Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сучкова С. Ю.
доцент кафедры экономики и управления Гжельского государственного художественно-промышленного института,
аспирант кафедры коммерции Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства


Анализ и пути повышения конкурентоспособности российских компаний народных художественных промыслов
В статье представлена модель кластера народных художественных промыслов (НХП, керамика), которая позволит обеспечить устойчивый рост выпуска продукции, привлечение инвесторов для развития сферы влияния НХП по всем сопряженным отраслям хозяйствования, увеличит финансовые потоки муниципальных образований
Ключевые слова: конкурентоспособность, кластерная система, народно-художественные промыслы, региональная экономика

Народные художественные промыслы (НХП) являются важной частью экономики нашей страны, великим достоянием и подлинной национальной гордостью России. В них воплощены национальные традиции в привычных для нас природных материалах: глине, камне, дереве, льне и шерсти, металле, папье-маше, коже и других материалах. Это предметы повседневного быта, необходимая домашняя утварь. Предметы НХП сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Предприятия НХП близки к местным рынкам и приспособлены к запросам потребителей, социальная значимость формирования рынка услуг в сфере НХП определяется расширением сферы приложения труда. Политическая значимость формирования рынка услуг в сфере НХП определяется неразрывностью его связи с интересами местных и региональных сообществ. Это обусловливает ее зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для патриотических настроений [6]. Тенденции ухудшения экономического положения НХП особенно резко проявились в 2002 г., когда объем производства упал на 23% по сравнению с 2001 г. В 2008 г. ситуация еще более усугубилась, объем производства изделий НХП сократился по сравнению с периодом предыдущего года. Однако с учетом роста цен приходится констатировать, что в 2008 г. продолжалось снижение физических объемов производства этих изделий (почти на 30–40% по сравнению с 2005 г.) [7]. Объективным показателем такого падения служит уменьшение численности работающих. В целом по организациям НХП, представившим сопоставимую отчетность, она уменьшилась за 12 месяцев 2008 г. на 13–15%, причем снижение количества работников наблюдается у 80% организаций НХП. Такое положение на рынке НХП подталкивает к размышлению, конкурентоспособны ли предприятия НХП в нынешних условиях и есть ли перспективы их стабильного роста и развития. Реальный анализ конкурентоспособности российских компаний НХП (керамика) позволил определить лидирующие фирмы [4]. Анализ конкурентоспособности включал следующие этапы:
1. Анализ предприятий легкой промышленности Московской области, т.е. того региона, в котором сконцентрированы предприятия НХП (керамика):
а) производящих аналогичную продукцию, т.е. фарфоровые изделия Гжели;
б) удовлетворяющих ту же потребность покупателей, но работающих по другой технологии.
2. Анализ доли рынка товаров НХП Москвы, Московской области и других районов, для которых был произведен расчет долей рынка, занимаемый фирмами, попавшими в выборку. Результаты расчета представлены в табл. 1.
Таблица 1
Расчет долей рынка конкурентов

3. С использованием данных таблицы были выделены наиболее близкие конкуренты по следующим параметрам: a) аналогичность продукции; б) доля рынка; в) темпы роста.
Исходя из анализа доли рынка, наиболее конкурентоспособными являются предприятия Московской области. Ближайшие конкуренты по производству керамики — три предприятия: ЗАО Рамоновская фабрика художественной керамики «ТАНАИС»; ООО «Турина Гора», Алтайский край, г. Барнаул; ЗАО «Объединение Гжель» (Московская область) в общем объеме доли рынка могут иметь доминирующее положение при развитии производственных мощностей и образовании производственного кластера НХП (керамика).
4. Анализ конкурентоспособности предприятий, предложенный Г.Я. Гольдштейн в учебном пособии по стратегическому менеджменту, дал возможность определить лидера. Анализ проводился на основе оценки по пятибалльной шкале факторов конкурентоспособности ближайших конкурентов (см. табл. 2).
Таблица 2
Анализ конкурентоспособности НХП (керамика)

Как видно из табл. 2, ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод» имеет более сильные позиции по сравнению с ближайшими конкурентами. Такое положение сложилось за счет устойчивых показателей и поддержки Московского Союза Художников. Близки к ним по расчетным баллам предприятия «Гжельский Малахит» и «Звезда Гжели». Данные малые предприятия имеют возможность быстро реагировать на изменение спроса и предложения на рынке НХП (керамика). Доказать свою конкурентоспособность предпринимательская фирма может только при наличии конкуренции. Поэтому усиление или ослабление прямой и условно-прямой конкуренции вызывает изменения требований к уровню реальной конкурентоспособности фирмы. На это же влияют и параметры спроса на продукцию компании, а также соотношение потребительских предпочтений. Высокий уровень конкурентоспособности предпринимательской фирмы сохраняется или усиливается только в том случае, если его факторы постоянно воспроизводятся и поддерживаются. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять тому или иному признаку выпускаемой продукции. Критерии выбора конкурентной стратегии могут базироваться на модели Портера [3].
Для определения конкурентных преимуществ выбранной отрасли проведен анализ показателей, позволяющий выявить возможности для проявления конкурентных преимуществ и построения новых стратегий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий по различным критериям. Графическая интерпретация такой модели показывает зависимость между долей предприятия на рынке и его прибыльностью (рис.1).
Рис.1. Критерии выбора конкурентной стратегии

Выявленные конкурентные преимущества и новые стратегии позволят объединить усилия предприятий НХП (керамика) для выживания в новых условиях. Один из способов «выравнивания» деятельности компаний на рынке — создание кластера. При использовании отраслевого признака предприятия объединяются в группы по сходству технологических и производственных процессов. В кластер же входят предприятия, имеющие тесные технологические и производственные связи, использующие разные технологии и выпускающие разную или схожую продукцию (услуги) [3]. Главное в структуре кластера — распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки.
Алгоритм создания кластера (рис. 2) в регионе позволит обеспечить большие возможности для муниципальных образований территорий, имеющих предприятия НХП (керамика). Алгоритм создания кластера включает предварительный, основной и заключительный этапы. В такой кластер войдут все предприятия региона, выпускающие продукцию НХП (керамика), а также уже имеющиеся и развивающиеся туристские организации. Эта структура даст возможность сохранить традиционный, народно-художественный промысел, обеспечить снижение безработицы в регионе, увеличить финансовые потоки муниципальных образований и восстановить объемы выпуска продукции НХП (керамика). Народно-художественные промыслы — это культурное наследие России в экономическом и просветительском смысле. Такой алгоритм позволит обосновать возможность появления кластера НХП (керамика).
Рис. 2. Алгоритм создания кластера

На предварительном этапе проведен расчет концентрации рынка НХП. По данным показателям можно оценить уровень концентрации деловой активности в руках отдельных субъектов бизнеса, проанализировать их динамику и сформировать доминирующие позиции субъектов бизнеса. По расчетным данным можно сделать вывод, что у малого бизнеса более устойчивые позиции, чем у крупных предприятий. Малый бизнес может быстрее реагировать на изменение рыночной номенклатуры и изменяющийся спрос [2]. По данным оценки конкурентного положения наиболее выгодное положение у ЗАО «Гжельский экспериментальный керамический завод», затем, соответственно, у предприятий «Звезда Гжели», «Малахит», ЗАО «Объединение Гжель». Такая ситуация отражает большую мобильность предприятий с перспективной стратегией изучения платежеспособной потребности покупателей. Малые предприятия лучше и быстрее реагируют на ситуацию на рынке. Крупные предприятия имеют возможность обеспечивать качество изделий и возможность быстрее сертифицировать продукт производства. Поэтому при объединении усилий по главным направлениям обеспечения конкурентной среды на рынке у всех предприятий появится больше перспектив и возможностей.
Завершающий этап алгоритма формирования кластера НХП (керамика) позволит обеспечить устойчивый рост выпуска продукции, привлечение инвесторов для развития туристкой сферы, увеличить финансовые потоки муниципальных образований. Через кластерные инициативы возможно возрождение ЗАО «Объединение Гжель», сократившего в настоящее время прежний объем продаж.
Кластер поможет художникам законодательно отстоять свое право на интеллектуальную собственность и обеспечит высокий художественный и культурно–просветительный уровень предприятий НХП [10]. Динамичность функционирования предприятий НХП в значительной мере предопределена взаимодействием благоприятной стратегической среды, создаваемой федеральным, региональным и местным законодательством. Многие развитые кластеры создают общие органы управления, обладающие совещательными полномочиями, которые выполняют регулирующие функции при реализации кластерных инициатив и проектов, разрабатывают стратегии и программы развития. Предложенная автором модель кластера (рис. 3) в применении к рынку НХП (керамика) обеспечит возможность повышения конкурентоспособности и долговременное развитие промысла. Такой процесс требует институционализации концепций, взаимоотношений и связей между клиентами.
Рис. 3. Конкурентный ромб Портера применительно к рынку НХП (керамика)

В частном секторе лидирующую роль в дальнейшем совершенствовании кластеров часто берут на себя новые или возрожденные предпринимательские ассоциации. На уровне власти совершенствование кластеров нередко институционализируется организованными правительственными агентствами, организацией сбора и распространения статистических данных об экономической деятельности, а также управлением структурой и членством в группах по осуществлению надзора за бизнесом. [4]. Кластеры представляют новый дополнительный способ организации экономического развития и проведения государственной политики.
Видение проблем (резервов и ограничений) помогает обеспечить рост производственного потенциала конкретного региона и его конкурентоспособность. Парадокс состоит в том, что самые важные конкурентные преимущества в глобальной экономике часто обусловлены местоположением кластера [4]. Для НХП (керамика) создание кластера — это фактор, который сможет обеспечить выживание промысла и возрождение прошлых объемов производства. Расположение предприятий НХП (керамика) сложилось исторически, что позволяет использовать рекреационные ресурсы, культурно-этнографические объекты местности, а это, в свою очередь, способствует развитию туризма.


Литература
1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2. Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий // Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. — М.: Сканрус, 2001. — 144 с.
3. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2006. — 608 с.
4. Пилипенко И.В. Кластерная политика в России // Общество и экономика. — 2007. — № 8. — С. 28.
5. Развитие производственных кластеров в регионе: Отчет о НИР. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН. — 145 с.
6. Доклад Председателя Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» на XXIV Конференции Ассоциации Конгресс-центр ТПП РФ, г. Москва
7. Грани успеха. Специальный выпуск / Изд. ЗАО ПТХ «Русский Альянс», 2007.
8. Мир промыслов и ремесел. — 2009. — № 6.
9. Мир промыслов и ремесел. — 2009. — № 8.
10. Московская правда. — 2007. — 27. ноября.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия