Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Никишина Е. С.
аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета
Филимонова Н. М.
заведующий кафедрой менеджмента Владимирского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


Разработка стратегических направлений инновационного развития регионов
В статье обоснована необходимость совершенствования стратегического управления региональным развитием. Для разработки стратегических направлений развития регионов предложено использовать матрицу «индекс инновационного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона», с помощью которой можно выделить четыре группы классификации регионов, соответствующих различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям. На этой основе определены основные стратегии инновационного развития региона и предложены инструменты и механизмы их реализации
Ключевые слова: стратегия инновационного развития, инновационное развитие, региональная экономика, уровень жизни населения

В настоящее время успешное развитие регионов в большей степени зависит от использования внутренних специфических факторов для создания ценностей на глобальных рынках, что вызывает невозможность существования единой универсальной стратегии для всех регионов, т.к. каждая территория имеет различный потенциал, уникальные способности к осуществлению инновационной деятельности. Поэтому акценты органов государственного аудита направлены не только на правильность и целесообразность формирования и использования публичных ресурсов, но и на конечные результаты управления публичными ресурсами, на качество проработки стратегий социально-экономического развития регионов, их перспективность и результативность. Несмотря на то, что в различные периоды развития экономики существовали различные стратегии развития регионов, цель их заключалась в обеспечении экономического и социального процветания населения на определенной территории [4]. При наличии неизменной цели пути ее достижения и факторы внешней среды существенно изменились.
При выборе стратегических направлений развития регионов целесообразно применение дифференцированного подхода, который обусловлен высокой дифференциацией регионов по существующему уровню развития и потенциалу.
Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть такие, где численность населения растет, и есть те, где сокращается, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи и т.д. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных культурных и столичных центров.
Так, например одна только Тюменская область (вместе с автономными округами) произвела в 2005 г. 54,1% всей продукции добывающей промышленности, дала 68% всей нефти (включая газовый конденсат) и 91% всего природного газа. Доля Тюменской области в суммарном ВРП страны достигла 12,4% (второе место после г. Москвы). Почти 100% всех российских алмазов производится в Республике Саха (Якутия), преобладающая доля благородных металлов и руд многих цветных металлов добываются в 3–4 регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока [1].
Ведущими российскими учеными, занимающимися проблемами регионального развития, до настоящего времени не разработана единая классификация регионов. Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов. Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства, например: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.
Самая распространенная классификация — по одному признаку: депрессивные регионы и регионы — доноры. Существуют более сложные классификации — по совокупности трех признаков: наличие значительных природных ресурсов, уровень экономического развития, уровень жизни. Регионы распределяют по степени благополучия, как с точки зрения производства, так и обеспеченности инвестициями. В основу классификации регионов закладываются следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др. [3].
Для разработки государственной стратегии инновационного развития регионов не разработан адекватный современным условиям инструментарий, позволяющий определить приоритетные направления. В данном исследовании разработан подход, позволяющий определить основные направления развития регионов по инновационной траектории, и определены основные механизмы реализации этих направлений.
Процесс разработки стратегии развития региона состоит из следующих этапов:
● выбор показателей социально-экономического развития регионов, на основе анализа которых принимается решение об отнесении тех или иных территорий к определенной группе;
● группировка регионов, в соответствии с определенными показателями развития регионов;
● определение типа развития регионов, необходимого для правильного выбора стратегических направлений развития регионов;
● определение механизмов реализации стратегических направлений для определенных типов регионов.
В качестве основы разработки стратегических направлений развития регионов предложено использовать матрицу «индекс инновационного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона».
Индекс уровня жизни населения региона рассматривается как интегральная характеристика, определяемая на основе оценки факторов по следующим блокам: производственный (объем внешнеторгового оборота, финансовая обеспеченность региона, общий объем розничного товарооборота и платных услуг населению, рассчитанных на душу населения), ресурсно-инфраструктурный (объем инвестиций в основной капитал, основные фонды отраслей экономики, коэффициент плотности автомобильных дорог) и социальный (уровень официально зарегистрированной безработицы, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, выпуск специалистов государственными высшими и средними учебными заведениями).
Индикаторы уровня жизни и инновационного развития региона представляют собой определенного вида свертку оценок более частных свойств и критериев этого понятия, которые, в свою очередь, могут быть представлены в виде различных комбинаций отчетных статистических показателей [5] и в некоторых случаях соответствующих экспертных оценок.
При построении интегральных индикаторов уровня жизни и инновационного развития на результирующее абсолютное значение индикаторов будут влиять три основных фактора: а) выбор базы для сопоставления; б) выборка отчетных статистических показателей, на базе которых должен быть сформирован интегральный индикатор; в) выбор способа интеграции отдельных частных характеристик в сводную характеристику (вид модели, ее постоянные параметры).
Интегральный индекс инновационного развития в регионе рассчитывается исходя из определения места инновационного бизнеса в экономике (численность занятых в инновационном предпринимательстве к общей численности занятых в экономике, удельный вес выручки в инновационном предпринимательстве к общему объему выручки по отраслям экономики).
Необходимо отметить, что для достижения целей на различных уровнях управления могут использоваться различные факторы. Предлагаемая методика предполагает обоснование выбора общей стратегии инновационного развития в различных регионах России на федеральном уровне.
Таблица 1
Матрица стратегических направлений развития регионов «индекс инновационного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона»

В основе матрицы лежит модель зависимости уровня инновационного развития региона на уровень жизни населения данного региона. В соответствии с этим инновационный продукт в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок инновационного продукта (развитие вопреки растущему негативу), рост (отличники), зрелость (торможение негатива не влияет на развитие негатива) и спад (катастрофа).
В основе матрицы лежат два предположения:
1. Регион, имеющий высокий индекс инновационного развития, занимает в результате действия эффекта конкурентные позиции в отношениях с другими регионами. Отсюда следует, что происходит значительное увеличение совокупного коммерческого эффекта для региона, т.к. эффект от внедрения новых технологий умножается на количество фирм региона, достигших успеха в их внедрении и продвижении на рынок. Таким образом, индекс уровня жизни населения увеличивается. Именно поэтому одним из наиболее важных элементов региональной инновационной политики становится создание условий для максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации.
2. Присутствие на растущем инновационном рынке региона означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, регионы все более вынуждены выбирать свою нишу при одновременно все более жесткой установке на достижение высоких конкурентных позиций. Это приводит к селекции промышленных отраслей, к появлению новых производств, которые в условиях заданных «сравнительных преимуществ» (различающихся по отдельным регионам) позволяют максимально четко определить специализацию технологической политики, то есть направление концентрации интеллектуального потенциала нации.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы классификации регионов, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям.
При реализации различных стратегических направлений, нацеленных на достижение различных приоритетов, возможно использование идентичных механизмов (табл.2). Выбор стратегии развития региона обусловливается уровнем инновационного развития и уровнем жизни населения региона.
Таблица 2
Типология региональных стратегий влияния инновационного
развития региона на уровень жизни населения

Регионы, находящиеся в квадрантах 1В, 3В, 4В, имеют высокие риски вложения финансовых средств. Поэтому для такой группы регионов целесообразно осуществление антикризисных стратегий, предполагающих создание благоприятных условий для ведения бизнеса (создание предпринимательских зон, правовая поддержка), что позволит обеспечить перелив финансовых средств из регионов с высоким уровнем развития, стимулировать экономическую активность и занятость. Для этой группы регионов рекомендованы стратегии диверсифицированного роста, которые заключаются в выборе приоритетных направлений развития инновационного предпринимательства.
Регионы со средней и высокой привлекательностью внешней среды и средней и высокой конкурентоспособностью инновационного предпринимательства (2В, 3В) обладают значительной долей крупных предприятий, поэтому основной стратегией является развитие инновационного предпринимательства с целью не допустить его вытеснение с рынка. По данным департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты РФ, 3/4 осуществляемых в настоящее время поглощений являются враждебными, т.е. с учетом доминирующей техники предполагают скупку акций с применением шантажа, угроз и подкупа, противоправного доступа к реестру акционеров и др.
На основании вышеизложенного могут быть сформулированы стратегии инновационного развития, рекомендуемые для отдельных регионов, в зависимости от квадранта, в котором они находятся:
1В. Осуществление развивающего финансирования, которое даст возможность совершенствовать инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства. Особое значение имеет наличие развитой производственной (и социальной) инфраструктуры. Создание промышленных и научных парков также является важным инструментом повышения инвестиционной привлекательности ареала. Могут быть применены меры финансового стимулирования: субсидии, льготные займы, налоговые льготы, в том числе за счет разрешения ускоренной амортизации, предоставления транспортных услуг и энергии по сниженным тарифам. Целесообразно избирательное стимулирование инновационного развития предпринимательства в приоритетных отраслях экономики в зависимости от специфики региона.
2В. В данном сегменте расположены регионы со значительной ролью крупного бизнеса. Поэтому необходима правовая поддержка инновационного предпринимательства, с целью не допустить его вытеснения с рынка. Осуществление поддерживающего финансирования путем оказания налоговых льгот. В условиях ограниченности инвестиций особую значимость приобретает активизация инновационного бизнеса. Он может на первых порах послужить «катализатором» роста отраслей обрабатывающей промышленности. Здесь первоочередное значение имеют дерегулирование, направленное на преодоление многочисленных барьеров, а также льготное налогообложение.
3В. Создание правовых условий для развития инновационного предпринимательства. Налаживание взаимосвязей инновационного предпринимательства с крупным бизнесом (аутсорсинг, субконтрактация, технопарки), что даст возможность, как показывает опыт развитых стран, за счет использования потенциала инновационного предпринимательства повысить конкурентоспособность региона и уровня жизни населения.
4В. Продвижение инноваций, которое заключается в установлении на федеральном уровне предписывающих мер по осуществлению поддержки инновационной деятельности. Как показывает практика ведения бизнеса на различных отдельно взятых предприятиях, стратегия развития определяется установками высшего руководства. Тот же вывод можно сделать и для отдельных регионов, где осуществление эффективной поддержки в области инновационной деятельности зависит от отношения местных властей, обусловливающих общую региональную политику.
Создание новых площадок для развития инновационного предпринимательства (предпринимательских зон), в которых на основе законодательных актов местным властям будет предоставлена возможность осуществления комплекса мер по стимулированию предпринимательства: налогового стимулирования, предоставления земли под новое строительство, передачи в аренду на льготных условиях старых помещений под реконструкцию и т.д. Это даст возможность создать новые рабочие места, обеспечить перелив капитала в депрессивные регионы. Указанные территории могут и не иметь средств и интеллектуального потенциала для разработки проектов программ самостоятельно, поэтому целесообразно предусмотреть систему помощи им со стороны региональных и федеральных властей, в том числе экспертно-аналитической. При выделении обширных проблемных районов легче привлечь инвестиции за счет разнообразия социально-экономических условий при повсеместной в данном ареале гарантированной помощи государства [5]. Создание новых мест приложения труда имеет благоприятные последствия вследствие снижения уровня безработицы за счет маятниковых миграций, улучшения имиджа всего района.
Предлагаемая методика разработки стратегии инновационного развития региона предназначена для реализации на федеральном уровне при определении общих концептуальных направлений развития для того или иного региона. Реализация стратегии инновационного развития регионов позволит: добиться устойчивого социально-экономического роста регионов на основе комплексного использования организационных, политических, психологических, экономических, материальных, трудовых и других факторов; принять участие в выборе решений по управлению и реализации стратегии всем общественным силам — представителям хозяйственных, финансовых, научных структур, населению; сформировать уверенность в благополучном исходе преобразований, раскрывая основные цели и ориентиры развития на длительный период времени; обеспечить устойчивое развитие в будущем; определить ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помочь им принять оперативные решения с учетом видения перспективы; приобрести и поддерживать конкурентные преимущества территорий; упорядочить распределение ресурсов; обеспечить налаживание партнерства предпринимателей с властью, общественными организациями; обеспечить концентрацию усилий на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для региона.


Литература
1. Гранберг А. Есть ли будущее у сырьевых регионов России? // VI Международная Кондратьевская конференция «Есть ли у России не сырьевое будущее?»: Доклады и выступления участников конференции и доклады лауреатов V Международного конкурса на медаль Н.Д. Кондратьева. — М.: Институт экономики РАН, 2008. — С. 4№2.
2. Методические рекомендации по разработке Стратегий развития регионов Приволжского федерального округа в рамках решения задачи удвоения внутреннего валового продукта Российской Федерации к 20№0 г. «2 ВВП — к 20№0 году»: Проект. — Н. Новгород, 2004.
3. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. — СПб.: Институт экономики и бизнеса ВГУЭС.
4. Стратегия развития муниципалитета / Под общ. ред. Г.В. Гутмана и А.Е. Илларионова. — М.: ЮРКНИГА, 2003. — 256 с.
5. Рой О.М. Стратегии регионального маркетинга // Вестник Омского ун-та. Сер. Экономика. — 2003. — № 3: К юбилею экономического факультета ОмГУ. — С. 20–23.
6. Статистические данные Министерства экономического развития. www.economy.gov.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия