Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Зенченко И. В.
старший преподаватель кафедры менеджмента Орского гуманитарно-технологического института, филиала Оренбургского государственного университета

Управление бизнес-процессами на машиностроительном предприятии
Приведена оценка бизнес–процесса управления заказами на ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ». Определены основные недостатки в процессе обработки заказов. На основе выводов предложены мероприятия, способные обеспечить эффективное управление заказами
Ключевые слова: бизнес-процесс, управление заказами, процессное управление

Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, вызывают необходимость поиска новых принципов организационного управления производством, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия. Чем интенсивнее проявляется воздействие внешней среды, тем большую актуальность приобретает изучение процессов, происходящих в экономике предприятия, и разработка адекватных инструментов и методов организации управления производством.
С одной стороны, теория управления и организации производства возникает как реакция на общемировые и фундаментальные процессы технико-технологического развития. С другой стороны, отсутствуют адекватные требованиям рынка методы и инструменты, способные оказывать существенное влияние на удовлетворение интересов агентов рынка, выраженные в заказах, соответствующих минимальному периоду отвлечения оборотных средств, как со стороны производителя, так и со стороны заказчика, а также формирующие надежность и гибкость партнерских отношений в условиях переменчивых динамично изменяющихся требований к качеству продукции, что, в конечном счете, тормозит или препятствует устойчивому развитию производства.
Рассмотрим особенности управления заказами на примере крупного машиностроительного предприятия Оренбургской области ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ».
Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ определяет свое положение в отрасли тяжелого машиностроения как производитель оборудования для черной и цветной металлургии, коксохимических производств, горно-обогатительных комбинатов, предприятий топливно-энергетического комплекса, цементной промышленности, складов насыпных материалов и портов.
Эффективную работу концерна обусловили следующие сегменты рынка продаж:
— металлургические предприятия РФ, СНГ;
— предприятия топливно-энергетического комплекса РФ.
Основная особенность всех потребителей продукции, производимой концерном, заключается в том, что это предприятия, потребляющие продукцию индивидуального производства.
Сегодня в машиностроении базой для планирования производства становится заказ потребителя. В этих условиях одна из основных задач предприятия — эффективная организация процесса управления заказами. Оптимальное управление заказами обеспечивает достижение целей и целевых показателей предприятия как субъекта финансово-хозяйственных отношений и объекта вложения средств собственников. Своевременное и качественное выполнение заказов покупателей обеспечивает предприятию лидирующее положение на конкурентном рынке. Блок-схема по обработке заказа отражена на рис. 1.
Рис. 1. Блок-схема обработки заказа на ОАО МК «ОРМЕТО — ЮУМЗ»
Управление заказами в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» начинается с приема и обработки заказов покупателей. Время на выполнение таких процедур, как прием, подготовка, передача, обработка, мониторинг заказа, составляет от 50 до 70% общего цикла его выполнения. Поэтому для повышения качества обслуживания потребителей и скорейшего удовлетворения их ожиданий необходимо сокращать время и количество составляющих цикла за счет более эффективного управления.
Необходимо отметить, что разнородная продукция имеет разные сроки поставок. С каждым клиентом сроки поставок обсуждаются индивидуально: валы с грубой механообработкой и ковши шлаковозные по длительности имеют наименьший производственный цикл (от 2 до 5 мес.); машины же имеют длительный производственный цикл (от 9 мес. до 1,5 лет). За месяц срывы сроков поставок составляет 10-15% от текущего плана. Основными причинами срыва сроков поставок являются: брак, некачественное оборудование, несвоевременное поступление материалов.
Количество контрактов, выполненных в срок, представлено в табл. 1.
Таблица 1
Количество контрактов, выполненных в срок в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2008–2009 гг., тыс. руб.
Как видно из табл. 1, невыполнение плана было по производству машин. В 2008 г. это было производство доменного и сталеплавильного оборудования — план выполнен на 89,9 %; план по производству оборудования МНЛЗ выполнен на 90%, по агломерационному оборудованию — на 86,9%, по рудоусреднительному оборудованию — на 85%. При этом невыполнение плана по производству агломерационного и рудоусреднительного оборудования в 2009 г. усугубляется.
Факторы, оказывающие влияние на выполнение заказов в срок представлены в табл. 2.
Таблица 2
Факторы, оказывающие влияние на выполнение в срок заказов в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2008–2009 гг.
Наибольшее влияние (0,027) на невыполнение заказов в срок оказало отсутствие сырья и материалов, наименьшее влияние — отсутствие необходимого оборудования (внеплановый ремонт, отсутствие моделей и др. причины) — 0,006. Однако зачастую не берется во внимание такой фактор, как срок обработки заказа.
Объем заказов, упущенных в результате несвоевременной проработки, и размер потерь, понесенных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в 2007–2009 гг. представлен в табл. 3.
По результатам табл. 3 видно, что за анализируемый период наибольшее количество потерь произошло по категории оборудование МНЛЗ. Размер понесенных потерь увеличивается с каждым годом. Так, в 2007 г. потери составили 51 148 тыс. руб., в 2008 г. — 56 918 тыс. руб., а в 2009 г. потери составили 83 381 тыс. руб.
Исходя из проведенного анализа управления бизнес–процессами в ОАО «МК ОРМЕТО — ЮУМЗ», можно выделить следующие недостатки в процессе обработки заказов:
1) В ОАО «МК ОРМЕТО — ЮУМЗ», как, впрочем, на большинстве крупных машиностроительных предприятий, процесс обработки и управления заказами не автоматизирован. Ручная обработка заказа не исключает ошибок и увеличивает время изготовления продукции.
2) Отсутствие линейной связи между изменениями, происходящими во внешней среде и основными бизнес-процессами предприятия. В ОАО «МК ОРМЕТО — ЮУМЗ» модернизация оборудования происходит очень низкими темпами, а в условиях быстроразвивающегося рынка необходимо иметь хорошее техническое оснащение, чтобы вовремя удовлетворить запросы клиентов, не только за счет качественного производства продукции, но и за счет своевременной обработки заказа.
3) Большое количество отказов от изготовления продукции происходит по причине отсутствия технической возможности в металлургическом производстве при отсутствии необходимых моделей, по причине нерентабельности производства, что также негативно сказывается на конкурентном преимуществе концерна.
Таблица 3
Объем заказов, упущенных в результате несвоевременной проработки, и размер потерь, понесенных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в 2007–2009 гг.
Одними из наиболее очевидных направлений, способных обеспечить эффективное управление заказами, являются:
— внедрение управленческих инноваций — применение новых бизнес-процессов и управленческих решений, основанных на процессном управлении заказами;
— реализация программы повышения операционной эффективности на основе принципов «бережливого производства», путем устранения узких мест и потерь различного характера. При этом имеется ввиду оптимизация бизнес-процессов с целью исключения избыточных функций и процедур, создающих дополнительную работу и не создающих дополнительной стоимости;
— разработка и внедрение автоматизированной программы управления производством продукции, адаптированной к сборке на заказ и к разработке на заказ, что позволит сократить время процесса обработки заказа: конструирование моделей и подготовка чертежей, общих и узловых спецификаций.


Литература
1. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 319 с.
2. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
3. Ульянова О.Б. Мультипликативно-модульная организация бизнес-процессов производства как основа устойчивого развития предприятия (на примере текстильной промышленности): автореф. дисс. ... на соискание ученой степени д.э.н.: 08.00.05. — Иваново, 2009. — 39 с.
4. Шадрин А. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода // Cтандарты и качество. — 2003. — № 6.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия