Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Попов М. А.
соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Условия развития цепей поставок как новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур
В статье рассматриваются условия развития новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур — цепей поставок
Ключевые слова: предпринимательство, хозяйственные связи, цепь поставок

Новые условия предпринимательства, сложившиеся при переходе к постиндустриальной экономике знаний в развитых странах, которые привели к новой форме хозяйственных связей предпринимательских структур — цепям поставок, состоят в следующем.
1. Пятый (информационный) технологический уклад, ставший базой экономики развитых стран во второй половине ХХ века, привел к невиданному усложнению кооперированных связей. В создании современного оборудования, транспортных средств, электронных приборов участвует несколько сотен поставщиков и подрядчиков из разных отраслей, регионов и стран. Координация их деятельности стала особой и весьма важной растущей сферой предпринимательства.
2. Глобализация уже на первом этапе привела к удлинению цепей поставок, переносу стандартных трудо- и энергоемких звеньев технологического цикла в страны с низкой стоимостью рабочей силы и отсутствием жесткого экономического контроля. На нынешнем этапе, когда резко увеличивается наукоемкость и капиталоемкость производства современной продукции, ее производство и сбыт только в национальных масштабах оказывается невыгодным, сокращение жизненного цикла продукции, ее постоянное обновление, сокращение сроков амортизации оборудования делает необходимым выход на мировой рынок и перенос в развивающиеся страны (Китай, индия и т.д.) все большего числа звеньев производства.
3. Информатизация производства коренным образом изменила условия товародвижения, сделав возможным заключение контрактов с партнерами по предпринимательской сети во всем мире. Получил развитие дауншифтинг — работа по индивидуальному графику вне офиса, что привлекло к организации цепей поставок массу индивидуальных предпринимателей. По оценке П.Друкера все это означает переход к новому, посткапиталистическому обществу1.
4. Важное значение для развития цепей поставок имеет новая система организации предпринимательства — аутсорсинг, т.е. передача дочерним, зависимым и самостоятельным фирмам основных, вспомогательных и обслуживающих операций, не относящихся к ключевой компетенции (конкурентоспособным и защищенным в правовом отношении технологиям).
В ряде публикаций аутсорсинг рассматривается как особая система организации бизнеса2, основа рационализации деятельности предприятия3, высокая технология менеджмента4, база диверсификации в условиях инновационного развития5. С 2011 года все части постоянной готовности и военные учебные заведения перевели на аутсорсинг питание персонала и другие услуги.
5. С аутсорсингом тесно связано усиление роли интегрированных структур на товарных рынках6 и развитие теории и практики логистики, которая позволила снизить риск и неопределенность в цепях поставок7, превратить складские комплексы из места из места хранения запасов в организационный центр цепи поставок8.
В ряде переведенных на русский язык зарубежных публикаций логистика рассматривается как основа организации хозяйственных связей современных предпринимательских структур9,10,11. Большое значение имеет переход от общей теории (концепция логистики, принципы и сущность логистического подхода, формирование и эффективность логистических систем) к исследованию методов управления товаро-материальными запасами на мезо- и микроэкономическом уровне12,13,14,15
В ряде российских публикаций на основе теории запасов представлены методы и модели управления потоковыми процессами и товародвижением на всех этапах воспроизвод­ства16,17,18.
Доля издержек, связанных с заключением контрактов, контролем за их выполнением и доставкой товаров в ВВП США сократилась в 1991–2008 гг. с 16,2 до 7,5%, что дает более 40 млрд. долл. экономии в год. Доля товарно-материальных запасов в ВВП США сократилась за эти годы с 24 до 13%, а мировой рынок аутсорсинга достиг к 2009 г. 2 трлн. долл. (см. табл. 1)
Таблица 1
Доля контрактных производителей в мировом промышленном производстве, %
6. Вполне закономерна связь между развитием цепей поставок и инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность.
Инфраструктура, обслуживающая цепи поставок, включает терминально-складские и офисные комплексы. По классификации консалтинговой компании Knight Frank выделяется 6 типов складских комплексов с учетом качества помещений, их близости к транспортным магистралям, наличия современного офиса, системы охраны и пожарной безопасности, организации погрузки и разгрузки, широты ассортимента услуг.
В Санкт-Петербурге в 2000-х гг. по данным компании «Бекар» действовало более 100 складских комплексов площадью 5,5 млн кв. м., однако только 7% из них относилось к классам А и В. Они расположены преимущественно в промышленных зонах вблизи окружной дороги и выездных магистралей, оказывают не только складские и погрузочно-разгрузочные, но и информационные, таможенные. Коммуникационные и другие логистические услуги, в т.ч. ответственное хранение грузов, их маркировка, упаковка, перераспределение, страхование и т.д. услугами специализированных холодильных, фармацевтических, топливных, лесных, строительных и других складов компаний «Лиговское», «Полихим», «Электрокомплекс», «Ниеншанц-логистик» и др. до сих пор пользовались преимущественно иностранные фирмы.
Более 70% складских комплексов относились к классу С (отапливаемые ангары, бывшие промышленные корпуса и т.д.), а 13% — к классу Д (бывшие овощные базы и т.д.). Они не располагают современным погрузочным и офисным оборудованием, холодильниками и т.д., не соответствуют требованиям безопасности, санитарии, температурного режима, организации документооборота.
До 2008 г. инвестиции в складскую, офисную и торговую недвижимость росли на 20–30% в год, доходность превышала 25% в год, несмотря на высокую стоимость строительства (в расчете на 1 кв. м. современного склада она превышала 500 долл. без учета затрат на выделение земельного участка, коммуникации, разработку и внедрение бизнес-процессов, маркетинг и управление объектом). В 2009–2010 гг. в кризисных условиях заполняемость площадей снизилась со 100 до 50%, цена аренды снизилась в среднем вдвое, что привело к спаду инвестиций и ввода площадей. В 2011–2012 гг. ожидается восстановление рынка.
Это делает особенно актуальным моделирование рынка на основе теории кооперативных игр20, позволяющее обосновать кооперацию логистических операторов.
7. Особое значение для развития цепей поставок имеет транспорт, прежде всего скоростной, и мультимодальные перевозки, осуществляемые согласованно несколькими видами транспорта.
Транспортный комплекс России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица — предприниматели:
— осуществление на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;
— ведущие проектирование, строительство, ремонт и обслуживание железных дорог, автодорог и сооружений на них, трубопроводов, судоходных гидротехнических сооружений;
— изготовляющие, ремонтирующие и обслуживающие транспортную технику;
— обслуживающие водные и воздушные пути сообщения, порты, аэропорты и транспортные терминалы;
— проводящие научные исследования и подготовку кадров для транспорта.
В транспортном комплексе России занято свыше 2 млн чел., его основные фонды составляют около 25% к стоимости фондов отраслей материального производства. В России насчитывается около 1 млн км морских судоходных линий, свыше 160 тыс. км магистральных железнодорожных и подъездных путей, 750 тыс. км автодорог с твердым покрытием, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний.
Россия является транспортно-логистическим посредником между двумя крупнейшими центрами мировой экономики — Европейским сообществом (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Транспортный комплекс представляет собой важную сферу производства, где создается ВВП. Для ряда регионов, особенно имеющих выход к морю, этот комплекс может стать основой устойчивого развития экономики, создания дополнительных рабочих мест и увеличения доходов бюджета.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия