| | Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Зенченко И. В. старший преподаватель кафедры менеджмента Орского гуманитарно-технологического института, филиала Оренбургского государственного университета
| |
| | Приведена оценка бизнес–процесса управления заказами на ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ». Определены основные недостатки в процессе обработки заказов. На основе выводов предложены мероприятия, способные обеспечить эффективное управление заказами | Ключевые слова: бизнес-процесс, управление заказами, процессное управление | Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, вызывают необходимость поиска новых принципов организационного управления производством, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия. Чем интенсивнее проявляется воздействие внешней среды, тем большую актуальность приобретает изучение процессов, происходящих в экономике предприятия, и разработка адекватных инструментов и методов организации управления производством.
С одной стороны, теория управления и организации производства возникает как реакция на общемировые и фундаментальные процессы технико-технологического развития. С другой стороны, отсутствуют адекватные требованиям рынка методы и инструменты, способные оказывать существенное влияние на удовлетворение интересов агентов рынка, выраженные в заказах, соответствующих минимальному периоду отвлечения оборотных средств, как со стороны производителя, так и со стороны заказчика, а также формирующие надежность и гибкость партнерских отношений в условиях переменчивых динамично изменяющихся требований к качеству продукции, что, в конечном счете, тормозит или препятствует устойчивому развитию производства.
Рассмотрим особенности управления заказами на примере крупного машиностроительного предприятия Оренбургской области ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ».
Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ определяет свое положение в отрасли тяжелого машиностроения как производитель оборудования для черной и цветной металлургии, коксохимических производств, горно-обогатительных комбинатов, предприятий топливно-энергетического комплекса, цементной промышленности, складов насыпных материалов и портов.
Эффективную работу концерна обусловили следующие сегменты рынка продаж:
— металлургические предприятия РФ, СНГ;
— предприятия топливно-энергетического комплекса РФ.
Основная особенность всех потребителей продукции, производимой концерном, заключается в том, что это предприятия, потребляющие продукцию индивидуального производства.
Сегодня в машиностроении базой для планирования производства становится заказ потребителя. В этих условиях одна из основных задач предприятия — эффективная организация процесса управления заказами. Оптимальное управление заказами обеспечивает достижение целей и целевых показателей предприятия как субъекта финансово-хозяйственных отношений и объекта вложения средств собственников. Своевременное и качественное выполнение заказов покупателей обеспечивает предприятию лидирующее положение на конкурентном рынке. Блок-схема по обработке заказа отражена на рис. 1. | | | Рис. 1. Блок-схема обработки заказа на ОАО МК «ОРМЕТО — ЮУМЗ» | Управление заказами в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» начинается с приема и обработки заказов покупателей. Время на выполнение таких процедур, как прием, подготовка, передача, обработка, мониторинг заказа, составляет от 50 до 70% общего цикла его выполнения. Поэтому для повышения качества обслуживания потребителей и скорейшего удовлетворения их ожиданий необходимо сокращать время и количество составляющих цикла за счет более эффективного управления.
Необходимо отметить, что разнородная продукция имеет разные сроки поставок. С каждым клиентом сроки поставок обсуждаются индивидуально: валы с грубой механообработкой и ковши шлаковозные по длительности имеют наименьший производственный цикл (от 2 до 5 мес.); машины же имеют длительный производственный цикл (от 9 мес. до 1,5 лет). За месяц срывы сроков поставок составляет 10-15% от текущего плана. Основными причинами срыва сроков поставок являются: брак, некачественное оборудование, несвоевременное поступление материалов.
Количество контрактов, выполненных в срок, представлено в табл. 1. | | Таблица 1
Количество контрактов, выполненных в срок в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2008–2009 гг., тыс. руб. | | Как видно из табл. 1, невыполнение плана было по производству машин. В 2008 г. это было производство доменного и сталеплавильного оборудования — план выполнен на 89,9 %; план по производству оборудования МНЛЗ выполнен на 90%, по агломерационному оборудованию — на 86,9%, по рудоусреднительному оборудованию — на 85%. При этом невыполнение плана по производству агломерационного и рудоусреднительного оборудования в 2009 г. усугубляется.
Факторы, оказывающие влияние на выполнение заказов в срок представлены в табл. 2. | | Таблица 2
Факторы, оказывающие влияние на выполнение в срок заказов в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2008–2009 гг. | | Наибольшее влияние (0,027) на невыполнение заказов в срок оказало отсутствие сырья и материалов, наименьшее влияние — отсутствие необходимого оборудования (внеплановый ремонт, отсутствие моделей и др. причины) — 0,006. Однако зачастую не берется во внимание такой фактор, как срок обработки заказа.
Объем заказов, упущенных в результате несвоевременной проработки, и размер потерь, понесенных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в 2007–2009 гг. представлен в табл. 3.
По результатам табл. 3 видно, что за анализируемый период наибольшее количество потерь произошло по категории оборудование МНЛЗ. Размер понесенных потерь увеличивается с каждым годом. Так, в 2007 г. потери составили 51 148 тыс. руб., в 2008 г. — 56 918 тыс. руб., а в 2009 г. потери составили 83 381 тыс. руб.
Исходя из проведенного анализа управления бизнес–процессами в ОАО «МК ОРМЕТО — ЮУМЗ», можно выделить следующие недостатки в процессе обработки заказов:
1) В ОАО «МК ОРМЕТО — ЮУМЗ», как, впрочем, на большинстве крупных машиностроительных предприятий, процесс обработки и управления заказами не автоматизирован. Ручная обработка заказа не исключает ошибок и увеличивает время изготовления продукции.
2) Отсутствие линейной связи между изменениями, происходящими во внешней среде и основными бизнес-процессами предприятия. В ОАО «МК ОРМЕТО — ЮУМЗ» модернизация оборудования происходит очень низкими темпами, а в условиях быстроразвивающегося рынка необходимо иметь хорошее техническое оснащение, чтобы вовремя удовлетворить запросы клиентов, не только за счет качественного производства продукции, но и за счет своевременной обработки заказа.
3) Большое количество отказов от изготовления продукции происходит по причине отсутствия технической возможности в металлургическом производстве при отсутствии необходимых моделей, по причине нерентабельности производства, что также негативно сказывается на конкурентном преимуществе концерна. | | Таблица 3
Объем заказов, упущенных в результате несвоевременной проработки, и размер потерь, понесенных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в 2007–2009 гг. | | Одними из наиболее очевидных направлений, способных обеспечить эффективное управление заказами, являются:
— внедрение управленческих инноваций — применение новых бизнес-процессов и управленческих решений, основанных на процессном управлении заказами;
— реализация программы повышения операционной эффективности на основе принципов «бережливого производства», путем устранения узких мест и потерь различного характера. При этом имеется ввиду оптимизация бизнес-процессов с целью исключения избыточных функций и процедур, создающих дополнительную работу и не создающих дополнительной стоимости;
— разработка и внедрение автоматизированной программы управления производством продукции, адаптированной к сборке на заказ и к разработке на заказ, что позволит сократить время процесса обработки заказа: конструирование моделей и подготовка чертежей, общих и узловых спецификаций. |
| |
|
|