Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Левченко Т. П.
профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Сочинского государственного университета туризма и курортного дела,
доктор экономических наук

Баранова А. Ю.
старший преподаватель кафедры мировой экономики Сочинского государственного университета туризма и курортного дела,
кандидат экономических наук


Экономические основы управления организациями индустрии гостеприимства
В статье рассмотрены экономические составляющие индустрии гостеприимства, эффективное управление которыми позволит решить ряд экономических и социальных проблем региона
Ключевые слова: услуги, индустрия гостеприимства, управление, методы ценообразования, туризм

Услуги индустрии гостеприимства, как и любые другие услуги, формируются на туристском рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос на услуги индустрии гостеприимства формируется под воздействием следующих факторов: потребности рекреантов в лечении и отдыхе; финансовые возможности рекреантов; наличие соответствующего качества предоставляемых услуг; наличие аттракторов на территории курорта; развитие делового туризма.
Предложение на услуги индустрии гостеприимства формируется под воздействием факторов: емкость размещения; ценовая политика предпринимательских структур индустрии гостеприимства; государственное регулирование ценообразования услуг санаторно-курортных организаций через фиксированные размеры дотаций на путевки; наличие финансовых, трудовых, лечебных и инвестиционных ресурсов; структура издержек; экономическая политика органов власти; научно-техническое и материальное оснащение; уровень управления и контроля, позволяющие оперативно отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры и сократить риски.
Экономическая специфика индустрии гостеприимства заключается в том, что отдыхающие тратят деньги не только непосредственно на лечение и отдых, но и на товары и услуги организаций других отраслей (услуги транспорта, мобильной связи, турфирм, покупка товаров широкого потребления). В связи с этим расходы на услуги индустрии гостеприимства подразделяются на прямые (оплата услуг индустрии гостеприимства) и косвенные (приобретение других товаров и услуг при нахождении на курорте).
По времени осуществления расходы отдыхающих подразделяются на: предшествующие затраты (покупка проездных билетов, соответствующей одежды и обуви для поездки, приобретение страховки, оплата туристской путевки); текущие затраты (расходы, осуществляемые на территории курорта); затраты будущего потребления (расходы, связанные с покупкой сувениров, спортивных снаряжений, приобретение литературы в период конференций).
Для экономики курорта больше интересны затраты текущего и будущего потребления; для регионов, где проживают отдыхающие, — затраты, которые предшествуют поездке. Исходя из ограниченности сбережений рекреантов следует то, что чем больше они потратят денег до поездки, тем меньше после поездки и на территории курорта. Сократить предшествующие расходы отдыхающих можно за счет отказа от услуг турфирм, если руководителям предпринимательских структур индустрии гостеприимства наладить контакты по привлечению рекреантов с их работодателями.
Приобрести услугу индустрии гостеприимства можно, вступив в определенные экономические отношения как непосредственно с производителями этих услуг (организации индустрии гостеприимства), так и с предприятиями, реализующими турпродукт (туроператоры, турагенты), то есть на «рынке туристских услуг».
Существует несколько точек зрения на рынок туристских услуг [2, 8, 9]. В современной литературе не существует понятия «рынок индустрии гостеприимства». Но теоретически можно представить, что в отличие от рынка туристских услуг особенностью рынка индустрии гостеприимства является то, что в роли продавцов выступают не туроператораторы и турагенты, а исключительно организации — исполнители, которые помимо услуг проживания, лечения, досуга и питания, предлагают сегодня услуги бронирования билетов, экскурсионные услуги, развлекательные и т.д.
Необходимо обратить внимание на двойственную сущность функционирования рынка индустрии гостеприимства. С одной стороны, ему присущ механизм взаимосвязи спроса и предложения, а с другой стороны, стимулом продавцов услуг является конкуренция. Причем механизм спроса и предложения и механизм конкуренции теснейшим образом связаны с ценой (рис.1).


Литература
1. Абрамова Т.В. Основы и механизм управления развитием курортно-туристского комплекса России: дисс... к.э.н. — М., 2004. — 168 с.
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
3. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма: Учеб. пособ. — М: Академия, 2007. — 192 с.
4. Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона: дисс...д.э.н. — СПб, 2009. — 334 с.
5. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб: Издат. дом «Герда», 2007. — 464 с.
6. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма: Учеб. пособ. / Под общей ред. А.П. Дуровича и др. — М.: Новое знание, 2003. — 632 с.
7. Ельмеев В.Я. Трудовая теория потребительской стоимости и маржинализм // Актуальные проблемы экономической теории и практики: Сб.статей / Авт.кол.: Г.С.Вечканов, С.Г. Ковалев, Л.М. Чистов и др. — СПб.: Астерион, 2003. — С.59–78.
8. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: справочник. — М: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
9. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособ. — М.: Кнорус, 2008. — 256 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия