Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Виноградова Н. П.
заведующий кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Костанайского филиала Челябинского государственного университета,
кандидат экономических наук


Лидерский подход к управлению персоналом предпринимательской организации
В статье проанализированы основные направления исследований организационного культуростроения в системе менеджмента. Выявлена специфика лидерского подхода, его социокультурные аспекты. Рассмотрен алгоритм социокультурного мышления руководителя
Ключевые слова: предпринимательство, менеджмент, лидерство, управление персоналом, мотивация

Менеджмент — особый фактор предпринимательской деятельности, который связывает все другие факторы между собой. Его задача — превратить неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную группу [10]. Назначение менеджмента — предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать [15] деятельность организации.
По мнению ряда исследователей, необходимо различать менеджеров (линейных и функциональных) и руководителей-лидеров. Первые оперируют материальными ресурсами, техникой, капиталом, рабочей силой, а вторые — эмоциональными и духовными ресурсами фирмы [13]. «Каждый способный менеджер может заботиться о том, чтобы люди на предприятии зарабатывали себе на хлеб. Превосходный менеджер следит, чтобы работы выполнялись компетентно, в срок и на высоком качественном уровне... Руководители вдохновляют своих людей на высокие достижения, при этом они показывают, что их усилия имеют смысл». По мнению того же автора, основным недостатком предприятий, потерпевших крах, было «слишком много менеджмента и слишком мало руководства. Или, если выразить по-другому, слишком много энергии направлялось во власть рутины и слишком мало — на развитие перспективных планов» [10].
Говоря иначе, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. При этом задачи у менеджеров различных уровней различны. Одни должны «толкать» (push) подчиненных, а руководители (топ-менеджеры) — «управлять», обеспечивать «вызов работнику со стороны работы» (challenge), то есть осуществлять психологическое воздействие.
«Лидерский» подход к управлению предпринимательской деятельностью основан на восприятии персонала как главного достояния фирмы и реализации адекватной кадровой политики. Подчеркивая отмеченное, Ф. Селзник справедливо полагает, что руководитель-лидер должен владеть искусством создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировать организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности [6]. Он должен быть «лидером реорганизации», создателем надежной команды, способным формировать личности, поднимать человеческое видение на уровень более высокого кругозора. «От деятельности руководителя или узкой группы руководителей организации зависит ее успех, процветание, да и само существование, а вместе с организацией — и благополучие ее работников. Личные качества руководителя, проявляющиеся в его поведении, накладывают существенный отпечаток на стиль деятельности организации, кадровую политику, самочувствие и удовлетворенность трудом ее работников» (П. Друкер).
Современные исследователи выявили определенное различие временных горизонтов у менеджеров разных уровней [1]. Если у председателя правления акционерным предприятием горизонт времени 20 лет, а суть его активности — в определении видения будущего фирмы, то у других членов правления временной горизонт 12–15 лет, а суть активности — в установлении ограниченных концепций. У менеджеров, начиная с уровня руководителя направления, временной горизонт — 7 лет, а активность связана с разработкой и реализацией полноценных программ в рамках определенного высшим руководством направления. Начальник управления видит вперед на 3–5 лет и действует в рамках конкретных проектов.
В рамках исследовательского направления «экономическая психология управления в хозяйственной организации» лидерство понимается как процесс спонтанного руководства коллективом со стороны наиболее авторитетных его членов [2]. Лидером при этом является член данного коллектива, который выдвигается в результате взаимодействия всех ее участников для организации при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. «Некоторые лидеры официально назначены или избраны, другие неформально выдвигаются в процессе групповых взаимодействий. Что именно делает лидера хорошим — зачастую зависит от ситуации: лучшая кандидатура на пост руководителя технической группы может не подходить для коммерческого отдела. Некоторые люди превосходны в роли целевого лидера, организующего работу, устанавливающего стандарты и сосредоточенного на достижении цели. Другие лучше подходят для лидерства социального — спайки команды, улаживания конфликтов и оказания поддержки» [7].
В экономической психологии управления особую роль играет «теория черт лидера» (она определяет харизматическую способность к лидерству). Согласно Дж. Максвеллу, потенциальный лидер должен иметь позитивное восприятие, служить общим интересам, иметь потенциал роста, быть последовательным, преданным делу, гибким, порядочным, иметь широкий кругозор, соблюдать дисциплину и проявлять признательность организации и ее людям [8]. Автором также упоминаются: характер, влияние, позитивное восприятие, умение работать с людьми, природная одаренность, убедительный послужной список (опыт), уверенность, самодисциплина, высокий уровень субъективного контроля (внутренний локус контроля, позволяющий понимать и учитывать интересы и большинства, и меньшинства, и индивидуумов, и организации), умение общаться с людьми, неудовлетворенность существующим порядком вещей.
В соответствии с результатами исследования К.Г. Юнга, на высших постах руководителей фирм находится 90% представителей типа «мыслительные — решающие» [5]. При этом, прежде всего, решается вопрос о достижении делового успеха. Более подробно об этом можно прочитать в работах Д. Маклелланда и Дж. Аткинсона [3]. Последний формализовал два психотипа, различающиеся по восприятию успеха и поражения. Тенденция к успеху или тенденция к избеганию поражения есть произведение мотивации, вероятности достижения и стимула. Максимум значения соответствующего показателя достигается при вероятности, близкой к 50%.
Согласно отечественным исследователям, «современные лидеры — это носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на использование культурно-этических элементов руководства» [4]. Суть этого определения руководителя выражается в его поведении, которое характеризуется следующим образом:
— доступность любому работнику, неизменно доброжелательный тон при обсуждении проблем;
— глубокая вовлеченность в процесс управления персоналом, постоянное внимание системе мотивации, личное знакомство со значительной частью работников;
— нетерпимость к кабинетному стилю управления, предпочтение обсуждению проблем непосредственно на рабочих местах, умение слушать и слышать, решительность и настойчивость, открытость;
— терпимость к выражению несогласия, склонность к делегированию полномочий, построению отношений на доверии, предпочтение устной информации перед письменной;
— отсутствие стремления в трудные моменты искать виновных, нацеленность на дело;
— стремление выдвигать на ответственные посты в первую очередь сотрудников своей компании, разделяющих ее ценности.
Исследователи связывают мышление успешных лидеров с «креативными способностями» их интеллекта. По Р. Кеттелю, существует два вида интеллекта: «текущий» интеллект выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям. Он зависит от наследственности. «Кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта и зависит, по преимуществу, от влияния среды. Оба его вида (их развитие) определяют мыслительную деятельность любого лидера — руководителя фирмы.
Обобщая, можно отметить, что интеллект существует как универсальная психическая способность. По мнению Г. Айзека, в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации, которая — как известно — является «нишей» для принятия управленческих решений, «кровью» процесса управления предпринимательской деятельностью, осуществляемой фирмой.
Ранее мы уже вели речь о «теории черт» (в рамках более общей теории лидерства), к числу которых относится и экономическое мышление (глобальное и стратегическое) руководителей фирмы, образующих ее «агентский центр». Кроме того, различают ситуативную и системную теории, связь которых между собой имеет следующий вид (рис.1).
Рис.1. Основные теории лидерства и их связь между собой
Систему качеств руководителя-лидера при этом можно представить в виде следующей модели:
K = F { G, W, S, P, D }, (1)
где K — система качеств руководителя, лидера;
G — характеристики группы, статистические и динамические;
W — характеристики вида деятельности группы;
S — характеристики ситуации, в которой находится группа, определяющей необходимость и характер перемен;
P — личностные особенности человека, претендующего на роль лидера;
D — процесс взаимодействия претендента и группы, ход развития ситуации (14). В этой же работе отмечается, что для создания рисковых ситуаций нужен руководитель-антрепренер, для получения наибольшей прибыли в условиях устойчивого рынка — жесткий руководитель с чертами автократа и склонностью к бухгалтерскому анализу, а для перепрофилируемых предприятий — руководитель-реформатор. Алгоритм исследуемого вопроса представлен на рис.2.
Рис.2. Алгоритм исследования вопроса «Менеджмент и лидерский подход к стратегическому управлению персоналом» (12)
Рис.3. Алгоритм социокультурного мышления лидеров ОПТ
К числу основных стратегий управления можно отнести дебюрократизацию персонала, активизацию «предпринимательского», новаторского стиля поведения, позволяющем в наибольшей степени раскрыться творческой инициативе работников на всех уровнях фирмы. С этой целью важно осознать необходимость перемен, создать новое видение организации и институциональных изменений внутри нее. Руководитель-лидер в этих условиях является творческим разрушителем и социальным архитектором, субъектом организационного культуростроения (ОК). Он должен «разглядеть раньше других необходимость перемен и определить их суть; осуществить реорганизацию путем воздействия на психику сотрудников. Осознание ими необходимости перемен, формирование их позитивного отношения к предстоящим изменениям, мобилизация и рекрутирование единомышленников, нейтрализация противников, закрепление изменений» (16). Социокультурная ориентация менеджмента предполагает формирование определенного типа мышления, логика которого могла бы выглядеть следующим образом (см. рис.3)
В соответствии с СОРS–анализом, стратегия управления персоналом может носить направленность «управления по слабым сигналам»: квалификационную, системную, организационную, культуростроительную. В последнем случае особую значимость имеет создание системы ценностей управляющих и исполнителей по критерию соответствия целям фирмы. Это, наконец, антикризисная стратегия, непосредственно связанная с инновационным менеджментом (в том числе, и в сфере организационного культуростроения).
Данный вид управления предпринимательской деятельности, осуществляемый фирмой, имеет непосредственное отношение к организационному культуростроению или инновационному развитию предприятия. Все это в совокупности и определяет значимость исследуемой нами проблемы стратегического управления персоналом и влиянием на этот процесс менеджеров и лидеров предпринимательских структур.


Литература
1. Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 1997. — С.16
2. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. — М.: Высшая школа, 1989. — С.238.
3. Исследование мотивации достижения / Сост. Б.Т. Ребзуев. — СПб.: Образование, 1993. — С.68.
4. Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под ред. Н.А. Дынкина — М.: Экономика, 1991. — С.37.
5. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. — М.: Персей, 1995. — С.294.
6. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1993. — С.11.
7. Майерс Дж. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997. — С.394.
8. Максвелл Дж. Шеф и его команда. — СПб.: Питер, 1998. — С.33, 60–67.
9. Малахов С.В. Основы экономической психологии. — М.: Дело, 1992. — С.37–38.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. — С.39, 58
11. Общая психология / Под ред. В.В. Богословской. — М.: Просвещение, 1981. — С.242, 254
12. Пряхин Г.Н. Экономическое обоснование развития культуры управления организациями. — Екатеринбург: УрО РАН, 2005. — 236 с.
13. Рюттингер Р. Культура предпринимательства: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1992. — 240 с.
14. Слободской А.Л. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. — 2000. — № 11. — С. 40–41.
15. Управление — это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. — М.: Дело, 1992. — С.39, 58.
16. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. — СПб.: Питер, 2000. — С.33, 60–67.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия