Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Переверзева Т. А.
доцент кафедры экономики торговли Санкт–Петербургского торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Формирование институциональной торговой политики
В статье рассмотрены вопросы определения институциональной торговой политики, как механизма управления, оказывающего влияние на институты, институциональную среду. Предложена общая схема составляющих институциональной торговой политики, включающая цель, задачи и частные механизмы реализации институциональных изменений. Оценка результативности институционального регулирования производится на основе данных постоянного мониторинга институциональной среды с помощью рейтинговых таблиц
Ключевые слова: институциональная торговая политика, институциональная среда

Институциональная политика рассматривается в экономической литературе неоднозначно. Одни авторы говорят о целесообразности включения институциональной составляющей в стратегию развития предприятия [2, 5], другие, применительно к экономической организации, пытаются выделить два вида институциональной политики: внешнюю (общефедеральную, региональную, муниципальную, межфирменную) и внутреннюю (внутрифирменную, внутрипроизводственную).
Расхождение существует в трактовке взаимодействия институциональной среды и институциональной политики. Например, А.Д. Максимов считает, что совокупность адаптационных реакций и воздействий на институциональную среду формирует институциональную политику, при этом институциональная политика производна от влияния противодействующих факторов [1]. Д. Мэхон и др. [2] считают, что в ряде случаев традиционные технологии оказываются неэффективными, поскольку определяющим фактором, влияющим на деятельность организации, оказываются изменения в политической и социальной составляющих окружающей среды.
На наш взгляд, такой широкий спектр суждений связан с отсутствием попыток использовать положения фундаментальной теории политики [4]. Нам представляется более предпочтительным для исследований использование определения, характеризующего политику как деятельность институтов, в которых воплощается власть. Отсюда формируется определение институциональной политики как управления институтами, институциональной средой с помощью различных методов.
Приведенное определение институциональной политики изначально предполагает необходимость формирования механизма управления, оказывающего влияние на институты, институциональную среду, с использованием различных комбинаций методов воздействия на порядок институционализации.
Содержание институциональной политики в торговле предполагает, с одной стороны, обеспечение действенности институтов, с другой — совокупность направлений и методов контроля за функционированием институтов. Этот процесс должен носить ситуативный характер и учитывать реально сложившиеся ограничения в организации работы институтов, исходя из: целей развития хозяйствующих субъектов; источников возникновения неформальных институтов; несостоятельности рынка в решении конкретных проблем, например, кредитно-финансовых; реальных возможностей формальных институтов.
Институциональная политика должна исходить из экономической политики, т.к. она отражает общественный строй и экономическую структуру общества. Экономическую систему невозможно понять без объяснений того, кто и с какими целями осуществляет институциональную власть. Этот тезис мы выдвигаем исходя из теоретических положений В. Ойкена об экономической теории и экономической власти. Он пишет: «Если экономическая теория разработана правильно, то она не только совместима с проявлениями экономической власти, но и абсолютно необходима для познания феномена экономической власти» [3, с.252]. Следовательно, важной характеристикой институциональной политики является ее зависимость от принятого экономического порядка, который проявляется в существовании различных конкретных экономических условий на федеральном, региональном, отраслевом уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов.
Все многообразие устремлений отдельных отраслевых, региональных, межотраслевых групп должно получить свое отражение в институциональной торговой политике, которая становится главным механизмом, приводящим в действие институциональную среду. То есть институциональная политика — это не адаптация к институциональной среде, не производная от результатов различных противодействий. Она — механизм отстаивания интересов субъектов рынка в формируемой институциональной среде.
В зависимости от масштабности можно выделить институциональную торговую политику: государственную (на макроуровне), региональную, отраслевую и субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи при ведущей роли институциональной торговой политики государства, которая определяет условия формирования институциональной деятельности на всех уровнях. Общий механизм функционирования институциональной среды, представленный в виде институциональной торговой политики, предполагает наличие частных механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность институциональной среды. Для целей нашего исследования представляет интерес механизм, обеспечивающий эволюционность, последовательность функционирования норм и институтов, и обеспечивающий порядок в организации функционирования институциональной среды при постоянной организационной ее трансформации в целом и по ее составляющим в лице хозяйствующих субъектов.
Общая схема составляющих институциональной торговой политики для всех уровней может быть представлена следующим образом — определение цели, задач и механизмов реализации институциональных изменений.
Целью является развитие институциональной деятельности, направленной на подъем экономики и повышение ее эффективности.
К задачам следует отнести:
— обеспечение сбалансированности воспроизводственной структуры экономики;
— реализация программы по эффективному мониторингу институциональной среды;
— формирование и поддержка устойчивости институциональных систем и сред;
— обеспечение сочетания интересов хозяйствующих субъектов, групп специальных интересов с публичными интересами;
— выбор и поддержка отдельных интересов и норм;
— формирование и разработка институтов — показателей, характеризующих функционирование институциональной деятельности;
— трансплантация институтов и норм;
— проектирование институтов и норм.
Общий механизм управления институциональной средой, очерченный принятой институциональной политикой, одновременно предполагает частные механизмы по реализации власти, определяющие порядок, эволюционность развития и условия функционирования институциональной среды при постоянной ее трансформации.
Прежде чем рассматривать указанные механизмы управления институциональной средой, необходимо произвести общую оценку состояния институциональной среды. Результативность общего механизма управления должна получить отражение на основе данных постоянного мониторинга институциональной среды с помощью рейтинговых таблиц.
Таблица 1
Система определения рейтинга институциональной среды

Предлагаемая методика определения рейтинга институциональной среды представляет собой способ агрегации частных показателей в более общий, характеризующий относительные позиции хозяйствующих субъектов или территорий в части влияния на экономическое развитие. Она включает следующие этапы.
Первый этап — отбор рейтинговых показателей, значения которых постоянно связаны с количественной оценкой институциональной среды. Отбор осуществляется на основе теоретического и практического анализа. Каждый показатель должен характеризовать свойство или фактор институциональной среды. С учетом рассмотренных факторов, оказывающих влияние на институциональную среду, мы считаем целесообразным использовать следующие показатели, представленные в табл. 1.
Второй этап методики формирования рейтинга институциональной среды предполагает начисление баллов по каждому из факторов (показателей), исходя из принятого размера шкалирования. Суть шкалирования состоит в приведении показателей, измеренных в разных единицах к безразмерным величинам. Балловую классификацию показателей по определению рейтинга институциональной среды предполагается проводить по трехбалльной системе (табл. 2).
Таблица 2
Балловая классификация показателей по определению рейтинга институциональной среды

Третий этап — агрегирование шкалированных показателей в итоговый сводный, который представляет собой арифметическую сумму баллов, рассчитанных на втором этапе. Мы предлагаем следующую классификацию рейтинга институциональной среды.
Безусловно, приведенные характеристики классов рейтинга институциональной среды не могут жестко выполняться, возможны и скачки по уровням отнесения показателей. Сводные балловые оценки и соответствующие им классы рейтинга институциональной среды позволяют властным структурам оценивать свои возможности по управлению экономическими процессами.
Таблица 3
Классы рейтинга институциональной среды


Литература
1. Максимов А.Д. Экономические организации и институциональные аспекты их развития. — Екатеринбург: ИЭ, 2002. Ч.2. Институциональная среда и институциональная политика. 2003. — 75 с.
2. Мэхон Д., Биджелоу Б., Фаэй Л. Политическая стратегия: управление политической и социальной средой // Курс МБА по стратегическому менеджменту / Под ред. Л.Фаэя, Р.Рэнделла. — М.: Альпина Паблишер, 2002 — 608 с.
3. Ойкен В. Основы национальной экономики. — М.: Экономика, 1996 — 349 с.
4. Теория политики / Под ред. Б.В. Исаева. — СПБ.: Питер, 2008. — 460 с.
5. Татаркин А.И., Романова О.А., Ткаченко И.Н. Становление и развитие внутрифирменных институтов корпоративного управления // Экономическая наука современной России. — 2000. — № 3–4. — С.22–34.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия