Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Шлычков В. В.
заведующий кафедрой инженерного менеджмента Казанского государственного энергетического университета,
доктор экономических наук

Назарова Н. А.
аспирант кафедры инженерного менеджмента Казанского государственного энергетического университета

Перекрестное субсидирование в тепло- и электроэнергетике
В статье приводятся результаты аналитического исследования действующей системы ценообразования в энергетике, рассматриваются причины возникновения перекрестного субсидирования и анализируются последствия для экономики предприятий и субъектов РФ
Ключевые слова: система ценообразования, тариф, перекрестное субсидирование, рынок теплоэнергии, рынок электроэнергии, тарифная диспропорция, энергозатраты, группа потребителей

В октябре 2009 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., которая включает в себя комплекс мер по модернизации и повышению эффективности топливно-энергетического комплекса, обеспечению национальной энергетической безопасности и формированию полноценных энергетических рынков. Практическая реализация стратегии затронет интересы всех без исключения хозяйствующих субъектов, независимо от их роли и конкретного вклада в ВВП, так как производственный процесс в современных условиях невозможен без энергетического обеспечения, а применяемые технологии по-прежнему остаются весьма энергозатратными. Тарифы на потребляемые энергетические ресурсы для реального сектора экономики существенно влияют на цену произведенного продукта, объем издержек, а в конечном итоге на конкурентоспособность и экономическую надежность самих предприятий. Принятая стратегия признает, что рост тарифов на энергоносители будет продолжаться и это неизбежно приведет к увеличению стоимости всей национальной экономики. Большинство ученых и экспертов сегодня выступают за усиление роли государства в регулировании процессов функционирования и развития энергетической отрасли, выдвигая задачу по установлению экономически обоснованных тарифов на энергоресурсы для всех групп потребителей, с последующим оказанием адресной помощи отдельным субъектам экономической деятельности.
Сложившаяся в настоящее время система ценообразования в электро- и теплоэнергетике Российской Федерации не отвечает этим требованиям и характеризуется наличием искусственно созданной тарифной диспропорцией — перекрестным субсидированием [1]. Оно посредованно, через результаты тарифного регулирования, влияет на экономическое состояние хозяйствующих субъектов. В условиях развития конкурентных рыночных отношений, в которые вовлечены все компании энергетической отрасли, перекрестное субсидирование не может быть продолжительным явлением. Его пытаются ликвидировать, начиная с 1997 г., однако оно не только растет в суммарном выражении, но и видоизменяется, принимая все новые формы.
Перекрестное субсидирование применяется органами исполнительной власти в процессе государственного регулирования тарифов, вследствие чего для отдельных потребителей устанавливаются цены на электрическую и тепловую энергию выше уровня предельных издержек (доноры), с тем, чтобы для других групп потребителей можно было бы установить эти тарифы ниже предельных издержек (реципиенты).
Проблема перекрестного субсидирования появилась в энергетике России с того момента, когда было нарушено, действующее в СССР, «классическое» соотношение 4 и 2 копейки за 1 кВт/час, которые платили соответственно население и промышленные, а также приравненные к ним, потребители за потребленную ими электрическую энергию. Такие тарифы отражали средневзвешенные, реальные издержки предприятий отрасли, участвующих в процессе производства, передачи, распределения и поставки электрической энергии до конечных потребителей. В период экономического спада начала 90-х гг. прошлого века, действующее в то время «либеральное» Правительство РФ, не имея в бюджете достаточных средств для дотирования энергетической сферы, пошло по пути отказа от соотношения «четырех к двум» и в результате тарифы для промышленных и приравненных к ним потребителей начали расти более быстрыми темпами, чем тарифы для населения (рис. 1).


Литература
1. Основы функционирования рынков электроэнергетики / Под ред. Л.В. Ширяевой. — М.: ЗАО «УК КЭУ» 2009.
2. Экономика и управление в современной электроэнергетике России /Под ред. А.Б. Чубайса, Е.В. Аметистова, Ю.А. Удальцова, Я.М. Уринсона. — М.: НП «КОНЦ ЕЭС», 2009.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 г. № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.
4. Методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) на розничном (потребительском) рынке Российской Федерации /Утверждены приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. №20-э/2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия