Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лобанова Е. Э.
доцент Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат экономических наук

Вострова Е. И.
старший преподаватель Сибирского государственного технологического университета (г. Красноярск)

Рынки услуг профессионального образования и труда современной России: тенденции развития, проблемы взаимодействия
Статья содержит аналитический обзор основных тенденций и перспектив развития рынка услуг профессионального образования, государственной политики и ситуации в образовательной сфере рыночной России. Рассмотрены основные тенденции формирования и развития рынка труда России с момента формирования рыночных основ. Исследованы основные аспекты взаимодействия рынка услуг профессионального образования и рынка труда современной России, выявлены основные моменты дисбаланса этого взаимодействия и предложена авторская позиция по механизму его устранения
Ключевые слова: демографическая ситуация, рынок труда, рынок услуг профессионального образования, учреждение профессионального образования, выпускник, образовательная услуга

Для функционирования и перспектив развития любого общества особое значение имеют сбалансированные процессы воспроизводства субъекта трудовой сферы. Правильное прохождение субъектом труда таких фаз воспроизводственного процесса как подготовка, распределение (обмен) и использование обеспечивает поступательное развитие страны. Непосредственное формирование профессиональных качественных параметров субъекта труда осуществляется на рынке услуг профессионального образования, а реализация их через фазы распределения (обмена) осуществляется на внешнем рынке труда с последующим переходом в фазу использования на внутреннем рынке труда (на микро-уровне). Условия эффективного протекания всех этих процессов в значительной мере определяются тенденциями функционирования рынка услуг профессионального образования (РУПО) и рынка труда (РТ), спецификой их взаимодействия.
Основу формирования субъекта труда составляет население страны, ее количественные и качественные параметры, тенденции развития. Численность населения России к моменту перехода страны к рыночным отношениям составляла 147,4 млн чел. (1989 г.). Сформированные в 60-х, 80-х и 90-х годах негативные демографические тенденции, не обеспечивающие уже простого воспроизводства населения России, по истечении десятков лет стали приносить свои отрицательные результаты, сказывающиеся на ухудшении динамики численности населения страны. Переход России к новой социально-экономической формации сопровождался различными проявлениями социально-экономического кризиса и завершил переход России к состоянию выраженной депопуляции. Несмотря на некоторые «всплески» роста численности в первые годы рыночной экономики, что в большой степени было связано с положительным сальдо миграции, численность населения стала неуклонно снижаться (за счет снижения рождаемости, роста смертности, сокращения продолжительности жизни). Только за период между двумя переписями с 1989 г. по 2002 г. население России сократилось на 1,8 млн чел. Динамика численности населения рыночной России демонстрирует постоянную тенденцию значительного сокращения (с 1995 г.) и составляет в настоящее время величину близкую к 142 млн чел. (более точные данные будут получены по результатам переписи населения 2010 г.). По данным Росстата неблагоприятную демографическую ситуацию в России усугубляет тенденция старения населения, а, следовательно, и снижение качественных параметров субъекта труда [1, с.87]. Анализ статистических данных приводит к неутешительным выводам: за период с 1990 г. по 2007 г. численность населения сократилась на 5,444 млн чел. (темп снижения составил 3,7%); доля лиц моложе трудоспособного возраста (в данном случае нижняя граница трудоспособного возраста — 16 лет) снизилась с 24,45% до 15,97% (темп снижения составил 37,1%), вызвав сокращение численности в абсолютных значениях на 13,383 млн чел.; за этот же период доля лиц старше трудоспособного возраста выросла с 18,7% до 20,64% (темп прироста составил 6,3%), вызвав увеличение в абсолютных значениях на 1,73 млн чел.; доля населения в трудоспособном возрасте также увеличилась с 56,85% до 63,39% при абсолютном росте этой категории населения на 6,209 млн чел. (темп прироста составил 7,4%). Такие тенденции не могли не отразиться на функционировании РУПО и РТ, вызывая значительные диспропорции в их развитии.
Для развития РУПО важным фактором демографического параметра является распределение подростковых и молодежных групп в населении, так как именно эти, сложившиеся десятилетиями ранее, пропорции достижения потенциального субъекта труда трудоспособного возраста, возраста завершения общего среднего и общего полного образования определяют спрос на РУПО в определенные временные интервалы. Регулирование развития РУПО без учета этого фактора неуклонно будет приводить к нерациональным параметрам развития и необоснованным издержкам фазы подготовки в воспроизводственном процессе субъекта труда. Динамика рождаемости в определенные периоды времени России, особенно в последнее десятилетие советского строя и в годы рыночных преобразований определила неравномерность прохождения населением различных возрастных групп молодого возраста в конкретные временные периоды [1, с.95]. Выход на РУПО в 1990 г. достаточно большой численности (по сравнению с предыдущими периодами) контингента населения (10,136 млн чел.) и заложенная тенденция к формированию численности этой же возрастной группы к 1996 г. (численность населения в возрасте 10–14 лет в 1990 г. составляла 10,697 млн чел.) обозначили значительные параметры спроса на формирующемся РУПО реформируемой России. Значительные контингенты родившихся в 1982–1986 гг. обеспечили существенный рост подростков 10–14 лет в 1996 г. (12,984 млн чел.), заложив последующие пропорции роста выхода на РУПО абитуриентов УПО в 2002 г.
Ежегодный прирост возрастной группы населения (15–19 лет) в рыночной России продолжался до 2003 г., затем началось неуклонное ежегодное сокращение убыстряющимися темпами (если в 2004 г. по сравнению с 2003 г. сокращение этой возрастной категории составило 0,217 млн чел., то в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом — уже 0,737 млн чел.). Всего с 2004 по 2007 гг. общее сокращение потенциальных абитуриентов учреждений профессионального образования (УПО) составило 1,708 млн чел., тогда как прирост абитуриентов за счет демографического фактора с 1990 г. по 2003 г. составил 2,53 млн чел. Динамика изменения контингента населения в возрасте 10–14 лет в современной России содержит более выраженную тенденцию к нарастанию проблем формирования субъекта труда в связи с демографическим кризисом. Данная возрастная группа увеличивалась лишь до 1996 г., достигнув максимальной величины (12,084 млн чел.), затем прослеживается постоянное ежегодное сокращение численности этой возрастной группы. Всего в рыночной России прирост этой категории населения за счет демографического фактора составил за период с 1990 г. по 1996 г. 1,382 млн чел., суммарное же снижение за период с 1996 г. по 2007 г. составило величину в 3,5 раз большую (4,801 млн чел.).
Так как выпускники общеобразовательных школ 9-х и 11-х классов являются потенциальными абитуриентами учреждений профессионального образования (УПО), а также выпускники учреждений начального профессионального образования (УНПО) и учреждений среднего профессионального образования (УСПО) также могут являться потенциальными абитуриентами вузов, то целесообразным представляется проследить динамику выпуска из общеобразовательных учреждений и УНПО, УСПО. При построении графика, изображенного на рис. 1, использовались данные, представленные на Web-портале «Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России» [2].


Литература
1. Российский статистический ежегодник 2007 / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). — М.,2007. — 825 с.
2. Федеральный информационный ресурс — Web-портал «Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://labourmarket.ru
3. Россия в цифрах.2009: Крат.стат.сб. / Росстат — М., 2009. — 527 с.
4. Кирсанова Я. В финансах начался естественный отбор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2008/10/09/773600.shtml
5. Сайт государственной службы федеральной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru
6. РБК daily. — 2009. — 17 марта.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия