Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Каменева Н. А.
старший преподаватель кафедры иностранных языков,
аспирант кафедры управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте Московского государственного университета экономики, статистики и информатики


Основные направления развития инноваций в России
Статья посвящена основным понятиям инновационной деятельности и направлениям развития инноваций, а также обоснованию необходимости введения инноваций в России с целью обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке
Ключевые слова: инновационный процесс, энергосырьевой сценарий развития, научно-технологическая база, конкурентоспособность, инновационно активное предприятие

В обеспечении динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям и их внедрению в процессе инновационной деятельности. Инновационная деятельность предполагает непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Все это требует реформирования всех сфер общественной жизни и экономической деятельности и формирования конкурентоспособной инновационной экономики.
В конце XX в. человечество вступило в новую фазу своего развития — построения постиндустриального общества, где ведущая роль принадлежит информационным технологиям и компьютеризированным системам, высоким инновационным производственным технологиям, инновационным системам и инновационной организации различных сфер человеческой деятельности.
Создание инновационной экономики является главной стратегической задачей развития нашей страны в XXI в.
Инновационная экономика — это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.
Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль хода производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).
Экономика является инновационной, если в обществе:
— любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации производства и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах;
— производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта;
— имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития;
— общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию;
— происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека;
— доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику инноваций различного функционального назначения;
— имеется развитая инновационная инфраструктура, способная оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность; она должна быть универсальной и конкурентоспособной;
— имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров — профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.
Базовыми понятиями инновационной экономики являются понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура». Широкое толкование инновационной деятельности охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, и смешивает научные и инновационные приоритеты, порождая ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Следует исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие — научно-технических достижений и производственно-технических достижений.
В первом случае результатами научно-технического прогресса являются научные достижения — новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии, основанные на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения — инновации, создание которых предполагает:
— профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.;
— практическую реализацию потребителю созданных результатов производственно-технических достижений либо через рынок, либо через механизм «заказ — исполнение»;
— обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;
— исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций.
Под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике «под ключ» производственно-технических достижений — инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых или создаваемых предприятиях.
Отсюда следует, что насыщение инновационной активности — важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как «архимедовы рычаг и точка опоры», способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания инновационную инфраструктуру представляют как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
Инновационная инфраструктура предопределяет темпы развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной.

Основные направления государственной политики в области инноваций
В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2010 г.» 08.02.2008 г. отметил, что, несмотря на отдельные успехи последних лет, России пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Подъем в энергетике роста добычи сырья сопровождается лишь фрагментарной модернизацией экономики, что неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики. В дальнейшем это может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира и вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров, невозможность обеспечить ни безопасность и суверенитет страны, ни ее нормальное развитие [11].
Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
И темпы инновационного развития должны быть кардинально выше сегодняшних темпов.
Особый акцент делается на следующие направления:
1. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
2. Главная проблема Российской экономики — крайняя неэффективность, недопустимо низкая производительность труда, что крайне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции. В основных секторах показатель повышения производительности труда должен быть увеличен как минимум в 4 раза за 12 лет.
3. Сформированная национальная инновационная система должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.
4. Развитие базовых секторов экономики — глубокая переработка природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.
5. Масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики, изменение практически всех используемых в России технологий, парка машин и оборудования. Как правило, лучшие технологии — самые энергоэффективные, энергосберегающие, экономичные и экологически чистые.
6. Необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.
7. Развитие финансовой инфраструктуры
Конкретные направления социально-экономической политики сконцентрированы на решении трех ключевых проблем:
— создания равных возможностей для всех членов общества;
— формирования мотивации к инновационному поведению;
— радикального повышения эффективности экономики, прежде всего, на основе роста производительности труда.
Результат этих решений — вхождение России в число мировых технологических лидеров. Для реализации поставленных целей нужны совершенно новые требования к государственному управлению. Главная оценка работы государственных органов управления — реальные результаты в построении инновационного общества.
Д.А. Медведев в своем выступлении 15.02.2008 г. на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008–2020. Управление ростом» подчеркнул, что главным ориентиром развития страны является развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности, а также формирование широкого слоя среднего класса [11].
Период точечных решений в экономике прошел. Для новой экономики нужен принципиально иной подход. Должны быть стимулы к инновациям, опора на частную инициативу, мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств, за счет которых можно выиграть конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо ввести механизмы (налоговые, финансовые) для мотивации и стимулирования НИОКР, строительства новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов, создать современную инфраструктуру экономики на принципиально новом технологическом уровне. С помощью современных информационных коммуникаций надо на всей территории страны обеспечить доступ к массовой информации любого вида с использованием цифровых технологий по собственным национальным стандартам. Через 5–7 лет границы между телерадиовещанием и Интернетом просто сотрутся.
Инвестиции в человека — долгосрочный национальный приоритет. В ближайшем будущем надо сконцентрироваться на 4 основных направлениях — институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. Для этого надо решить следующие задачи:
1. Улучшение качества законов и эффективность их применения;
2. Радикальное снижение административных барьеров;
3. Снижение налогов в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;
4. Построение мощной самостоятельной финансовой системы, превращение рубля в одну из региональных резервных валют;
5. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего;
6. Формирование основ национальной инновационной системы.
В соответствии с федеральными и ведомственными программами должно проводиться технологическое переоснащение наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов оборонно-промышленного комплекса и др.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники определены основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576) и с 2007 г. дополнены Федеральной целевой программой «Научно-технологическая база России» на 2007–2012 гг.
Данные направления должны обеспечить ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития [9].
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники:
— безопасность и противодействие терроризму;
— живые системы;
— индустрия наносистем и материалов;
— информационно-телекоммуникационные системы;
— рациональное природопользование;
— транспортные, авиационные и космические системы;
— энергетика и энергосбережение [9].
Каждое из приоритетных направлений включает обширную область исследований и разработок как фундаментального, так и поисково-прикладного характера, а также критические технологии, разработка и использование которых направлены на обеспечение интересов государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития.
Инновационный процесс — это процесс преобразования научных знаний в инновацию, т.е. создание, освоение и распространение инноваций. Главной чертой инновационного процесса является его завершенность в целях дальнейшей практической реализации. Инновации должны обладать научно-технической новизной, производственной применимостью, коммерческой реализуемостью.
Согласно определению Росстата, инновационная деятельность подразделяется на следующие виды:
— исследования и разработки;
— технологическая подготовка и организация производства (приобретение оборудования, изменение процедур, методов, стандартов производства и контроля качества, применение новых технологических процессов, внедрение новых услуг);
— пуск производства с целью усовершенствования продукта и технологического процесса, пробное производство;
— маркетинг новых продуктов — исследование рынка, выпуск продукции, его адаптация и реклама;
— приобретение неовеществленных технологий в форме патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций, моделей и технологических услуг;
— приобретение овеществленных технологий — машин и оборудования в целях внедрения продуктовых и процессных инноваций;
— производственное проектирование — планы, чертежи, технические спецификации, эксплутационные характеристики для создания, разработки, производства и маркетинга новых продуктов, процессов и услуг [Индикаторы 19:396].
Технологическими инновациями считают «конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного процесса или способа производства услуг, используемых в практической деятельности» [19:341].
Большинство фирм сами создают инновации. В Положении о критериях отнесения организации к категории инновационно активных указаны следующие критерии:
1. Наличие у предприятия стратегического плана реализации инновационного проекта, отражающего следующие направления (в расчете на предстоящий 5-летний период):
1.1. Наличие экономической эффективности, полученной от реализации инновационной продукции.
1.2. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ и/или приобретение прав на результаты научно-технической деятельности.
1.3. Привлечение в организацию высококвалифицированных молодых специалистов для научной и инновационной деятельности.
1.4. Обеспечение работы с инженерными и научными кадрами, в том числе затраты на подготовку и переподготовку специалистов организации в сфере научной и инновационной деятельности.
1.5. Планируемый удельный вес инновационной продукции (товаров и услуг) в общем объеме отгруженной продукции организации должен составлять не менее 40% на пятый год деятельности.
1.6. Планируемое число поданных заявок на регистрацию прав на результаты интеллектуальной деятельности должно быть не менее двух в течение планируемого периода (или для каждого реализуемого проекта в рамках стратегического плана) [6].
Рис.1. Сравнительная инновационная активность предприятий
Инновационная деятельность в России характеризуется достаточно низкими результатами при значительном научном потенциале. В сборнике Росстата «Индикаторы инновационной деятельности» указано, что в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют не более 10% российских промышленных предприятий [4]. В настоящее время, по оценкам Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, в среднем доля нематериальных активов в общей структуре активов всех хозяйствующих субъектов российской экономики крайне низка и составляет 10–15%. В промышленности на долю этих активов приходится в среднем 15–20% от общей стоимости активов. Эксперты отмечают приблизительный характер данной оценки, так как в бухгалтерском балансе большинства предприятий данные активы не зафиксированы [13]. За рубежом, напротив, более 80% стоимости лидирующих на мировом рынке компаний составляют интеллектуальные активы и активы знаний [12].
Под инновационной активностью предприятий понимают удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций. Технологические инновации — это новый или усовершенствованный продукт или услуга, внедренные на рынке, новый или усовершенствованный процесс или способ производства (передачи) услуг, используемые в практической деятельности.
Рис. 2. Удельный вес новой продукции в общем объеме продукции
Уровень инновационной активности определяют отношением числа организаций, реализующих технологические и организационные инновации, к общему числу предприятий в стране [4:342].
На основе официальных данных проведем сопоставление состояния инновационной дельности России и ведущих стран мира по отдельным показателям. Показателем, в большей степени характеризующим отдачу от инноваций, является удельный вес промышленной продукции (услуг), новых для рынка, в общем объеме продукции (услуг) [4:354].
Таким образом, по данным Росстата, российские предприятия и организации характеризуются крайне низкими инновационными показателями по сравнению с ведущими европейскими странами. Общее число российских организаций, выполняющих исследования и разработки: на 2005 г. — 3656; на 2006 г. — 3622. [6:342]. Внутренние затраты России на исследования и разработки составили 1,07% по отношению к валовому внутреннему продукту. Для Германии этот показатель составил 2,46%, для Швеции — 3,84%, для Финляндии — 3,48% [5:203].
Сравнение результатов инновационной деятельности ведущих стран мира показывает неконкурентоспособность российской экономики на мировом рынке. К основным факторам, препятствующим внедрению технологических инноваций на российских предприятиях, относят:
• недостаток собственных финансовых средств и финансовой поддержки со стороны государства;
• высокую стоимость нововведений;
• высокий экономический риск.
В «Стратегии развития науки и инноваций РФ на период до 2015 года» ставится задача обеспечения технологической модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в фактор устойчивого экономического роста.
Целевые индикаторы стратегии:
1. Рост внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5% в 2015 г.
2. Увеличение изобретательской активности и удельного веса нематериальных активов организаций сектора исследований и разработок до 30% к 2016 г.
3. Устойчивый рост малых инновационных предприятий.
4. Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации в их общем числе — 20% к 2016 г.
5. Рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж — до 15% в 1016 г. [3].
Одной из основных проблем российской экономики является неконкурентоспособность российской продукции и услуг. Необходимым условием роста экономики страны и конкурентоспособности на мировом рынке является создание инновационной экономики — эффективной национальной инновационной системы и модернизации экономики на основе внедрения инноваций.


Литература
1. Стратегия развития информационного общества в РФ, утв. Президентом РФ В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212 — http://www.intexpro.ru/
2. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
3. Стратегия развития системы Роспатента до 2015 г. Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
4. Индикаторы инновационной деятельности: 2007. Стат. сб. — М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 400 с.
5. Россия и страны — члены Европейского союза. 2007. Стат. сб. / Росстат. — 2007. — 252 с.
6. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2008. — 510 с.
7. Постановление Правительства Москвы от 2.12.2008 № 1104-ПП // Биржа интеллектуальной собственности. — 2009. — Т. VIII. — № 1.
8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2008. — 335 с.
9. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 624 с.
10. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2008. — № 10; № 12; 2009. № 2.
11. Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2008. — № 4; № 7; № 11.
12. Хорошилов А.В. Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Управление информационными ресурсами. — М.: Финансы и статистка, 2006. — 272 с.
13. Материалы сайта: http://www.finanasy.ru.
14. Материалы сайта: http://www.fips.ru/rospatent/index.htm/.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия