Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Жигунов А. П.
соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Массовое предпринимательство как база модернизации экономики
В статье рассматривается специфика развития предпринимательства с учетом посткризисной ситуации. Показана необходимость и причины перехода к массовому предпринимательству как базовой составляющей модернизации экономики
Ключевые слова: массовое предпринимательство, модернизация экономики

В Гражданском кодексе РФ предпринимательской названа «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Однако это определение не отражает современные тенденции развития предпринимательства. Во-первых, расширяется перечень целей предпринимательства, к ним относится не только извлечение прибыли, но и достижение социального эффекта. В 2007-2010 гг. в России были приняты законы о некоммерческом предпринимательстве с социально-значимыми целями и особыми условиями налогообложения (эндаумент). С 2011 г. большинство бюджетных учреждений получит статус автономных и право заниматься предпринимательской деятельностью, получая бюджетные ассигнования не по смете, а лишь за выполнение госзаказа.
Во-вторых, в кризисных условиях все большую роль играет государственное предпринимательство. Были созданы государственные корпорации по нанотехнологиям, дорожному строительству и эксплуатации Федеральных дорог, ремонту и модернизации жилья, подготовке Олимпийских игр, Банка развития и т.д. Растет доля государственных инвестиций в инфраструктуру. При этом в 2010–2012 гг. предстоит изменить статус ряда госкорпораций, акционировать или приватизировать многие ФГУПы, продать государственные и принадлежащие госбанкам пакеты акций. В условиях жестких бюджетных ограничений в посткризисный период государственно-частное партнерство (ГЧП) становится основой инвестиций в инфраструктуру и предпринимательство в авиапромышленности, судостроении, атомной энергетике, специальной металлургии и других областях, где созданы государственные коммерческие корпорации. В качестве предпринимателей выступают не только собственники, но финансовые арендаторы и т.д.
В этих условиях предпринимательской следует признать деятельность собственника или уполномоченных им лиц (независимо от формы собственности) по самостоятельной и осуществляемой на свой риск деятельности по разработке, производству и реализации продуктов и услуг в целях получения прибыли либо дохода в сочетании с социальным эффектом.
Такое определение более полно характеризует субъектов (их регистрация отделяет теневое и легальное предпринимательство, но не служит критерием его существования), объект (содержание) и цели предпринимательства.
Сущность предпринимательской деятельности в современной экономике раскрывается через выполняемые им функции:
● инициативная — поиск рыночной ниши;
● организаторская — соединение факторов производства в единый процесс с целью получения прибыли в этом сегменте рынка, выбор стратегии и тактики поведения;
● финансовая — предприниматель принимает на себя ответственность за успех и финансовый риск;
● контрольная — организация учета и контроля за использованием ресурсов;
● стимулирующая — мотивация участников производственного процесса.
Чтобы выполнять названные функции предприниматель должен обладать определенными способностями, в числе которых: инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, воля и упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив, бережливость, психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях, умение разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать тенденции развития бизнеса, принимать нестандартные решения, разбираться в людях, объективно оценивать их достоинства и недостатки.
Умение оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать большое число вариантов этих решений и их последствий представляет собой необходимое условие предпринимательской деятельности, которое не дается образованием, а выступает как продукт семейного и общественного воспитания и самовоспитания, связано с этикой деловых отношений.
Ф. Котлер различает 5 базовых концепций, на основе которых коммерческие организации осуществляют свою производственно-рыночную деятельность: производственную (производственно-ориентированную), товарную (продуктово-ориентированную), коммерческую (ориентированную на продажи), маркетинговую (комплексную) и социально-этическую (социально-ответственную) концепцию.
Г. Багиев дополняет эту классификацию еще одной разновидностью предпринимательства, связанной с организацией взаимодействия хозяйствующих субъектов в ходе осуществления рыночных обменов.
Работы российских экономистов по теории предпринимательства позволяют сделать ряд важных выводов:
1. Предпринимательство не следует отождествлять с малым и средним или только с частным бизнесом. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает их сотрудничество и кооперацию с государственным предпринимательством и крупным бизнесом *.
2. Главным условием успешного развития предпринимательства является не неограниченная частная собственность, а свободный доступ к ресурсам, информации и кредитам в правовой экономике *.
3. Экономическая свобода (инициатива в коммерческой деятельности) должна сочетаться с полной ответственностью за соблюдение контрактов и финансовые результаты.
4. Предприниматель в переходной экономике катализирует разрушение старого уклада и создание новых структур. Нарушение равновесия этих процессов требует эффективного государственного регулирования, а при его отсутствии приводит к гигантскому спаду производства *.
Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008–2009 гг., подтвердил бесперспективность дальнейшего укрупнения хозяйственных организаций на базе слияний и поглощений, финансируемых за счет кредитов под залог ценных бумаг. «Дженерал моторс» и ряд других крупных корпораций, развивавших непрофильный финансовый бизнес обанкротились. Российские компании в 2010 г. должны выплатить 85,5 млрд долл. внешнего долга, использованного в основном для скупки активов других фирм. Объем кредитования 20 крупнейших заемщиков достиг, по оценке ЦБ РФ, 240–250% капитала банковской системы, что угрожает дефолтом.
Малый и средний бизнес, как показано в работах В.Г. Басаревой, И.А. Галимова, С.Г. Дрожжина, Е.В. Исаевой, И. Качалова, В.Г. Кондратьева, Р.П. Кузнецова и ряда других авторов, благодаря неучастию в финансовых спекуляциях, гибкой маркетинговой политике, кооперированию с помощью предпринимательских объединений, невысоким организационно-управленческим расходам сумел преодолеть многие последствия кризиса и ожидает в 2010–2012 гг. увеличения объема продаж.
Программа модернизации экономики, намеченная в послании Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ (2009 г.), предусматривает развитие массового предпринимательства. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, высвобождение персонала крупных предприятий, в т.ч. в моногородах, привело к увеличению безработицы. В 2010 г. не работало 5,8 млн трудоспособных, из них 2 млн зарегистрированы в службах занятости. По оценке исследовательской компании Morgan Нant (24% компаний планируют или ожидают дальнейшего сокращения персонала. По мнению 43% экспертов восстановление рынка труда можно ожидать только в 2011-2012 гг., а 17% — еще позже или никогда. МСБ позволяет при тех же инвестициях создать в 2–3 раза больше рабочих мест, чем крупный бизнес.
Во-вторых, как свидетельствует мировой опыт, инновационный эффект, благодаря соединению функций разработчика инноваций и предпринимателя, в 2-3 раза выше, чем в крупных компаниях. Именно в малых фирмах были созданы микрокомпьютеры, антибиотики, инсулин, пестициды, кондиционеры, кинескоп, ксерокс, крекинг, целлофан, кислородный конвертер и т.д.
В узком смысле «предприниматель» означает собственников (владельцев), лично руководящих своими предприятиями. Эта группа обладает всеми признаками предпринимательства: она профессионально занята «бизнесом», самостоятельно распоряжается своим капиталом, автономно принимает экономические решения.
Наряду с этим, предприниматели включают всех граждан, в той или иной степени занятых бизнесом, в т.ч. наемных работников, в свободное время занятых производительной, коммерческой или финансовой деятельностью, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Согласно мониторингу, 7% россиян, работающих по найму, одновременно заняты собственным бизнесом, а 71% всех занятых бизнесом работают и по найму. Срастание частного бизнеса с работой по найму — особенность не только постсоциалистических стран. «Полупредпринимательство» (part-time businessmen) — важный элемент инновационной экономики, служащий социальной базой для формирования высших групп инноваторов.
По оценке акад.Т.И. Заславской экономически активное население России включает «бизнес-слой» и «работников вне бизнеса» (по данным мониторинга — 11,5 и 88,5%), а бизнес-слой — группы — «предпринимателей» (11%), «самозанятых» (11%), «бизнесменов-менеджеров» (7%), «полупредпринимателей» (46%), «менеджеров-совладельцев» (7%) и «классических менеджеров» (18%).
«Работники вне бизнеса» заняты только наемным трудом, а бизнесменам присущ широкий спектр занятий, охватывающий как работу по найму, так и разные формы предпринимательства. Характерно, что 2/5 представителей бизнес-слоя не считают бизнес основным родом своей деятельности, а 55% не признают его своим основным занятием. Таким образом, значительная часть бизнес-слоя еще внутренне не идентифицировалась со своим новым статусом.
Зарубежные авторы характеризуют предпринимательство как особый, новаторский стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников (Ф. Хайек, Й. Шумпетер, Л. Мизес, П. Друкер, К. Веспер, Р. Хизрич, А. Хоскинг и др.). По их мнению в реальной экономике любое действующее лицо является предпринимателем, имея в виду не человека, а определенную функцию, которая присуща любой хозяйственной деятельности. Главный результат предпринимательства — развитие человеческого капитала и занятости во всех регионах мира *.
В качестве главного специфического качества предпринимателя выделяется способность воспринимать и осваивать возможности получения выгоды на основе сочетания различных видов деятельности и обмена. По мнению И.Кирцнер, любая целенаправленная деятельность содержит в себе предпринимательский аспект, связанный с неизбежной неопределенностью будущих обстоятельств. Особая роль массового предпринимательства как фактора экономического роста доказана на материалах конкретных исследований *.
Российские авторы в последние годы также рассматривают предпринимательство как гораздо более широкое явление, чем малый бизнес *, связывая перспективы развития этого социального института с государственным регулированием *. Предприниматель преобразует не только общество, но и самого себя, «предпринимательство есть труд, преобразующий его» *.
По концепции Й.Шумпетера, для предпринимателя-инноватора особенно важно постоянное согласование своих решений с действиями не зависимых от него участников научно-производственного цикла как интегрированной операционной системы. Новое качество предпринимательской организации обеспечивает ее стабильность и гибкость, вовлеченность работников в управление, подготовку и непрерывное обучение кадров, партнерство между управляющими и рабочими. Конкуренция способствует освоению новых технологий с учетом слабых и сильных сторон фирмы, а главное — конкурентов *.
Соотношению инновационной деятельности предпринимателя с его лидерскими качествами посвящены исследования Питера Ф. Друкера *. В качестве источников инновационных идей в предпринимательстве выступают неожиданные события (успех или неудача) и противоречия (между экономическими реальностями и представлением о них, между предположительными и реальными ценностями, установками и притязаниями).
Предпринимательство выступает как свободная, активная, рисковая деятельность не только отдельных людей, но и организаций в рамках действующих в обществе социальных ценностей и правовых норм.
Специальные исследования показывают, что предпринимательство является базой для адаптации иммигрантов и национальных меньшинств * (в России это особенно важно для борьбы с экстремизмом и сепаратизмом). Бизнес-инкубаторы, микрокредиты, кредитные общества помогают развитию депрессивных регионов * и разрешению межэтнических противоречий *.
Предпринимательская деятельность приносит не только экономический, но и социальный эффект, поскольку направлена на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производства, рынков, эффективное использование новых возможностей для получения прибыли *.
Предпринимательство как вид инновационной деятельности выступает в качестве важнейшего фактора экономического роста. Этот рост зависит от успешной работы людей, активно внедряющих новые продукты, технологии, методы организации работы и обслуживания, создающих новые рынки, новые возможности эффективного использования капиталов, рабочей силы, техники и т.п.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия