Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Вахитов Д. Р.
доцент кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического
университета (КАИ) им.А.Н.Туполева,
кандидат социологических наук


БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЛИЗИНГОВЫХ СДЕЛОК И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА В РОССИИ

I
Для финансового обеспечения лизинговых сделок особое значение имеет прямое государственное финансирование данного вида инвестиционной деятельности.
Такая система близка по своей сути государственному заказу и может существенно влиять на объемы производства той или иной продукции. Наиболее широко она используется в военно-промышленном комплексе, предприятия которого, как правило, лишены возможности самостоятельно реализовать свою продукцию и находятся в прямой зависимости от бюджетного финансирования. Поскольку в российских экономических условиях возможности бюджета страны невелики, выходом для таких предприятий становится заключение международных контрактов. В качестве примера можно назвать контракт на поставку в Индию танков "Т-90", который позволил организовать серийное их производство и для нужд российской армии и начать разработки моделей танков следующего поколения. Но и в таких контрактах роль государства трудно переоценить.
В отраслях, где доля государства незначительна или вовсе равна нулю, все шире используется практика государственных кредитов, особенно целесообразная при реализации высокотехнологичных и рентабельных проектов. При этом применяется постоянный финансовый мониторинг и возможно использование тендеров на получение государственного кредита.
Лизинговая форма инвестиций позволяет получателям кредита существенно ускорить техническое перевооружение предприятий. Желающих получить государственный кредит находится достаточно много, так как данная форма финансирования значительно выгоднее по срокам и процентным ставкам, к тому же в качестве субъекта, финансирующего лизинговую сделку, выступает государство. Например, в Татарстане правительство профинансировало передачу в лизинг местной авиакомпании самолета ТУ-214, который производится в Казани производственным объединением им. Горбунова.
Бюджетное финансирование лизинга входит в единый финансовый механизм, наряду с налогообложением, страхованием и другими финансовыми рычагами. В России, однако, существующая система налогообложения участников лизинговой сделки вызывает множество замечаний, особенно в отношении налоговых льгот.
В конечном счете, суммы, собранные в результате налогообложения лизинговых сделок, направляются на развитие производства. В то же время, ликвидируя льготы по налогообложению лизинговых сделок, государство может компенсировать потери предприятий путем бюджетного финансирования. Финансируя производителей государство способствует и увеличению объема лизинговых сделок. В свою очередь, это приводит к увеличению объемов налоговых поступлений от каждого из участников лизинговой сделки. Но, отменяя налоговые льготы, оно лишает лизинговые компании части текущих доходов, увеличение же объемов сделок ожидается лишь в перспективе.
Анализируя различные варианты повышения бюджетной эффективности при лизинговых сделках, следует специально выделять практику:
- увеличения налоговых поступлений от предприятий - участников инвестиционного проекта. Такого увеличения можно добиться за счет расширения круга налогоплательщиков, государственных гарантий по инвестиционным проектам, совершенствование правовой базы (которая должна облегчать, а не усложнять процесс участия в лизинговых сделках);
- увеличения налоговых поступлений от сторонних предприятий: предприятий-поставщиков сырья или материалов, сервисных служб (например, в Германии насчитывается примерно 2,5-3 тыс. мелких компаний, занимающихся техническим обслуживанием автомобилей крупнейших их производителей);
- поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников, начисленной за выполнение работ по инвестиционным проектам;
- получения дивидендов по принадлежащим государству ценным бумагам, выпускаемым с целью финансирования проектов. (К сожалению, в настоящее время государство неэффективно использует доходы от принадлежащих ему предприятий. В ряде случаев предприятия просто не перечисляют дивиденды, пользуясь отсутствием эффективного государственного контроля);
- поступлений в бюджет, связанных с реализацией проектов, за пользование землей, водой и другими ресурсами в виде платы за недра. В настоящее время размер данных денежных поступлений невелик, но вполне возможно увеличение ставок по этим обязательным платежам после принятия в РФ Земельного кодекса;
- получения доходов от лицензирования, конкурсов и тендеров. Особенно важной является практика проведения тендеров на получение государственного кредита или лизингового оборудования. (Она должна быть "прозрачной" с правовой и простой с организационной точек зрения, чтобы привлекать максимальное количество участников, в том числе иностранные фирмы). В настоящее время количество тендеров по лизинговому оборудованию, однако, очень невелико;
- обслуживания и погашения льготных кредитов, выделенных из средств бюджета;
- поступлений во внебюджетные фонды;
- штрафов и санкций, связанных с инвестиционными проектами.
Два рычага финансового воздействия на лизинговый рынок в стране - фискальную и кредитную политику государства можно оценивать только на основе данных об участии в лизинге государственного капитала. К сожалению, достоверных статистических данных по лизинговому бизнесу в Российской Федерации в настоящее время нет, поскольку нет единого информационного центра, в котором бы эти данные фиксировались по государственным и негосударственным источникам финансирования лизинговых сделок.
Следует иметь в виду и синдром "патернализма", при котором получатель государственных средств твердо убежден, что государство обязано ему помогать с финансированием, а полученные средства возвращать не обязательно. По этой причине большие государственные средства, вложенные, например, в сельское хозяйство в РФ в начале 90-х годов (в том числе для лизинга оборудования и техники), не были возвращены в федеральный бюджет. В отдельных регионах России, например, в Республике Татарстан, в этом отношении применяется более продуманная система поставок техники по лизингу. Лизингополучатель обязывается расплачиваться по лизинговым платежам в том числе натуральной продукцией по государственным закупочным ценам. Это удобно для лизингополучателей (колхозов, фермеров), которые часто испытывают недостаток в свободных денежных средствах. В то же время такая практика позволяет более успешно выполнять планы заготовок сельскохозяйственной продукции, контролировать ситуацию на региональном ценовом рынке по основным продуктам питания.
Как свидетельствует и мировой, и российский опыт, через механизм государственных долговых инструментов средства и частных вкладчиков аккумулируются и направляются на финансирование лизинговых сделок. Вместе с тем, в России не выпускались специальные ценные бумаги под финансирование конкретных проектов. Использовалась схема обычных долговых инструментов, при которой привлеченные средства направлялись не на производство, а на выплаты процентов по ценным бумагам предыдущего транша. В этих условиях использования получаемых доходов для приобретения производственного оборудования оказывалось менее выгодным делом, чем вложения в государственные ценные бумаги, доходность по которым в ряде случаев превышала 150% годовых.
Бюджетное же финансирование лизинговых проектов направлено на развитие реального производства. Соответственно, государственные займы, используемые для финансирования лизинга, являются производительными инвестициями.
II
Не меньшее значение для повышения конкурентоспособности предприятий и инвестиционной деятельности в России, чем государственная поддержка лизинговых сделок в стране, имеет развитие международного лизинга.
Международные лизинговые сделки реализуются посредством договоров, заключаемых:
- российской лизинговой компанией непосредственно с зарубежным арендатором;
- российской лизинговой компанией с иностранным пользователем через дочерние компании за рубежом;
- российской лизинговой компанией с иностранным арендатором через зарубежную лизинговую компанию - на комиссионных началах, путем участия в прибылях или осуществления ответных сделок;
- российским арендатором с иностранным поставщиком либо зарубежной лизинговой компанией через российскую лизинговую компанию.
Международные лизинговые операции -относительно новый вид коммерческой деятельности. Даже в США они начали практиковаться лишь во второй половине 50-х годов, а в западноевропейских странах и Японии - с начала 60-х. Международный лизинговый бизнес получил развитие приблизительно на десятилетие позже, чем внутренний.
Быстрому развитию международных лизинговых операций способствовали следующие факторы:
- трудности с получением кредитов во многих странах;
- завышенные банками процентные ставки;
- локальные финансовые кризисы;
- нестабильность налоговых систем;
- повышение в отдельных странах налогов на производственные инвестиции;
- ухудшение условий продажи имущества на основе кредита и т.д.
Отмеченные факторы не могли не привлечь внимания инвесторов, предприятий, нуждающихся в инвестициях, к экономическим и правовым условиям тех стран, в которых возможности для осуществления лизинговых сделок оказались более привлекательными.
Развитие международного экономического сотрудничества создало предпосылки для активизации международных лизинговых операций. Наиболее распространенной их разновидностью является прямой международный лизинг, при котором все операции совершаются между коммерческими организациями разных стран.
При этом лизингодатель имеет возможность получить экспортный кредит в своей стране и таким образом расширить рынок сбыта своих товаров и услуг. Арендатор обеспечивает ускоренное переоснащение производства современной техникой.
Объектами международного лизинга чаще всего являются:
- конторское и полиграфическое оборудование, сортировочные машины, копировальное оборудование, средства телекоммуникаций;
- средства вычислительной техники и обработки информации (супер-ЭВМ, персональные компьютеры, программное обеспечение);
- транспортные средства (грузовые автомобили, самолеты, вертолеты, суда, контейнеры, специальные вагоны);
- подъемно-транспортное и дорожное оборудование (погрузчики, строительные машины, подъемные краны, механизмы);
- оборудование общего промышленного назначения (стандартное и уникальное промышленное оборудование, продукция станкостроения, энергетического и электромеханического машиностроения, оборудование для легкой промышленности);
- стационарное оборудование и оборудование комплектных предприятий, укомплектованное и готовое для эксплуатации;
- подержанное оборудование, в том числе оборудование, которое фирма, нуждающаяся в свободных денежных средствах, продает фирме-лизингодателю, а затем берет его по лизингу (схема возвратного лизинга).
Вместе с тем, поскольку международный лизинг подпадает под ряд валютных, таможенных и других ограничений при государственном регулировании внешних экономических связей, с целью сделать его более доступным в 1988 году была принята Оттавская Конвенция по международному лизингу.
Ее положения отражены и в нормативных документах, принятых в России, и распространяются и на трехсторонние отношения, возникающие при лизинговых операциях.
Конвенция предусматривает, что арендатор может сам выбирать поставщика, что приобретение оборудования осуществляется лизингодателем на условиях договора лизинга, заключаемого с лизингополучателем, с которым поставщик ознакомлен, что сумма лизинговых платежей определяется с учетом амортизации всей или значительной части оборудования. Без согласия арендатора не могут быть внесены изменения в утвержденный контракт на поставку, а в случае нарушения контракта он может расторгнуть контракт на аренду или приостановить выплату арендной платы. В то же время лизингополучатель не вправе аннулировать договор поставки без согласия лизингодателя.
Международные лизинговые компании, действующие на российском рынке, а также отечественные компании, занимающиеся международными лизинговыми операциями, обладают целым рядом преимуществ, делающих сотрудничество с ними действительно выгодным. Поддерживая деловые отношения со многими иностранными фирмами, выпускающими современную технику, такие компании имеют наибольшие возможности для организации ее поставок в Россию. Обладая необходимой информацией, они могут взять на себя поиск требуемых средств производства, осуществлять своевременные поставки техники, ее растаможивание и выплату процентов по кредитам. Они располагают базами сервисного обслуживания и опытом ремонта иностранной техники, что позволяет осуществлять гарантийный ремонт, наибольшими возможностями для рекламы и информации о преимуществах зарубежной техники и ценах на нее.
Учитывая, что российский потребитель техники, как правило, не способен оплатить сразу стоимость иностранного оборудования, лизинг имеет несомненные преимущества перед обычными сделками купли-продажи.
Вместе с тем, приходится принимать во внимание и реальные трудности, существующие на пути развития международных лизинговых операций. Цены на зарубежную технику, как правило, значительно выше, чем на отечественную. Существуют проблемы с регулярными поставками запасных частей. Чрезмерно дорога транспортировка техники, что сказывается на размере лизинговых платежей. Слишком высоки таможенные пошлины, таможенный налог на добавленную стоимость.
Однако, при условии четкого государственного регулирования лизинговых отношений, перспективы развития международного лизинга в России представляются достаточно благоприятными.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия