Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРАЗИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
Нобуо А.
профессор Центра славянских исследований
при Хоккайдском государственном университете (Япония)


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ЯПОНСКОЙ ТОРГОВЛИ МОРЕПРОДУКТАМИ

Российско-японскую торговлю морепродуктами окружает атмосфера взаимного недоверия и, несмотря на то, что рыбная отрасль была и остается важной областью российско-японских отношений, в ней существует множество серьезных проблем. Одна из них - несовпадение японской и российской таможенной статистики о поставках морепродуктов. Наибольшие расхождения имеются в статистических данных по торговле ракообразными. По японским данным, в 1994-2002 гг. Япония импортировала из России в общей сложности 643,7 тыс. т креветок и крабов стоимостью 52,5 млрд. долл., но из них только 44 тыс. т (0,387 млрд. долл.) зарегистрировано российской таможней. Дело в том, что таможенная граница Российской Федерации охватывает двенадцатимильные территориальные воды, а морепродукты из двухсотмильной экономической зоны зачастую идут за рубеж напрямую, не попадая под категорию экспорта. Эти данные о продаже рыбы и других водных биоресурсов за пределами таможенной границы в российской статистике фактически отсутствуют. Существуют и сложности с пересчетом данных в долларах в данные в иенах. Все это не позволяет однозначно отнести всю статистическую разницу на счет нелегального оборота. И все же очевидно, что начиная с 1992 г. в данной области двусторонних отношений из поля зрения российских государственных органов выпали ресурсные и финансовые потоки, измеряемые десятками миллиардов долларов.
Российская сторона неоднократно пыталась ввести аукционную продажу квот на добычу водных биоресурсов, усилить контроль за промыслом и правилами пересечения границы. Но при современном состоянии российского рыбного хозяйства (падении добычи и переработки, распространении браконьерства, истощении ресурсной базы на фоне роста экспорта) существующая система административного регулирования отрасли оказывается совершенно неэффективной.
От Японии российские власти неоднократно пытались добиться усиления таможенного контроля за импортом рыбы и морепродуктов, а также информации о заходах российских судов в японские порты. (Государственный комитет по рыболовству РФ неоднократно ставил этот вопрос перед департаментом рыболовства Японии). Однако до 2002 г. никаких конкретных договоренностей достигнуто не было. Только после сложных переговоров японская сторона согласилась (с апреля 2002г.) принимать лишь те российские рыболовные суда, у капитанов которых имеется грузовая таможенная декларация (ГТД), оформленная на территории России. Японская сторона ссылалась при этом на закон "О регулировании иностранного рыболовства" (1967года), запрещающий заход иностранных рыболовных судов в японские порты для выгрузки улова. Тем не менее ситуация осталась неурегулированной, т.к. в Японию начали заходить не "рыболовецкие", а "грузовые" суда (и не обязательно под российским флагом), на которые этот закон не распространяется. Капитаны судов при таможенном досмотре предъявляли ГТД, но японская таможня, поскольку она не участвовала в переговорах с российской стороной, ответственности за проверку подлинности ГТД не несла. Департамент же рыболовства Японии не имел (и не имеет) законных оснований для регулирования захода таких иностранных грузовых судов. В итоге меры по предотвращению нелегального промысла и ввоза российских морепродуктов не дали ожидаемых результатов.
Почему торговля морепродуктами никак не поддается ни японскому, ни российскому административному контролю? По-видимому, имеет смысл взглянуть на ситуацию с экономической точки зрения. В 1992-2002 гг. объем импорта рыбы и других водных биоресурсов из России увеличился в 1,6 раза. Но одновременно имело место снижение импортных цен. По японским данным, в 1994 г. средняя цена, например, 1 кг ракообразных составляла 13,2 долл., в 2001 г. она упала до 6,0 долл., т.е. более чем в 2 раза. Российским экспортерам пришлось компенсировать потери от снижения цен поставкой все большего количества морепродуктов, а это опять отрицательно повлияло на цены. С моей точки зрения, единственным возможным выходом из данного порочного круга является участие российских экспортеров в процессе ценообразования на японских рынках.
На японских оптовых рынках морепродуктов торги осуществляются между двумя группами участников. Первая группа - оптовики работает по контрактам с производителями и на торгах представляет их интересы, вторая группа - посредники - представляет розничных торговцев. Сейчас подавляющее большинство российских экспортеров не принимает никакого участия в работе оптовых рынков, просто отдавая груз на причалах импортерам. Последние выступают в роли дополнительного посреднического звена. Они сбывают товары через оптовиков и не заинтересованы в участии российских партнеров в этом процессе.
И все же в настоящее время есть реальная возможность изменить ситуацию на японских оптовых рынках, поскольку уже в 2000 году импорт из России составил 39,8% предложения краба на японском рынке (в 1990 г. - всего 6,5%). При этом, объем крабового импорта из других стран в 1990-2000 гг. сократился на 16,4%. Большая, если не сказать монопольная, доля российских поставок позволяет японским оптовикам заключать контракты с российскими поставщиками, минуя импортеров - посредников, от которых российские компании уже давно хотят избавиться.
Для реализации этой идеи, которая сегодня может показаться многим "заинтересованным лицам" фантазией, нужны три условия: во-первых, создание единой организации экспортеров краба всего российского дальневосточного бассейна, т.е. объединение рыбаков не по субъектам федерации, а по объектам промысла; во-вторых, твердая решимость членов организации, в случае необходимости, приостановить крабовую путину хотя бы на неделю (этого достаточно, чтобы японские оптовики вышли на переговоры с представителями российских экспортеров); в-третьих, принципиально важно четкое понимание российскими рыбаками экономической целесообразности и необходимости таких действий.
Конечно, оптовики потребуют, чтобы российские экспортеры разделяли с ними риски, связанные с изменениями рыночной конъюнктуры. Но лучше это, чем столкновение с проблемой падающих, причем не только в Японии, цен. К тому же информация о состоянии рынков сообщается ежедневно, в том числе и в Интернете, что может дать надежные ориентиры для работы российских рыбаков.
Действенное участие в ценообразовании на крабовом рынке Японии может стать первым шагом на пути к эффективной транснационализации рыбной отрасли Дальнего Востока России и позволит ей устойчиво развиваться не за счет увеличения физического объема экспорта, а за счет стабилизации экспортных цен. В свою очередь, это поможет и японской перерабатывающей промышленности освободиться от постоянного страха перед возможным прекращением поставок морепродуктов из-за истощения ресурсной базы.


В подготовке статьи принимал участие А.Белов, представитель журнала в Японии

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия