Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Печаткина Е. Ю.
доцент кафедры экономики социальной сферы Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск),
кандидат технических наук


Комплексная система управления предприятием
В статье исследуется комплексная система управления предприятием легкой промышленности. Определены и исследованы следующие системы управления для предприятий легкой промышленности: логистическая система, система управления персоналом, система охраны труда, финансовая система, система управления проектами, система менеджмента качества. Представлена модель системы управления предприятием в целом и ее подсистем
Ключевые слова: управление предприятием, логистическая система, управление персоналом, система охраны труда, финансовая система, система управления проектами, менеджмент качества

В конкурентных рыночных условиях перед промышленными предприятиями встают новые задачи — четкое своевременное выполнение клиентских заказов, управление себестоимостью продукции, снижение издержек.
Современное состояние отечественной экономики, сложность и высокая динамичность внешней среды, возрастающее влияние со стороны конкурентов требуют от промышленных предприятий непрерывного развития, реализации своего потенциала на основе применения современных теорий и методов управления, отвечающих сложившимся экономическим условиям.
Ситуация, связанная с кризисом финансово-экономической системы, складывающаяся на мировом рынке, все больше выявляет недостатки существующей системы государственного регулирования экономикой и доказывает необходимость корректировки его форм и методов в отношении экономического и промышленного развития.
Несмотря на обилие видов организационных структур, а также методов их построения, существуют проблемы создания таких структур, которые не только должны соответствовать целям и задачам организации, но и способны гибко перестраиваться под влиянием определенных факторов, а иногда и успешно противостоять им.
Для решения этой сложной задачи необходимо пойти путем фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования существующих методов работы промышленного предприятия. Для этого необходимо взглянуть на работу предприятия как на совокупность пронизывающих его бизнес-процессов. Рассмотрим концепции различных систем управления.
JUST IN TIMЕ (JIT). Возможность обеспечения поставки материальных ресурсов точно в заданный срок; возможность предсказать спрос на готовую продукцию хотя бы на срок поставки + срок производства;
МRР. Удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю; поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции; планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций; обеспечение потока плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования.
LЕАN РRОDUСTIОN. Логистическая концепция «Lеаn Рrоduсtiоn», по существу, является развитием подхода «just in timе». И включает: высокие стандарты качества продукции; низкие производственные издержки; быстрое реагирование на потребительский спрос; короткое время переналадки оборудования.
MRР II. В основу MRР II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.
Система класса MRР II имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль выполнения плана, затраты, финансы, основные средства и т. д.
ЕRР. ЕRР связывает выполнение основных операций и планирование производства, плановые потребности автоматически передаются к процессу закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый учет автоматически изменяются, а критическая информация об операциях, прибыльности продукции, результатах деятельности подразделений и так далее становится доступной в реальном времени.
СSRР. СSRР использует интегрированную функциональность ЕRР и перенаправляет производственное планирование от производства к покупателю. СSRР предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя. Происходит синхронизация покупателя с внутренним планированием и производством.
Вышеприведенные системы управления используются в основном за рубежом. Применение таких систем в России не дает положительного результата. Рассмотренные системы не охватывают все системы управления предприятием, тем самым возникает необходимость применения нескольких систем.
Организация эффективной системы управления актуальна для российских предприятий легкой промышленности, поскольку необходимо обеспечить процессное взаимодействие различных структурных подразделений, оптимальным образом распределив ответственность в бизнес-процессе. На рис. 1 представлена комплексная модель системы управления.
Рис. 1. Модель системы управления предприятием легкой промышленности

Предложенная модель включает в себя системы управления, необходимые для жизненного цикла промышленного предприятия.
Система менеджмента качества — это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия. Методология создания системы менеджмента качества руководствуется системным и процессным подходами и включает формулировку миссии, политики и стратегии, формирование организационной структуры, реинжиниринг бизнес-процессов, разработку документации, системы корректирующих и предупреждающих действий, проведение аудитов, непрерывное улучшение всех рабочих процессов [5]. Система менеджмента качества — это реальный инструмент непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источник экономических выгод. За счет анализа, контроля, документированности и периодического пересмотра ключевых управленческих и производственных процессов в соответствии с требованиями международного стандарта, в связи с этим обеспечивается лучшая управляемость, прозрачность и непрерывное совершенствование деятельности предприятия.
Финансовая система предприятия — это иерархическая система центров финансовой ответственности предприятия, определяющая их вложенность и экономическую соподчиненность и предназначенная для комплексного управления экономическими результатами деятельности предприятия. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Поэтому финансовая система должна обеспечивать: расчеты финансовых показателей, характеризующих фактические финансовые результаты и финансовое состояние предприятия; выбор правильной методики и достоверные расчеты, позволяющие принимать решения, выбрать правильную стратегию и тактику формирования и использования финансовых ресурсов на будущее, спланировать доходы и расходы, предотвратить банкротство предприятия.
Система управления персоналом, основанная на методологии управления персоналом, предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом [2].
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом — обеспечение кадрами, организацию их эффективного использования, профессионального и социального развития. Увязка интересов отдельных людей с интересами предприятия и ее стратегическими целями представляется наиболее важной и наиболее сложной задачей менеджмента, от успешного решения которой зависит эффективность функционирования фирмы.
Рассмотрим предлагаемую систему управления персоналом (рис. 2).
Рис. 2. Декомпозиция системы управления персоналом

Для блока «Определение потребностей в персонале» [А1] входящим процессом является вакансия на должность, выходящий процесс — собеседование. Выполняется планирование качественной потребности в персонале, выбор методов расчета количественной потребности в персонале, планирование количественной потребности в персонале.
Для блока «Обеспечение персоналом» [А2] входом будет собеседование. Содержание: получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации, разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале, отбор персонала, его деловая оценка. Выход — должностные инструкции. Механизмом является директор.
В блоке «Развитие персонала» [А3] предполагается планирование и реализация карьеры и служебных перемещений, организация и проведение обучения. Выходом является квалифицированный персонал.
В блоке «Правовое обеспечение» [А4] процесса управления персоналом управлением является КЗОТ. Содержание блока: правовое регулирование трудовых взаимоотношений, учет и статистика персонала, информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам, разработка кадровой политики. Выходом будет трудовой договор.
Блок «Мотивация результатов труда» [А5] содержит управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения, управление конфликтами, использование монетарных побудительных систем: оплаты труда, участия персонала в прибылях и в капитале предприятия, применения немонетарных побудительных систем: групповой организации и социальных коммуникаций, стиля и методов руководства, регулирования рабочего времени. Выходом является мотивация.
Для блока «Использование персонала» [А6] входом будут являться: должностные инструкции, квалифицированный персонал, трудовой договор, мотивация. Содержание блока: определение содержания и результатов труда на рабочих местах, производственная социализация, введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности, упорядочение рабочих мест, обеспечение безопасности труда, высвобождение персонала. Выходом является качество управления персоналом.
Методология формирования логистических систем содержит рационализацию процессов управления предприятием путем выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организации.
Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяют различные логистические системы: закупочную, складскую, производственную, маркетинговую, коммерческую, транспортную, распределительную, информационную.
Логистическая система являет собой очень сложный и четко работающий организм, собранный из отдельных органов (элементов). Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники [4].
Рис. 3. Декомпозиция движения производственных материальных потоков

Логистическая система — это адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.
Предлагаемая логистическая система предприятия легкой промышленности должна обеспечивать получение информации: о материалах, о размещении материалов на складах, об изготовлении изделий, о готовых изделиях, о реализации изделий, о компаниях взаимодействующих с производством, о документообороте производства.
Оптимизация материальных потоков внутри предприятий создает материальные блага или оказывает такие материальные услуги, как хранение, упаковка, транспортирование и др.
Логистическая оптимизация материального позволяет снизить совокупные затраты на товародвижение, результат достигается за счет осуществления различных мероприятий.
Логистическая концепция организации производства включает следующие основные положения:
— отказ от избыточных запасов;
— отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
— отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
— устранение простоев оборудования;
— устранение брака;
— устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок.
Логистическая система швейного производства включает управление материальными и информационными потоками на пути от конструкторско-технологической подготовки производства до склада готовой продукции (рис. 3).
Входящим процессом является заказ на изготовление швейного изделия, выходящим процессом — готовое качественное швейное изделие.
В качестве субъекта управления логистической системы швейного производства выступают ГОСТы, ОСТы отрасли. Механизм исполнения включает: нормировщика, конструктора-модельера, закройщика, технолога, кладовщиков.
Система управления проектами — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании объема работ, ресурсов (таких как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), времени, качества и рисков в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенного результата при указанных ограничениях. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от него [1].
Система охраны труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [3].
Для разработки системы управления охраной труда требуется анализ и оценка состояния охраны труда на предприятии. Новый подход к формированию системы основан на принципах доступности, гласности и открытости.
Методология построения новой системы управления промышленным предприятием предполагает системное проектирование каждого подразделения, выявление потоков материальных и информационных, оптимизацию управляемых материальных и информационных ресурсов, планирование, производственные технико-экономические расчеты, стандартизация предприятия.
Использование описанных методологий и концепций осуществляется как комплекс математических задач, в результате решения которых создается интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш.


Литература
1. Методология управления проектами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmexpert.ru/services/consulting/proj_method/
2. Померанцева Е. Модели управления персоналом. Исследования, разработка, внедрение. — М.: Вершина, 2006. — 256 с.
3. Разработка и внедрение системы управления охраной труда и безопасностью [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecoproms.ru/training/security/ohsas18001.html.
4. Сергеев В.И. Описание общепризнанных логистических систем и концепций управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bigc.ru/publications/other/logistics/discr_objepr_log_syst.php.
5. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся специальностям экономики и управления / Под ред. С.Д. Ильенковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-ДАНА, 2009. — 352 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия