Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Вибе О. В.
преподаватель кафедры финансов и кредита Оренбургского государственного аграрного университета

Проблемы развития агрострахования в России
В статье рассматриваются основные проблемы агрострахования с государственной поддержкой. Проводится анализ причин низкой эффективности данного вида страхования в России
Ключевые слова: агрострахование, риск, страхование посевов, страховой рынок

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», продовольственная безопасность России является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения будет стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов [1, С. 2].
Роль страхования в обеспечении продовольственной безопасности России сложно переоценить, поскольку это мощный финансовый стабилизатор, позволяющий компенсировать убытки, возникающие вследствие наступления неблагоприятных событий техногенного и природного характера. В полной мере это относится к страхованию сельскохозяйственных рисков.
На сегодняшний день страхование сельскохозяйственных рисков в России — сложнейшая проблема в агропромышленном комплексе и необходимый признак цивилизованной, современной и эффективной системы хозяйствования.
При страховании урожая сельскохозяйственных культур за счет страховых выплат возмещаются в неблагоприятные годы затраты по выращиванию сельскохозяйственных культур, обеспечивается возврат кредитов банков, таким образом приобретается устойчивость всего цикла сельскохозяйственного производства.
Популяризация страхования сельского хозяйства — один из самых сложных, но необходимых элементов перехода к стабильной экономике в сельскохозяйственном производстве.
Актуальность данной проблематики приобретает особую важность, поскольку одним из аспектов участия в сфере международных отношений является ожидаемое вступление России в ВТО. Существующая финансовая поддержка сельскохозяйственной отрасли в значительной степени представлена льготным кредитованием и субсидированием части премий в области страхования урожая, что является недостаточной защитой от потерь отечественных производителей при снятии торговых барьеров.
Целостное представление о современных проблемах страхования сельскохозяйственных рисков, а также о самой их сущности и природе, сформировали исследования современных российских и зарубежных авторов: Л.Н Бондаренко, Н.А. Борхунова, Л.Н. Вологдина, Ю.С. Воловика, А.П. Задкова, Е.И. Ивашкина, М.П. Казакова, А.К. Камаляна, А.Я. Кибирова, Э.Н. Крылатых, Л.А. Кошолкиной, И.В. Курцева, А.П. Курносова, А.Н. Лебедева, Ю.И. Линина, М.Л. Лишанского, Т.П. Ломакиной, Н.З. Милащенко, А.С. Миндрина, В.Г. Плющикова, В.Н. Семенова, Е.В. Серовой, Н.И. Слюсаревой, В.А. Сплетухова, В.В. Щербакова, Э. Боди, Э. Касла, Р. Мертона, Д. Скиза и др.
В 2009 г., по данным Министерства сельского хозяйства РФ, значительная часть зерновых площадей — до 3,6 млн га — пострадала от засухи. На состоявшемся в августе заседании правительственной комиссии по агропромышленному комплексу было озвучено, что лишь 8% посевов оказались застрахованными. Так, из более 6 тыс. хозяйств Поволжья, пострадавших от засухи, урожай застраховали всего 508. В результате было потеряно 13 млн т. урожая, а ущерб составил 3 млрд руб.
Сложившаяся ситуация наглядно продемонстрировала низкий уровень развития страхования в аграрном секторе. При этом в последние 3–4 года отмечалась положительная динамика в развитии сельхозстрахования с государственной поддержкой. На эти цели программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 26,6 млрд руб.
Одной из наиболее очевидных причин, по которым агрострахование до сих пор не стало эффективным инструментом финансовой защиты в отрасли, на наш взгляд, является недостаточная информированность производителей сельскохозяйственной продукции о его возможностях. Из-за этого на этапе заключения договора страхования зачастую неверно оценивается уровень страхового покрытия. В результате при урегулировании убытков сельхозпроизводитель сталкивается с тем, что страховая сумма неадекватна реальным потерям.
Другая причина кроется в устоявшейся практике заключения договоров страхования во время посевных работ, то есть в период, когда сельхозпроизводитель несет наибольшие сезонные расходы. Если говорить о страховании с господдержкой, то согласно существующему положению, производитель сельхозпродукции покрывает расходы на страхование за свой счет. Государственную субсидию он получает только через несколько месяцев, причем процесс этот связан с необходимостью предоставления ряда обоснований.
Все это делает страхование слишком затратным, а чаще всего и вовсе «неподъемным» для большинства аграриев, несмотря на государственную поддержку.
Необходимо также обратить внимание на то, что государственные субсидии относятся только к страхованию урожая. Господдержка не распространяется на страхование имущества, составляющее основные средства производства. То же можно сказать и о других рисках, страхование которых требуется при заключении договоров лизинга и получении банковских кредитов.
Об эффективности сельскохозяйственного страхования можно будет говорить только тогда, когда оно станет комплексным. Сегодня страховщики готовы предложить сельхозпроизводителям в рамках добровольного страхования комплексные программы, предусматривающие полную страховую защиту имущественных интересов аграрных предприятий. Комплексные страховые программы покрывают большинство рисков, связанных с производственной деятельностью сельхозпредприятий, а также с лизингом и кредитованием.
Для становления и развития агрострахования как важнейшего звена в системе продовольственной безопасности России, повышения его доступности для сельхозпроизводителей считаем необходимым объединение усилий всех участников рынка, как в части популяризации этого финансового инструмента, так и в части совершенствования законодательства и разработки эффективного механизма реализации мер государственной поддержки. [5, C.35–36]
Емкость рынка агрострахования в России составляет от 10 до 12 млрд руб. при потенциале в 50–60 млрд руб. Таким образом, одна из наиболее рискованных отраслей экономики обеспечена страховой защитой лишь на пятую часть.
Участники страхового рынка отмечают, что страхование сельхозкультур и животных наиболее важны для стабильного развития АПК. Кроме того, важна защита от бедствий стихийного и техногенного характера: урожая — от недобора и гибели, животных — от падежа и забоя, сельхозтехники — от кражи и повреждения, строений — от пожара, запасов зерна — от залива.
Однако более 70% рынка страхования приходится на растениеводство. Остальное примерно поровну распределено между страхованием животных, имущества, товарных запасов и сельхозтехники.
Причины неравномерного развития российского рынка агрострахования объективны: страхование урожая сельхозкультур и многолетних насаждений поддерживается государством. Согласно ФЗ «О развитии сельского хозяйства», принятому в декабре 2006 г., фермеры получают субсидию в размере 50% от суммы оплаченной страховой премии: 40% — из федерального бюджета, 10% — из регионального. За последние два года объемы вливаний выросли на 78%. На компенсацию затрат по страхованию урожая в 2007 г. из казны выделено 3,4 млрд руб. К 2012 г. эта сумма должна вырасти до 5 млрд руб. Именно эти ассигнования, подчеркивают специалисты, и обеспечивают развитие данного сегмента страхового рынка.
По информации министерства сельского хозяйства РФ, объем собранной страховой премии постоянно растет: в 2007 г. он увеличился на 33% по сравнению с 2006 г., а собранная премия только по яровым культурам в первом полугодии 2008 г. на 15% превышает сборы премий всего 2007 г. Однако стоит отметить, что площади, на которых был застрахован урожай в прошлом году, по сравнению с 2006 г. выросли лишь на 15%, а застрахованная площадь яровых культур в 2008 г. не только не превысила показатель 2007 г., но и уменьшилась на 10%. Таким образом, рынок страхования демонстрирует рост объемов собранных премий, однако показатели достигаются в основном за счет увеличения предоставляемых субсидий.[2]
Страхование сельскохозяйственных животных, техники, запасов напрямую государством не поддерживается и рост этих сегментов обеспечивается за счет кредитных организаций. Добровольно свои активы фермеры страхуют крайне редко. Главная причина медленного развития добровольного страхования — отсутствие свободных средств у крестьян для уплаты страховых взносов (особенно по весне) и непонимание фермерами самой сути страхования как механизма защиты финансового благополучия.
По данным Минсельхоза РФ, страхованием урожая в 2008 г. было охвачено менее трети всей посевной площади. Учитывая, что большая часть территории России находится в зоне рискованного земледелия, правительство вынуждено периодически направлять бюджетные средства на помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате губительных природных явлений. Так это было, например, в связи с засухой в 2007 г. в Волгоградской и Ростовской областях, Ставропольском крае, когда в общей сложности компенсации государства составили порядка 2,2 млрд руб. Это наглядно демонстрирует то, что страхование еще недостаточно широко представлено в АПК, чтобы обеспечить стабильность развития отрасли в целом.
Эксперты отмечают, что стимулировать развитие рынка агрострахования можно двумя способами. Первый — введение обязательного страхования. Оно применялось в стране в советские годы, однако было отменено в 1991 г. Система предполагала обязательное страхование сельхозпроизводителей всей страны, что позволяло государственному страховщику накапливать огромный портфель рисков и формировать адекватные страховые резервы. За счет обширной географии риски внутри этого портфеля диверсифицировались, распределялись между регионами. Однако сейчас некоторые эксперты рынка все же сомневаются в эффективности возврата к обязательному страхованию: это может вызвать разрушение рыночных механизмов, убить конкуренцию, а значит, привести к повышению стоимости страхования и снижению качества обслуживания фермеров.
Второй путь — увеличение объемов добровольного страхования. Кроме недостаточной финансовой устойчивости агропредприятий развитие этого сегмента тормозит отсутствие единой системы оценки рисков, что не позволяет фермерам надеяться на гарантированные выплаты.
Если в 2007 г. финансовая поддержка развития села составляла 86 млрд руб., то к 2010 г. она должна увеличиться до 120 млрд Вливания в отрасль способны существенно повысить финансовую устойчивость агропредприятий и увеличить долю рентабельных производств, а значит, и количество фермерских хозяйств, способных застраховать собственные активы.
Ситуацию на современном этапе развития системы сельскохозяйственного страхования в России в целом можно оценить положительно. В сегменте сельскохозяйственного страхования в 2009 г. работала 61 страховая организация в 65 субъектах Российской Федерации.
В 2008 г. количество хозяйств, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур (без учета страхования озимых культур), составило 8256 хозяйств. Из них количество договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, заключенных сельскохозяйственными предприятиями, составило 4807, а крестьянско-фермерскими хозяйствами — 3449.
В основу действующей модели системы государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в России положен принцип софинансирования, предусматривающий выделение средств из федерального и регионального бюджетов на компенсацию части затрат по оплате страховой премии сельскохозяйственными товаропроизводителями при заключении договоров страхования. [4, C. 15–16]
С 2001 г. размер средств, выделяемых федеральным бюджетом РФ на компенсацию части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, увеличивался с каждым годом и в 2008 г. составил 3,4 млрд руб.
Вместе с тем, в настоящее время наблюдается процесс значительного сокращения бюджетных средств на субсидирование страхования в связи с проявлениями мирового финансового кризиса в отечественной экономике, а также рядом других причин.
Так, на 2009 г. было запланировано субсидий на сельскохозяйственное страхование 5,5 млрд руб. В связи с секвестрованием бюджета размер субсидирования сократился до 2 млрд руб. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.07 г. № 446, предусмотрено, что к 2012 г. объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой увеличится до 6 млрд рублей.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой незначительно в масштабах страны и отрасли в целом. Низкий охват сельхозтоваропроизводителей позволяет говорить о фактическом отсутствии системы комплексной страховой защиты сельхозтоваропроизводителей в рамках всей отрасли сельского хозяйства и на территории всей страны. Это сопряжено с целым комплексом причин, в том числе и потому, что зачастую затраты сельхозтоваропроизводителя на страхование, даже с учетом государственной поддержки, оказываются неподъемными для многих сельхозоваропроизводителей.
По сложившейся практике, договоры страхования заключаются сельхозтоваропроизводителями в период посевных работ, то есть в период, когда сезонные расходы страхователя имеют наибольшие значения. При этом, по существующему положению, сельхозтоваропроизводитель должен за свой счет произвести покрытие расходов на страхование в размере 100%. Поэтому необходимо создание более эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обеспечивающей предоставление доступных для подавляющей части сельхозтоваропроизводителей услуг по страхованию и комплексную защиту сельхозпроизводства от основных рисков.
Для решения этой задачи приказом Минсельхоза России от 19 февраля № 72 «Об утверждении методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и ставок для расчета субсидий» были утверждены методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и ставки для расчета субсидий, при определении размера страховой премии (страхового взноса), подлежащего субсидированию при страховании сельскохозяйственной продукции по риску утраты (гибели), по риску частичной утраты (недобора) и по риску утраты (гибели) и частичной утраты (недобора) урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений.
Одной из задач сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, является обеспечение устойчивости операций по страхованию урожая сельскохозяйственных культур благодаря накоплению, целевому и полному использованию страховых резервов, образуемых за счет взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, и созданию централизованных государственных страховых резервных источников.
Потребность в специализированном и рациональном формировании резервов вызвана, прежде всего, неравномерностью и высоким уровнем потерь урожая сельскохозяйственных культур в результате действия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений. В результате этого в отдельные годы образуется превышение страховых взносов над выплатами, а в другие — их может быть недостаточно для компенсации понесенных убытков.
Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в России на протяжении практически всего своего существования было безубыточным, хотя неблагоприятных с природно-климатической точки зрения лет было немало. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что существенная доля бюджетных средств используется неэффективно.
Вместе с тем, образование у страховщиков указанного страхового резерва не решает вопросов полного возмещения потерь урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений в отдельных годы, когда накопленных у них средств будет недостаточно для компенсации катастрофических убытков. В этой связи возникает вопрос о создании федерального сельскохозяйственного страхового резерва, который позволит стабилизировать процесс сельскохозяйственного страхования, а именно процесс компенсации убытков.
Несмотря на позитивную работу, проделанную по развитию сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, остается ряд нерешенных вопросов и проблем, тормозящих эффективное использование финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку страхования государством и обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственного страхования:
1. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям носят компенсационный характер и предоставляются только 2 раза в год после оплаты страхового взноса в размере 100%, что, учитывая финансовое состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно сложно осуществить в период подготовки и проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
2. Высокие затраты на страхование и отсутствие разнообразных страховых программ, в том числе недорогих, делают сельскохозяйственное страхование недоступным для большого числа сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3. Уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями страховой премии (взноса) в размере 100%, что сложно осуществить в период подготовки и проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
4. Отсутствие единой линейки страховых продуктов, в том числе недорогих, по которым предоставляется государственная поддержка.
5. Несбалансированная тарифная политика.
6. Отсутствие единых стандартов при организации и проведении сельскохозяйственного страхования, в том числе независимой системы оценки ущерба, что приводит к недобросовестному выполнению рядом страховщиков обязанностей по выплате страхового возмещения.
7. Не скоординирована система возмещения ущерба от стихийных (катастрофических) бедствий с использованием средств страховых компаний, федерального, регионального бюджетов. Отсутствие страховых инструментов для покрытия крупных катастрофических убытков.
8. Отсутствие системы независимой оценки ущерба и единого порядка урегулирования убытков по договорам страхования, обеспеченным государственной поддержкой.
9. Не учитываются почвенно-климатические особенности регионов.
10. Сохраняется практика применения различных «серых» схем в целях получения средств государственной поддержки без осуществления реального страхования сельскохозяйственных рисков, что, в частности, отмечено в материалах проверок Росфиннадзора и Счетной палаты.[3, C. 149–150]
Таким образом, требуется не только участие государства в программах страхования. Российское сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой должно быть четко организованной системой, в которой взаимодействуют страховые организации, общества взаимного страхования и кредитования, региональные консультационные центры, кредитные организации, агрохолдинги, сельхозтоваропроизводители, органы государственной власти. Необходимо сформировать Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв (ФССР), средства которого направлялись бы на урегулирование убытков по договорам страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и на организацию займов. Средства ФССР нужно предоставлять как сельским производителям товаров, так и страховым организациям на возвратной и безвозвратной основе.


Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская Газета. — 2010. — № 5100. — С.2 .
2. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой в Российской Федерации в 2008 году // Сайт ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.URL: www.fagps.ru/fagps_strah_bibl.htm (дата обращения 15.01.2010)
3. Богомазова О.И. Сельскохозяйственной страхование в системе управлении рисками // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 313. — С.148–152.
4. Крылатых Э.Н. Проблема экономических рисков в агропромышленном комплексе // Журнал Аграрной экономики и маркетинга. — 2002. — № 1. — С.15–18.
5. Мадаева Р.Л. Теоретические аспекты сельскохозяйственного страхования // Страховое дело. — 2007. — №10. — С.35–37.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия