Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Аношкина Е. Л.
профессор кафедры экономической теории Пермского государственного технического университета,
директор Центра регионального развития, инноваций и управления
Пермского государственного технического университета,
доктор экономических наук

Долгачева И. В.
главный специалист Центра регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Функционально-планировочная организация муниципальных районов с учетом экономической специализации
В статье обобщен опыт территориального планирования, основанный на экономическом позиционировании муниципальных районов Пермского края, что позволяет разрабатывать мероприятия по совершенствованию их функционально-планировочной организации. Показаны современные подходы к обоснованию экономической специализации районов в целях территориального планирования
Излагаются принципы функционального и специализированного зонирования территории муниципального района в зависимости от типологии экономической специализации
Ключевые слова: стратегический маркетинг территории, территориальное планирование, экономическая специализация, экономический кластер

Стратегический маркетинг территории должен представлять собой передовую идею, философию, разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития хозяйства и социальной сферы территории через ориентацию на потребности клиентов и целевые группы «потребителей» территории за счет лучшего использования имеющихся конкурентных преимуществ. В основе стратегического маркетинга территории лежит системный подход к изучению состояния и тенденций развития территорий с целью принятия оптимальных управляющих действий. Поэтому множественные цели, отдельные стратегии, групповые и личные интересы должны подчиняться единой философии «целевого менеджмента», суть которой состоит в объединении множества организаций и лиц на длительный период с целью обеспечения экономического процветания региона.
В России возможность и актуальность применения стратегического подхода в планировании развития территорий определяется следующими обстоятельствами. Меняется философия, принципы, цели развития территорий. Еще 10–20 лет назад при проектировании городов доминировал принцип «производство ради производства», приводивший к созданию городов-гигантов, городов-заводов, часто моноспециализированных. Сейчас набирают вес гуманистические принципы, рассматривающие город как среду обитания человека, как место предпринимательской деятельности и ставящие целями развития города устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды.
Если раньше власть на местном уровне отвечала преимущественно за решение основных производственных задач, возложенных на город, то теперь задачей местных властей становится работа по смягчению последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. При этом местная власть становится главным лицом, ответственным за социально-экономическое развитие территории, включая ее благоустройство, безопасность граждан, социальную защиту и т.д. Отдельные муниципальные районы начинают реально конкурировать друг с другом. Именно в этой связи возрастает роль стратегического выбора и планирования.
Сами жители постепенно становятся реальными участниками системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Поэтому выбор стратегии и планирование развития должны проходить так, чтобы согласовывать интересы различных групп населения, предпринимателей, органов управления.
Стратегия рождается на основе системного, многоуровневого, детального анализа состояния системы и внешних условий и позволяет:
оценить условия, в которых будет проходить развитие района, его преимущества и недостатки, чтобы минимизировать угрозы (отрицательные эффекты) и максимизировать возможности (положительные эффекты), — SWOT-анализ;
четко определить согласованные в территориальном сообществе общие цели, позиционировать его, в том числе среди конкурентов, по ключевым направлениям;
оптимально сочетать политику продукта с политикой «цены» территории, распределения ресурсов и продвижения территории;
скоординировать программы развития территорий;
получить ориентиры и инструменты для измерения и оценки результатов развития.
Использование стратегического маркетинга территории дает возможность преодолеть основные недостатки, характерные для современных муниципальных районов:
отсутствие изменений сетки районов, предназначенных для планирования и регулирования экономики на территории СССР в течение многих десятилетий (на востоке страны более 65 лет);
не соответствие районов первоначальной хозяйственной специализации, связанное с их многообразными отличиями (по своему экономическому потенциалу и т.д.);
игнорирование социальных, национальных и экологических проблем и особенностей при обосновании выделения районов;
шаблонность, однородность принципов выделения районов, их использование одновременно как для текущего (годового), так и среднесрочного и долгосрочного (стратегического) планирования.
В настоящее время значительно усложняют проведение стратегического маркетинга все набирающие скорость агломерационные процессы, происходящие в крупных городах и сопровождающиеся срастанием населенных пунктов, прилежащих к городской территории и объединением в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Необходимость учета этих связей и индивидуальных особенностей каждого элемента, входящего в агломерацию, обуславливает необходимость глубокого методологического анализа особенностей функционально-планировочной организации муниципальных районов и разработки методики для определения наиболее оптимального направления экономической специализации района.
Обобщая опыт территориального планирования Центра регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета, можно отметить, что в рамках территориального планирования следует применять следующие подходы к обоснованию экономической специализации:
корректировку экономической специализации (для районов, входящих в агломерацию в целях создания интегрированной экономики);
углубление экономической специализации (для сельских районов).
Возможна комбинация двух подходов в рамках планирования экономического развития определенных муниципальных районов.
Например, анализ развития сельскохозяйственных кластеров Куединского, Кунгурского и Чайковского муниципальных районов позволил выделить следующие принципы их эффективного развития (рис.1).
Рис. 1. Основные принципы и направления развития сельскохозяйственных кластеров
Анализ Пермского и Нытвенского муниципальных районов показал целесообразность использования первого подхода с объединением их в единый инновационно-предпринимательский кластер, ведущими видами деятельности для которого станут:
● строительство и производство строительных материалов; создание и внедрение новых строительных технологий и материалов;
● городское хозяйство и благоустройство, ЖКХ, утилизация и переработка бытовых отходов;
● сервис в сфере дачного хозяйства, туризма; гостиничный бизнес;
● цветоводство и ландшафтный дизайн.
Положительными экономическими и социальными эффектами от такого объединения станут следующие последствия для агломерации:
● стабилизация условий хозяйствования субъектов аграрного сектора района;
● активизация процессов субурбанизации;
● дополнительные стимулы для развития традиционных производств;
● создание устойчивых экономических механизмов и институтов территориального развития.
Принципы формирования экономического кластера в составе агломерации представлены структурно-логической схемой на рис.2.
Рис.2. Формирование экономического кластера в агломерации
Основной тенденцией, определяющей территориальное развитие Пермского района, в настоящее время является стихийное формирование Пермской агломерации, в ходе которой происходит социальная, экономическая и институциональная реструктуризация сельских населенных пунктов. Агломерационные процессы сопровождаются изменением, функций сельских поселений, транспортных потоков, условий экономической деятельности в сельской местности и моделей поведения жителей. Сельская местность в составе агломерации изменяет, во-первых, свои социально-экономические функции; во-вторых, типологические признаки.
Для определения конкретного направления экономической специализации того или иного района необходимо воспользоваться таким маркетинговым инструментом стратегического планирования развития района как позиционирование. В его ходе определяется положение в сравнении с районами — основными конкурентами, в котором муниципальный район находится сейчас, а также то положение (также в сравнении с конкурентами), в которое он намерен переместиться в будущем. Определяемые при этом основные сроки и средства зависят от того, выберет ли район стратегию постепенного движения к новому состоянию с сохранением имеющихся преимуществ (самодостраивание экономики). Другим вариантом может быть резкое изменение существующей структуры экономики (радикальное переструктурирование и активная конкуренция с другими районами). В третьем варианте могут сочетаться различные пути, включая, например, выборочное целевое стимулирование ускоренного развития отдельных направлений, форм, структур хозяйствования.
Выбор соответствующей стратегии зависит в значительной степени от того, к какой группе по степени перспективности развития можно отнести большую часть населенных пунктов того или иного региона (муниципального района): к развивающимся, сохраняющимся или малоперспективным.
Результаты позиционирования дают основу для разработки мероприятий по совершенствованию функционально-планировочной организации муниципальных районов. Согласно современным подходам, которые реализуются в развитых странах, функциональное зонирование направлено на углубление дифференциации правовых режимов землепользования. Это выражается в увеличении числа зон и подзон, подробной регламентации хозяйственного и иного использования земель, что позволяет ликвидировать конфликты природопользования путем введения пространственных и временных ограничений.
Исходя из вышесказанного, могут быть выделены следующие виды зон, применительно для Пермского района с учетом имеющихся природных и трудовых ресурсов:
— урбанизационная зона, предполагающая активное градостроительное развитие на основе интенсивного создания и развития инновационно-предпринимательского потенциала, коммунального и строительного комплекса, логистики;
— субурбанизационная зона, где предполагается развитие индивидуального жилищного строительства при сохранении природного каркаса, капитализация существующей застройки без увеличения плотности, благоустройство садоводческих кооперативов, интенсификация и специализация сельскохозяйственного производства, а также размещение предприятий и организаций по благоустройству, производственных предприятий малых форм по производству товаров и услуг для дачного хозяйства, для строительства и обустройства индивидуального жилья и т.п.;
— рекреационная зона, в которой предлагается кроме использования рекреационных территорий и развития курортно-туристической инфраструктуры, проведение мероприятий по повышению устойчивости к различного рода разрушающим воздействиям. Для этого необходимо развитие “территорий-противовесов”, которые давали бы возможность разгрузить объекты интенсивной рекреации с чрезмерно высоким в настоящее время коэффициентом притяжения рекреантов;
— зона сельскохозяйственного и лесохозяйственного использования.
Таким образом, для каждой функциональной зоны были определены:
— отличительные классификационные признаки;
— специализированные зоны, входящие в ее состав;
— перспективные направления развития и целевые маркетинговые ниши;
— проектные и планировочные решения;
— программные мероприятия с учетом этапов программирования.
Так в отношении выделения зон следует упомянуть, что в рамках урбанизационной зоны предлагается создание следующих зон специализированного назначения:
зона индивидуальной жилой застройки;
зона мало- и среднеэтажной жилой застройки;
зона инновационно-предпринимательского назначения, в которой планируется размещение инновационных предприятий, специализирующихся на внедрении инноваций в соответствии со специализацией территории, а также строительных и транспортных предприятий, предприятий по добыче и производству стройматериалов;
зона транспортно-коммунального назначения, включая территорию логистического центра, жилищно-коммунальные объекты, склады, территории объектов инженерной инфраструктуры, кладбища;
зона предпринимательства и сервиса, предназначенная для развития предприятий общепита и торговли, автозаправок и автосервиса, а также мини-гостиниц вдоль федеральных и краевых автодорог.
В рамках субурбанизационной зоны выделены следующие специализированные зоны: индивидуальной жилой застройки, предпринимательства и сервиса, дач и садовых товариществ (включая огородные товарищества), сельскохозяйственного производства, спорта и активного отдыха, природно-рекреационного назначения.
В рекреационной зоне выделены следующие специализированные подзоны:
индивидуальной жилой застройки повышенной комфортности для усадебной, смешанной низкоплотной и среднеплотной жилой застройки, предполагающей сочетание с ландшафтно-рекреационными территориями местного значения;
дач и садовых товариществ;
курортная, в составе которой находятся территории лечебных и курортных учреждений, учреждений отдыха и спорта (больницы, санатории, курорты, лагеря отдыха, спортивные и оздоровительные лагеря);
рекреационно-туристическая.
Выявление функциональной значимости рекреационного комплекса является важным условием увеличения емкости рекреационных зон, повышения масштабов организованного отдыха в пригородах крупных городов, а также удовлетворения потребности населения в активном и полноценном отдыхе.
Примером функционально-планировочной организации смешанного типа могут служить проектные решения для территории Чайковского района. Характерной чертой поселенческой системы Чайковского муниципального района является то, что до начала строительства Воткинской ГЭС специализация территории района носила преимущественно сельскохозяйственный характер. При этом 53% района занимают лесные земли (гослесфонд и сельские леса). Поэтому, исходя из физико-географического положения, можно было выделить две экономические зоны: лесную и сельскохозяйственную, и только со строительством города Чайковский в планировочной структуре района выделилась третья зона — зона урбанизации.
В настоящее время на территории имеется 1 городское и 9 сельских поселений. В состав сельских поселений входят от 2 до 13 населенных пунктов. Поэтому проектирование функциональных зон в рамках разработки схемы территориального планирования Чайковского муниципального района должно обеспечивать эффективное управление всеми ресурсами муниципального района в целом и каждого сельского поселения в частности.
В соответствии с определенной специализацией каждого муниципального района и разработанными стратегическими целями территориального развития на средне- и долгосрочный период для Пермского района были выделены основные функциональные зоны.
1. Зона урбанизации, которая включает территорию города Чайковский, часть Ольховского сельского поселения с промышленной зоной и разбита на следующие зоны специализированного назначения:
— инвестиционная зона предполагает размещение инвестиционных территорий для создания новых производственных площадок существующих предприятий г. Чайковский, а также новых производственных предприятий, объектов экономической инфраструктуры. Новые производственные площадки предприятий г. Чайковский и другие объекты капитального строительства могут располагаться за пределами города, в промышленном узле в Ольховском поселении. В качестве основных проектных решений, формирующих предпосылки кластерного развития города Чайковского, предлагается: создание технопарка; создание многоцелевого рыночного пространства; выделение инновационно-производственной зоны.
— зона жилой застройки включает намеченные к строительству территории. Перспективные для строительства площадки расположены в основном в границах города Чайковский и рядом с населенными пунктами Ольховского сельского поселения. В этой зоне должно вестись строительство коммерческого, социального жилья, а также жилья необходимого для обеспечения расселения жителей ветхих домов и иных категорий граждан. Формирование земельных участков возможно за счет свободных от застройки земель населенных пунктов либо за счет включения дополнительных земельных участков в границы населенного пункта в порядке, определенном законодательством.
— промышленно-производственные зоны, где расположены производственные предприятия Чайковского муниципального района, а также крупное предприятие трубопроводного транспорта.
— транспортно-логистическая зона, которая включает территорию объектов транспортной инфраструктуры. Прежде всего, данная зона должна обеспечить инфраструктурные условия производственной деятельности, а также способствовать развитию деловых услуг в районе. Здесь должны располагаться складские, транспортные предприятия, предприятия автосервиса и обслуживающие предприятия.
2. Зона сельскохозяйственного использования, расположенная, в основном на землях сельскохозяйственного назначения, то есть в границах сельскохозяйственных предприятий. На территории зоны сельскохозяйственного использования выделены следующие зоны специализированного назначения:
— зона сельскохозяйственного производства, в которой выделяются территории, имеющие определенную специализацию или направление: мясо-молочное животноводство, птицеводство, свиноводство, а также растениеводство кормовых культур, связанное с животноводческой специализацией хозяйств.
— зона предпринимательства и сервиса включает территории предприятий и организаций, специализирующихся на функциях обслуживающих сельскохозяйственное производство и сельское население: техническое и сервисное обслуживание, заготовка и переработка произведенной продукции, логистика, маркетинг и транспортировка, альтернативные виды сельхозпроизводства, производство стройматериалов и альтернативных видов топлива с использованием местных общераспространенных полезных ископаемых.
— общественно-деловая зона, которая должна обеспечить градостроительные условия для развития сельскохозяйственного кластера по принципу «поверх административных границ».
— смешанная зона, в которой целесообразно размещение предприятий по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, а также переработке отходов сельскохозяйственного производства.
3. Зона рекреации и туризма. На территории Чайковского района в составе рекреационной зоны выделены следующие зоны:
— зона города Чайковский с прилегающими к нему территориями в границах зоны урбанизации, имеющая ресурсы для развития различных видов туризма и перспективная как площадка для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Основными задачами являются развитие индустрии отдыха и развлечений, характерной для территорий с продолжительной зимой, культурно познавательного туризма, отдыха на воде и прибрежных территориях.
— зона реки Кама и Воткинского водохранилища является одним из наиболее популярных мест на территории Чайковского района для занятия водным туризмом.
— туристская зона вокруг села Михайловский завод включает, в первую очередь, туристический комплекс «Славянский двор», к которому относится дом — музей художников Сведомских.
— зоны рекреации, включающие особо охраняемые природные территории.
4. Лесохозяйственная зона, выделенная на землях лесного фонда и частично на лесных угодьях земель сельскохозяйственного назначения, включает:
— зону переработки древесины;
— зону защитных лесов;
— зону эксплуатационных и резервных лесов, которая включает земли, покрытые лесом, а также буферную зону на границах территорий утилизации и переработки отходов. Здесь не предполагается размещение производственных объектов.
5. Ограничительные зоны на территории Чайковского района рассматриваются как территории с особым режимом использования земельных участков. Границы ограничительных зон или зон с особым режимом использования территории определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и ведомственными документами. Это — водоохранные зоны рек, земли рекреационного назначения, санитарно-защитные зоны, охранные зоны, санитарные разрывы.
Выделение описанных выше функциональных и специализированных зон в рамках определенной территории вызывает необходимость разработки методики оценки возможной специализации муниципальных районов, призванной найти ответы на следующие вопросы:
● какие отрасли и производства, какие фирмы желательно развивать в районе и привлекать в район, чтобы добиться поставленных стратегических целей;
● привлекателен ли он для выявленных желательных отраслей специализации;
● по каким направлениям расходовать ограниченные ресурсы местной власти, чтобы повысить привлекательность района для наибольшего числа желательных производств.
При оценке возможностей развития региона для разработки данной методики рекомендуется разделить два понятия: понятие фактической специализации района, которая может оказаться устаревшей или изначально неэффективной и обоснованную перспективную специализацию, формирующуюся с учетом объективных факторов конкурентоспособности территории. Для развития перспективной специализации необходимо целенаправленное изменение структуры хозяйства муниципального района в направлении увеличения доли отраслей и производств, соответствующих местным факторам производства и оказывающих благоприятное влияние на интегральные характеристики экономического территориального комплекса.
Формально задача оценки степени экономической специализации района состоит в классификации всего множества хозяйственных объектов, расположенных в нем и могущих разместиться в нем, на ряд групп, различающихся по требуемым воздействиям в рамках селективной экономической политики. При этом, прежде всего, интерес представляет выявление тех отраслей и функциональных или специализированных зон, которые могут стать объектом интенсивного содействия со стороны местных властей в целях расширения их присутствия в экономике региона.
Отличительная особенность развиваемого подхода состоит в обеспечении неразрывной связи между этапом получения оценок уровня экономической специализации и этапом их использования для выработки мероприятий пространственного развития и экономической политики, направленных на регулирование структурного развития территорий.
В соответствии с этим появляется необходимость разработки частных методик для проведения следующих этапов оценки степени возможной экономической специализации того или иного района:
1. Предварительная оценка конкурентоспособности муниципального района на основе поэлементной и интегральной оценки делового климата, подразумевающая разработку перечня составляющих делового климата города, балльную оценку каждой составляющей и определение интегральной балльной оценки.
2. Оценка привлекательности отраслей и предприятий для региона, предусматривающая определение критериев анализа отраслей. Оценка привлекательности базируется на выявлении влияния, которое данное предприятие оказывает или будет оказывать на критериальные показатели социально-экономического развития. Поскольку влияние может быть самым разнообразным и противоречивым, оценка ведется по отдельным составляющим. При этом за основу может быть взят следующий набор критериальных показателей качества экономического комплекса, являющийся целевым ориентиром для экономической политики в целом и свидетельствующий о состоянии и потенциале роста местной экономики:
● уровень занятости населения (наличие рабочих мест относительно численности экономически активного населения, уровень безработицы);
● экономическое обеспечение качества жизни (уровень доходов работающих на предприятиях, ВВП на жителя, доходы бюджета на жителя);
● степень дифференциации доходов (дифференциация доходов, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума);
● рост валового внутреннего продукта;
● диверсифицированность экономики, перспективность структуры (удельный вес прогрессивных отраслей, удельный вес сектора услуг);
● комплексность хозяйства, наличие внутренних дополняющих взаимосвязей;
● устойчивость и экологичность экономики;
● динамичность развития (инвестиции в расчете на жителя, прирост числа рабочих мест, прирост среднедушевого ВВП).
3. Выбор критериального показателя для каждого фактора, рассчитываемого на основе доступных статистических данных. Оценка конкурентоспособности города через оценку степени приживаемости отраслей в городе и выявление критичных параметров делового климата.
Предлагаемые в исследовании подходы, основанные на экономическом позиционировании, позволяющие проводить регулярную оценку степени экономической специализации муниципальных районов и ее соответствие выделенной функциональной зоне дает возможность эффективного территориального планирования и ведения мониторинга конкурентоспособности территорий.


Литература
1. Леш А. Географическое размещение хозяйства. — М.: Изд-во иностр. литературы, 1959. — 455 с.
2. Тюнен И.Г. Изолированное государство. — М., 1926.
3. Штамер Й. Что такое мезоэкономический уровень? Системная конкурентоспособность: аналитический растр, средство сравнительного анализа и сфера действия. — Северный Рейн — Вестфалия, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия