Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Михеева Д. Г.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Анализ системы управления политикой и нормативно-правовым регулированием в сфере здравоохранения
В статье произведен анализ структуры Минздравсоцразвития Российской Федерации. Предложена методика определения взаимодействия его структурных подразделений. Выявлены недостатки взаимодействия структур, предложены новые подразделения в качестве способа устранения обозначенных недостатков
Ключевые слова: здравоохранение, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственная политика в сфере здравоохранения, нормативно-правовое регулирование, сфера здравоохранения

Основным органом осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее — Минздравсоцразвития России).
Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 г. было решено упразднить ряд Министерств, в том числе Министерство здравоохранения, Министерство труда и социального развития и образовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В состав Министерства здравоохранения и социального развития входят:
1) Заместители министра (4 заместителя министра и один статс-секретарь-заместитель министра);
2) Аппарат министра (6 помощников министра, пресс-секретарь, 3 советника);
3) Центральный аппарат (20 департаментов, в состав которых входят директор департамента, находящиеся у него в подчинении отделы, во главе с начальниками);
4) Службы, Агентство, Фонды;
5) Главные специалисты (58 специалистов);
6) Совещательные и координационные органы (18 подразделений).
Министерство имеет 4 направления деятельности: Здравоохранение, социальное развитие, пенсионное обеспечение, трудовые отношения. В ведении лишь некоторых подразделений министерства находятся вопросы сферы услуг здравоохранения и обеспечения медикаментами.
Функции структурных подразделений Минздравсоцразвития РФ, определенные в положениях об этих подразделениях, но в то же время формулировки этих функций настолько общи, что их трудно соотнести с реальными задачами, которые должен решать Минздравсоцразвития РФ в современных условиях.
В связи с широким спектром деятельности Минздравсоцразвития, имеет место нечеткость в разграничении полномочий между Министерством и его заместителями. Наблюдается превышение норм управляемости (6–8 подчиненных на человека) у Министра и у директоров некоторых Департаментов (например, Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы). В то же время Департаменты фактически имеют одновременно двух руководителей — заместителя Министерства и собственного начальника. А это является определенным дублированием управленческих функций.
В деятельности Минздравсоцразвития РФ можно выделить два направления: решение стратегических, долгосрочных задач и решение текущих, оперативных поручений (составление отчетов, справок, ответов на письма и других оперативных документов). На практике приоритет в деятельности руководства Минздрава РФ имеет решение не стратегических, а оперативных вопросов. Правительство пристально следит за выполнением оперативных поручений, чего нельзя сказать о задачах реформирования здравоохранения. Фактически установленный Правительством приоритет для решения оперативных задач отражен и в системе управления Министерством.
Устранению вышеперечисленных недостатков может способствовать систематизация взаимодействия подразделений министерства. Рассмотрим 3 самых значимых отдела структуры министерства:
● Центральный аппарат
● Службы, агентство, фонды
● Совещательные и координационные органы
Центральный аппарат объединяет департаменты, разрабатывает основные направления деятельности в пределах своей компетенции. Совещательные и координационные органы вырабатывают решения, имеющие рекомендательный или координационный характер, в рамках их деятельности производятся заседания, совещания. Федеральные службы и агентство (ФМБА России) — органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в соответствующей сфере, фонды — являясь самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализуют государственную политику в соответствующей области.
Рис. 1. Матрица определения взаимодействия подразделений Министерства
В данной работе предложена матрица определения взаимодействия подразделений Министерства (рис. 1). В матрице рассмотрены лишь те из подразделений, деятельность которых имеет непосредственное отношение к здравоохранению и фармацевтическому обеспечению. Перечень совещательных и координационные органов для решения вопросов здравоохранения следующий:
1) Коллегия Министерства
2) Общественный совет при Министерстве
3) Координационный совет Министерства по развитию малого и среднего предпринимательства
4) Центральная аттестационная комиссия
5) Комиссия Министерства по рассмотрению вопросов развития кадрового потенциала, научной и образовательной деятельности в сфере здравоохранения (в матрице название сокращено)
6) Координационный совет по медицинскому и фармацевтическому образованию
7) Координационный совет по подготовке национальных кадров для зарубежных стран по медицинским и фармацевтическим специальностям и развитию международных связей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования (в матрице название сокращено)
8) Аттестационная комиссия Министерства по рассмотрению кандидатур на должность ректора образовательного учреждения Минздравсоцразвития России (в матрице название сокращено)
9) Рабочая группа по подготовке предложений по финансированию высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, по всем статьям расходов (полному тарифу) (в матрице название сокращено)
10) Комиссия Министерства по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (в матрице название сокращено)
11) Рабочая группа по координации взаимодействия Минздравсоцразвития России и Государственной корпорации «Ростехнологии» по завершению строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий (в матрице название сокращено).
В предложенной матрице знаком «+» обозначены точки непосредственного взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата и совещательных, координационных органов. Стрелками обозначены направления деятельности служб, агентств и фондов.
Так, например, Департамент анализа и прогноза развития занимается разработкой основных направлений и приоритетов государственной политики, программ и стратегий социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, программных документов Правительства Российской Федерации в сфере здравоохранения, труда и занятости, социального развития.[3] На заседаниях (расширенных заседаниях) Коллегии Министерства происходит подведение итогов, аналитическое рассмотрение, обсуждение, формирование основ стратегического развития, принятие решений по вопросам компетенции Министерства. На данном уровне также происходит контроль со стороны Росздравнадзора.
Согласно предложенному автором схематическому изображению, есть подразделения, деятельность которых обширна и касается всех сфер деятельности министерства: из центрального аппарата — Коллегия Министерства, из Совещательных координационных органов — Департамент анализа и прогноза развития, Департамент государственной службы, Департамент информатизации Департамент управления делами, Департамент учетной политики и контроля, Правовой Департамент, Финансовый департамент. Также в структуре есть подразделения, деятельность которых строго направлена и ограничена, например, рабочая группа по подготовке предложений по финансированию высокотехнологичной медицинской помощи. В этом случае можно четко проследить взаимодействие такого подразделения с подразделениями другого уровня (в данном примере, рабочая группа по подготовке предложений по финансированию высокотехнологичной медицинской помощи функционирует непосредственно с Департаментом высокотехнологичной медицинской помощи).
Таким образом, идеальной моделью можно было бы назвать пересечение всех трех уровней структуры — центрального аппарата, совещательных и координационных органов, при одновременной снабженческо-контрольной деятельности служб, агентств, фондов.
Из схемы, изображенной на рис. 1 видно, что:
1) взаимодействие подразделений Центрального аппарата и Совещательных и координационных органов происходит очевидно равномерно, чего нельзя сказать о взаимодействии со Службами, Агентствами, Фондами.
2) функции некоторых из подразделений схожи, однако направленность, структура различна. Например, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка [5]. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее — обслуживаемые организации и обслуживаемые территории), и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, оказание медицинской и медико-социальной помощи, предоставление услуг в области санаторно-курортного лечения, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека. [6].
Анализируя далее структуру Министерства, с точки зрения первого аспекта, выделим департаменты, деятельность которых ни коем образом не подкреплена фондами (исключая департаменты, деятельность которых распространяется на все сферы деятельности Министерства — Департамент анализа и прогноза развития, Департамент государственной службы, Департамент информатизации, Департамент управления делами, Департамент учетной политики и контроля, Правовой Департамент, Финансовый департамент):
1) Департамент науки, образования и кадровой политики
2) Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения
3) Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения
4) Департамент высокотехнологичной медицинской помощи
5) Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники
6) Департамент имущественного комплекса
7) Департамент международного сотрудничества
Рис. 2. Схема с учетом внесенных автором изменений
Деятельность первых трех департаментов связана в первую очередь с развитием различных сфер здравоохранения. Название фонда, взаимодействующего с данными департаментами можно сформулировать следующим образом — Фонд развития здравоохранения, науки и образования в сфере здравоохранения (ФРЗ)
Следующий фонд, предложенный автором статьи — Фонд поддержки и развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники (ФРМТ). Деятельность данного фонда заключается во взаимодействии с Департаментом высокотехнологичной медицинской помощи и Департаментом развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники.
Фонд развития имущественного комплекса (ФРИК), и Фонда поддержки международного сотрудничества (ФРМС), предложенные автором могут взаимодействовать соответственно с последними двумя департаментами.
Схема с учетом внесенных автором изменений изображена на рис.2.
Для более наглядного изображения стрелки, обозначающие взаимодействие с предложенными автором фонами изображены пунктиром.
Таким образом, предложенная автором система определения взаимодействия подразделений Минздравсоцразвития Российской Федерации, выявляет недостаток органов, реализующих государственную политику в области здравоохранения. Внедрение предложенных автором подразделений могут способствовать решению данной проблемы за счет более жесткой структуризации взаимодействия подразделений Министерства.


Литература
1. Гагаринов А.И. Правовые основы здравоохранения: учебное пособие. — М.: Изд. Центр «Академия» — 2006, 192 с.
2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации — http://www.minzdravsoc.ru
3. Положение о Департаменте анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: утв. приказом Мин-ва здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 августа 2008 г. № 461.
4. Положение о Департаменте высокотехнологичной медицинской помощи Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2008 г. № 551.
5. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322(6).
6. Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206.
7. Шитов В.И. Рынок услуг здравоохранения: формирование и развитие. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. — 51 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия