Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Баранова А. Ю.
старший преподаватель кафедры мировой экономики Сочинского государственного университета туризма и курортного дела,
кандидат экономических наук


Механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства
Индустрия гостеприимства как объект управления представляет собой сложное неоднородное образование с неодинаковой собственнической принадлежностью. Многими авторами предлагаются меры вертикального управления организациями индустрии гостеприимства, преимущественно меры законодательного характера. В данной статье представлен механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства, который приведет к эффективному взаимодействию всех субъектов хозяйствования данной сферы на горизонтальном уровне
Ключевые слова: механизм управления, предпринимательская структура, индустрия гостеприимства, вертикальное управление, горизонтальное управление

В условиях современной экономики производственный и экономический потенциал организаций индустрии гостеприимства не может эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный механизм управления. Для более глубокого раскрытия значения и содержания механизма управления организациями индустрии гостеприимства необходимо его сопоставление с другими известными типами механизмов, сложившимися и существующими в окружающей действительности.
Понятие «механизм» заимствовано из техники и перенесено в экономику. В экономической теории данный термин встречается в разных словосочетаниях: «организационный механизм», «экономический механизм», «финансовый механизм», «механизм управления предприятиями и отраслями» и т.п. В связи с этим возникают разносторонние трактовки механизма управления.
Тихомиров Ю.А. под «механизмом управления» понимает процесс согласованного воздействия субъектов управления на явления окружающей социальной действительности [19].
Омаров А.М. рассматривает механизм управления как способ организации, включая обеспечение функционирования управляющей подсистемы, ориентированной на достижение целей подсистемы [14].
Зеленцева Л.С. трактует это как конкретное сочетание отношений, форм, методов и средств, которые обеспечивают функционирование производственно-экономической системы [11].
Большинство авторов, изучающие механизм управления в современных условиях туристско-рекреационной сферы (Бусыгин Г.П., Романова М.Е., Богомолова Е.С., Тихомирова А.А., Сергиенко Л.В., Васильева Л.В. и др.) подразделяют его на две составляющие: организационный и экономический [4, 16, 3, 20, 18, 6]. В качестве основных элементов механизма управления они выделяют:
— экономические методы управления (внутрифирменное планирование, самофинансирование, ценообразование, повышение квалификации);
— принципы управления (интегрированность знаний, кадровое обеспечение, целевая конкретность, своевременность принятия управленческих решений);
— нормативно-правовое регулирование (законодательные акты);
— функции управления (организация, стандартизация, нормирование, планирование, прогнозирование, контроль и учет, маркетинг, координация).
Абрамова Т.В. и Кветенадзе Л.А. механизм управления в курортно-туристском комплексе России рассматривают как систему четырех механизмов [1,12]:
— административно-организационный (система распределения полномочий);
— экономический механизм (система ресурсного обеспечения);
— кадровый механизм (обучение и мотивация);
— информационный механизм (система информационного обеспечения).
Однако, ранее перечисленные авторы не рассматривают такой источник финансирования как сбережения рекреантов и не анализируют возможности управления потоком отдыхающих. Поток рекреантов ими анализируется с точки зрения маркетингового подхода, а не управленческого. Кроме того, авторами делается основной упор на организационно-экономический аспект механизма управления, то есть предлагаются меры совершенствования законодательства и внутрифирменного планирования, но также необходимо рассмотреть возможные партнерские отношения между организациями индустрии гостеприимства.
Абрамова Т.В., Гаценбиллер Н.Ю. и другие предлагают создание Государственного комитета (совета) по развитию туризма и курортов, объединяющие функции Министерства здравоохранения и департаментов по развитию туризма, что приведет, на наш взгляд, к дублированию ряда функций.
На основании вышеизложенного, в целях совершенствования управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства, необходимо формирование иного механизма управления, который бы позволял использовать не только вертикальное, но и горизонтальное регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере (рис.2).
Рис.1. Субъекты управления предпринимательскими структурами в индустрии гостеприимства

Основными элементами представленного механизма являются: предпринимательские структуры индустрии гостеприимства как объекты управления, субъекты управления, обеспечение, методы, способы и функции управления. Эти перечисленные элементы составляют вертикальное управление индустрией гостеприимства, т.к. процесс управления осуществляется сверху вниз (от субъектов к объектам).
Особенностью данного механизма является наличие горизонтального управления, а именно партнерские объединения предпринимательских структур индустрии гостеприимства и частных структур других отраслей (сфер), цель которых заключается в управлении потоком рекреантов, что обеспечит заполняемость и увеличит доходы индустрии гостеприимства.
Рассмотрим элементы представленного механизма управления более подробно.
Главенствующую роль в данном механизме занимают субъекты управления: государственные (муниципальные) органы власти, руководители данных организаций и предприниматели (рис.1).
Всех субъектов управления, кроме некоммерческих структур, объединяет то, что они могут являться инвесторами, то есть осуществлять вложения средств в развитие организаций индустрии гостеприимства. Государственные органы власти, помимо инвестиционного, осуществляют нормативно-правовое управление и управление на праве собственности.
Некоммерческие организации, создаваясь в форме ассоциаций, партнерств и союзов, содействуют защите интересов предпринимателей, разработке собственных стандартов гостиничной, лечебной, экскурсионной и других видов деятельности, развитию малого и среднего бизнеса в индустрии гостеприимства, разработке образовательных программ по обучению и повышению квалификации кадров и т.д.
Вторым элементом представленного механизма является обеспечение. Оно бывает нескольких видов, для органов власти- нормативно-правовое, информационное, финансовое (инвестиционное), для частных структур- финансовое, ресурсное и кадровое. Следует обратить внимание на то, ввиду специфики индустрии гостеприимства ее финансовыми ресурсами являются сбережения рекреантов, которые трансформируются сначала в их расходы на отдых и лечение, а затем в доходы индустрии гостеприимства.
Методы управления (третий элемент механизма) определяют оптимальный комплекс мер, стратегий, реализации организациями индустрии гостеприимства своих функций и могут способствовать достижению экономического роста. В основу применения данных методов управления, по нашему мнению, должны быть положены:
— приемлемая ценовая политика и тарифная политика на коммунальные услуги;
— оптимальные решения в осуществлении ресурсозатрат;
— научные виды деятельности, позволяющие своими результатами укреплять материально-техническую базу организаций;
— стимулирование оплаты труда, создание благоприятных социально-психологических условий труда, решение проблемы занятости населения.
В зависимости от субъектов управления методы управления подразделяются на нормативно-правовые, административные, финансово- экономические и социальные — для органов власти и финансово- экономические и социальные — для частных структур.
Способы управления организациями индустрии гостеприимства (четвертый элемент механизма) также подразделяются в зависимости от субъектов управления. Государственные (муниципальные) органы власти используют определенные стратегические и тактические меры воздействия, способствующие развитию индустрии гостеприимства на перспективу. Частные структуры в управлении данными организациями применяют контрактное управление, франчайзинг. Особое внимание следует уделить такому способу управления как нормирование, которое осуществляет связь между целями, проблемами и ресурсами в сфере управления, позволяет оценить потенциал индустрии гостеприимства и фактическое потребление услуг.
Рис.2. Механизм управления предпринимательскими структурами в индустрии гостеприимства

Среди функций индустрии гостеприимства (пятый элемент механизма) можно выделить основные две: коммерческую, обеспечивающую прибыль организациям и налоговые поступления в бюджет, и социальную, способствующую занятости местного населения и восстановлению здоровья рекреантов. Но, кроме того, существует ряд функций, которые позволяют субъектам управления реализовывать соответствующие принципы и методы управления:
— системная функция, под которой понимаются комплексное развитие инфраструктуры индустрии гостеприимства (ИГ), согласование действий органов управления ИГ с муниципальными и региональными органами власти;
— функция регулирования, направленная на устранение возникающих отклонений от заданных (минимизация риска, соответствие потребительского спроса качеству и объему предлагаемых услуг, прогнозирование);
— функция стимулирования, под которой подразумевается создание благоприятных условий развития бизнеса в индустрии гостеприимства, а также стимулов для работников;
— контрольная функция, под которой подразумевают наблюдение и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также контроль за рациональным использованием инвестиционных ресурсов.
Шестым элементом данного механизма выступают предпринимательские структуры индустрии гостеприимства, представленные в виде средств размещения, питания, лечения, организации досуга.
Механизм управления предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства может быть реализован с помощью следующих принципов деятельности организаций данной сферы:
— целевая конкретность;
— интегрированность знаний;
— своевременность принятия решений, принцип приоритетности интересов и потребностей рекреантов;
— принцип учета связи индустрии гостеприимства с другими отраслями муниципального образования (региона);
— принцип соответствия целей развития индустрии гостеприимства и социально-экономического развития региона.
Результаты предпринимательской деятельности организаций индустрии гостеприимства зависят не только от управленческих решений внешних субъектов управления, но и от внутренней структуры управления: от работы планового отдела, отдела кадров, отдела маркетинга, бухгалтерии и т.д., которые непосредственно управляют внутренними резервами организации и сотрудничают с другими субъектами хозяйствования с целью активизации деятельности своего предприятия. В результате такого сотрудничества могут возникать различные партнерские объединения.
В ранее рассмотренных работах авторами предлагаются меры по совершенствованию воздействия субъектов управления на объекты, то есть внимание уделяется вертикальному управлению. Однако, в современных условиях развития экономики нашей страны тяжело рассчитывать на централизованную государственную поддержку курортов, поэтому возникает необходимость в создании децентрализованных управлений, создающих условия для привлечения инвестиций и обеспечивающих их целенаправленное и эффективное использование (горизонтальное управление).
Предприятия гостиничного хозяйства отличаются от предприятий санаторно-курортной сферы (СКС) в связи с отсутствием солидной лечебной базы и финансирования за счет бюджетных средств. Однако, несмотря на финансирование за счет средств Фонда социального страхования, и предприятия СКС имеют неполную загрузку в межсезонье. В связи с этим возникает необходимость организации деятельности индустрии гостеприимства таким образом, чтобы, управляя потоком отдыхающих, обеспечить бесперебойное ее функционирование в течение всего календарного года. Этому могут способствовать различные партнерские объединения в форме холдинга, ассоциации, консорциума, партнерства, вовлекающие в процесс несколько предприятий индустрии гостеприимства. С нашей точки зрения, наиболее приемлемыми для индустрии гостеприимства являются такие объединения, где вовлекаемые организации будут экономически независимыми. Одним из таких объединений является консорциум.
Рис.3. Структурные элементы туристского консорциума

В экономическом словаре под консорциумом (от лат. — участие), в узком смысле, понимается организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности; в широком смысле, консорциум — это организационная форма временного объединения предприятий, организаций, промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также формы участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме.
Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Поэтому, для эффективного функционирования предприятий индустрии гостеприимства как в сезон, так и в не сезон, считаем целесообразным создание туристского консорциума, который будет объединять следующие предприятия:
1. Любое производственное или коммерческое предприятие другого муниципального образования, направляющее своих работников на отдых или лечение в определенный санаторий (гостиницу) напрямую без участия турфирм.
2. Санатории и пансионаты с лечением, предлагающие лечебно-оздоровительные услуги.
3. Предприятия гостиничного хозяйства.
Рис.4. Структурные элементы коммерческого партнерства в индустрии гостеприимства

Структура туристского консорциума представлена на рис. 3
Заключение договорных отношений между выше перечисленными предприятиями в рамках туристского консорциума позволят:
— туристам, остановившимся в гостинице и не желающим приобретать конкретную путевку на лечение, частично пользоваться лечебной базой санатория как в сезон, так и не в сезон;
— санатории, испытывающие в пик сезона полную загрузку и невозможность разместить дополнительных желающих на территории своего корпуса, могут воспользоваться свободными средствами размещения гостиничного комплекса.
В связи с вышеизложенным, создание туристского консорциума позволит обеспечить загрузку предприятий индустрии гостеприимства не только в сезон, но и в не сезон, а также будет способствовать получению дополнительного дохода санаториям и предприятиям туристского сектора.
Преимуществом туристского консорциума является коммерческая независимость организаций-участников, а также отсутствие иерархии управления. Но такая форма объединения эффективна, если организации индустрии гостеприимства не нуждаются в обновлении основных фондов или в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Если такая необходимость существует, то целесообразнее создание коммерческого партнерства акционерной формы, сущностью которого является наличие общего имущества, разделенного на паи, и генерального управляющего.
Объектом вложения инвестиций в таком партнерстве должна стать организация индустрии гостеприимства (санаторий, пансионат, гостиница). На договорной основе назначается генеральный управляющий, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельностью организации индустрии гостеприимства. В отличие от холдинга, генеральный управляющий коммерческого партнерства может и не иметь контрольного пакета акций. Другие участники могут рассчитывать на получение дивидендов и прочих доходов от осуществленных инвестиций в данную организацию.
Данная форма объединения позволит организациям индустрии гостеприимства привлечь инвестиции, а инвесторам — получать регулярный доход в виде дивидендов.
Таким образом, ранее представленные рекомендации, с нашей точки зрения, будут способствовать эффективному функционированию организаций индустрии гостеприимства как в сезон, так и в не сезон.


Литература
1. Абрамова Т.В. Основы и механизм управления развитием курортно-туристского комплекса России: дисс... к.э.н. — М., 2004. — 168 с.
2. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма: Учеб. Пособ. — М.: Академия, 2007. — 192 с.
3. Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона: дисс... д.э.н. — СПб., 2009. — 334 с.
4. Бусыгин Г.П. Организационно-экономический механизм управления санаторно-оздоровительным комплексом региона: дисс... к.э.н. — Екатеринбург, 2006. — 153 с.
5. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. — Спб.: Изд. дом «Герда», 2007. — 464 с.
6. Васильева Л.В. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионе: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — Спб., 2006. — С.18.
7. Гаценбиллер Н.Ю. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региональной туристско-рекреационной системы: дисс...к.э.н. — СПб., 2008. — 192 с.
8. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. 2-е изд. — М.: Кнорус; ГНОМ и Д, 2001. — 544 с.
9. Организация туризма: Учеб. пособ. / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. А.П. Дуровича. — М.: Новое знание, 2003. — 632 с.
10. Ельмеев В.Я. Трудовая теория потребительской стоимости и маржинализм // Актуальные проблемы экономической теории и практики: Сб. статей / Авт. кол.: Г.С. Вечканов, С.Г. Ковалев, Л.М. Чистов и др. — СПб.: Астерион, 2003. — С.59–78.
11. Зеленцева Л.С. Механизм управления производством: монография. — М.: ГАУ, 1993. — 130 с.
12. Кветенадзе Л.А. Курортно-туристический комплекс как объект управления: дисс... канд. экон. наук. — СПб., 2000. — 183 с.
13. Марцинкевич В.И. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. — М.: Наука, 1999. — 271 с.
14. Омаров А.М. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. — М.: Мысль, 1980. — 272 с.
15. Родионова Н.В. Взаимосвязи экономических и социальных показателей в системах управления предприятиями. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — 247 с.
16. Романова М.Е. Управление устойчивым развитием организаций оздоровительного туризма в России: автореф. дисс... канд. экон. наук. — М, 2007. — 27 с.
17. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: Учеб. пособ. — М.: Кнорус, 2008. — 256 с.
18. Сергиенко Л.В. Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма: дисс. ... канд. экон. наук. — Б.м., 2003. — С.156.
19. Тихомиров Ю.А. Право и социальное управление в развитом социалистическом обществе: лекция. — М.: Мысль, 1978. — 64 с.
20. Тихомирова А.А. Совершенствование организационно-экономических механизмов функционирования предприятий лечебно-оздоровительного туризма с использованием управленческих информационных систем: автореферат дис. ... канд. экон. наук. — СПб, 2008. — 25 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия