Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Шнякина Ю. Р.
доцент кафедры экономики, организации и коммерческой деятельности Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти),
кандидат экономических наук


Проблемы регионального управления развитием потребительского рынка товаров и услуг
Статья посвящена анализу проблем функционирования и развития потребительского рынка товаров и услуг. Предложена концепция управления развитием регионального потребительского рынка в современных условиях
Ключевые слова: потребительский рынок товаров и услуг, функции потребительского рынка региона

Товары и услуги — важнейший социально-экономический критерий оценки экономического развития страны и благосостояния ее населения. В условиях рыночной экономики товары и услуги реализуются и воспроизводятся на рынке потребления [1]. Последствия мирового финансового кризиса оказали влияние на развитие потребительского рынка страны в 2009 г. На фоне замедления роста реальных располагаемых денежных доходов и достаточно высоких темпов инфляции на потребительском рынке с начала года происходило снижение покупательского спроса населения и, как следствие, сокращение оборота розничной торговли и платных услуг населению.
Вместе с тем потребительский рынок продолжает оказывать определяющее влияние на уровень общеэкономической ситуации в стране. За I полугодие 2009 г. деятельность торговли (оптовая, розничная, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) обеспечила 20,8% валового внутреннего продукта (I полугодие 2008 — 20,9%), превосходя все остальные виды экономической деятельности. Помимо ценовой составляющей на динамику оборота существенное влияние оказывает уровень жизни населения и прежде всего денежные доходы. В январе-сентябре 2009 г. объем денежных доходов населения сложился в размере 20 102,3 млрд руб. и увеличился на 10,4% по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. Населением израсходовано средств на покупку товаров и оплату услуг 14 236,4 млрд руб., что на 6,0% больше, чем в январе-сентябре 2008 г., при существенном росте сбережений граждан в 2 раза. Изменения в поведении населения по использованию доходов отразились на структуре их использования. Сократилась доля потребительских расходов и значительно возросла доля сбережений. Так, за январь — сентябрь 2009 г. доля потребительских расходов составила 70,8% всех денежных доходов населения, из них расходы на покупку товаров — 54,6% (январь- сентябрь 2008 г. соответственно — 73,7% и 57,3%), доля сбережений — 13,0%, что в 1,8 раза выше, чем в январе-сентябре 2008 г. (7,2%). Складывающаяся ситуация оказала влияние как на динамику продаж товаров продовольственной и непродовольственной групп, так и на изменение товарной структуры оборота розничной торговли.
Потребительский рынок страны является совокупностью региональных потребительских рынков, сбалансированность и комплексное развитие которых обусловливают качественно новое состояние экономики, как региона, так и страны в целом.
Региональный потребительский рынок — это система территориальной организации сферы обращения, обеспечивающая на основе товарно-денежных отношений удовлетворение потребностей населения при возмещении затрат и получении прибыли предпринимателями (продавцами товаров и исполнителями услуг) и включающая в себя три сегмента: рынок продовольственных товаров; рынок непродовольственных товаров; рынок потребительских услуг.
В современных условиях потребительский рынок выполняет ряд функций:
— посредническую, посредством которой обеспечивается взаимодействие продавцов и покупателей, а также согласование экономических интересов контрагентов с целью обмена результатами труда;
— сбалансированности спроса и предложения — устанавливающую количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
— сигнальную — с помощью, которой производитель получает сигнал о том, что, в каком объеме и какой структуре следует производить, а потребитель — какой товар определенного количества и качества способен удовлетворить его потребность;
— ценообразующую — определяющую уровень цен и пропорции между ценами на различные товары;
— распределительную — обусловливающую распределение потребительских товаров и услуг между разными социальными группами населения;
— интегрирующую — обеспечивающую участие регионального хозяйства в межрегиональных торгово-экономических связях, включаясь, таким образом, в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
Потребительский рынок — это особая сфера экономики региона, представляющая собой достаточно сложную, разнородную и открытую социально-экономическую систему, состоящую из различных элементов с явно выраженными локальными свойствами. Несмотря на разнородность и обилие отраслей, входящих в данную систему, все они объединены общей целью — удовлетворению постоянно растущих и изменяющихся потребностей населения путем предоставления широкого спектра разнообразных товаров и услуг высокого качества и достойной культуры обслуживания. Функционирование регионального потребительского рынка как системы, является нормальным лишь в случае органического и гармоничного взаимодействия всех его элементов, несмотря на то, что каждый из них играет самостоятельную роль в реализации целей системы. Основной целью функционирования данного рынка является развитие соответствующей территории, повышение качества и уровня жизни местного населения. Именно, по состоянию потребительского рынка судят о социально-экономическом развитии региона и в целом страны. В свою очередь, положительная динамика показателей уровня жизни населения, является одним из основных факторов, влияющих на развитие регионального рынка потребительских товаров и услуг.
Отличительными характеристиками регионального потребительского рынка в современных условиях являются:
увеличение доли услуг в структуре валового регионального продукта;
широкая номенклатура предоставляемых товаров и услуг;
выраженная сегментация по территориальному и социальному признакам;
динамичный характер спроса и предложения на потребительском рынке;
высокая социальная значимость большой части отраслей сферы услуг.
Кроме того, региональный потребительский рынок имеет, как правило, выраженный местный характер деятельности. Предприятия, функционирующие на потребительском рынке, создаются, в первую очередь, для удовлетворения потребностей населения, привязаны к местным проблемам и нацелены на достижение конкретных целей. В свою очередь, деятельность предприятий потребительского сектора зависит от разнообразных факторов местного значения: величины территории, социально-демографических изменений в структуре населения, его платежеспособного спроса, изменений потребительских предпочтений, наличия и состояния отраслей реального сектора экономики, природно-климатических условий и т.п.
В условиях активизации процессов функционирования и развития регионального потребительского рынка, более актуальными и значимыми становятся вопросы оптимизации структуры и пространственной организации региональной сети предприятий. Рационально организованная деятельность торговых организаций и предприятий сферы услуг способствует удовлетворению спроса на потребительские товары и услуги; экономии времени на приобретение товаров и их потребление. Решение вопроса оптимизации и рационализации требует сбора, систематизации и анализа больших объемов информации, определения местных и адаптации существующих нормативных характеристик и прогнозных параметров развития потребительского рынка. Такой подход в перспективе позволяет:
оптимизировать размещение предприятий на территории региона;
усилить социальную направленность предоставляемых услуг;
способствовать распространению предприятий современных форматов, внедрению инновационных технологий и методов работы;
повысить качество обслуживания жителей региона;
повысить имидж региона в масштабах области, страны и мира в целом;
обеспечить стабильность налоговых поступлений в данной сфере деятельности.
Функционирование и развитие регионального потребительского рынка должны строиться на комплексном подходе, ориентированном на установление партнерских отношений между участниками рынка. Наличие на рынке разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка достаточно сложной [1]. В целях обеспечения взаимодействия, необходима согласованная деятельность региональных органов власти и хозяйствующих субъектов на данном рынке, направленная на всесторонний учет экономических интересов субъектов и согласованность системы региональных рыночных отношений. Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и региональной исполнительной власти должны рассматриваться как взаимовыгодные, а региональные налоги могут послужить эффективным средством их поддержания. Располагая налоговыми поступлениями, региональные органы власти обеспечивают развитие региональной инфраструктуры, необходимой для функционирования и развития хозяйствующих субъектов, охрану окружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения [2].
Сбалансированное и устойчивое развитие потребительского рынка региона невозможно без управленческого воздействия региональных органов власти и влияния общественных организаций, направленных на многочисленные рыночные процессы и операции, происходящие в сфере обращения. В настоящее время потребительские рынки функционируют и развиваются в отсутствие единого системного управления со стороны региональных органов власти. Это приводит к негативным последствиям, связанным с нарушением воспроизводства товарных и денежных ресурсов в регионе.
Одной из основных функций управления развитием регионального потребительского рынка является функция регулирования отношений участников и обеспечения баланса их интересов. Отношения между участниками потребительского рынка регулируются Гражданским кодексом, федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. К основным участникам регионального потребительского рынка следует отнести органы исполнительной власти, предпринимателей (продавцов товаров и исполнителей услуг), потребителей (покупателей), общественные организации [1].
Совместные усилия следует направить на реализацию имеющегося потенциала соответствующей территории. В настоящее время, этот потенциал не востребован в силу ряда причин. Одним из сдерживающих факторов является наличие у всех участников рынка своих собственных инструментов регулирования рассматриваемых отношений. Так, в некоммерческом секторе действуют структуры, миссия которых — защита интересов потребителей (различные союзы, федерации и фонды). В этом же секторе оперируют структуры, отражающие интересы производителей товаров и услуг (союзы промышленников, ассоциации банков и производителей). Зачастую их интересы прямо противоположны. Кроме того, в самом коммерческом секторе на каждом предприятии и организации действует система управления, регулирующая процессы производства и реализации продукции, работ, услуг. Население региона, составляющее основную массу потребителей и покупателей, имеет возможности регулирования потребления, связанные с уровнем доходов. А на самом потребительском рынке отношения регулируются платежеспособным спросом и предложением товаров и услуг. Вместе с тем, все эти субъекты руководствуются своими интересами и в результате, как правило, побеждает интерес сильного, т.е. того, кто может установить свои правила, тарифы и цены. Это неизбежно ведет к нарушению эквивалентных обменов — основы устойчивых и справедливых рыночных отношений. Для устойчивого развития и регулирования деятельности потребительского рынка товаров и услуг необходимо создать и поддерживать единое правовое и информационное пространство. Заметим, что в структуре региональных органов управления имеются специализированные подразделения по защите прав потребителей, координации и управлению деятельности регионального рынка товаров и услуг. К сожалению, основное внимание региональных управленческих структур направлено на защиту прав потребителей и на разрешительно-фиксальную работу с предпринимателями. Роль органов исполнительной власти в регулировании устойчивой деятельности потребительского рынка будет повышаться по мере развития процессов демократизации общества и либерализации экономики в связи с возрастанием роли региональной экономики и усилением принципов самоуправления.
Основной целью регионального регулирования рынка является обеспечение соблюдения интересов субъектов потребительского рынка посредством методов прямого и косвенного воздействия исполнительных органов на процессы, протекающие на нем.
В условиях, когда в регионе действует множество хозяйствующих субъектов различных форм собственности, каждый из которых руководствуется своими экономическими интересами, оптимальным вариантом управления процессами в сфере обращения становятся инструменты косвенного воздействия. Косвенное воздействие на экономические интересы субъектов региональных потребительских рынков осуществляется с помощью таких инструментов, как налоги, кредиты, субвенции, позволяющих без прямого вмешательства создать благоприятные условия для функционирования и развития потребительского рынка в соответствующем регионе.
В целях упорядочения методов регионального регулирования можно использовать классификацию по таким признакам, как характер воздействия, способ и масштабы воздействия, сроки регулирования. Так, согласно характеру воздействия, возможно разграничить формы опосредованного и непосредственного воздействия исполнительных органов на протекающие и формирующиеся хозяйственные процессы, а, следовательно, повысить эффективность его участия в развитии рынка потребительских товаров и услуг.
В современных условиях, для повышения эффективности функционирования и развития потребительского рынка и наиболее полной реализации его потенциала необходимы разработка и внедрение концепции управления развитием регионального потребительского рынка товаров и услуг.
В определении концептуальных основ управления развитием потребительского рынка региона важна выработка системы принципов, которые должны отражать наиболее существенные, объективно необходимые закономерности и взаимосвязи, возникающие в процессе развития регионального потребительского рынка. Реализация таких принципов позволит значительно повысить эффективность управляющего воздействия, направленного на многочисленные рыночные процессы.
Объективная необходимость разработки концепции управления обусловлена также современными структурными особенностями регионального потребительского рынка товаров и услуг и изменением платежеспособного спроса на данном рынке. Системообразующие основы управления, структура и содержание концепции представлены на рис. 1.


Литература
1. Белов Г.В., Белова Г.Б. Товары и услуги на потребительском рынке.- М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.
2. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2005.
3. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.
4. Пациорковский В.В. Рынок потребительских услуг. — М.: ИСЭПН РАН, 2006.
5. Самарская область: от индустриальной к постиндустриальной экономике / Под ред. А.В. Полетаева. — М.: ТЕИС, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия