-v-2008-godu-tendencii-i-perspektivy-vypusk-30-2.html
2. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков. 26.08.2009 // http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // http://www.kremlin.ru
4. Малое предпринимательство в России, 2008 г. // http://www.gks.ru
5. Необходимость и направления развития господдержки среднего бизнеса в России // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». 15.12.2009 // http://www.deloros.ru/main.php?mid=22&doc=19101
6. Правительство жертвует 100 миллиардами рублей для поддержки малого бизнеса // Агентство экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС». 22.04.2009 // http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7B434FD7B5-E49D-492A-9824-34AD92FF91CF%7D.uif
7. Статистическое обозрение — 2008 г. // http://www.gks.ru
8. Статистическое обозрение — 2009 г. // http://www.gks.ru
9. Финансовая и гарантийная поддержка развития малого и среднего предпринимательства // Российский Банк Развития // http://www.rosbr.ru/files//Doc1.doc
10. Шаповалов А. Малый бизнес осваивает ресурсы Эльвиры Набуллиной // Коммерсантъ. — 2008. — № 30 (26 февр.)
11. В настоящее время по общему правилу (т.е. при годовом доходе работника в размере до 280 тыс. руб.) суммарный размер социальных отчислений в результате уплаты единого социального налога составляет 26%, их них: 14% — на обязательное пенсионное страхование; 6% — для финансирования выплат базовой части трудовой пенсии; 3,1% — в фонд обязательного медицин­ского страхования; 2,9% — в фонд социального страхования.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия