Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Буркова Р. Ф.
профессор Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук;

Скачкова О. Н.
аспирант Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

Ответственность торговых предприятий за реализацию некачественных товаров
В статье исследуется проблема контроля качества потребительских товаров. Анализируется нормативно-правовая база в сфере защиты прав потребителей в РФ. Обосновывается необходимость и пути создания действенного экономического механизма, обеспечивающего ответственность производственных и торговых предприятий за нарушение действующего законодательства
Ключевые слова: качество потребительских товаров, права потребителей, контроль качества, штрафы

Вопросы качества предметов потребления всегда интересовали людей. Но особую актуальность они приобрели с развитием промышленности и массового производства. Изобилие производимых промышленным способом товаров сопровождалось уменьшением в них доли собственно природного вещества и снижением качественных характеристик, связанных с воздействием на здоровье человека. Как выяснилось, рыночный контроль не решает этих проблем: диктат предложения оказался сильнее диктата спроса. Поэтому необходимость в государственном регулировании вопросов качества товаров и их безопасности для человека была осознана мировым сообществом уже в ХХ веке.
Новейшая история России в полной мере подтверждает остроту проблемы: ситуация с качеством потребительских товаров только ухудшалась. Попытки переломить эту тенденцию не принесли желаемого результата вследствие отсутствия действенного механизма экономической ответственности производственных и торговых структур.
На сегодняшний день в Российской Федерации в области обеспечения качества создана определенная законодательная и нормативная база, направленная на повышение ответственности руководителей предприятий на всех стадиях производства и оборота продукции. Среди принятых законодательных актов необходимо отметить Гражданский кодекс РФ, законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании» и др. В соответствии с законом «О защите прав потребителей», Правительством РФ в 1998 г. были разработаны «Правила продажи отдельных видов товаров». Они призваны регулировать отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Созданы и работают в этом направлении также организации, которые обеспечивают надзор за соблюдением установленных законами норм и правил и оказывают активную помощь потребителям при нарушении их прав. Значительную роль играет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Правовые основы функционирования этой организации заложены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативно-правовыми актами.
При создании законов и правил для сферы торговли ставилась цель защитить потребителей от приобретения некачественных товаров и обмана. Однако, как свидетельствует реальная практика торговли, существование законов и строгое их исполнение в полном объеме — это далеко не одно и то же.
На предприятиях торговли до сих пор нередки случаи, когда продавцами нарушаются требования указанных законов. Например, цена, указанная в ценнике, не соответствует указанной в чеке; товар, бывший в употреблении, продается без указания соответствующей ссылки на это; потребитель не получает необходимой информации об изготовителе, составе товара; отсутствуют сертификаты на реализуемые товары; товары продаются с истекшим сроком годности; показатели качества товаров зачастую не соответствуют действующим стандартам и техническим условиям. Это, в свою очередь, наносит вред здоровью потребителя, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики. Только в Кемеровской области количество заболевших (в том числе и в результате отравления от некачественных товаров) с 2004 по 2008 гг. выросло, в общем, на 106%, а в пересчете на душу населения — на 107,9 % [3].
Свидетельством нарушений продавцами правил торговли, выявленных органами Роспотребнадзора или самими потребителями, служат многочисленные жалобы населения в отделы по защите прав потребителей. По количеству нарушений лидирует сфера торговли. На нее приходится около 60–70% претензий и обращений. Так, в ходе проводимых проверок на гигиеническую оценку качества и безопасность реализуемой продукции на предприятиях торговли Кемеровской области в 2008 г. было установлено, что 21% проб не соответствовал требованиям качества. В основном, — это несоблюдение условий реализации и хранения пищевых продуктов. Эти нарушения выявлены в большинстве магазинов региона, зафиксированы факты реализации продукции с истекшим сроком годности. Отмечено отсутствие условий и согласованной документации при производстве и реализации кулинарной и салатной продукции, а также нарушение правил личной гигиены и отсутствие личных медицинских книжек у персонала [7]. Данные проверок торгующих организаций, проводимых территориальным управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области за 2008–2009 гг., а также сумма штрафов за эти нарушения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты проверок торгующих организаций, проводимых территориальным управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области за 2008–2009 гг.

Как видно из приведенных данных, количество проверок торгующих организаций в 2009 г. сократилось на 18,3%. Это сокращение связано с изменением порядка организации проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с принятием 22.12.2008 г. ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно новому закону, плановые проверки теперь должны проводиться не чаще чем один раз в три года (ранее 1 раз в 2 года). К тому же о проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены органом государственного контроля (надзора), органом муниципального надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Внеплановая выездная проверка может быть проведена после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности тех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, у которых должна быть проверка.
Несмотря на то, что количество проверок сократилось на 18,3%, количество выявленных правонарушений сократилось на 5,3%, а процентное соотношение выявленных правонарушений к количеству проводимых проверок практически не изменилось (в 2008 г. — 63,3%, в 2009 г. — 69%). Фактически изменение действующего законодательства привело только к статистическому уменьшению количества нарушений, но никак не повлияло на изменение ситуации в сфере соблюдения норм и правил торговли, соблюдения качества и безопасности товаров потребительского назначения. Напротив, количество правонарушителей, привлеченных к административной ответственности, выросло на 133,06%, а сумма взысканных штрафов всего на 110,5%. Это, в свою очередь, свидетельствует о снижении контроля качества и о значительном уменьшении экономической ответственности.
Считаем, что сокращение проверок торгующих организаций должно сопровождаться увеличением размера экономической ответственности за реализацию некачественных товаров, т.е. если снижается количество проверок, то в обязательном порядке должна быть усилена ответственность за нарушения. Можно утверждать, что на сегодняшний момент в Российской Федерации нет серьезной ответственности за нарушения в данной области, а существующая ответственность является минимальной, неспособной как-либо воздействовать на руководителей торговых предприятий.
Ситуация, исследуемая на рынке Кемеровской области, справедлива и для рынка России в целом, что подтверждается данными, приведенными в табл. 2.
Таблица 2
Соотношение штрафов, взысканных Роспотребнадзором с правонарушителей, и оборота розничной торговли (за 2008 год)

Соотношение штрафов, вынесенных за реализацию некачественных товаров или причин, приведших к этому, составляет тысячные доли процента от общего товарооборота, что наглядно иллюстрирует рис. 1.
Рис. 1. Соотношение штрафов, взысканных Роспотребнадзором с правонарушителей и оборота розничной торговли (за 2008 г.)

Сумма взысканных штрафов с правонарушителей не просто минимальна, она вообще не ощутима для предприятий торговли. Соответственно, существующая на сегодняшний день экономическая ответственность за нарушения в данной области не может как-либо повлиять на сложившуюся ситуацию с реализацией некачественных товаров. Мы считаем, что решение проблемы качества товаров возможно только на основе разработки и применения действенного механизма экономической ответственности. Наказание рублем — это наиболее эффективная и чувствительная мера для предприятий торговли. Лишь значительное увеличение штрафных санкций не в десятки, а в сотни раз способно улучшить ситуацию и обеспечить потребителям возможность приобретать качественные товары.
В сложившейся ситуации необходимо принимать более решительные меры, непосредственно связанные с экономической ответственностью не только продавцов, а всех задействованных в цепочке товародвижения: от агентов, поставщиков до производителей. Напомним, что согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителей», потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Вместо вышеперечисленных действий продавец, при отказе потребителя от исполнения договора, возвращает последнему уплаченную за товар денежную сумму и забирает товар с недостатками [1]. Такой порядок организации взаимоотношений «продавец-покупатель» по сути не содержит ни какой экономической ответственности продавца за продажу некачественного товара. При этом возможным виновником потери качества товара является не продавец, а агент, поставщик или производитель.
Для улучшения качества реализуемых товаров необходимо разработать действенный механизм экономической ответственности за нарушения в данной области. Сумма штрафов должна быть соотнесена с объемом получаемой прибыли от реализации той товарной группы, в которой выявлен случай продажи товаров ненадлежащего качества.
С целью фактического уменьшения количества реализуемых некачественных товаров целесообразно не просто обеспечить возврат денежной суммы, которая была уплачена за некачественный товар, а рассчитывать ее с учетом стоимости товара, морального и физического вреда, нанесенному покупателю.
ЭО = ЦТ + МВ +ФЗ ,
где ЭО — экономическая ответственность торгового агента за реализацию некачественного товара;
ЦТ — цена товара или уплаченная за товар денежная сумма;
МВ — моральный вред (т.к. определить и доказать его достаточно трудно, то предлагаем приравнять его к сумме, равной 50% минимального размера оплаты труда, установленного на данный период);
ФЗ — физический вред (при наличии).

Сумма возврата, рассчитываемая по предлагаемой методике, может распределяться между участниками по всей цепочке товародвижения.
В формировании механизма экономической ответственности за реализацию некачественных товаров целесообразно использовать подход, приведенный выше, что заставит торговые организации четко соблюдать установленные законы и правила. Такой подход к оценке экономической ответственности приведет к тому, что торговые организации по-новому будут относиться к контролю качества закупаемых и реализуемых товаров и послужит стимулом для предъявления более жестких требований и к поставщикам, и к самим себе. Этот подход, на наш взгляд, должен найти отражение в законе «О защите прав потребителей». Результатом действия данного механизма будет значительное уменьшение количества нарушений в торговле, уменьшение количества жалоб потребителей на продажу товаров с недостатками, а также уменьшение количества случаев отравления потребителей некачественными продуктами.


Литература
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 23.07.2008).
2. Основные социально-экономические характеристики Российской Федерации по данным Федеральной службы государ­ственной статистики за 2009 год. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/portal1/OSI.
3. Социально-экономическое положение Кемеровской области, 2008 г. — Кемерово, 2009.
4. Социально-экономическое положение Кемеровской области, 2009 г. — Кемерово, 2010.
5. Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 22.12.2008 г.
6. http: // i2n.ru/news/incindent/2424/
7. http: // i2n.ru/news/society/1460/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия