Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Дегтерева В. А.
доцент кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно экономического университета,
кандидат экономических наук


К вопросу о согласовании инвестиционных приоритетов развития сферы сервиса в кризисной экономике
В статье разработаны методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма согласования инвестиционных приоритетов развития сферы сервиса в кризисной экономике
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционные приоритеты, качество жизни, конкурентоспособность экономики России, кризисная экономика, платные услуги, уровень жизни

Экономика России носит периферийный характер и обслуживает тенденции развития мировой экономики, задаваемые американскими и европейскими корпорациями. Ряд экспертов [8] достаточно пессимистично оценивают перспективы российской экономики. Падение значения нефти для глобального хозяйства ведет к ослаблению политического влияния страны и мощи сырьевых корпораций. Кризис обострит все общественные противоречия и потребует от России отраслевой переориентации, что может привести к серьезным общественно-экономическими потрясениями. Сырьевые монополии могут потерять власть или будут вынуждены частично ее уступить, поскольку ценность ее нефтяных ресурсов для мировой экономики упадет.
Для смягчения разрушительных последствий кризиса необходимо понизить уязвимость национального хозяйства, переориентировав его на опережающее инновационное развитие. [9]
Структурная перестройка экономики не может не затронуть и сферу услуг. По данным опроса 300 компаний, проведенным банком «ВТБ Европа», активность в сфере услуг в ноябре 2008 г. упала до абсолютного минимума, что подтверждает распространение кризиса по всем отраслям. Наибольшее падение зафиксировано в сфере финансовых услуг, туризме, на транспорте и в ресторанном бизнесе, где предприятия готовы сократить около трети персонала. По мнению экспертов спад этих услуг значительно опередит средние темпы падения экономики. В то же время объем коммунальных услуг и услуги связи скорее всего останутся стабильными.
Падение деловой активности опрошенные руководители компаний связывают с заметным снижением объемов новых входящих заказов. Самое существенное сокращение деловой активности произошло в секторах «финансовое посредничество», «транспорт и хранение» и «отели и рестораны», — отмечают аналитики банка.
Активность в российской сфере услуг измеряется с помощью индекса «ИМС-сервис», который фиксирует число положительных и негативных оценок менеджеров по снабжению предприятий сектора услуг. Значение выше 50 пунктов «ИМС-сервис» говорит об активизации деятельности по сравнению с предыдущим месяцем, ниже 50 пунктов — о замедлении. По данным опроса, значение индекса «ИМС-сервис» в ноябре 2008 г. упало до 37,2 пункта по сравнению с 47,4 пункта в октябре. Это самое низкое значение за весь период исследования, начавшегося в октябре 2001 года. Ранее проведенный этим банком опрос менеджеров по снабжению промышленных предприятий выявил, что темпы обвала в производственном секторе в ноябре оказались выше, чем в кризисном 1998 году.
Снижение объемов оказанных услуг отмечается и в экономике США. По данным Института управления поставками (ISM), индекс деловой активности в сфере услуг США (ISM Non-Manufacturing) в ноябре рухнул до 37,3 пункта по сравнению с 44,4 пункта месяцем ранее (при прогнозных ожиданиях экспертов 42 пункта). Это самый низкий уровень показателя с момента начала его расчетов в 1997 г. [10]
Данные опросов указывают также на ожидания дальнейшего спада в секторе услуг по мере распространения кризиса на различные области экономики. В условиях ухудшения делового климата инфляционное давление сократилось, а темпы роста себестоимости снизились до рекордно низкого уровня.
Затраты в секторе услуг в анализируемом периоде продолжали в среднем расти, однако темпы инфляционного роста резко замедлились и были самыми низкими за все время проведения исследований, что объясняется падением цен на горючее. Увеличение затрат происходило за счет роста расходов на аренду и заработную плату.
Компании сообщают, что их клиенты испытывают затруднения с финансированием новых контрактов. Одновременно широкий экономический спад существенно отразился на спросе на услуги. Настроения относительно развития деловой активности в российском секторе услуг на ближайшие 12 месяцев были пессимистичными впервые за весь период исследования с октября 2001 г. Причина негативных прогнозов — продолжение ухудшения спроса в ближайший период. Падение спроса обусловлено снижением доходов населения
Эксперты считают, что спад по многим видам услуг может быть глубже, чем в среднем в экономике. Некоторые виды финансовых услуг не только сократятся, но просто не будут предоставляться вообще, по крайней мере в ближайшем будущем. В меньшей степени или совсем не пострадают коммунальные услуги и услуги связи. Это подтверждается данными Госкомстата РФ. Основные показатели характеризующие уровень жизни населения в 2007–2008 гг. снижаются, что ведет к уменьшению объема услуг (рис.1), однако сезонные колебания объемов потребления услуг стабильны, что подтверждается совпадением кривых (рис. 2).
Рис. 1. Динамика объемов платных услуг населению (в % к предыдущему году)
Рис.2. Динамика платных услуг населению (в % к предыдущему периоду)

Всего в 2008 г. населению было оказано платных услуг на 4080,7 млрд руб., в декабре 2008 г. — на 373,7 млрд руб. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в 2008 г. составил 21,9% против 23,0 % в 2007 г., в декабре 2008 г. остался на уровне декабря 2007 г. (19,6%). В структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (63,5% от общего объема). Соответствующие данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Структура платных услуг
Источник: Госкомстат РФ

Предприниматели готовы к массовым сокращениям, как персонала, так и объемов услуг. Совокупное падение спроса составило не менее 30%, а минимальное высвобождение занятых в этой сфере — 15%. По мнению президента Российского союза туриндустрии С. Шпилько, при нарастании кризиса сокращение сотрудников может дойти до 20–25%, а в ресторанном бизнесе — до 50%.
Одним из наиболее защищенных секторов в сфере услуг является мобильная связь. Судя по опросам, оплата за мобильную связь — это то, на чем люди будут экономить в последнюю очередь. Также людям будет трудно отказаться и от парикмахерских услуг, таких как стрижка или маникюр. Здесь скорее всего будет отдаваться предпочтение более дешевым салонам.
В то же время есть секторы, которым кризис пошел на пользу. Так, растет спрос на услуги, призванные поддерживать конкурентоспособность бизнеса.
В данном секторе выделяются две группы: обязательные с точки зрения требований законодательства (например, обязательный аудит финансовой отчетности) или договоров, заключенных компанией (например, оценка стоимости залога по кредитному договору или аудит международной финансовой отчетности) и «добровольные». Ко второй группе можно отнести различные консультационные услуги, направленные на повышение эффективности ведения бизнеса, привлечение капитала, управление рисками и другие аспекты бизнеса.
Первая группа вряд ли подвергнется серьезному влиянию и рынок этих услуг продолжит стабильно расти, ведь кризис не влияет на законодательные требования. Да и резкого падения стоимости услуг ожидать не приходится. Ведь смена аудитора или оценщика хорошо знающего предприятие, процесс непростой и вряд ли целесообразный в условиях кризиса и нестабильности.
Последствия для второй группы менее предсказуемы, ведь спектр консультационных услуг широк и компании воспринимают их по-разному. Практически все понимают ценность таких услуг, но не все готовы платить за них «здесь и сейчас». Разумеется, наибольшим спросом в условиях кризиса пользуются услуги, которые позволят компании смягчить его негативное влияние. В первую очередь, это услуги по оптимизации расходов, эффективному управлению оборотным капиталом, комплексному анализу текущих проектов для определения их приоритетности в условиях кризиса. Ряд компаний предпочел в условиях кризиса отдать некоторые функции, например, внутренний аудит, на аутсорсинг, доверив их профессиональным консультантам. Кроме того, остается насущным вопрос управления рисками, в частности, ИТ-рисками или рисками корпоративного мошенничества, что позволяет сохранять положительную динамику по данным видам услуг.
Некоторые услуги, в частности, услуги по сделкам в области слияний и поглощений наиболее пострадали от кризиса, но и здесь ситуация не столь однозначна. Ведь наряду с очевидными проблемами кризис открывает новые возможности для развития, в том числе, за счет поглощений. И хотя в настоящий момент этот рынок переживает спад, вполне вероятно его оживление в недалеком будущем.
Производство услуг в силу их нематериальности требует меньше природного капитала, чем производство промышленных или сельскохозяйственных продуктов. В связи с этим опережающий рост сектора услуг должен вызвать рост спроса на труд, т.е. спроса на более образованных работников (ученых, учителей, юристов, журналистов и т.д.). В связи с этим возрастет необходимость инвестиций в образование. Другим непосредственным следствием опережающего роста производства услуг является относительно меньшее потребление природных ресурсов и, соответственно, меньшее негативное воздействие производства на природную среду, что сохраняет невозобновимые природные ресурсы (природный капитал) и одновременно наращивает человеческий капитал [7].
Сфера услуг характеризуется высокой скоростью оборачиваемости капитала, что делает ее весьма перспективой в области борьбы с безработицей. Об этом говорилось, в частности, на заседании рабочей группы «Чем занять себя безработному? Реструктуризация рынка труда в условиях кризиса», состоявшейся в рамках VI Красноярского экономического форума. По мнению главного редактора газеты «Труд», в сфере услуг сегодня занято не более двух процентов от всего трудоспособного населения России, что соответствует аналогичному показателю в США 70-х гг. Вместе с тем эксперт не уточнил, будут ли рабочие места создаваться в секторе после преодоления кризиса или же сфера услуг станет одним из двигателей роста экономики, который поможет преодолеть нынешнюю неблагоприятную ситуацию, которая, помимо влияния общемировых факторов, существенно усугублена сырьевым характером функционирования экономики (krasnoforum).
Рис. 3. Схема согласования инвестиционных приоритетов

Переход к инновационному типу развития, необходимый для обеспечения конкурентоспособности экономики России в мировом экономическом пространстве, основан на интенсификации трех взаимосвязанных процессов:
— расширенное воспроизводство человеческого капитала;
— ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей;
— преимущественное развитие фондо-, материало- и энергосберегающих подотраслей сферы услуг.
Система приоритетных направлений инвестирования в регионе должна разрабатываться с учетом важнейших критериев и принципов их отбора [1]. Во взглядах на критерии среди отечественных экономистов [4; 3] существует определенное совпадение точек зрения, проявляющееся в том, что в качестве критериев выбора приоритетов предлагается учитывать их влияние на:
— совокупный спрос;
— совокупное предложение;
— формирование доходной части бюджета;
— наличие мультипликативного эффекта;
— состояние социальной среды;
— состояние окружающей природной среды;
— возможности использования собственных ресурсов.
К основным принципам могут быть отнесены следующие:
— принцип целевой направленности, при которой вложения имеют вполне определенную цель;
— особой значимости для решения социально-экономических проблем, что определяется спецификой местных условий и теми целями, которые в данный момент имеют главенствующее для региона значение;
— системности, что требует, чтобы за рамками объекта инвестирования исследовалось влияние средств, затраченных на сопряженные производства и на состояние социально-экономической среды в целом;
— эффективности, что означает получение эффекта (экономического, социального, экологического, научно-технического);
— рациональности, то есть краткосрочной заинтересованности и долгосрочной целесообразности;
— управляемости, что предполагает возможность воздействовать определенным образом на объект инвестирования.
Инвестиционный приоритет — это направление (объект) инвестирования, обладающее преимущественным статусом, в соответствии с обозначенными принципами и критериями, и определяется целями социально-экономического развития региона.
В соответствии с классификацией Г. Татевосяна [5] инвестиционные приоритеты в зависимости от направлений развития можно объединить в следующие группы:
— неизбежные, к которым относятся приоритеты, которые будут стоять на первом месте при любой концепции общероссийской структурной политики (экономическая безопасность, отрасли промышленности, продукция которых идет на мировой рынок);
— наиболее вероятные, к которым относятся направления, связанные с масштабным развитием отдельных отраслей или производств, в разработке которых могут участвовать несколько регионов;
— проблемные, при реализации которых могут возникнуть трудности, и развитие этих направлений возможно только при соответствующих решениях в рамках российской структурной политики.
Однако, как совершенно верно отмечает А.Э. Челышев [6], до тех пор, пока государственными органами не будут созданы предпосылки для роста социальной значимости проектов над экономической, предпочтения инвесторов при вложении инвестиционных ресурсов в субъекты хозяйствования, программы, проекты будут определяться получаемым коммерческим результатом, желательно в краткосрочном периоде времени.
На рис.3 представлена схема согласования инвестиционных приоритетов, обеспечивающая повышение качество жизни населения на основе развития сферы сервиса.
На формирующуюся инвестиционную политику оказывают влияние различные факторы, основными из которых являются: налоговая политика, дотационный механизм, бюджетная политика, антимонопольное регулирование, денежно-кредитная политика, институциональные преобразования. При этом следует отметить, что инвестиционная политика является одной из составляющих экономической политики государства, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: резервы, структуру, источники, эффективность инвестиций.
По мнению Д.А. Костоевой [2], в условиях рыночной экономики органы государственной власти принимают решения по различным направлениям государственной инвестиционной политики. При этом нужно отметить, что именно на региональном уровне одним из важнейших факторов привлечения инвесторов является взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти при выработке и реализации региональной инвестиционной политики. Следовательно, для формирования необходимых мер, направленных на повышение результативности функционирования хозяйствующих субъектов сферы услуг, необходимо учитывать и уровень развития конкретного региона, т.к. неравномерность в развитии отдельных территорий не позволяет вырабатывать общие для всех субъектов хозяйствования сферы услуг механизмы, позволяющие эффективно привлекать к данной отрасли инвестиционные ресурсы
Муниципальный уровень также играет значительную роль в процессе выработки и реализации инвестиционных решений в сфере услуг. Посредством расширения сферы принятия управленческих решений на муниципальном уровне все более распространенными становятся муниципальные программы, займы, стратегии устойчивого развития региона, отдельных субъектов хозяйствования. Однако особенностью муниципального уровня управления является то, что при наличии достаточной правовой базы этот уровень имеет наименьшую теоретическую, кадровую, организационную и материально-техническую подготовку к осуществлению намеченных программ. В связи с этим расширение процесса регионализации и повышение значимости местного самоуправления требует от государственных федеральных органов управления формирования необходимых условий для развития инвестиционной политики на всех уровнях.


Литература
1. Губанова Е.С. Обоснование и выбор приоритетов инвестирования в экономике региона. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. — 104 с.
2. Костоева Д.А. Формирование механизма управления инвестиционной деятельностью предприятий сферы услуг. Брошюра. — СПб.: Изд-во СпбГУКТ, 2004. — 22 с.
3. Павлов К.В. О сущности экономического ядра и точках роста в российской экономике // Общество и экономика. — № 5. — 1997. — С. 3–15.
4. Тарасов В., Цыбин А. Новая конкурентная стратегия — построение самообучающихся предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 1. — С.76–84.
5. Татевосян Г. Региональная инвестиционная политика: опыт формирования // Инвестиции в России. — 1999. — № 12. — С.3–12.
6. Челышев А.Э. Теоретические основы формирования эффективной инвестиционной политики субъектов хозяйствования в сфере услуг. — СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006. — 18 с.
7. www.elitarium.ru/2006/12/11/
8. www.executive.ru/knowledge/announcement/83901
9. www.ng.ru/economics/2008-12-04/1_pleasures.html
10. www.vz.ru/news/2008-12-3/235201.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия