Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Фияксель Э. А.
заведующий кафедрами венчурного менеджмента и маркетинга Нижегородского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики,
доктор экономических наук, профессор

Фияксель Р. Э.
преподаватель Нижегородского филиала Государственного
университета — Высшей школы экономики


Организация деятельности венчурного капитала в промышленном комплексе региона
В статье рассматривается создание новой формы организации деятельности регионального промышленного комплексав виде системы и организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие инновационно активных предприятий и венчурных инвесторов региона
Ключевые слова: национальная инновационная система, инновационно-активное предприятие, венчурный капитал, региональный мониторинг, венчурное финансирование

Одним из основных условий успешного развития экономики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС), которая должна обеспечивать непрерывный рост экономики. Основой такого роста является множество факторов, среди которых можно назвать научно-технический прогресс, совершенствование механизмов управления производством и т.п., — т.е. все то, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования. По мнению академика А.Г. Аганбегяна, необходимо не просто повышать темпы роста экономики, а обеспечивать новое качество роста и новое содержание каждого процента увеличения национального дохода, необходим переход на интенсивный путь развития [1]. По расчетам Э. Денисона, вклад инновационного фактора в экономический рост развитых стран составляет около 60% [2]. Повышение доли инноваций в структуре факторов экономического роста и увеличение потенциального выпуска характеризуют переход к иному качеству роста экономики. Таким образом, эффективность функционирования НИС определяется ее вкладом в увеличение ВВП страны и обусловливается наличием и результативностью функционирования региональных инновационных систем (РИС), из которых и состоит НИС.
Несмотря на то, что российская экономика в последние годы демонстрировала высокие темпы роста, ее инновационная составляющая остается по-прежнему незначительной, и она не сопоставима ни с затратами на НИОКР, ни с имеющимся кадровым, научно-техническим и технологическим потенциалом. Хотя, по абсолютному уровню расходов на НИОКР Россия устойчиво входит в число 15 лидирующих стран, эффективность использования имеющегося потенциала крайне низка, а потери от несоответствия затрат на исследования и разработки конечным результатам инновационной деятельности по различным оценкам достигают 25 млрд. долл. в год [3]. Это свидетельствует о том, что существующая инновационная система страны неэффективна.
Возврат к задачам и целям докризисной экономической политики объективно приведет к превращению России в сырьевой придаток мировых держав, быстро развивающихся на основе научно-технического прогресса. Последствия этого для России неприемлемы — и в экономической, и социальной, и политической областях. Следует прийти к однозначному выводу — и в новых условиях, сложившихся в связи с мировым кризисом, курс на возрождение экономической активности без учета ее качественной составляющей еще также неприемлем, как и раньше [4].
Сегодня одной из основных проблем существующих в промышленности является отсутствие связей между промышленным комплексом, научными учреждениями и венчурным капиталом. Крупные промышленные предприятия — в большей степени, средние и малые — в меньшей степени испытывают недостаток инновационных технологий. Научные учреждения и Высшие учебные заведения разрабатывают инновационные идеи и не знают где их внедрить и как получить финансирование для коммерциализации. Венчурные инвесторы (венчурные фонды, бизнес-ангелы, корпоративные венчурные инвесторы) имеют средства для финансирования малых инновационных предприятий, но не имеют связи ни с предприятиями, ни с разработчиками инноваций. Поэтому необходимо создать региональную систему, которая бы позволила объединить усилия всех участников инновационного процесса для промышленного использования инноваций.
Промышленные предприятия сегодня испытывают недостаток инвестиций. Основные источники инвестиций сегодня краткосрочные банковские кредиты и собственные средства, которые реинвестируются в развитие производства. Проекты развития во время кризиса сворачиваются, затраты на научно-исследовательские разработки сокращаются.
В ХХ веке весь мир с изумлением смотрел, как в США инновации пеклись, словно блины, — одна за другой. Но времена меняются. Сейчас многие страны — от Сингапура до Финляндии и от Чили до Китая — считают инновации делом государственной важности и разрабатывают свои стратегии по их стимулированию. У них самые передовые системы образования, отточенная политика подготовки специалистов, они вкладывают деньги в масштабные проекты и быстро накапливают интеллектуальные и инфраструктурные активы.
Поскольку в настоящее время задачи модернизации и перехода к инновационной экономике поставлены на государственном уровне, у руководства российских компаний есть возможность рассматривать разные государственные подходы к инновационной деятельности и примериваться к ним с точки зрения стратегических интересов своих организаций [5].
Инвестиции венчурного капитала в промышленность России в десятки раз меньше, чем в США и ЕС. Крупные и средние компании слабо осведомлены о деятельности венчурного капитала и его возможностях в финансировании инновационных проектов. Инновационно-активные предприятия не взаимодействуют друг с другом, слабо налажена связь науки, производства и венчурного капитала. Поэтому назрела необходимость в создании организационной формы взаимодействия промышленных предприятий и венчурных инвесторов.
Для достижения поставленных целей необходимы разработка и создание новой формы организации деятельности регионального промышленного комплекса, в качестве которой целесообразно создание системы и организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие инновационно активных предприятий и венчурных инвесторов региона в виде их Ассоциации.
Деятельность такой структуры может представлять один из новых механизмов формирования инновационной экономики, в котором она осуществляет миссию общественного субъекта, представляющего интересы инновационного сектора, ориентированного на привлечение венчурного финансирования на разных уровнях образования, науки, инноваций и производства.
Целевая функция предлагаемой новой формы организации деятельности (Венчурной ассоциации) исходит из стратегической направленности на формирование национальной инновационной системы и развитие инновационной экономики. Поэтому цель такой организации требует создания механизмов и форм влияния инновационного сектора на модернизацию образования, науки и производства — механизмов управления этим сектором и форм участия профессионального сообщества в образовательной, научной и инновационной политике региона на основе венчурного финансирования [7].
Отметим основные задачи новой системообразующей структуры:
1. Создание организационных форм деятельности Венчурной ассоциации, обеспечивающих управленческую поддержку и финансовое обеспечение инновационных разработок (формирование инновационного сектора) в региональной экономике (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная модель функций Венчурной ассоциации и инновационно-активных предприятий
Направления работы:
1.1. Создание региональной системы работы с инновационными проектами в региональной экономике (служба формирования инновационного заказа, консультирование, экспертиза, региональные венчурные фонды).
1.2. Разработка управленческих механизмов, обеспечивающих создание инновационных продуктов (банки данных инициатив, конкурсные механизмы).
2. Создание Венчурной ассоциации как формы общественной деятельности инновационного сектора сообщества, обеспечивающей влияние инновационных разработок на развитие региональной экономики с привлечением венчурного финансирования (рис. 2).
Рис. 2. Организационная структура Венчурной ассоциации
Направления работы:
2.1. Оформление Ассоциации как общественной организации (юридическая форма).
2.2. Создание механизмов управления деятельностью Ассоциации через создание организационной структуры.
2.3. Создание Совета управления профессиональной Ассоциации с указанием основных видов деятельности
Для того, чтобы ассоциация иновационно-активных предприятий работала эффективно, необходим постоянный мониторинг деятельности региональной ассоциации инновационно активных предприятий, вузов и венчурного капитала, который позволит осуществлять постоянный контроль и регулирование деятельности, как самой ассоциации, так и ее членов.
Основной целью регионального мониторинга венчурного финансирования инновационного развития промышленных предприятий является создание системы сбора, анализа и представления информации, необходимой для проведения исследований по экономике, науке и инновациям данной территории, ориентированных на принятие управленческих решений по реализации концепции модернизации российского промышленного комплекса и научно-инновационной политики. При этом предполагается, что в регионах мониторинговые работы будут проводиться, во-первых, по инициативе федеральных органов, тогда эти работы будут вписаны в структуру общероссийских работ по мониторингу и будут выполняться в соответствии с общими системными требованиями. Во-вторых, регионы могут самостоятельно выбирать направления работ и темы проектов в рамках своих региональных программ. Порядок организации работ в регионах должен определяться и координироваться органами власти субъектов федерации, при этом положительный опыт регионов будет распространяться, и на его основе будут разрабатываться рекомендации и типовые организационные схемы для использования в других территориальных образованиях.
Основным предметом мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий являются источники венчурного капитала, объемы, поступающие из разных источников, формы, направления использования (текущие и капитальные затраты), эффективность использования и пр. Важнейшей задачей является выявление оптимальных пропорций бюджетного и внебюджетного финансирования образования, науки и инноваций в интересах модернизации регионального промышленного комплекса. Кроме того, в регионе следует учитывать вопрос распределения финансирования между региональным и местными бюджетами.
Среди элементов системы мониторинга можно выделить несколько основных (субъекты, объекты, пользователи информации), взаимосвязь между которыми следует рассматривать как общую организационную схему мониторинга (рис. 3).
Рис. 3. Общая организационная схема мониторинга
Основным субъектом мониторинга должен выступать совет венчурной ассоциации региона.
Кроме него в качестве субъектов, вовлеченных в мониторинг, необходимо также рассматривать:
● структурные подразделения государственных и муниципальных органов управления регионом и территориальными образованиями региона (ответственные за реализацию промышленной, инновационной и бюджетной политики.);
● региональный орган статистики (соответствующий региональный комитет Федеральной службы государственной статистики);
● научно-методический и аналитический центр (например, один из региональных профильных учебно-научно-инновационных комплексов);
● региональные научно-исследовательские и аналитические организации, профильные эксперты, общественные организации, привлекаемые к проведению мониторинга.
В качестве объекта регионального мониторинга рассматриваются как в целом рынок венчурного капитала и состояние инновационной компоненты регионального промышленного комплекса субъекта Российской Федерации, так и локальные рынки.
В состав пользователей информации мониторинга венчурного финансирования входят органы государственной и муниципальной власти, деловые круги, представители предприятий, представители венчурного капитала, научные и образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные организации и общественность региона.
Связь между субъектами, объектами и пользователями информации мониторинга можно представить в виде организационной схемы (рис.4).
Региональный центр мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий должен получить от Научно-методического центра базовый набор методологических и методических инструментов для организации мониторинга: список индикаторов, проект инструментария исследования (анкеты, формулировки вопросов, оценочные шкалы и пр.), установочные задания на исследование и ресурсное обеспечение мониторинга (1). При этом использование региональным центром мониторинга базового набора методологических и методических инструментов является обязательным для обеспечения сопоставимости результатов мониторинга во всех регионах Российской Федерации.
Базовый набор методологических и методических инструментов может быть расширен за счет включения в программу мониторинга дополнительных задач, которые может внести Наблюдательный совет мониторинга в структуре ассоциации (2). Наблюдательный совет является консультативным органом государственно-общественной координации мониторинга, основные функции которого состоят в осуществлении общественного руководства и контроля мониторинга, оказания содействия в его проведении, распространении и эффективном использовании полученной информации. В состав Наблюдательного совета входят представители основных субъектов государственного управления развитием промышленности, науки и инноваций в регионе, ведущие общественные организации в этой области.
Рис. 4. Региональная организационная схема мониторинга венчурного финансирования инновационно активных промышленных предприятий
Региональный центр мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий на основе базового набора методологических и методических инструментов, полученного от методического центра и рекомендаций регионального Наблюдательного совета, разрабатывает программу и инструментарий исследований (этапов мониторинга) (3). Этот блок работ включает: анализ задания на исследование; уточнение и корректировку задания с заказчиком; разработку поэтапной программы исследования и дополнительных индикаторов; согласование программы исследования и индикаторов с заказчиком, подготовку и размножение инструментария исследования; проведение инструктажа интервьюеров и др.
После согласования и утверждения программы исследований в зависимости от целей, предмета и характера исследования (сбор статистических данных, социологический опрос и т.д.) региональный центр мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий ставит конкретные задачи на исследование перед непосредственным исполнителем (4) или (8).
Непосредственным исполнителем сбора информации в большинстве случаев будет выступать временный коллектив в случае, если данный этап исследований позволяет обойтись силами экспертов самого регионального центра мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий, он может быть выполнен без привлечения субподрядчика. Непосредственный исполнитель сбора информации, используя инструментарий, полученный от регионального центра мониторинга экономики образования, выполняет «полевой» этап работ.
В том случае, если осуществляется сбор статистической информации, непосредственный исполнитель выполняет весь комплекс работ, предусмотренных данным этапом исследования (5).
В том случае, если полевой этап исследования требует организационной поддержки со стороны Наблюдательного совета мониторинга, региональный центр мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий должен организовать для непосредственного исполнителя получение от Наблюдательного совета необходимых документов (писем, указаний и т.п.) или иного содействия (6).
Полученные по результатам полевого этапа исследования информационные материалы непосредственный исполнитель передает в региональный центр мониторинга экономики образования, науки и инноваций для анализа (7).
В том случае, если данный полевой этап исследования предполагает социологическое или экономическое исследование, непосредственный исполнитель должен получить от регионального центра мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий соответствующий комплект документов, в который могут входить, например: рабочая программа исследования, квотное задание, инструментарий исследования, другие необходимые рабочие и презентационные материалы (8).
В зависимости от предмета исследования объектом исследования (носителями информации) могут являться на этом этапе инновационно активные предприятия или сфера образования и науки, представленная образовательными учреждениями, научно-исследовательскими и внедренческими организациями (9).
Вся информация, собранная и предварительно обработанная непосредственным исполнителем полевого этапа исследования, передается последним в аналитическое подразделение регионального центра мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий (10).
Информационно-аналитическое подразделение регионального центра мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий осуществляет (11): предварительный анализ собранной информации; систематизацию и кодировку данных; формирование баз данных; обработку данных и подготовку аналитических материалов для Заказчика.
Обработанную информацию с аналитическими материалами региональный центр мониторинга экономики образования передает в оговоренные сроки основному заказчику (методическому центру) (12), а также, по согласованию с ними членам регионального Наблюдательного совет. После получения из методического центра подтверждения валидности информационных и аналитических материалов, собранных на данном этапе исследования, региональный центр мониторинга венчурного финансирования промышленных предприятий осуществляет подготовку материалов для открытого доступа (пресс-конференция, презентации, пресс-релизы, статьи, буклеты и пр.). Основными получателями материалов открытого доступа могут быть: СМИ; региональные органы управления образованием и наукой; администрации муниципальных образований; общественные организации.
Таким образом, создание новой формы организации деятельности (Венчурной ассоциации) регионального промышленного комплекса, обеспечивающей взаимодействие инновационно активных предприятий и венчурных инвесторов региона, а также применение новых механизмов и форм влияния инновационного сектора на модернизацию образования, науки и производства будет способствовать развитию инновационной экономики, как на региональном, так и на федеральном уровне.


Литература
1. Аганбегян А.Г. Научно-технический прогресс и ускорение социально-экономического развития. — М.: Экономика.1995. — С. 8.
2. Denison E. Trends in American economic growth, 1929–1982. Washington: Brookings institution, 1985. — p. 30.
3. Белоусов Д. Контуры долгосрочного развития России // Top-manager. — 2007. — Июнь. — С. 56–62.
4. Примаков Е.М. Некоторые проблемы инновационного развития России // Инновации. — 2009. — № 10. — С. 48–49
5. Као Дж. Инновационные державы: как стать членом клуба // Harvard Business Rewiew — Россия. — 2009. — Май. — С. 95–101.
6. Митрофанов Д.В., Лексин А.Ю. Информационная система мониторинга образовательных ресурсов в Интернете: Матер. науч.-метод. конф. «Интернет и современное общество».- Владимир, 2000.
7. Фияксель Э.А. Управление инновационным развитием промышленных предприятий на основе венчурного инвестирования: теория и методология: дис. ... д-ра экон. наук. — СПб., 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия