Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Пинкевич И. К.
генеральный директор зерновой компании «Настюша» (г. Москва),
кандидат экономических наук


Проблемы государственного регулирования развития зернового сектора агропромышленного комплекса на современном этапе
В статье рассматриваются формы и инструменты регулирования развития зернового сектора АПК на современном этапе и анализируются связанные с этим проблемы
Ключевые слова: государственное регулирование, зерновой сектор, АПК

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных хозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества.
АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике Российской Федерации. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП.
Основой агропромышленного комплекса Российской Федерации и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства традиционно является зерновое производство. На долю зерна приходится более 1/3 стоимости валовой и свыше 1/2 товарной продукции растениеводства, почти 1/3 всех кормов для животноводства. На зерновое производство приходится 1/4 часть стоимости основных производственных фондов и 15% численности работников, занятых в агропромышленном комплексе, которые производят почти 10% его продукции (в фактически действующих ценах) [3].
Уникальность зернового комплекса определяется тем, что по своей природе зерно и продукты его переработки составляют основу жизнедеятельности населения. Так, в пищевом рационе населения, за счет продуктов переработки зерна (хлеб, мука, крупа) обеспечивается около 40% общей калорийности питания и почти 50% потребности в белке. Если учесть еще и долю зернофуражных кормов, идущих на производство потребляемых населением продуктов животноводства, то она значительно возрастает [2].
Являясь самой крупной отраслью сельского хозяйства, зерно составляет значительную часть кормовых ресурсов животноводства и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности, во многом определяя тем самым межотраслевые пропорции не только в агропромышленном производстве, но и во всей экономике страны. Не удивительно, что агропромышленный комплекс всегда находился и находится под пристальным вниманием и контролем государства.
В экономической литературе вопросы определения границ вмешательства государства в те или иные экономические и социальные процессы отраслей и комплексов, в т.ч. АПК, а также обоснование методов государственного регулирования носят дискуссионный характер. При этом «государственное регулирование» рассматривают в «узком» и «широком» смысле этого слова:
● в узком понимании оно связано с осуществлением государством практических мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера (прямые запреты и ограничения, субсидии и дотации, госзаказы и госзакупки, господдержка и т.п.);
● в широком понимании — отождествляется с созданием через систему рыночных механизмов благоприятных экокономических условий и предпосылок для направлений хозяйствования, наиболее важных для экономики страны или региона, а также видов деятельности, имеющих стратегическое и (или) социальное значение, но малорентабельных, либо зависимых от экономической конъюнктуры. Государственное регулирование направлено на решение различных задач, выступающих на передний план в тот или иной период времени. В качестве первоочередных задач могут быть: стимулирование экономического роста, формирование межотраслевых хозяйственных пропорций, регулирование занятости населения, поощрение прогрессивных сдвигов в региональной структуре, поддержание экономического равновесия с помощью экспорта или импорта товаров, либо ресурсов, в т.ч. капитала.
Мы полагаем, что основными принципами регулирования развития АПК на современном этапе должны стать следующие:
● преимущественная финансовая поддержка (с помощью субсидий, дотаций, льготного кредитования) тех сфер АПК, которые, вследствие низкой рентабельности, не привлекательны для частного бизнеса, но являются стратегически и социально значимыми для общества;
● комплексность решений правового, финансового, социального характера;
● направленность регулирующего воздействия на экономический рост и снятие социальной напряженности в обществе.
Методы государственного регулирования могут быть прямыми (непосредственное вмешательство в АПК) и косвенными (путем создания экономических стимулов и других интересов). Кроме того, среди методов государственного регулирования можно выделить экономические, социальные, административные и правовые. Экономические методы государственного регулирования предполагают разработку целой системы сложных экономических механизмов, способствующих рациональному использованию имеющихся ресурсов АПК для максимального производства товаров и выгодного их распределения, использования.
Социальные методы государственного регулирования включают целую систему социальных трансфертов и выплат, предназначенных для поддержания слабо защищенных слоев населения.
Административные методы государственного регулирования не всегда связаны с экономическими интересами и реализующими их механизмами. Чаще они основаны на конкретных ограничивающих, запрещающих, жестко контролирующих мерах финансово-хозяйственной деятельности в АПК. Административные методы государственного регулирования включают: лицензирование, квотирование, установление жесткого контроля за ценами, валютными курсами и т.д.
Методы государственного правового регулирования связаны с разработкой норм, правил, методов работы отдельных предприятий отраслевых комплексов в рамках трудового и хозяйственного законодательства. Конкретные инструменты государственного регулирования многочисленны и могут быть условно объединены в несколько групп:
● финансово-экономические: государственные гарантии системы кредитования предприятий и отраслей, страхование рисков, государственные заказы продовольствия для нужд страны и регионов, регулирование минимума доходов и поддержка стабильного платежеспособного спроса населения, дотации и компенсации и т.д.;
● институциональные: формирование рыночной инфраструктуры и системы неэкономических институтов, развитие оптовых и розничных рынков, организаций, ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ и т.д.;
● организационно-экономические: содействие формированию вертикальной, горизонтальной, конгломеративной интеграции предприятий, развитие механизмов лизинга, реализация перспективных инновационных проектов на предприятиях и в отраслях и т.д.;
● научно-технические: содействие проведению фундаментальных исследований и экспериментальных практических разработок, способствующих совершенствованию техники и технологии, научно-методическое консультирование по инновационным проектам и т.д.;
● внешнеэкономические: создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, разработка и реализация протекционистской политики, развитие экспортно-импортных поставок оборудования, продукции и др. по стратегически важным отраслям, предприятиям и т.д.
Следует учесть, что неравномерность развития регионов Российской Федерации предопределяет необходимость дифференцированного подхода к использованию форм, методов и инструментов государственного регулирования развития АПК.
Что же касается собственно зернового сектора агропромышленного комплекса, то, по мнению исследователей, большое значение имеет государственное обеспечение единства инфраструктуры АПК: земельной, организационной, рыночной, технологической. Несомненна также роль государства в создании единого правового пространства в агропромышленной сфере и проведении эффективной внешнеторговой политики.
Таким образом, роль государства в обеспечении устойчивого развития агропромышленного комплекса и его зернового сектора заключается в следующем:
● обеспечение продовольственной безопасности страны;
● экономическое регулирование АПК;
● проведение единой земельной политики в государстве и регионах;
● проведение внешнеторговой политики в агропромышленной сфере;
● проведение структурной политики в агропромышленной сфере;
● проведение технологической политики в агропромышленной сфере;
● обеспечение единого правового пространства в агропромышленной сфере (см. рис. 1.).
Рис. 1. Роль государства в развитии агропромышленного комплекса России

Достижение государственных стратегических целей в сфере развития агропромышленного комплекса невозможно без разработки и реализации долгосрочных комплексных решений в этой области. В качестве инструмента решения данной задачи используется программно-целевой подход, предусматривающий принятие и реализацию целевых программ, направленных на выполнение основных стратегических приоритетов развития той или иной сферы. В рамках программно-целевого подхода, начиная с 2000 г., государством разработаны, приняты и реализуются следующие стратегические программы в сфере АПК:
● Основные направления агропродовольственной политики Российской Федерации на 2001–2010 гг.;
● Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения как национального достояния России на 2006– 2010 гг. и на период до 2012 г.»;
● Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.
Целями государственной программы на 5-летний период являются:
● устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
● повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
● сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов [1].
Будучи, в целом, согласны с мнением тех специалистов, которые отмечают не всегда высокую эффективность расходования выделяемых на выполнение целевых программ государственных средств, мы отмечаем важность и потенциальную плодотворность государственного стратегического подхода к обеспечению развития сельскохозяйственной отрасли. Все вышесказанное в полной мере относится и к зерновому комплексу.
Решение проблем развития зернового хозяйства АПК России тесно связано с укреплением цивилизованного зернового рынка и требует надлежащего законодательного обеспечения. В настоящее время зерновое хозяйство прямо или косвенно регулируется такими законами как:
● Федеральный закон 183-ФЗ от 05.12.98. «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (с изм. на 10 янв. 2003 г.);
● Федеральный закон № 100-ФЗ от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства» (с изм. от 2003 г.) — утратил силу с 1 января 2005 г. на основании ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, однако аналогичные законы приняты на уровне субъектов РФ, некоторые из которых продолжают действовать;
● Федеральный закон № 149-ФЗ от 17 декабря 1997 г. «О семеноводстве» (в редакции 09.05.2005);
● Федеральный закон № 53-ФЗ от 02.12.1994 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изм. от 01.02.2006);
● Федеральный закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (с изм. от 01.02.2006).
В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Российской Федерации на 2001–2010 гг., одобренными на заседании Правительства Российской Федерации, Минсельхозом России был разработан проект комплексного закона о развитии сельского хозяйства, который был принят и вступил в силу (Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Закон обеспечивает создание экономических условий для развития сельского хозяйства и аграрных рынков, определение форм и методов государственной поддержки агропромышленного производства, повышение эффективности использования средств, выделяемых из Федерального бюджета на АПК.
Он предусматривает определение и регулирование экономических условий функционирования аграрных рынков и агропромышленного производства в целом и его основной составной части — сельского хозяйства. В результате реализации закона сельскохозяйственные товаропроизводители должны получить устойчивое нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений с государством, а при их участии в целевых программах — гарантии взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств. В соответствии с данным федеральным законом принято Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы».
По мнению многих участников, активно действующих на рынках зерна и зернопродуктов [3] крайне актуальной в настоящее время представляется подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О зерне», которая обусловлена тем, что существующий Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне» фактически утратил свое целевое назначение, так как Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 2232 приостановлено действие десяти основных статей данного закона [5].
Суммируя вышесказанное, мы считаем важным выделить следующие основные проблемы развития зернового сектора агропромышленного комплекса Российской Федерации на настоящем этапе, которые могут быть полностью или частично решены за счет государственного регулирования отрасли:
1. Разбалансированная качественная структура товарного зерна и вытекающая отсюда недостаточно высокая конкурентоспособность российского зерна на международных рынках, а в перспективе (в случае вступления в ВТО) и на внутреннем рынке.
2. Низкое техническое оснащение сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое сочетается со старением техники и оборудования.
3. Низкий уровень и нестабильность цен на товарное зерно.
5. Недостаточно развитая рыночная инфраструктура в сфере торговли зерном.
6. Высокая себестоимость производства зерна и продукции из зерна, снижающая конкурентоспособность продукции, наличие тенденций к дальнейшему росту себестоимости;
7. Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, даже с учетом дотаций и компенсаций, который не обеспечивает получения достаточной прибыли для ведения расширенного воспроизводства за счет собственных средств.
8. Ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам и инвестициям, высокая стоимость кредита.
9. Низкий уровень селекционной работы в зерновом секторе.
10. Низкое качество человеческих ресурсов и наличие серьезных социальных проблем на селе.


Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 г.: Официальный портал министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Электронный ресурс: адрес в Интернете http://www.mcx.ru/documents/document/show/1348.145.htm.
2. Минашкин А.Н. Развитие зернового производства в России. Электронный ресурс: адрес в Интернете: http://www.zol.ru.
3. Осипов А.Н. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности зернового производства Монография. — М.: ФГУ РЦСК, 2007.
4. Официальный портал министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Раздел аналитической информации. Электронный ресурс: адрес в Интернете http://www.mcx.ru/index.html?he_id=681.
5. Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О зерне» / А.И. Алтухов, П.С. Винтовкин, В.М. Мовчан, В.Е. Юдин, Г.С. Зелинский и др. — М.: ООП ФГУЭП ЭФЕС, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия